ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» для младшего и среднего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему

Шилова Мария Михайловна

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

для младшего и среднего дошкольного возраста

 

Тип проекта: творческий

Вид: общесадовский

Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Место проведения: группы, участки групп, семья

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст: 3-4, 4-5

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pereletnye_ptitsy_ml-sr_ns.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37
Калининского района Санкт-Петербурга

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

для младшего и среднего дошкольного возраста

Составители:
воспитатель Шилова Мария Михайловна

воспитатель Мусатова Мария Валерьевна

        

Санкт-Петербург 2016


Экологическая акция «Поможем пернатым»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Тип проекта: творческий

Вид: общесадовский

Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.

Продолжительность: краткосрочный (2 недели)

Место проведения: группы, участки групп, семья

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст: 3-4, 4-5

Актуальность проекта: Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Горожане имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию является знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Цель проекта:

Расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

Задачи проекта:

  • Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта
  • Расширить кругозор детей о перелетных птицах
  • Развивать экологические представления
  • Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
  • Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
  • Способствовать становлению доброжелательного отношения к природе.
  • Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
  • Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах.
  • Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
  • Привлечь воспитанников и родителей к изготовлению скворечника.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение кругозора детей о перелетных птицах.
  • Улучшение предметно-развивающей среды. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Активное участие детей и родителей в изготовление скворечников.

Результат реализации проекта:

  • Расширен кругозор детей о перелетных птицах;
  • Улучшилась предметно-развивающая среда : литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями , детским словотворчеством, рассказами о перелетных птицах, загадками, презентациями, схемами.
  • У детей сформировались любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
  • Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи перелетным птицам.
  • Сформировались обобщенные знания о перелетных птицах, внешнего вида птиц, их образа жизни.

Пояснительная записка:  

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших и актуальных. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

Дети, по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского характера.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к живым объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомиться в дошкольном детстве. Взаимодействие ребенка с окружающей средой самоценно, потому что обеспечивает ему личный экологический опыт, который, в свою очередь, оказывает весьма существенное влияние на формирование нравственно-экологической позиции личности и ее экологической культуры в целом. Важно, чтобы ребенок сочувствовал, сопереживал, занимался экологически ориентированной творческой деятельностью, постигал опыт добротворчества, сотрудничества со взрослыми в практической экологической деятельности, предвидел личный успех и достижения в этой деятельности.

В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце и закаляя волю.

И ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.

Необходимое оборудование:

Литература – загадки о птицах, книги русских писателей, поэтов, сказки

Музыка – аудиозаписи голосов птиц

Иллюстрации – перелетные птицы, скворечники

Мнемотаблицы

Реализация проекта осуществляется в три этапа:

I этап – подготовительный

1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

2. Создание необходимых условий для реализации проекта.

3. Перспективное планирование проекта.

4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

5. Придумывание и изготовление эмблемы проекта.

 II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о перелетных птицах.

Работа с детьми.

Задача: Сформировать и закрепить знания детей о перелетных птицах, о роли человека в жизни перелетных птиц

Дидактические игры:

  • « Птицы»- учить узнавать и называть перелетных птиц;
  • « Назови одним словом»- учить обобщать по признакам;
  • « Назови ласково»- учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме;
  • «Птицы и их детеныши»- учить называть существительные множественного и единственного числа;
  • « Составь рассказ о птице»- развивать связную речь;
  • « Чей хвост?»- учить по хвосту находить знакомую птицу;
  • « Сколько птичек?»- учить считать до десяти;
  • «Чей хвост длиннее?»- учить сравнивать по длине;
  • «Четвертый лишний»- учить группировать по признакам.

  • Подвижные игры:
  • п/и  «Скворечники»;
  • п/и «Птички»;
  • п/и «Птицы в гнездышках»;
  • п/и «Перелетные птицы»;
  • п/и «Веселый воробей».

Чтение художественой литературы и заучивание стихотворений:

К.Д. Ушинский «Ласточка»; Н.Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А.Плещеев «Сельская песенка»; О.Высотская «Журавли»; А.Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка».

Рассматривание и наблюдение:

  • Рассматривание перелетных птиц на иллюстрациях
  • 4

Художественно-продуктивная деятельность:

  • Рисование - «Скворец» с помощью ладошек;
  • Аппликация - «Скворечник»;
  • Лепка

Пополнение развивающей среды по теме проекта:

  • Оформление уголка книги;
  • Выставка «Перелетные птицы»;
  • Оформление картотек игр, загадок, стихов о перелетных птицах;
  • Оформление альбома «Перелетные птицы»;
  • Оформление плаката «Перелетные птицы»;
  • Коллаж «Скворцы прилетели»;
  • Изготовление мнемотаблиц;
  • Оформление результатов в виде портфолио.

