Проект "Удивительная соль" номинация неживая природа
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Если провести исследования, опыты и эксперименты с солью, изучить познавательную литературу, то можно расширить свои знания о соли, как о полезном ископаемом и выявить вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вредна или полезна соль для человечества? | 61.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №92 г. Сочи
«Удивительная соль»
Номинация « Естествознание» (неживая природа)
Участник проектной работы
Калабухов Святослав Игоревич 6лет
Руководитель проектной работы
Григорьян Наталья Седраковна
Старший воспитатель
МДОУ детский сад №92 г. Сочи
Анохина Елена Игоревна
Воспитатель
МДОУ детский сад №92г. Сочи
Сочи 2019
Содержание:
- Теоретическая часть
- Актуальность ……………………………………………………………….3
- Цели и задачи проекта ……………………………………………………..3
- Что же такое соль? …………………………………………………………4
- Основные природные месторождения соли ……………………………..4
- Виды соли …………………………………………………………………..5
- Соль. Польза или вред? ……………………………………………………5
- Интересные факты …………………………………………………………6
- Практическая часть
- Опыт №1 «Соль и мороз» …………………………………………………6
- Опыт №2 «Две рыбки» …………………………………………………….6
- Опыт №3 «Вред соли на организм человека» ……………………………6
- Опыт №4 «Влияние соли на рост растений» …………………………….7
- Выводы ………………………………………………………………………...8
- Приложения …………………………………………………………………...9
- Список источников …………………………………………………….......11
Актуальность
Мы семьёй любим, ходить на море. Купаясь, я обратил внимание, что вода оказывается соленая. Я поинтересовался у родителей: Кто посолил море? Ответ мамы меня удивил: « Не море посолили, а соль добывают из моря». Также я знаю, что соль является самой известной специей, без которой не могут обходиться хозяйки при приготовлении пищи. Воспитатель, на занятии нам рассказывала, что существует огромное множество видов соли, разных по составу и по цвету, множество способов ее использования и что самое интересное, множество мнений – вредна или полезна соль для человечества?
Мне стало очень интересно узнать о соли как можно больше.
Так, появился мой проект под названием «Удивительная соль».
Цель и задачи проекта:
Тема : «Удивительная соль»
Гипотеза: если провести исследования, опыты и эксперименты с солью, изучить познавательную литературу, то можно расширить свои знания о соли, как о полезном ископаемом и выявить вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.
Цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли.
Задачи:
- Изучить литературу, что такое соль. Какими свойствами обладает.
- Выявить полезные и вредные свойства соли;
- Изучить интересные факты о соли.
- Провести серию опытов по изучению свойств и взаимодействия его с отдельными веществами;
- Описать полученные результаты исследования.
Объект исследования: соль
Предмет исследования: свойства и качества соли
Методами исследования:
- сбор и анализ информации по данной теме;
- эксперимент;
- наблюдение.
Материалы о оборудование:
- Источники информации по теме;
- Компьютер;
- Соль поваренная пищевая;
- Материалы для опытов: (два стакана, три банки, сырые яйца(2), соль, вода, стаканчики с почвой, две головки лука).
- Теоретическая часть.
1.Что же такое соль?
Соль - это природное вещество, минерал. Состоит из мелких кристаллов.
Слово "соль" произошло от латинского слова "sal", которое происходит от греческого термина "hals" - означающего "море".
Из детской энциклопедии « Я познаю мир», в «Детской энциклопедии» я узнал, что люди стали использовать соль много тысяч лет назад. Как нашим предкам удалось обнаружить соль в привычном для нас виде – неизвестно. Может быть, это были листья или корни растений, вымытые в водах соленого озера. Может быть, излишки дичи, укрытые от хищников и насекомых в морской воде. А может, первобытный охотник заметил, что животные любят лизать солонцы – белые кристаллы каменной соли, выступающие кое-где из-под земли, и попробовал добавить соль в свою пищу. Наши предки заметили, что соль не только не портится сама по себе, но и предохраняет от порчи другие продукты. Во всяком случае, соль пришлась человеку по вкусу.
2.Основные природные месторождения соли.
Вся соль на нашей Планете тем или иным образом происходит из мирового океана: пересохшие моря, соленые озера и пр.
Соляные пласты могут располагаться и под землей (глубина их залегания может достигать) более 1 км, и на поверхности — в этом случае они часто образуют соляные озера.
Соль находится в природе уже в готовом виде. Но особенно её много в морской воде и в соленых озерах, в больших массах он встречается в виде твердой каменной соли.
