Конспект НОД "Невидимка-воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Конспект НОД по экспериментальной деятельности "Невидимка-воздух"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nevidimka-vozduh.docx | 399.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №32 имени генерала Ивана Васильевича Болдина»
Конспект НОД
для детей млашдшей группы
Тема: «Невидимка-воздух»
Выполнила: Авдеева С.В.,
воспитатель.
Тула, 2020 г.
Программное содержание:
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.
- показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения.
-сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха.
-вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
- Развивающие:
- научить детей выполнять элементарные опыты.
- Воспитательные:
- расширить представления о значимости воздуха в жизни человека,
растений, животных.
- формировать начальные экологические представления.
- воспитывать интерес к окружающему, любознательность.
Интеграция образовательных областей:
Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа:
– наблюдения за ветром;
– проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
– эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
– изготовление (совместно с родителями) корабликов с парусами, вееров.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- бокалы с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- салфетки бумажные (по количеству детей);
- веера (по количеству детей);
- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов;
- жидкая гуашь, трубочки, бумага;
- смайлики двух видов на каждого ребёнка;
- Незнайка.
Демонстрационный материал: развивающий мультфильм «Воздух для вдохновения» из серии Смешарики.
Раздаточный материал:
у воспитателя - сундучок с кубиками, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, кусочек кирпича, кусочек губки, комок земли.
у детей - ёмкости с водой, стакан в водой, веер, трубочки для коктейля, губки, полиэтиленовые мешочки (по количеству детей), салфетки бумажные (по количеству детей);
Ход занятия
Организационный момент
В-ль: Дети, сегодня мы будем говорить о Невидимке.
(Звучит лёгкая приятная музыка).
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Нам легко и приятно.
- Дети, внимание! Начнём с небольшого эксперимента. Одной рукой закроем нос и хорошо, плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать.
- Почему вы открыли? Что произошло? Что почувствовали? Какое у вас было ощущение?
(Ответы детей).
В-ль: Я загадаю загадку и, возможно, вы найдёте ответ на ваше состояние.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем!
(Ответ детей - воздух).
Основная часть занятия
В-ль: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы будете делать опыты и, придя домой расскажите родителям и друзьям о том, что узнали на занятии. Я приглашаю вас подойти к этому столу. (Под салфеткой находится сундучок). Чтобы его открыть давайте все вместе скажем волшебные слова: “чок-чок-чок открывайся сундучок”
(дети повторяют слова). Воспитатель открывает сундучок, достаёт оттуда полиэтиленовые пакеты, кубики.
В-ль сначала рассматривает пакет и спрашивает детей: Что находится в пакете?
(Он пустой, плоский).
А теперь давайте наполним его кубиками.
(Дети выполняют, по мере того, как пакет наполняется кубиками, воспитатель обращает внимание детей на то, как меняется форма пакета).
В-ль: Что сейчас в пакете?
Дети: Кубики.
В-ль: Какой стал пакет?
Дети: Большой, выпуклый, он раздулся.
В-ль: Почему?
(Ответы детей).
(Вместе с детьми делается вывод, выпуклость пакета зависит от количества содержащегося в нём вещества).
В-ль: А теперь высыпайте кубики обратно в сундучок. Что осталось в пакете?
Дети: Ничего.
В-ль: Сейчас проверим. Возьмите каждый в руки пакет и делайте как я. Скручиваем пакет со стороны отверстия (дети выполняют действия вместе с воспитателем). Почему пакет снова стал выпуклым? Что его раздуло? Когда пакет может быть выпуклым? Вот загадка, вот сюрприз, кто догадался, что же в пакете?
Дети: Воздух!
В-ль: Сейчас я вот тут сдавлю пакет, а вы прислушайтесь, что происходит. Что вы слышите?
Дети: Шипение, так выходит воздух.
В-ль: А воздух вы видите? Что можно о нём сказать?
Дети: Невидимый.
В-ль: А какой он по цвету?
Дети: Бесцветный.
В-ль: А по запаху?
Дети: Без запаха.
В-ль: Хотя воздух невидим, бесцветен и не имеет запаха, всё-таки его можно обнаружить и кое-что о нём узнать. Я приглашаю вас пройти в нашу “лабораторию”.
Дети садятся к столам.
Практическая часть занятия
Опыт 1. “Обнаружение воздуха”
В-ль: Дети возьмите в руки пустой стакан. Что в нём? (Ответы).
