Конспект ООД "У весны работы много"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сюлаева Людмила Николаевна

для детей с ЗПР от 6 до 7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект основной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром и развитию познавательно - исследовательской

деятельности и речи

в группе компенсирующей направленности для детей   от 6 до 7 лет

(задержка психического развития)

«У весны работы много».

Сюлаева Людмила Николаевна, учитель-дефектолог

Биксалеева Наталья Николаевна, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 37 города Кузнецка

Цель: создание условий для формирования целостного мировидения ребёнка средствами опытно-экспериментальной деятельности.

         Задачи:

Образовательные:

- активизировать и обогащать атрибутивный и предикативный словарь детей;

         - расширять знания детей о нетрадиционных видах рисования: кляксография, рисование ватными палочками;

Развивающие:

- развивать познавательную активность, любознательность и самостоятельность детей в процессе экспериментирования;

- развивать умение детей приобретать знания посредством практических опытов и умения делать простейшие выводы, излагать свои мысли в понятной для окружающих форме;

- развивать диафрагмальный тип дыхания;

- развивать словесно-логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое внимание  детей.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к экспериментированию;

- воспитывать умение работать сообща, в коллективе детей.

Оборудование: звонок, стихотворный материал, картина с  предметными картинками: солнышко, облака, зелёная травка, подснежники, сосульки, ручей, птицы, картинки по теме «Условия для роста растений», «травянчики», теплицы, лейки с водой, фартуки и шапочки  по количеству детей, альбомные листы, трубочки, гуашь, ватные палочки.

          Ход. 

Психологический настрой:

Дефектолог (звенит в колокольчик):  

Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети в круг (встают в круг)

я твой друг (руки к груди)  и ты – мой друг (протягивают руки друг другу)

Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбаются).

А нашим гостям скажем: «Доброе утро!», «Здравствуйте!»  и подарим тепло наших ладошек.

Дефектолог: Дети, проходите на ковер, располагайтесь удобнее.

Тише, тише, тишина.

Сказка в гости к нам пришла.

Вы, ребята, не шумите,

Сказку нам вы не спугните!

«Жила-была Весна. И пришло её время царствовать, но Зима никак не хотела уступать Весне дорогу. Долго шла Весна тайком, прячась от ветра, вьюг и метелей. Наконец, добралась, разбудила природу от зимнего сна. Подмигнула Весна солнышку – оно засветило ярче, помахала рукой небу – облака заиграли яркими красками».

Звучит музыка и появляется Весна: Здравствуйте, дети! Я – весна - красна.

Дефектолог: Кто знает, почему говорят «весна – красна»?

Ответы детей: Весна красивая. Её приходу все рады.

Весна: Моё время самое волшебное, яркое. А вот и моя волшебная палочка. До кого я дотронусь, тот назовёт, какая бывает весна.

Ответы детей: весёлая, лучистая, зелёная, нарядная, красивая, молодая, волшебная, ласковая, добрая.

Весна: Я пришла к вам  не с пустыми руками, принесла в подарок  картину, которая поможет вспомнить приметы весны.

(На мольберт ставится картина, на столе лежат предметные картинки: солнышко, облака, дерево, ручьи, зелёная травка, подснежники,  птицы).

Дефектолог: Я говорю предложение, а вы, дети, его заканчиваете подходящим словом и подбираете соответствующую картинку.

- Весной пригревает яркое весеннее …(солнышко)

- По небу бегут лёгкие, пушистые …(облака)

- Что весной бежит, журчит?... (ручей)

- С крыши капают …(сосульки)

- На проталинах появляется молодая, зелёная …(травка)

- Распускаются первые весенние цветы…(подснежники)

- Из тёплых стран возвращаются перелётные …(птицы)

Вот такая весенняя картина у нас получилась!

Весна: Молодцы, дети! А я хочу с вами поиграть.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке,

Дружно хлопаем в ладошки.

Поднимаем ручки к солнышку и к тучке.

А теперь смелей, смелей

Перепрыгнем мы ручей.

Весна: Куда же привела нас эта дорожка?  

Дефектолог: Эта дорожка привела вас в лабораторию. Повторяйте за мной:

«Раз, два, три – вокруг себя повернись

И в исследователей превратись!»

(Дети проходят, надевают фартуки, шапочки).

