Экологический проект «Дикие животные Донского края»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе исходящего, прежде всего от деятельности человека. В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать.
Кто виноват в этих нарушениях?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dikie_zhivotnye_donskogo_kraya.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
Подготовительная группа
Автор: Омельянчук Е.Е воспитатель высшей категории
«Дикие животные Донского края»
с. Новотроицкое Азовский район Ростовская область
2017год
1. Введение
Прекрасна жизнь в донских краях,
В придонье, на лугах, степях...
Прекрасен Дон, и нет прекрасней мига,
Когда природы ты читаешь книгу.
А если лебеди в краю живут,
Без страха по воде плывут...
Знать жизнь прекрасна на Дону!
Любите Родину свою!
Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привёл к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе исходящего, прежде всего от деятельности человека. В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать.
Кто виноват в этих нарушениях?
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Реки, луга, степи с разнообразием растений и животных – богатство нашего Донского края. Его надо беречь. О родной природе, о ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных , необходимо с ранних лет внушать, ребёнку, что любить природу - значит творить добро. В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с животными родного края, формированием знаний о них
Цель: Познакомить детей с разнообразным и удивительным миром диких животных Ростовской области.
Задачи:
1. Изучить многообразие диких животных донского края: среда обитания, существенные и отличительные признаки животных, их повадки, разнообразие окраски.
2. Познакомить детей с охранной деятельностью, проводимой в Ростовской области. «Красная книга диких животных Ростовской области».
3. Развивать познавательный интерес, любознательность и наблюдательность. Формировать у детей умение социальной, практической деятельности.
4. Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к представителям животного мира, интерес, желание больше узнать о диких животных Ростовской области
• Актуальность: Богат и разнообразен животный мир Ростовской области. Долг каждого человека – бережно относиться к природе родного края Изменения, происходящие в природе, связанные с деятельностью человека, привели к исчезновению или сокращению численности животного мира Ростовской области. Экономика области испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения. Настоящей работой мы хотели обратить внимание на проблему повышения экологической грамотности детского населения
• Значимость: Вовлечение детей в организацию и реализацию проекта «Дикие животные Донского края», позволит дошкольникам увидеть возможность участия человека в рациональном использовании природных биоресурсов без нанесения ущерба окружающей среде, сохраняя ее будущим поколениям; научит детей добывать знания путем самостоятельной деятельности: просмотр теле и видео передач, рассматривание фотографий, иллюстраций, чтение статей в энциклопедиях…Участие агитбригады подготовительной группы в проекте , включая участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, в работе по пропаганде экологических знаний у младших дошкольников, что является уникальной возможностью для детей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
• Новизна: Экологического проекта « Дикие животные Донского края» заключается в создании агитбригады «Эколята» обеспечивающей эффективность воспитательного процесса, и личностную включенность детей в событийную жизнь, создание лэпбука, детских презентаций
• Методы: Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми по разным направлениям, включать в него различные методики и технологии.
• Формы:
-региональный компонент
-научность и доступность понятий
- интеграция
• Технологии: проектная технология, в основе которой, лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение.
• Результаты: Итогом проекта «Дикие животные Донского края» стало проведение викторины «Знатоки природы», а также создание агитбригады «Эколята», лэпбук «Дикие животные Донского края»
• Длительность проекта: с 03. 04. 2017 – 14. 04. 2017г.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный
Выделение проблемы: недостаточно сформированные чувства бережного отношения к природе, слабые знания детей о родном крае, диких животных наших лесов, степей, водоёмов.
Планирование проекта:
1. Мониторинг детей по развитию у них познавательного интереса к животному миру.
2. Совместно с детьми определение цели проекта.
3. Планирование предстоящей деятельности с дошкольниками.
4. Планирование воспитателем разнообразных видов деятельности с воспитанниками.
5. Планирование совместной деятельности с музыкальным руководителем, родителями детей по теме проекта.
6. Подбор методической литературы, детской литературы (энциклопедии, художественной литературы) по теме проекта; дидактических пособий.
7.Деление детей на группы для изучения групп диких животных, обитающих в Ростовской области
1-я группа – «Исследователи».
«Исследователи» собирают нужную информацию о вымирающих животных, занесённых в Красную книгу, используя метод изучения теоретических источников: сбор информации из книг, журналов, энциклопедий, Интернет ресурсов.
2-я группа – «Экологи».
«Экологи»
«Экологи» , используя свой жизненный опыт, создают правила поведения в природе, мини –проекты о животных.
3-я группа - «Художники».
«Художники» создают экологические знаки в поддержку животных, экологические газеты.
II этап – основной
1. Экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников
2. Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;
3. Создание Красной книги диких животных родного края.
4. Беседа «Животные родного края».
5. НОД на тему «Дикие животные Донского края».
