проект Наши соседи-насекомые
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Наши соседи – насекомые»
Вид проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский.
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (муз. руководитель).
Образовательная область: экологическое воспитание.
Актуальность проблемы: во время прогулки дети заинтересовались, где насекомые. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи – насекомые».
Задачи проекта:
- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передвижения;
- воспитывать бережное отношение к живому;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
- составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Сотрудничество с семьёй:
- Консультации «Как привить любовь к природе».
- Изготовление поделок.
Взаимодействие со специалистами:
- Музыкальный досуг «Наши соседи - насекомые».
План реализации проекта
«Наши соседи - насекомые»
№ | Мероприятия | Участники | Сроки проведения |
Подготовительный этап | |||
1 | Родительское собрание по теме: «Участие в экологических проектах» | Воспитатели, родители | 16 февраля |
2 | Подбор литературы о насекомых | Воспитатели, родители | Февраль, март |
3 | Подбор картинок, фото с изображением насекомых | ||
Основной этап | |||
4 | Занятие: «Путешествие в мир насекомых» | Воспитатели, дети | Март |
5 | Наблюдения на прогулке | Воспитатели, дети | Апрель |
6 | Беседа «Какие бывают насекомые» | Воспитатели, дети | Апрель |
7 | Продуктивная деятельность: лепка «Бабочка», рисование: раскрашивание картинок с изображением насекомых | Воспитатели, дети | Апрель |
8 | Создание альбома для рассматривания «Насекомые» | Родители, дети | Март |
9 | Выставка поделок | Родители, дети | Март |
10 | Организация мини-выставки «Насекомые — любимые игрушки» | Родители, дети, воспитатели | Март |
11 | Оформление дидактической игры | Родители, воспитатели | Март |
12 | Оформление книжной выставки | Родители, воспитатели | Март |
13 | Разучивание стихов и песен, знакомство с загадками о насекомых | Родители, воспитатели, дети | Март |
Заключительный этап | |||
14 | Презентация экологических проектов: - «Пчелка» - «Божья коровка» - «Бабочка» | Семьи воспитанников |
Апрель |
15 | Проведение досуга «Наши соседи - насекомые» | Воспитатели, муз. работник, дети | 20 апреля |
Занятие в младшей группе на тему:
« Путешествие в мир насекомых».
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.
Задачи:
Социализация: воспитывать бережное отношение к насекомым.
Коммуникация: формирование умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.
Безопасность: приобщение к правилам безопасного поведения в мире природы.
Физическая культура: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.
Материал: иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, ; цветы из цветного картона; звукозапись; лепестки с изображением цветов, насекомых, ; магнитная доска.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы отправимся в путешествие в Страну насекомых.
Воспитатель предлагает рассмотреть экологическую тропу.
-Выберете и назовите насекомых на картинках.
-Чем похожи все насекомые?
- Чем питаются насекомые?
- Почему насекомые легко прячутся?
(ответы детей)
Воспитатель: Давайте закроем глазки, и представим что мы в весеннем лесу (звучит музыка «Вальс цветов). Ой, посмотрите, какая красивая полянка. А как много здесь цветов.
Воспитатель: К нам в гости сегодня придёт, а кто, вы узнаете когда отгадаете загадку.
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками. (Ёжик)
Воспитатель: Ребята, ёжик пригласил нас в гости. Но что бы попасть к нему на поляну нам нужно отгадать загадки.
В лугах без устали летает,
Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
(пчела)
Воспитатель: Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»( показывает картинку с изображением пчелы)
Воспитатель: Давайте немного поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые.
Игра
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. Ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указательные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).
Воспитатель: - А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов( показывает картинку с изображением божьей коровки)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я поймать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка).
Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
Физкультурная минутка
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.
Воспитатель:
Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (муравьи)
Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
( картинка с изображением муравья)
( Появляется Ёжик)
Ёжик: Какие вы молодцы. У меня есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. ( Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям: цветы, насекомые).
