Экологический проект во 2-й младшей группе "Здравствуй лето".
проект по окружающему миру (младшая группа)

Суворова Анна Васильевна
1. Формировать у детей умение отличать летние изменения в природе. 2. Формировать у детей умение передавать образы в продуктивной деятельности. 3. Формировать у детей умение слушать и понимать художественное слово. 4. Формировать у детей представления о взаимосвязи природы с человеком. 5. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10508221_proektleto10.docx44.39 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект во второй младшей группе «Здравствуй, лето!»

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный ( 2недели)

Участники: дети второй младшей группы (3-4 лет), родители, воспитатели

Образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Актуальность 

На четвертом году жизни границы вокруг ребенка расширяются, они выходят за пределы семьи. В ходе активного взаимодействия с окружающим миром мировоззрение ребенка значительно расширяется, развиваются познавательные интересы. В 3-4 года ребенок уже пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Благодаря своим наблюдением и объяснением взрослых ребенок формирует элементарное представление об окружающем его мире, о  природе. Поэтому очень важно, чтобы жизнь детей  в этом возрасте была содержательной и интересной. Удивительная и прекрасная пора – лето – предоставляет большие возможности для развития познавательной активности детей. Организованная образовательная и опытно - исследовательская деятельность, дидактические игры способствуют развитию у детей познавательной активности. Режимом дня в ДОУ предусмотрено максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Летом можно наиграться во множество подвижных игр – футбол, волейбол, прятки, горелки, жмурки и др. Лето – самое подходящее время для закаливания детского организма. Большая роль в осуществлении задачи психического и физического развития  в летний период отводится родителям.

Проблема проекта

У детей 3 – 4 лет еще небольшие представления о природных явлениях живой и неживой природы. Возраст  3-  4лет – это время часто задаваемого вопроса: «Почему?» Детям этого возраста трудно без помощи взрослых понять многие явления природы. Данный проект создан с целью формирования у детей представлений о сезонных явлениях природы

Цель проекта: формирование у детей представлений о сезонных явлениях живой и неживой природы в летний период.

Задачи проекта:

  1. конкретизировать и углублять представления детей о лете как о времени года (состоянии погоды, неба, характерных осадках);
  1. учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего летнего времени года и поведением животных, состоянием растительности;
  2. способствовать формированию у детей представления о взаимосвязи природы с человеком;
  3.  способствовать формированию у детей умения экспериментировать;
  4. развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог; обогащать словарный запас детей;
  5. развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;
  6. развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, аппликации, развивать творческие способности;
  7. развивать у детей способность видеть необыкновенную красоту природы и радоваться окружающему миру;
  8.  воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе;

Предполагаемый результат:

  1. Проявление интереса к изменениям, происходящим в природе с приходом лета. Познание о времени года «лето».
  2. Воспитание бережного отношения к природе.
  3. Формирование у детей умений экспериментировать.
  4. Формирование у детей умений взаимодействовать друг с другом и с родителями.

Продукты проекта

  1. Выученные стихотворения о лете.
  2. Аппликация «Божьи коровки», рисунки
  3. Демонстрация мультимедийной презентации (совместно  с родителями)  «Летний день»
  4. Летнее развлечение «В гости солнышко зовет»

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап. Подготовительный

  1. Подготовка и демонстрация мультимедийной презентации «Лето красное – пора прекрасная!»
  2. Дидактические игры «Лето», «Какое время года», «Цветики-цветочки», «Назови птиц» и др.
  3. Подбор иллюстрированного материала «Лето», «Деревья», «Цветы», «Птицы».
  4. Подбор методической литературы по теме.
  5. Подбор художественной литературы по теме.
  6. Подбор песен для детей о лете.
  7. Подбор дидактического материала, наглядных пособий: детские энциклопедии, художественная детская литература, настольно-печатные игры; книжки –раскраски
  8. Подбор выносного материала: наборы для песка, водяная мельница.
  9. Составление перспективного плана проекта.