  • Работа с родителями:
  • Консультация «Как сделать скворечник»;
  • Акция «Сделаем скворечник!»;
  • Выставка скворечников;
  • Выставка рисунков, аппликаций;
  • Консультация «Перелетные птицы нашего края».

Итог проекта:

Изготовление экологического паспорта проекта «Перелетные птицы»


Картотека подвижных игр.

Скворечники

Ход игры. На площадке чертятся кружки: на один меньше числа играющих. Это — скворечники. Все дети — скворцы. Они свободно бегают — летают по площадке. На сигнал «по домам!» все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника. Игра повторяется несколько раз.

Указания к игре. Заканчивая игру, педагог (пока дети бегают) чертит еще один кружок. Когда дети возвращаются, у каждого оказывается скворечник

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.

Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.

Подвижная игра «Птички в гнездышках»

На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1—1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:

Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички — скворцы да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов — вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит»

птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присажи-ваются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:

Милые птички, скворцы да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите! Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.

 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета). 2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию.

Подвижная игра с речевым сопровождением «Веселый воробей»

Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.

Воробей с березы Прыгают на двух ногах, руки вниз.

На дорогу прыг!

Больше нет мороза — Хлопают в ладоши.

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке Выполняют наклоны влево-вправо,

Быстрый ручеек, руки на пояс.

И не зябнут лапки — Прыгают на двух ногах, руки вниз.

Скок-скок-скок!

Высохнут овражки — Хлопают в ладоши.

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки — Выполняют «пружинку», руки на

Чик-чирик! пояс.

Подвижная игра «Перелетные птицы»

Играющие делятся на 3—4 группы по 4—6 человек в каждой. Каждой группе детей воспитатель выбирает  перелетную птицу, крику которой они будут подражать. (Например, первая группа — «гуси», характерный крик — «га-га-га», вторая группа — «утки», характерный крик — «кря-кря», третья группа — «кукушки», характерный крик — «ку-ку», четвертая группа — «журавли», характерный крик — «курлы-курлы».) Все дети встают в круг, в центре которого — водящий - воспитатель. По команде воспитателя указанная группа ребят бегает по площадке подражая крикам птиц своей группы.

Материалы для заучивания:

Ласточка, ласточка, 
Милая касаточка, 
Ты, где была, 
Ты с чем пришла? 
— За морем бывала, 
Весну добывала, 
Несу, несу 
Весну красну. 
(Русская народная потешка) 

Возвращаются скворцы — 
Наши старые жильцы, 
Воробьи у лужицы 
Шумной стайкой кружатся, 
Носят, носят в домики 
Птицы по соломинке. 
Г. Ладонщиков 

Перелетные - скворцы 

Мы построили скворечню 
Для веселого скворца, 
Мы повесили скворечник 
Возле самого крыльца. 
Все семейство вчетвером 
Проживает в доме том: 
Мать, отец и скворушки - 
Черненькие перышки. 

(Е. Тараховская) 

Ласточка 
Ласточка - тивит - тивит! 
К нам летит, 
Ах, к нам летит! 
А под крылышком ее Весна сидит, 
Ах, весна сидит. 

(армянская песенка)

Календарь перелета птиц из теплых стран

  1. Возвращение грачей с 18 по 20 марта.
  2. Возвращение скворцов попадает с 25 марта по 6 апреля.
  3. Встреча жаворонков, лебедей, дроздов и зябликов приходится на даты с 1 по 10 апреля.
  4. Массовое возвращение таких птиц, как гуси, утки, чайки, журавли происходит с 11 по 20 апреля.
  5. В конце апреля можно приветствовать горихвосток, пеночек, лесных коньков.
  6. Встреча ласточек и мухоловок происходит в первой половине мая.
  7. Возвращение соловьев и стрижей приходится на середину мая.
  8. Прилет иволг происходит в конце мая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Перелетные птицы"

Расширение и обогащение знаний о перелетных  птицах нашего края....

Экологический проект "Перелетные птицы"

Приобщение дошкольников к экологической культуре невозможно без знакомства с  национальной культурой, культурой своего народа. Знакомство  со сказками, старинными обрядами, ритуалами, заучив...

Краткосрочный экологический проект: "Перелетные птицы"

Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания. В связи с этим в подготовительной логопед...

ПРОЕКТ «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Проект рассчитан на 3 года и посвящён проблеме речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.Целью данного проекта является развитие навыков свободного общения с взрослыми и детьми....

Педагогический проект «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста посредствам устного народного творчества»

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.      В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность...

Краткосрочный экологический проект «Лук – зелёный друг» (для детей среднего дошкольного возраста)

Краткосрочный экологический проект«Лук – зелёный друг»(для детей среднего дошкольного возраста)...

Краткосрочный экологический проект «Лук – зелёный друг» (для детей среднего дошкольного возраста)

Краткосрочный экологический проект«Лук – зелёный друг»(для детей среднего дошкольного возраста)...