6.Чтение художественной и познавательной литературы»: «Заячьи носогрейки» Н. Сладков , «Поющий еж» Н. Сладков , «Проснулись ящерицы и змеи» Г. Скребицкий , «Кузнечик – невидимка» Г. Ганейзер , «Заяц» И. Соколов – Микитов , В. Танасийчук «Слепые землекопы» (Экология в картинках)
7. Совместная работа воспитателя, родителей и детей в создании лэпбука, стенгазет.
8. Рисование «Животные нашего края».
9. Лепка «Лесные жители».
10. Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Пустое место» , «Узнай по голосу», «Охотник и зайцы», « Волк во рву», «Охотники и звери».
Дидактические игры: «Угадай по описанию»,«Охотник», «Четвертый лишний».
11.Просмотр детских презентаций: «Дикие животные донских степей»; «Красная книга Ростовской области».
III этап – заключительный
-Экологическая викторина «Знатоки природы».
-Презентация проекта.
-Совместный анализ проведенной деятельности.
-Обсуждение результата, действий каждого.
План действий по реализации проекта
1 Пополнение в группах экологической развивающей среды в детском саду .
2. Конкурс детских рисунков «Мой край».
3. Викторина с детьми «Знаем ли мы животных нашего края?
4. Презентация стенгазет «Мы голосуем за….!»
5. Экологическая акция «Каждой птичке по домику». Изготовление скворечников .
6. Театрализованное экологическое представление «День Земли».
7. Изучение природы родного края на занятиях , через наблюдения на прогулках.
8. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.
9.Экологическая викторина «Знатоки природы»
10.Экскурсия «Как красива родная Земля»
11.Выступление агитбригады «Эколята»
12.Просмотр научно – познавательных фильмов для детей «Как лиса охотится на мышь», «Заяц – русак», «Лягушка», «Серый волк». Источник - интернет
Формы и методы работы с родителями :
1. Провести консультации для родителей.
2. Каждой семье дать задание для изучения обитателей донских степей, сбора информации.
3. Рекомендовать родителям провести экскурсию в краеведческий музей города Азова и города Ростова-на-Дону, посетить Ростовский зоопарк
4.Викторина; 5. Выставка рисунков 6. Участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках 7. Фотовыставки 8. Изготовление экологической газеты;
Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности:
Познавательная: цикл интегрированных , тематических занятий; рассматривание иллюстраций, альбомов, картин, работа с энциклопедической литературой; целевые тематические прогулки, экскурсии по родному селу; выставки работ детей; составление кроссвордов, ребусов, экологические конкурсы, акции, конкурсы и викторины;
Продуктивная: кружок «Мой край», художественно-творческий кружок «Оригами», изготовление макетов, схем-карт, коллажей , экологические знаки, лэпбуки.
Игровая: квест-игра; игры-путешествия; подвижные игры; сюжетно -ролевые игры; экологические дидактические игры.
Художественно-речевая: выступление агитбригады «Эколята», праздники , игры – развлечения, литературные и тематические вечера, театрализованные представления, инсценировки.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
-Дети знают, что живая природа донской степи многообразна. Они узнают и называют животных, обитающих в донских степях, овладевают знаниями о диких животных нашего края, об их жизнедеятельности в сезонных изменениях природы; обогащение пассивного и активного словарного запаса;
-проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе ;
-возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности,
-обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье
Вывод. В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности... Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках,. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении. Работа над проектом позволила показать детям важность сохранения хрупкого мира природы донских степей , сформировала целостное представление о природе своей малой Родины, научила объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком, делать оценку влиянию и деятельности человека на природу, приобщила детей к проблеме охранных мероприятий, по сохранению и приумножению численности диких животных, обитающих в донском крае.
Мы, дети, будущее Дона,
Земли любимой сохраним дары.
Освободим от грязи рек затоны,
Посадим лес и вырастим цветы.
Мы возродим природный мир, покой,
Прекрасный и богатый край Донской!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский экологический проект : «Дикие животные и птицы нашего края».
Детский экологический проект : «Дикие животные и птицы нашего края».Вид проекта: информационно - познавательный .Продолжительность: краткосрочный.Участники: воспитатели, воспитанники, родители.О...
Красная книга Ростовской области.Животные Донского края.
Цель:Формировать у детей ответственное доброе отношение к родной природе.Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Познакомить детей с Красной книг...
Конспект занятия в средней группе по теме «Дикие животные Донского края»
Формирование у дошкольников познавательных интересов в разных видах деятельности с учетом регионального компонента...
Экологический проект "Дикие животные родного края"
Экологический проект "Дикие животные родного края"...
Экологический проект "Дикие животные Красноярского края".
Проект "Дикие животные Красноярского края"...
Интерактивная игра "Дикие животные Донского края"
Интерактивная игра "Дикие животные Донского края"...
Интерактивная стена "Дикие животные Донского края"
Интерактивная стена "Дикие животные Донского края" (Образовательные области "Речевое развитие", "Познавательное развитие")...