2 этап. Реализация проекта

Образовательная область

Совместная деятельность  с детьми

Работа с родителями

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Как вести себя на прогулке в детском саду  летом». Беседы: «Насекомые – польза и вред»«Чужие или уличные животные» 

Памятка «Осторожно, ядовитые грибы»«Безопасность ребёнка на улице» Консультация для родителей «Безопасность детей летом» 

Познавательное развитие

Работа с календарём погоды Наблюдение за неживой природой, за изменением растительного мира под воздействием тепла, за птицами, насекомыми на участке. Рассматривание книги «Времена года», детских энциклопедий, альбомов.

Прогулка «Какие цветы растут на клумбе участка?»

Беседы «В мире насекомых», «Птицы звонко поют» (с прослушиванием аудизаписи голосов птиц).

Экспериментирование«Почувствуй воздух», «Влияние солнечного света для жизни на Земле»«Солнечный зайчик»«Свет и тень»,   «Дуем, дуем ветерок»«Сыпучий песок»«Мокрый песок»«Сухой песок», «Песчаный конус», «Рисуем на мокром песке», «Волшебное сито», «Чьи следы?»

Игры с песком: «Строители»

 «Дорога»«Башня».

Игры с водой«Плывет, плывет кораблик», «Тонет – не тонет», «Достань ракушку»

Папка-передвижка «Летние наблюдения»

Д/и«Собери цветок»«Собери бабочку», «С какого дерева листочек»«Назови дерево»; «Какого цветка не стало».

Консультации для родителей«Играем с водой и песком»«Как организовать поисково – познавательную деятельность детей».

Речевое развитие

Рассматривание картинок. Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о лете («Одуванчик» Е.Серова, «Дождик»

«Ромашки»  Е. Александровой)

Разучивание и закрепление потешек, стихотворений о лете.

Пальчиковые игры

«Насекомые»«Бабочка»«Колокольчики»«Дождик»«Жук»«Солнышко-ведрышко».

Чтение потешек «Радуга-дуга, не давай дождя…», «Привяжу я козлика», «Я козочка Ме-ке-ке»«Ой, ду-ду…».

Составить рассказ «Кто живёт в траве?»«Мой любимый цветок».

Консультация для родителей по речевому развитию детей в процессе наблюдений за природой.

Подбор загадок о летних явлениях природы.

Физическое развитие

Подвижные игры на улице.

«У медведя во бору»«Лохматый пес»«Солнышко и дождик»«Ловишки»«Карусель»; «Медведь и пчелки»

Комплексы утренней гимнастики.

Консультация на тему

 «Лето красное – для здоровья время прекрасное»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Божьи коровки». Рисование«Одуванчики»«Нарядные бабочки»«Солнышко лучистое, улыбнулось весело» (на песке). Лепка «Насекомые»«Солнышко», «Птичка».

 Изготовление в технике «оригами» «Гусеницы и паучки»

Слушание и исполнение детских песен о лете: «Бабочки»

(Слова Н. Френкель, Музыка М. Красева) Лето

(Слова Т. Курбатовой, Музыка О. Егоровой), «Солнышко»

(Слова М. Познанской, перевод с украинского Т. Волгиной, Музыка В. Рождественского)

«Летний дождик»

(Слова В. Малкова, Музыка В. Герчик)

«В огороде зелено»

(Слова Л. Вороновой, Музыка А. Филиппенко) и др.

Консультация для родителей

«Как развивать у детей умение слушать музыку»

  1. этап. Результат
  1. Демонстрация мультимедийной презентации «Летний день»
  2. Подготовка к познавательной забаве «Весна пришла»
  3. Проведение познавательной забавы «Весна пришла»
  4. Выставка детских работ
  5. Папка-передвижка для родителей «Лето». Цель: беседовать с детьми о времени года «лето»; наблюдать с детьми за изменениями в погоде; рассказывать детям стихотворения о времени года «лето».

Работа по реализации проекта

Работа по реализации проекта проходила совместно  с детьми и их родителями.  У детей сформировались представления о том, что для жизни на Земле нужно солнце. Благодаря солнцу живут люди, растения, животные. Беседы и наблюдения проходили на улице, во время прогулок дети учились выделять характерные особенности цветов, деревьев, насекомых, наблюдали за дождем, ветром, солнцем, воздухом, облаками, тучками.

