ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Шестиногие малыши»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках. Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shestinogie_malyshi.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Шестиногие малыши»

Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках. Развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Задачи:  

Образовательные:

Уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, о пользе и вреде, приносимой природе.

Развивающие:

Развивать мысленную активность, умственные операции сравнения и общения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру. Воспитательные:

Воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к природе.

ХОД НОД

- Ребята, послушайте загадку:

Светает рано по утрам.                                                                                                                                         Проталины и тут, и там.                                                                                                                                              Ручей шумит, как водопад.                                                                                                                                          Скворцы к скворечнику летят,                                                                                                                                   Звенят под крышами капели.                                                                                                                                   Медведь с еловой встал с постели.                                                                                                                             Всех солнышко тепло ласкает.                                                                                                                                       Кто это время года знает?       (Весна)

-Сейчас, какое время года? (Весна)

_ С наступлением весны многое в природе меняется. И вместе с весной просыпаются маленькие жители. Посмотрите и назовите их. И сейчас мы с вами о них поговорим. Все насекомые такие маленькие, что их трудно разглядеть.  Да и не всех заметить можно, потому что окраска у них такая же,  как и те места,  на которых они любят находиться.                                                                                                             1 слайд ( показать детям  кузнечика на зеленой траве, жук – короед на стволе дерева)

- Отгадайте, кто это? Спина красная, на ней черные круги. С каждой стороны по три ноги.

2 слайд Божья коровка.

- Подползла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок.

- Кто же это? ( тля).

- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред?

- Божья коровка полезна человеку, потому что она поедает тлю, которая губит растения. А тля приносит вред.

 - Как вы думаете, почему божья коровка такая яркая? Ведь ее очень хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит.

- Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Оно то и отпугивает врагов.

- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой? ( выделяет жидкость, похожее на молоко ).

3 слайд. – А вот теперь перед вами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих  «лошадок». Кто тащит « бревно» - иголку от елки, кто гусеницу. Как вы думаете, кто это? (муравьи)

- В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилили и лежат не шевелясь. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной ( жидкостью) кислотой. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.

4 слайд.

- Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают.

- Что делают муравьи? ( муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают», что там скопилось, а за одно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

Физминутка « Насекомые над лугом».

Жу – жу – жу, - жужжит пчела: Я лечу из далека. ( Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками» )

Зу, зу, зу, - комар пищит. ( Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы в перед).

Уф, уф, уф, - как паровоз. Шмель пыхтит, пыльцу повез. ( Ритмично притопывают ногами).

Жук гудит: «Гу – жу, гу – жу, я любого разбужу» (Ритмично хлопаем в ладоши).

- Ребята, прислушайтесь, кто это сильно так шумит: «ж-ж-ж». Летит что-то большое, лохматое. Кто это? (пчела).

- Куда она может лететь? (садиться на цветок, собирает сладкий сок).

- Для чего собирает сок? ( Чтобы у нас был вкусный и очень полезный мед).

- Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? (Трогать ее нельзя, может ужалить и будет очень больно).

- Правильно, пчела как бы говорит и предупреждает: «Не подходи! Ужалю!»

Чистоговорка:

У пчелы, у пчелки почему нет челки?                                                                                                              Отвечаю, почему: Челка пчелке ни к чему.

- Какие насекомые похожи на пчелу? (оса, шмель).

- Они тоже опасны их трогать нельзя!

Чистоговорка:

Са- са- са, са- са- са,- ой – ой – ой летит оса!                                                                                                             Сы- сы-сы, сы- сы- сы, - не боимся мы осы                                                                                                                 Су- су- су, су- су- су – видел кто из вас осу?                                                                                                                    Сы- сы- сы, сы-сы-сы мы не видели осы.                                                                                                                      Са-са-са, са-са-са отгадайте где оса?

- А вот посмотрите, какой распустился красивый цветок. Кто это? ( Бабочка).

5 слайд.

- А что у бабочки самое красивое, яркое? ( Крылья).

- Крылья бабочки очень для нее важны. Почему? ( они покрыты маленькими чешуйками; если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет).

- Если мы посмотрим на крылья бабочки, то увидим просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки.

- У бабочки длинный тонкий  хоботок,. Как вы думаете для чего он ей нужен? (она опускает его во внутрь цветка и пьет сладкий сок).

- Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

- А где у бабочки дом?

-У бабочки нет дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если она живет всего две недели. И за это короткое время ей надо узнать целый мир.

-А у муравья есть дом? Как он называется? (муравейник).

- У пчелы как дом называется? (улей).

Физминутка:

Утром бабочка проснулась,                                                                                                                               Потянулась, улыбнулась.                                                                                                                                                   Раз – росой она умылась,                                                                                                                                                Два – изящно покружилась,                                                                                                                                             Три нагнулась и присела,                                                                                                                                                   На четыре улетела.

- Ребята, бабочки, жуки и мухи никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми.

6 слайд. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. А какая – то часть все – таки уцелеет. И из них появятся…кто? (гусеницы).  Пройдет время, и превратится гусеница… (в куколку).Совсем не подвижную с виду. А из куколки появится…(бабочка). Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят. Как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг… полетит.

7 слайд. Бабочка – капустница

- Если вы на огороде увидите беленькую бабочку, знайте – это превредная бабочка. Если их разведется много, то погибнет наша капуста.

- Сама ли бабочка такая прожорливая и жадная? (нет, гусеницы)

- Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.

8 слайд.

- Послушайте, чей звук: «з-з-з»? (комара).

- Комар с длинным носом, его укусы очень болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны. Но причиняют много неудобств людям и домашним животным.

- Ребята, а сейчас мы загадаем загадки:

Летит,  пищит,                                                                                                                                                              Ножки длинные тащит.                                                                                                                                                Случай не упустит:                                                                                                                                                          Сядет и укусит.                                                                                                                                                             (Комар)

Домовитая хозяйка                                                                                                                                                 Полетела над лужайкой,                                                                                                                                    Похлопочет над цветком –                                                                                                                                      Он поделится медком.                                                                                                                                          (Пчела)

Шевелились у цветка                                                                                                                                                        Все четыре лепестка.                                                                                                                                                             Я сорвать его хотел –                                                                                                                                                               Он вспорхнул и улетел.                                                                                                                                               (Бабочка)

С ветки на тропинку                                                                                                                                                              С травки на былинку                                                                                                                                                Прыгает пружинка –                                                                                                                                                         Зеленая спинка.                                                                                                                                                          (Кузнечик)

Кто над нами                                                                                                                                                                  Вверх ногами.                                                                                                                                                                 Ходит – не страшится,                                                                                                                                                 Упасть не боится.                                                                                                                                                        (Муха)

На поляне возле елок,                                                                                                                                                  Дом построен из иголок.                                                                                                                                                  За травой не виден он,                                                                                                                                                        А жильцов в нем миллион.                                                                                                                            (Муравейник)

Жу –жу –жу                                                                                                                                                                        Я на ветке лежу,                                                                                                                                                                     Я на ветке сижу,                                                                                                                                                              Букву «Ж» все твержу.                                                                                                                                                   Зная твердо букву эту,                                                                                                                                                       Я жужжу зимой и летом.                                                                                                                                               (Жук)

Рефлексия:

- О ком  мы сегодня разговаривали?

-  Насекомые полезные или вредные?

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Английский малышам"

Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа кружка «Английский малышам" является дополнительной образовательной программой социально-коммуникативной и речевой направленности. До...

Дополнительная образовательная программа "Улыбка малыша"

Авторская программа направлена на создание условий для успешной адаптации к дошкольной образовательной организации детей раннего возраста. Программа предназначена для детей раннего возраста и их родит...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности «Лягушата-малыши».

Технологическая карта образовательной деятельностипо теме «Лягушата-малыши»Цель:Формировать познавательную активность, развивать конструкторские способности.Задачи:- учить детей самостояте...

Конспект непрерывной образовательной деятельности " Автомобиль " Малыш" на улице города".

НЕпрерывная образовательная деятельность связана с изучением и закреплением правил дорожного движения....

Практикум для родителей «Образовательная кинезиология для малышей»

Кинезиология, развитие речи, младший дошкольный возраст, психолого-педагогическое сопровождение родителей...

Конструкт организации совместной образовательной деятельности "Подарки Малыша"

Конструкторганизации совместной образовательной деятельности"Подарки Малыша"для детей второй младшей группы ВИД НОД: познавательное развитие.Виды деятельности: игровая, коммуникативная,...