Зимние гости - птицы в наших лесах
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зимние гости - птицы в наших лесах | 34.44 КБ |
Презентация | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Зимние гости – птицы в наших лесах»
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Интегрированные задачи:
образовательные:
- познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы;
- познакомить со снегирем, свиристелью, клестом, единственной птицей, которая строит гнезда и выводит птенцов в самый разгар зимы;
- учить рассказывать о птице;
- упражнять в образовании однокоренных слов;
развивающие:
- продолжать активизировать познавательные способности;
- развивать у детей интерес к жизни птиц-гостей, которые прилетают с севера с первыми морозами и снегом;
- развивать личностные качества: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
воспитательные:
- воспитывать сопереживание за жизнь птиц зимой.
Словарная работа:
обогащение словаря: вестник, еловик, сосновик, лиственничек, всякая, сыта;
активизация словаря: свиристель, снегирь, клест.
Оборудование: слайды, видеоролики, листики на леске, календарь погоды, изображения птиц (свиристель, снегирь, клест), ветки ели, сосны, лиственницы, карточки с изображением смайликов (веселый и грустный), мешочек, корм для птиц (семена подсолнечника, тыквы, зерна пшеницы, ягоды рябины, шишки), подносы.
Предварительная работа: беседы о птицах, рассматривание фотографий птиц, чтение художественной литературы, рисование птиц.
Ход:
Введение в игровую ситуацию: беседа о признаках осени, дыхательная гимнастика, гости.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Давайте повторим признаки осени.
Дети: Солнце светит слабо, греет плохо. Стало холодно. Дни стали короче, ночи длиннее. Погода чаще пасмурная, дуют ветра, идут дожди. Растения и цветы засыхают. Животные готовятся к зиме, делают запасы на зиму. Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Какой сейчас месяц?
Дети: Последний месяц – ноябрь.
Воспитатель: Что мы отметили сегодня в календаре погоды?
Воспитатель: А какое время года придет на смену осени?
Дети: Наступит зима.
Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетели зимние гости. Узнаете их?
Дети: Снегирь, свиристель, клест.
Воспитатель: Как вы думаете, почему я назвала их «зимними гостями»?
Дети: Потому что они прилетают к нам в гости зимой с далекого севера.
Игра «Нарисуй птицу словами»
Воспитатель: Давайте, сделаем гостям приятное – нарисуем их словами.
Дети: Снегирь маленький. У него красная грудка, серая спинка, черная голова, черные крылья.
Рассказ снегиря о себе
1 ребенок: Я прилетаю к вам зимой вместе с первым снегом, поэтому меня так и называют – снегирь. Я – первый вестник зимы. Если прилетел – значит, настоящая зима началась. Люблю клевать зернышки, семена, ягодки, особенно рябины, орехи, почки. У меня толстый широкий клюв. Он нужен мне, чтобы доставать зернышки и семена ягод.
Просмотр видеоролика «Песенка снегиря»
Воспитатель: Давайте послушаем песенку снегиря.
Физминутка «Снегири»
Воспитатель: Поиграем? Вокруг себя повернитесь, в снегирей превратитесь…
Вот на ветках, посмотри, (хлопают себя руками по бокам)
С красной грудкой снегири. (важно поворачиваются, показывая грудку)
Распушили перышки, (прихорашиваются)
Греются на солнышке.
Головой вертят, (руки на поясе, повороты головы)
Улететь хотят. («полетели»)
Игра «Нарисуй птицу словами»
Дети: Свиристель небольшой, красивый. Перышки серо-розовые. Крылья черные с желтыми и белыми полосками, с красными пятнышками. Темный хвост заканчивается широкой желтой полоской. На голове задорный пушистый розовый хохолок. На горлышке черное пятно, у глаз – черные стрелки.
3 ребенок: Клюв у меня недлинный, есть маленький зубчик. Питаюсь я ягодами рябины, калины, плодами шиповника, барбариса, можжевельника, почками деревьев. Моя песня – нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Вот сижу я на ветке, щебечу, а потом как свистну!
Просмотр видеоролика «Песенка свиристеля». Звукоподражание
Воспитатель: Давайте послушаем песенку свиристеля. Споем вместе со свиристелем: «свири-свири-свири-ри».
Физминутка «Свиристели»
Воспитатель: Поиграем? Вокруг себя повернитесь, в свиристелей превратитесь…
Прилетели свиристели, (машут «крыльями)
Под окном на ветки сели. (присели)
Ярче солнце засветило, (машут руками вверху)
Все вокруг нам стало мило.
Игра «Нарисуй птицу словами»
Дети: Клест маленький, красивый. Грудка малиновая у самцов, зеленоватая у самок, голова большая, крылья и хвост коричневато-серые, хвост короткий раздвоенный.