Чтение и разучивание стихотворений, потешек, закличек во время наблюдений воспитали у малышей желание эмоционально откликаться на красоту окружающей природы. С большим увлечением дети включались в опытно-экспериментальную деятельность. Из опытов дети узнали о влиянии солнца на жизнь, о свойствах воды и песка.

При ознакомлении с художественной литературой дети учились отвечать на вопросы по содержанию стихотворений. Чтение произведений проходило на свежем воздухе.

При формировании физической культуры  дети учились самостоятельно выполнять обще развивающие упражнения. Развивались творческие способности при выполнении двигательных действий. Дети с удовольствием занимались физкультурой на свежем воздухе.

Комплексы утренней гимнастики способствовали активизации двигательной активности детей, поднимали настроение детей. «Превращаясь» в бабочек, жучков, паучков, имитируя «походы» в лес, к солнышку дети получали новую информацию, выполняли все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем. Дыхательные упражнения являются профилактикой заболеваний дыхательной системы, а упражнения на снятие психо эмоционального характера развивают умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

В рисовании у детей закреплялись умения рисовать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми при создании коллективной композиции.

На лепке дети учились надавливающими движениями указательного пальца размазывать пластилин на картоне и изображать солнце, лепить птичку.

Специально подобранные пальчиковые игры на летнюю тематику забавляли детей. Такие игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений, активизируют речевые навыки, память, мышление и пробуждает творческое воображение и внимание.

Подвижные игры на улице играют огромную роль в решении воспитательных, образовательных, развивающих задач. Игровые ситуации и правила игры, заставляли детей двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия. Подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогали детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира.

Дидактические игры и упражнения развивали у детей психические процессы, любознательность, усидчивость, обогащался и активизировался словарь. Воспитывался интерес к словесным и настольно-печатным дидактическим играм.

В результате реализации проекта у детей расширился кругозор, они многое узнали об окружающем их мире, углубились их представления о лете как о времени года. Дети узнали о жизни растений, птиц и животных летом. У малышей проявился интерес к изменениям, происходящим в природе с Дети научились проводить эксперименты с водой и песком. У них развивалось умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог; обогатился словарный запас детей. Дети любовались прекрасной летней природой. Родители принимали активное участие  в реализации проекта.

Консультация для родителей 2 младшей группы на тему

 «Лето красное – для здоровья время прекрасное»

Здоровье ребенка, по мнению врача-педиатра Е.О. Комаровского,  «в гораздо большей степени зависит от мамы и папы, чем от всех педиатров, вместе взятых». Здоровье ребенка – одна из первоочередных задач, стоящих перед его родителями.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент физического здоровья: происходит созревание и усовершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним влияниям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, формируются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни

Лето – прекрасная пора для укрепления детского здоровья, для закаливания, для различных игр. Любая игра содействует воспитанию целого ряда качеств, требует участия разных органов и психических процессов, вызывает различные эмоциональные переживания.

Летом можно наиграться во множество подвижных игр – футбол, волейбол, прятки, горелки, жмурки и др. Лето – самое подходящее время для закаливания детского организма. В теплую, солнечную погоду можно вдоволь наплескаться водой, искупаться в речке, в бассейне.

Воду в тазик я налью,

Горстку соли растворю,

Лучше соли не простой,

А особенной — морской!

Мама мягкой рукавицей

Оботрет меня водицей,

Спину, руки, шею, грудь.

Скажет мне «Здоровой будь!»

Систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды является прекрасной закалкой для детского организма.        Закаливающие процедуры могут быть разными: можно обтираться специальной махровой рукавичкой. Это очень полезная процедура — улучшается кровообращение. После обтирания нужно насухо растереть кожу махровым полотенцем.

Летом воздушные ванны проводятся на свежем воздухе при температуре не ниже 18 °С в тени или под тентом. Начинать надо с 5-10 мин и постепенно увеличивать продолжительность до 2-3 ч.