Опытно – исследовательская деятельность «Условия для роста растений».                                                           - Дети, сегодня у нас день экспериментов и …(опытов). Я хочу вам что-то показать (открываю коробку). Что это?                                                                                                                                                                                   Дети: Это игрушка. Это растение.                                                                                                             Дефектолог: Правильно, соединили вместе игрушку и  растение. И назвали  - «травянчик». Как вы думаете, почему? (ответы детей).                                                                                                                                 Дефектолог: Подберите похожие слова к слову «травянчик»?                                                                                     Дети: Травка, травушка, травяной.                                                                                                                                  Дефектолог: Посмотрите на травку, можно осторожно дотронуться. Какая она?                                                                 Дети: Зелёная, молодая, красивая, гладкая.                                                                                                            Дефектолог: Чтобы выросла такая травка, надо правильно ухаживать за «травянчиком».                                             Весна: Можно я подарю вам маленьких «травянчиков»? Дети, выбирайте!                                                            Дефектолог: Какие красивые «травянчики»! У тебя, Матвей, кто? А у тебя, Лера, кто?                                          (Ответы детей).                                                                                                                                                                Дефектолог: Дети, давайте поиграем и  вспомним, какие же условия необходимо создать для правильного роста и развития «травянчиков»? Вы находите нужную карточку и ставите в кармашек.                                                                                                                                                                       Итак, чтобы растение выросло большое и красивое (ставлю карточку с изображением большого «травянчика» в кармашек), необходимо…                                                                                                                              Дети: Поливать растение (ребёнок ставит  карточку с изображением  лейки).                                                             Дефектолог:  Почему растение не может жить без воды?                                                                                   Дети:  Без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость.                            Дефектолог: Возьмите лейки и обильно полейте своего «травянчика».                                                                         (Дети поливают).                                                                                                                                      Дефектолог: Следующим необходимым условием является …                                                                      Дети:  Тепло (ребёнок ставит  карточку с изображением теплицы), чтобы растение быстро росло.                    Дефектолог: Правильно, в тепле все процессы роста  происходят быстрее. Поместите и вы своего «травянчика» в теплицу.                                                                                                                                                    (Дети выполняют).  Что ещё надо растению, чтобы расти?                                                                           Дети: Солнышко (ребёнок ставит  карточку с изображением солнца слева). Когда нет солнца, растение бледнеет и погибает.                                                                                                                                              Дефектолог: Свет имеет большое значение для растений, так как только на свету растения могут хорошо расти, развиваться и образовывать вещество зеленого цвета, поэтому и травка, и листочки зелёного цвета. Давайте поставим «травянчиков» туда, где много солнца.                                                                   (Дети ставят в природный уголок).                                                                                                                          Что означает следующая карточка? (Дефектолог ставит  карточку с изображением солнца справа).                                                                                                                                                                    Дети: Солнышко должно светить со всех сторон.                                                                            

Дефектолог: Итак, дети, что же необходимо для роста  растения?                                                                                                     Дети: Вода. Тепло. Солнце.                                                                                                                                Дефектолог: Да, всем растениям для роста, также как и нам, нужна вода, тепло и солнце.                            Весна: И обязательно им нужна наша забота и любовь. Дети, а вы сможете мне помочь разбудить природу и нарядить деревья в зелёные сарафаны?

Дети: Да!

Самомассаж пальцев.

У весны работы много (трут ладошки друг о друга)

Помогают ей лучи (трут каждый пальчик)

Дружно гонят по дорогам (показ волнистых линий ладонями)

Говорливые ручьи (похлопывание в ладоши).

Выдувание рисунка с помощью трубочки.

Весна: Мы будем рисовать необычным способом - с помощью воздуха и ватных палочек.

« Воздух очень много может

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем –

Капельки раздуем!»      

Садитесь поудобнее за стол. (Дети садятся).

Весна: Посмотрите, я наношу на лист бумаги  несколько капель гуаши. Затем беру трубочку, нижний конец направляю в центр кляксы и дую, раздуваю кляксу от центра вверх – это ствол дерева, а вы выдуйте ветви. (Дети выполняют).                                                                                                        А теперь дорисуем листочки с помощью ватных палочек  способом примакивания. (Дети выполняют).                                                                                                                                                           Молодцы, ребята, интересный получился рисунок. А мне пора  с вами прощаться, нужно еще  в лес заглянуть, да цветы и травку оживить. До свидания.

Итог ООД:

Дефектолог:  Дети, о каком времени года мы говорили сегодня? (о весне)

Какие признаки весны вы знаете? (весной тепло, солнышко  ярко светит,  греет землю, тает снег, бегут ручьи, появляется травка и первые цветы, прилетают птицы из тёплых стран)?

Что необходимо для роста и развития растений? (тепло, вода, свет).

- Молодцы, все были активные и любознательные!

Использованная литература:

1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

3.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД "Мы тоже многое умеем"

Данная работа направлена на воспитание у детей уважительного отношения к своей семье. Интеграция образовательных областей - познание и художественное творчество. Данное мероприятие было проведено в пр...

Конспект НОД (ФЭМП) "Один, много. Круг" для 1 младшей гуппы

Конспект НОД (ФЭМП) "Один, много. Круг" для 1 младшей гуппы...

План-конспект занятия "Один и много"

Задачи:Образовательные:Формировать элементарные математические представленияУчить запоминать небольшие стихотворенияВоспитательные:Воспитывать элементарные социальные навыкиВоспитывать желание к совме...

Конспект по НОД "Один, много"

Конспект занятия по математике во 2-ой мл.гр....

Тематическое занятие к Дню весны и труда «У весны работы много»

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется конспект НОД "У весны работы много" в средней группе...

Тематическое занятие к Дню весны и труда «У весны работы много».

Систематизирование полученных знаний о профессиях и труде взрослых и детей в весенний период....

«Весна пришла, много света принесла»

Сценарий развлечения на тему "Весна"...