Сейчас мы проверим, действительно ли в стакане ничего нет. Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в воду. Держать стакан нужно очень ровно. Попала ли вода в стакан?
(Ответы детей: да, нет.)
Достаньте стакан из воды и посмотрите.
Дети: стакан внутри сухой.
В-ль: Почему вода не попала в стакан?
(Гипотезы детей).
Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Повторить опыт, поместив на дно стакана бумажную салфетку. Что будет с салфеткой, намокнет она или нет?
(Предполагаемые ответы детей).
Дети выполняют опыт, как в первом случае. Бумажная салфетка осталась сухой, вода её не намочила. Подтвердить вывод: В стакане есть воздух, который не пускает воду.
В-ль: А теперь ещё раз погружаем стакан в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде?
Дети: Пузыри.
В-ль: Откуда они взялись?
Дети: Воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
Опыт 2. “Как увидеть воздух”
В-ль: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?
Дети: Пузырьки.
В-ль: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.
Физкультурная минутка.
Проводится игра “Четыре стихии”.
Дети стоят полукругом. По команде выполняют следующие движения.
Земля - опускают руки вниз.
Вода - вытягивают руки вперёд.
Огонь - прячут руки за спину.
Воздух - поднимают руки вверх. (Повторить игру 3-4 раза).
Дети возвращаются на свои места.
Опыт 3. “Как почувствовать воздух”
В-ль: А ещё мы можем ощутить, почувствовать воздух. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете?
(Ветерок).
Помашите веером над водой. Почему появились волны?
(Ответы детей).
В-ль: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер- это движение воздуха. Когда воздух перемещается над землёй с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер. Перемещаясь, воздух заставляет двигаться и другие предметы. Когда дует ветер, колышатся ветви деревьев, начинает перемещаться вода, образуются волны в морях, озёрах и океанах. Ветер может быть разным, лёгким и приятным, а может быть сильным, порывистым, как ураган. Давайте вспомним стихотворение о ветре, которое мы учили.
Ребёнок читает стихотворение:
Осторожно ветер из калитки вышел;
Постучал в окошко, побежал по крыше.
Поиграл немножко ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
И расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.
Опыт 4. “Воздух есть во всех предметах”
В-ль предлагает рассмотреть губку.
Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах?
Дети: да, нет (мнения разделились).
В-ль: Давайте рассмотрим губку. В ней есть дырочки, отверстия. Как вы думаете, что находится в этих дырочках?
Дети: Не знаем, воздух.
В-ль: Сейчас мы это проверим. Опустите губку в тазики с водой. Дети погружают губку в воду и наблюдают, что появились пузырьки воздуха. В губке тоже есть воздух.
Вывод: Воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.
Заключительная часть занятия
Беседа с детьми.
В-ль: Сегодня на занятии вы узнали много интересного о воздухе. Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. Для чего нужен воздух?
Дети: Мы им дышим!
В-ль: Правильно, воздух нужен всему живому на земле. Если бы не было воздуха, что было бы со всеми нами? (Ответы).
Какой воздух нам нужен?
Дети: Чистый, свежий!
В-ль: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, в парке, в горах, на море.
В-ль: А что значит чистый воздух?
Дети: Это когда легко и свободно дышится.
В-ль: Всегда ли нам воздух друг?
Дети дают разные ответы.
В-ль: А где бывает грязный воздух?
Дети: Рядом с заводом, где из трубы идёт дым, где много машин, где сильный ветер поднимает пыль и трудно дышать и т.д.
В-ль: А что значит грязный воздух?
Дети: Это когда трудно дышать, когда кашляешь и задыхаешься.
В-ль: Что нужно делать, чтобы воздух был чистым, и легко дышалось людям, животным, растениям?
Дети: Сажать больше деревьев, беречь леса, парки и скверы, поливать асфальт водой от пыли и т. д.
Рефлексия.
В-ль: О чём мы сегодня говорили на занятии?
(о воздухе).
Что интересного мы с вами узнали о воздухе? Какой он?
(невидимый, прозрачный, лёгкий, без запаха, бесцветный, нужный для жизни).
Что вам понравилось больше всего на занятии?
(Ответы).
В-ль: Мне тоже понравилось, как вы сегодня занимались, как отвечали на вопросы, как выполняли задания.
(Воспитатель отмечает индивидуально детей)
Ребята, а я вам приготовила сюрприз. Но чтобы получить сюрприз надо отгадать загадку.
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет- любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
Правильно! Это воздушный шар! Держите ваш сюрприз.
На этом наше занятие закончилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....