Закаливание водой проводят осторожно и постепенно. Начинают с простых процедур – умывания холодной водой, обтираний, мытья ног.

Полезно ребенку ходить летом босиком  по участку загородного дома. Очень полезно походить малышу по воде ручья или мелкой речки с каменистым или песчаным дном.

Ранним утром по траве,

По кудрявой мураве,

Что обрызгана росой,

Бегать я люблю босой!

Приветствуются и солнечные ванны, которые проводят с большой осторожностью. Делать это необходимо один  раз в день через 1-2 ч после завтрака. Лучшее время для принятия  солнечных ванн – с 10 до 12 ч. Температура воздуха в тени должна быть не ниже 18-20 °С. На голове у ребенка обязательно должна легкая панама, кепка, платочек.

Регулярность, систематичность проведения закаливания, сочетание  воздушных и солнечных ванн с обливанием и купанием обеспечивают его эффективность.

Нужно помнить о том, что перерывы в закаливающих процедурах могут свести на нет все старания родителей.

Временно отказаться от закаливания следует в том случае, если ребенок заболел. После выздоровления нужно  обязательно постепенно их возобновить.

Важнейшие составляющие профилактики заболеваний, укрепления здоровья и повышения активной работоспособности детей — это спорт и физическая культура, подвижные игры.

У каждого из нас множество дел, которые требуют физических усилий, надежной закалки. Именно поэтому мы всегда должны стремиться к развитию таких физических качеств как сила, выносливость, ловкость, быстрота реакции.

Испытанное средство укрепления и повышения  работоспособности — оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом.

Силу, ловкость и сноровку

Щедро дарит нам игра,

И с мячом на тренировку

Мы торопимся сутра!

Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулку надо выходить в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя.

Можно просто попинать мяч, побросать в цель или разбивать кучки камушков.

Метанию ребенок сможет легко научиться в игре. Цель – обучить детей сразу же метать правильно –  вперед-вверх, чтобы потом не пришлось отучать их от привычки метать предмет снизу или сбоку. Сначала научите ребенка метать легкие предметы достаточно высоко. Чтобы помочь ребенку, натяните над его головой веревку и попросите перебросить мячик через нее. Покажите ребенку несколько раз правильный замах для броска. Поймать мяч с лёта для ребенка в возрасте до 3 лет – слишком сложная задача. Поэтому достаточно того, что ребенок научится правильным замахом метать предмет и катать его в заданном направлении.

Можно поиграть с ребенком в классики, запускать бумажного змея.

Пускаем мыльные пузыри до тех пор, пока есть раствор  в бутылочке.

Во время прогулки нужно обязательно поиграть в подвижные игры, которые занимают большое место в жизни маленького ребенка. В них детям приходится проделывать разнообразные движения: ходить в разных условиях, бегать, прыгать, бросать, лазать. Выполняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

Вот несколько игр, в которые можно играть летом во дворе или на даче, со своей семьей или  с соседскими ребятишками.

  1. Прятки

Назначается ведущий, оговаривается место, где игроки смогут «застукаться». Водящий отворачивается, закрывает глаза и считает до … (как договоритесь). Остальные в это время прячутся. Досчитав, вода отправляется на поиски. Если кого-то нашел, бежит к условленному месту и «застукивает» его: «Стуки-стуки за…» (назвать имя). Тот, кого нашли, может попытаться обогнать воду и «застукаться» сам за себя. В таком случае пойманным он не считается. Игра заканчивается, когда все застуканы. Новым ведущим становится тот, кого «застукали» самым первым.

  1. «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!»

Водящий становится спиной к участникам на некотором расстоянии. Затем говорит: «Тише едешь — дальше будешь. Стоп». Пока водящий говорит, дети идут к нему, как только водящий сказал «стоп», все замирают на месте. Водящий оборачивается и осматривает детей: те, кто не замер, выбывают из игры. Остальные продолжают игру, пока не дойдут до водящего.