Воспитатель: Спасибо тебе Ёжик, но нам пора возвращаться в детский сад. (дарим букет из собранных цветов и возвращаемся в группу)
Воспитатель: Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
-Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми.
ВЕСЕННЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
для детей младшего дошкольного возраста
«Наши соседи — насекомые»
Зал тематически украшен. В аудио записи звучит щебетание птиц. Дети заходят в зал, садятся на стульчики.
Ведущий: Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки,
Греет солнышко с утра -
В гости к нам пришла весна!
Весна: Я Весна — красна, бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.
Исполняется песня «Весна пришла».
Весна: Сегодня мы посмотрим как встречают весну наши насекомые.
Не птица, а с крыльями. Над цветами порхает, медок собирает. Кто это?
Дети: Пчелка.
Пчелка: Стихотворение:
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар.
- А тебе не надоело?
- Не наскучило искать?
- Нет!
- Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать.
Я — пчелка. Мы живем большой семьей. Мы трудолюбивые насекомые. Питаемся нектаром цветов, делаем мед. На зиму мы засыпаем. Обитаем в ульях и дуплах.
Проводится игра «Пчелы»(обручи-домики в центре круга, играющие идут по внешнему кругу, приговаривая:
Солнышко проснется -
Пчелка кружит, пчелка вьется.
Собирает свежий мед
И домой его несет.
С последними словами дети стараются занять обруч, кому не хватило, выбывает из игры.)
Весна: У этих жучков красные платьица в черный горох.
На растении они обитают и вредных тлей уничтожает. Кто это?
Дети: Божья коровка.
Божья коровка: Точка, точка,
Два крючочка -
Это лапки у жука.
Справа — точка, слева — точка,
В чёрных крапинках бока.
Я — божья коровка. Меня назвали так потому, что у меня на ножках выделяется молочко. Питаюсь тлёй. На зиму засыпаю.
Исполняется песня про божью коровку.
Весна: В лесу у пня суета, беготня,
Народ рабочий, весь день хлопочет. О ком это?
Дети: О муравьях.
Муравьишка: Я муравей. У меня большая дружная семья. Мы живем в большом доме, который называется муравейник. Хотя я плохо вижу, я с помощью усиков могу ощупать все, что встречается на пути. Питаюсь я травинками и мертвыми насекомыми, а осенью ложусь спать до самой весны.
Проводится игра «Муравьишка спешит домой».
Весна: Над ними трепещут былинки
Им так хорошо и тепло,
У них бирюзовые спинки,
А крылышки точно стекло.
Про кого эта загадка, ребята?
Дети: Про стрекозу.
Стрекоза: Стрекоза, стрекоза -
Любопытные глаза.
То летит она вперед,
То висит, как вертолет,
Над водой голубой,
Над травой луговой,
Над поляной лесной...
Я стрекоза, могу висеть в воздухе, питаюсь насекомыми, я их ловлю налету. Я очень боюсь холода.
Весна: Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
Кто это?
Дети: Бабочка.
Бабочка: Пестрых крыльев лоскутки. Так красивы и легки.
Бабочкой меня зовут, Я летаю там и тут.
От цветка и до цветка, И всегда боюсь сачка.
Ой, ребята не ловите, Пожалейте, пощадите.
Я бабочка. Я питаюсь нектаром цветов. Бабочек очень много и все они разные.
Исполняется песня «Бабочка».
Весна: Вот какие разные насекомые: одни — радуют глаз (бабочка, стрекоза), другие — помогают людям (божья коровка, пчела). И чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наши соседи - насекомые"
Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...
Педагогический проект " Наши соседи - насекомые "
Для педагогов ДОУ...
Педагогический проект " Наши соседи - насекомые "
Для педагогов ДОУ...
Проект "Наши соседи - насекомые"
Проект "Наши соседи - насекомые". Предназначен для детей второй младшей группы....
проект "наши соседи - насекомые".
проект "Наши соседи - насекомые" с примерным планом реализации (3 недели)...
Проект "Наши соседи насекомые"
Экологический проект...
Экологический проект "Наши соседи - насекомые"
Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят б...