Рассказ клеста о себе
2 ребенок: Я тоже прилетаю к вам зимой. Вью гнездо на ели. Я очень яркий, как попугай, меня даже называют «северный попугайчик». Меня легко узнать по клюву. Клюв у меня кривой, похожий на щипцы (крест). Им я ловко достаю семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Я самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боюсь! Птенцов вывожу лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. Поэтому гнездо делаю теплое и прочное, высоко на сосне или ели, чтобы никто птенцов не смог достать.
Речевое упражнение «Какие бывают клесты: придумай слово»
Клесты бывают разные. У нас живут три вида клестов. Одних клестов называют «клест-сосновик». Догадались, почему? Чем он питается?
Дети: Семенами сосны.
Воспитатель: Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели. Догадались, как их называют?
Дети: Клест-еловик.
Воспитатель: А есть еще «клест-лиственничек». Красивое слово «лиственничек», правда? Почему его так назвали?
Дети: Он ест семена лиственницы.
Просмотр видеоролика «Клест ест шишку»
Воспитатель: Хотите посмотреть, как клесты ловко расправляются с шишками?
Игра на внимание «Что изменилось?»
Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям, какие мы внимательные. Закройте глаза. Откройте и скажите, что изменилось? (Птицы меняются местами.)
Игра «Верю-не верю»
Воспитатель: Поиграем? Если утверждение правильное, то вы подходите к веселому смайлику, а если утверждение неправильное, то к грустному.
У снегиря грудка желтая.
У свиристели на голове хохолок.
Свиристель выводит птенцов зимой.
Клесты выводят птенцов зимой.
Клесты любят семена шишек.
Воспитатель: Снегири, клесты, свиристели – наши гости. Они прилетают к нам зимовать с далекого холодного севера. Там зима очень холодная, наступает раньше, чем у нас. Вот и летят к нам северные гости подкормиться. Но еды зимой все равно мало. А вы, ребята, заботитесь о птицах, помогаете им?
Дети: Да, мы подкармливаем их. Делаем кормушки.
Воспитатель: А как вы думаете, что для птиц страшнее зимой – голод или холод?
Дети: Голод. От холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и мороз может пережить, а вот если голодна, то может и погибнуть.
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птичка прилетела, (машут кистями рук)
Головкой повертела,
(на одной руке пальцы собраны в щепотку, на другой руке – раскрыть ладонь)
Из моей ладошки поклевала крошки. («клюем крошки»)
Игра «Определи на ощупь»
В мешочке лежат семена подсолнечника, тыквы, зерна пшеницы, ягоды рябины, шишки.
Игра «Накорми птицу»
Воспитатель: Покормим наших гостей? В мешочке лакомство для птиц. Кто на ощупь угадает лакомство, сможет угостить наших гостей. Будьте внимательны, предложите каждой птице ее любимое лакомство.
Рассказывание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»
Воспитатель: А сейчас ребята расскажут стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Работа с пословицей «Всякая птица своим клювом сыта»
Воспитатель: Птиц любят с давних времен. Народ с удовольствием слушает пение птиц, любуется их красотой. Много поговорок и пословиц сложил народ о птицах. Какие пословицы вы знаете о птицах?
Дети: Всякая птица своим крылом гордится.
Всякая птица своим клювом сыта.
Сорока весть на хвосте принесла.
Кукушка кукует – по дому горюет.
Вороне соколом не быть.
Мала синичка да коготок остер.
Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.
Воспитатель: Как вы понимаете пословицу «Всякая птица своим клювом сыта»?
Дети: У каждой птицы клюв приспособлен для той пищи, которую требуется добыть. У наших зимних гостей клювы необычные. У снегиря толстый широкий клюв, он нужен, чтобы доставать зернышки и семена ягод. У клеста загнутый, для доставания семян из шишки.
Воспитатель: Что значат слова «всякая», «сыта». Всякая – каждая, сыта – наелась, неголодная.
Рефлексия
Воспитатель: Понравились вам гости? Кто прилетал к нам? Чем они удивили вас?
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999ьл
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Птицы наших лесов"
В презентации рассказывается о лесных птицах подмосковья....
Занятие на тему «Беседа о зимующих птицах наших лесов»
ловЗанятие помогает расширять и углублять представления детей о зимующих птицах, подводит их к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, помогает воспитывать любовь к птицам, стре...
Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «Птицы наших лесов»
итоговое занятие по проектной тематической неделе "Птицы"...
Экологическое развлечение "Птицы наших лесов.
Привитие любви к родному краю....
Ежедневное планирование в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы на тему «Птицы и животные наших лесов».
Планирование деятельности воспитателя на неделю разработанная по Применрной основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания "От рождения до школы" на тему "Птици и животные наших лесов"....
НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка) в старшей группе «Птицы нашего леса»
Занятие лепкой имеет большое значение для развития ребёнка и его подготовки к обучению в школе. Этот вид вид деятельности значительно расширяет кругозор детей. Занятие лепкой открывает большой пр...
Календарно -тематическое планирование по теме: "Птицы, животные наших лесов"
Систематизировать знания о животных и птицах наших лесов, выявлять особенности приспособления к поздней осени, зиме. Закрепить знания о подготовке птиц и живо...