Специфика работы с календарем природы в старшем дошкольном возрасте
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Чигирина Наталья Анатольевна

В материале отражены особенности ведения календаря природы в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendar_prirody.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика работы с календарем природы в старшем дошкольном возрасте

Формирование представлений о закономерности сезонных изменений в старшем дошкольном возрасте строится на базе конкретных знании, полученных в предыдущие годы.

В старшей группе календари природы становятся более сложными: сезонные явления природы, состояния погоды даются в них более подробно, с помощью условных знаков. При этом календари используются не только для фиксации наблюдений, но и для развития у дошкольников умения их «читать».

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6-7) условных изображений погодных явлений.

Дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени поэтому модель года, дней недели – циферблат со стрелкой. Определение частей суток – круг из 4 секторов (утро, день, вечер, ночь).

При определении температуры воздуха на смену кукле приходит температурная шкала.

Календари природы дополняются дневниками наблюдений (альбомами для фиксации природных явлений) что позволяет детям сравнивать погодные условия в течение сезона. Сюда же помещаются и рисунки детей. Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения его читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям.

Наиболее подходящими могут быть следующие обозначения: дни недели - разным цветом (например, понедельник - фиолетовым, вторник - синим, среда - голубым, четверг - зеленым, пятница - желтым, суббота - оранжевым, воскресенье - красным); погоду - значками натуралистического характера (например, ветер - дерево, наклонившееся в сторону, снег графическое изображение снежинок и т. д,). Пиктограмма тепла и холода в виде человечка (жарко – красным, тепло – желтым, прохладно - зеленым, холодно, мороз - синим)

Графа «Живая природа» заполняется рисунком с изображением растений (дерево, куст, трава, цветы), животных (птицы, насекомые и пр.), встречающихся на участке и в ближайшем окружении. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой» того или иного цвета, например, воробей - коричневая «галочка», голубь - синяя, синица - желтая, снегирь - красная и т. д. Насекомые  - кружочек соответствующего цвета.

Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели и  других погодных явлений.

В подготовительной к школе группе дневник наблюдений  отражают погодные условия в течение месяца. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.

Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку.

Обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

Форма календарей также может быть разной. Календари природы дополняются альбомами с рисунками детей. О наиболее интересных наблюдениях можно организовать выставку рисунков.

В настоящее время разработана целая система самых разных календарей – плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов, использоваться в театрализованных представлениях и, наконец, просто украшать помещения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой природой»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой -природе. Деваться нам от этой те...

Программа «Игрушка как универсальное средство введения детей в традицию национальной культуры.Творчество детей в ритме русского народного календаря» для детей старшего дошкольного возраста

Праграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста с целью приобщения современного ребенка к яркому миру детского творчества в традициях русской народной культуры. В программе та...

Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"

Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....

Система работы по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативных технологий.

Система работы по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста с применениеминформационно-коммуникативных технологий....

Проект- Адвент календарь для детей старшего дошкольного возраста

Новый год - пожалуй, самый волшебный праздник. Ведь как не один другой праздник он пропитан ожиданием чуда, детскими восторгами, затаенными заветными желаниями, он забирается под варежки пушистыми сне...