Там, где озера высохли, а море отступило, соль засыпало песком и землей. Образовалась суша, а иногда и горы. Под тяжестью верхних пластов соль уплотнилась, стала твердой, как камень. Её и называют каменной солью. Понадобились на это века. Теперь, чтобы добраться до этой соли , прорывают глубокие шахты-копи, соединяют их подземными коридорами. Высота пласта соли под землей достигает иногда 1-1,5 км.
Самое большое озеро, из которого теперь добывается поваренная соль в России — это озеро Баскунчак.
Есть знаменитое месторождение каменной соли в Польше. Недалеко от Кракова расположен город Величка. Там соляные копи существую около 1000 лет. Соляные копи есть в Донбассе, Илецке, Казахстане, на Урале.
3.Виды соли.
Соль бывает поваренная, морская, каменная, мелкая, крупная. В настоящее время существует несколько видов соли: экстра, йодированная, поваренная, морская, черная, диетическая. В магазинах и аптеках нашего города продаются следующие виды соли: экстра, йодированная, поваренная, морская.
Сама по себе соль это не еда, необходимая составная часть пищи. Суточная норма соли для взрослого человека составляет 5грамм, примерно пол чайной ложки, а у ребенка не более 3 грамм.
4.Соль. Польза или вред?
Узнав, много о соли из литературы я захотел поинтересоваться у взрослых и сверстников о том, что они знают о соли.
С воспитателем мы составили вопросы для анкеты. В опросе участвовали воспитанники подготовительной группы № 8, медсестра.
Цель: выявить знания о полезных и вредных свойствах соли.
Вывод: В опросе приняли участие воспитанники подготовительной группы № 8 - большинство ребят знают, что самая полезная соль – морская. А вот о том, какие заболевания вызывает избыток соли и где еще, кроме кулинарии можно использовать соль – почти никто не знает! (Приложение 1,2)
Для того, чтобы оценить влияние соли на организм человека, я побеседовал с медсестрой нашего сада Ольгой Александровной.
Результаты беседы с медработником записал в таблицу. (Приложение 3)
Изучив литературу и статьи в интернете и проведя опрос, мне удалось узнать что:
- соль обладает свойством убивать микробы и бактерии, поэтому продукты долго хранятся.
- соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;
- соль используют, когда засаливают продукты (например: рыбу, сало), консервируют овощи на зиму;
- солью можно мыть посуду;
- солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии;
- с помощью соли можно лечить различные заболевания: простуду, зубную боль.
- для здоровья полезны ванны с морской солью.
Так же соль может приносить и вред. Неумеренное употребление соли очень вредно. Пересолить пищу не просто вредно, а даже опасно. Каждый на себе испытывал: поев чего-то соленого, пить хочется.
Начинают болеть и отекать суставы рук и ног. Из солей образуются камни в организме. Поваренная соль увеличивает нагрузку на сердце, почки, тормозит движение крови по сосудам. При нарушении солевого баланса появляется мышечная слабость, сердечные колики, потеря аппетита, неутолимая жажда, быстрая утомляемость, что естественно мешает полноценно учиться и заниматься спортом.
Соль так же отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях. В природе постепенно соль накапливаясь и плохо вымываясь из почвы, постепенно губит растения.
5.Интересные факты
Оказывается, из-за соли разрушались и образовывались государства, люди устраивали войны. В древние времена соль привозили в Европу издалека. Вот почему соль ценилась очень высоко, наряду с драгоценными металлами, а в Китае – раньше выполняла роль денег.
Соль подавали на стол, как признак богатства и солонку ставили возле самого почетного гостя.
По старинному русскому обычаю, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства.
Также в народе говорят: «Солью сыт не будешь, слезами горя не избудешь». Вот несколько пословиц о соли.
Хлеб да соль – всему голова. Без соли и стол кривой.
Почти, каждому из нас известна похожая поговорка «Слезами горю не поможешь». Слёзы такие же, как соль.
Проведя небольшое исследование, я узнал, что соль: белого цвета, солёная на вкус, растворяется в воде. Я насыпал в блюдечко соль и стали надавливать на нее сухой ложкой и услышал хрустящие звуки. Их можно сравнить с ходьбой по снегу. Сделал вывод, что соль, как снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Техника безопасности. При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала на них.
- Практическая часть
Опыт №1. Соль и мороз.
Цель: Проверить, понижает ли соль температуру воды.
Опыт: Для эксперимента я взял два стаканчика — в одном пресная вода, в другом очень соленая вода. Один стаканчик с пресной водой подписал В (вода), а другой подписал С ( соленая вода). Поставил оба стакана в морозильную камеру. Простояв в морозилке всю ночь, соленая вода так и не замерзла, но в стаканчике образовались кристаллы льда. Пресная вода превратилась в лед.