  1. «Прыгните те, кто…»

В эту подвижную игру для детей можно играть как дома, так и на улице. Малышам обычно нравится слушать такие простые инструкции-задания, которые имеют к ним прямое отношение.
Ведущий говорит: «Сядьте все те, кто ел сегодня кашу» или «Прыгнете те, кто любит мороженое». Обычно игра сопровождается весёлыми обсуждениями, кто что любит или что ел. Это нестрашно, так как игра таким образом стимулирует развитие речи. Таким же образом можно учить и повторять названия цветов: «Подпрыгните на левой ноге те, кто надел зелёное».

  1. «Горячо – холодно»

Эта игра любима детьми в 3–4 года.
Спрячьте предмет или игрушку и предложите ребёнку найти её при помощи ваших инструкций: вы будете говорить «горячо», когда ребёнок близко, и «холодно», когда ребёнок отдаляется от предмета.

  1. «Через ручеек»

На площадке нужно начертить две линии на расстоянии 1,5 – 2 метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга. Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  1. «Мишка»

Ребенок лезет (со страховкой) по наклонной лестнице, наклонной доске, по лавочке и т. п. Взрослый при этом приговаривает: «Лезет, лезет мишка со ступеньки на ступеньку. Лезет, лезет мишка – вот и влез высоко».

  1. «Дорожка препятствий»

Дома легко можно оборудовать дорожку препятствий - из нескольких положенных на пол стульев, стола, гладильной доски и бельевой веревки (ее следует закрепить низко над полом). Ребенок под руководством взрослого преодолевает разнообразные препятствия, поочередно подлезая под них, перешагивая и взбираясь на них, и соскакивает на ковер (соскок допустим только с высоты на уровне пояса ребенка). На открытом воздухе оборудуйте дорожку препятствий при помощи веревочки, прутиков, досок, бревен, кустиков и т. д. Преодоление дорожки повторяйте с ребенком не менее 4 раз; на некоторых участках позволяйте ему лазать самостоятельно, в опасных местах внимательно помогайте ему и страхуйте его, чтобы исключить возможность какой-либо травмы. Игра развивает в ребенке самостоятельность.

  1. «Спрятавшиеся кубики»

Для игры понадобится набор детских кубиков (с нарисованными на них картинками). Заранее определив игровое поле, взрослый прячет кубики в различных местах, но так, чтобы малышам не составило особого труда их найти. Затем ведущий просит детей разделиться на две команды. Задача каждой команды: двигаясь вперед, внимательно осмотреть все вокруг и найти как можно больше кубиков. Выигрывает команда, нашедшая большее число кубиков. По окончании игры взрослый вместе с детьми рассматривает кубики и просит назвать, что на них изображено, после чего награждает всех маленькими призами — конфетами, миниатюрными фигурками, вырезанными более старшими детьми из цветного картона.

Помните, что вы можете обеспечить своему ребенку полноценный летний отдых и удовлетворить его потребность в движении! Играйте вместе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Здравствуй дерево" 2 младшая группа

предусматривает развитие речи 3-4 лет.Цель проектасистематизация знаний.Тип проекта смешанный краткосрочный....

Экологический проект "Насекомые" в 1 младшей группе

«Не обижайте лесных насекомых! »В лесу летают мотыльки.Ползут козявки и жучки…Природа-мать им жизнь дала.У них у всех свои дела.Ты их увидишь на пути –Не обижай, а отойди!Без насекомых лес, друг мой,И...

Экологический проект для детей II младшей группы «Огород на окошке»

Экологический проект во второй младшей группе "Огород на окошке"...

Экологический проект во 2-й младшей группе «Цветы для детского сада»

Развивать экологическую культуру детей дошкольного возраста на основе эмоциональных переживаний, практических действий (посадка и уход за растениями)....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» для младшего и среднего дошкольного возраста

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»для младшего и среднего дошкольного возраста Тип проекта: творческийВид: общесадовскийФорма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и театрал...

Презентация экологического проекта для детей I младшей группы «Чудо огород»

Автором представлена презентация проекта  для первой младшей группы по выращиванию культурных растений на окне....

Экологический проект "Волшебный песок" (первая младшая группа)

Этот материал пригодится воспитателям детского сада....