Вывод: чем более соленая вода, тем ниже температура замерзания. Вот для чего посыпают тротуары зимой.
Опыт №2. Две рыбки
В нашем Чёрном море живет много разных рыбок. Некоторые из них плавают возле самого дна, другие любят выныривать из воды. Я задался вопросом: а можно ли из двух одинаковых яиц сделать таких разных рыбок?
Цель: Доказать, что чем больше в воде соли, тем сложнее в ней утонуть.
Опыт: Сначала превратил яйца в двух красивых рыбок. Нарисовал на скорлупе глазки, плавники и чешую. Теперь мои рыбки готовы к плаванию. Опустил оба яйца в одну банку с водой. Рыбки опустились на дно. Затем взял вторую банку, насыпал в неё соль, размешал и опустил одну из рыбок. Она стала плавать на поверхности.
Вывод: чем больше в воде соли, тем легче в ней плавать. Это объясняется различной плотностью воды – у солёной она больше, чем у пресной.
Опыт №3.Вред соли организм человека.
Цель: проверить как влияет соль на сосуды человека.
Нужны: Соль, вода, нитки.
Опыт: Взяли 3 банки. В № 1 налили пресную воду, №2 налили слабый соляной раствор, № 3 налили сильный соляной раствор. Во все банки опустил нитку. Представили, что нитка – это сосуд человека. И стали наблюдать. Через 6 дней: в банке №1 – без изменений, №2 – нитка стала твердой, №3 – нитка покрылась толстым слоем соли.
Вывод: большое количество соли плохо влияет на сосуды человека.
Опыт №4. «Влияние соли на рост растений»
Цель: определить, влияет ли соль на рост растений.
Опыт: Посадить луковицы в разную почву: в один стаканчик насыпали чернозем, а в другой – смесь чернозема с солью. Наблюдать за ростом. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.
Вывод: В стаканчике, где не было соли, уже на третий день появился росток лука, а в стаканчике, где была смесь чернозема с солью, оставалось все по-прежнему. В больших количествах соль вредна для растений.
Вывод по результатам исследования:
Я очень рад, что участвовал в этом проекте. Соль… Что в ней волшебного? Соль используется не только в пищу, но и в быту, медицине. Проведенные исследования помогли увидеть различные свойства соли.
На примере опытов мы выяснили, что соль хорошо растворяется в воде, может изменять свойства снега, воды. Соль имеет свойство превращаться в кристаллы (кристаллизуется). Кристаллы соли можно вырастить в домашних условиях. Подтвердили, что предметы в соленой воде не тонут и соль снижает температуру замерзания воды.
Соль можно использовать как вещество, замедляющее порчу продуктов.
Она полезна для человека. Однако избыточное потребление соли вредно для человека и растений. Соль в больших количествах наносит вред природе, так как убивает почти всё живое. Соль может быть как другом, так и врагом – тем или другим ее делает сам человек.
Я сделал выводы, что соль действительно удивительная!
Своими знаниями я могу теперь поделиться с друзьями.
Приложение 1
Анкета «Соль вред и польза»
1. Какая соль самая полезная?
А) обычная поваренная
Б) йодированная
В) морская
2. Где используется соль кроме кулинарии?
А) творчество
Б) не знаю
В) косметология
3. Соль польза или вред?
А) не знаю
Б) приносит пользу
В) приносит больше вреда для человека
Приложение 2
Приложение 3
Соль- польза
1.Соль нужна для образования соляной кислоты – важнейшей составляющей части желудочного сока. А без желудочного сока невозможен процесс пищеварения.
2.Соль нужна для работы нервной системы человека, для работы мышц. Дефицит соли проявляется общей слабостью, понижением давления, судорогами.
3.Соль прекращает развитие бактерий, поэтому она является антисептиком.
Соль- вред
1. Соль задерживает воду в организме человека, поэтому нельзя злоупотреблять солью при повышенном давлении, болезнях органов пищеварения, сердца, сосудов, почек. Надо быть осторожным с солью и тем, кто склонен к полноте.
Список литературы
- Буянова. Н.Ю. Я познаю мир: Дет. энцикл. - М.: Издательство АСТ, 2001.
- Дыбина О. В. , Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом.- М., 2006.
- Иванова А.И. «Живая экология».- М., 2006 г.
- Круглов Ю. Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М.: Просвещение, 1990.
- Куркин Е.Б. Детская энциклопедия «Всё обо всём».- М.: Издательство АСТ, 2008.
- Шалеева Г. П. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Филологическое общество «СЛОВО» , 2001.
Интернет - ресурсы
Соль – вред или польза? Интернет: http://prodobavki.com/modules.php?name=articles&article_id=151
www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ...
"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"
1. Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа » с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа»....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...