Зимние гости - птицы в наших лесах
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Антошкина Анна Валерьевна

Познавательное развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Зимние гости – птицы в наших лесах»

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Интегрированные задачи:

образовательные:

  • познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы;
  • познакомить со снегирем, свиристелью, клестом, единственной птицей, которая строит гнезда и выводит птенцов в самый разгар зимы;
  • учить рассказывать о птице;
  • упражнять в образовании однокоренных слов;

развивающие:

  • продолжать активизировать познавательные способности;
  • развивать у детей интерес к жизни птиц-гостей, которые прилетают с севера с первыми морозами и снегом;
  • развивать личностные качества: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе;
  • совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

воспитательные:

  • воспитывать сопереживание за жизнь птиц зимой.

Словарная работа:

обогащение словаря: вестник, еловик, сосновик, лиственничек, всякая, сыта;

активизация словаря: свиристель, снегирь, клест.

Оборудование: слайды, видеоролики, листики на леске, календарь погоды, изображения птиц (свиристель, снегирь, клест), ветки ели, сосны, лиственницы, карточки с изображением смайликов (веселый и грустный), мешочек, корм для птиц (семена подсолнечника, тыквы, зерна пшеницы, ягоды рябины, шишки), подносы.

Предварительная работа: беседы о птицах, рассматривание фотографий птиц, чтение художественной литературы, рисование птиц.

Ход:

Введение в игровую ситуацию: беседа о признаках осени, дыхательная гимнастика, гости.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Давайте повторим признаки осени.

Дети: Солнце светит слабо, греет плохо. Стало холодно. Дни стали короче, ночи длиннее. Погода чаще пасмурная, дуют ветра, идут дожди. Растения и цветы засыхают. Животные готовятся к зиме, делают запасы на зиму. Птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Дети: Последний месяц – ноябрь.

Воспитатель: Что мы отметили сегодня в календаре погоды?

Воспитатель: А какое время года придет на смену осени?

Дети: Наступит зима.

Воспитатель: Посмотрите, к нам прилетели зимние гости. Узнаете их?

Дети: Снегирь, свиристель, клест.

Воспитатель: Как вы думаете, почему я назвала их «зимними гостями»?

Дети: Потому что они прилетают к нам в гости зимой с далекого севера.

Игра «Нарисуй птицу словами»

Воспитатель: Давайте, сделаем гостям приятное – нарисуем их словами.

Дети: Снегирь маленький. У него красная грудка, серая спинка, черная голова, черные крылья.

Рассказ снегиря о себе

1 ребенок: Я прилетаю к вам зимой вместе с первым снегом, поэтому меня так и называют – снегирь. Я – первый вестник зимы. Если прилетел – значит, настоящая зима началась. Люблю клевать зернышки, семена, ягодки, особенно рябины, орехи, почки. У меня толстый широкий клюв. Он нужен мне, чтобы доставать зернышки и семена ягод.

Просмотр видеоролика «Песенка снегиря»

Воспитатель: Давайте послушаем песенку снегиря.

Физминутка «Снегири»

Воспитатель: Поиграем? Вокруг себя повернитесь, в снегирей превратитесь…

Вот на ветках, посмотри,                  (хлопают себя руками по бокам)

С красной грудкой снегири.               (важно поворачиваются, показывая грудку)

Распушили перышки,                        (прихорашиваются)

Греются на солнышке.                              

Головой вертят,                                  (руки на поясе, повороты головы)

Улететь хотят.                                    («полетели»)

Игра «Нарисуй птицу словами»

Дети: Свиристель небольшой, красивый. Перышки серо-розовые. Крылья черные с желтыми и белыми полосками, с красными пятнышками. Темный хвост заканчивается широкой желтой полоской. На голове задорный пушистый розовый хохолок. На горлышке черное пятно, у  глаз – черные стрелки.

3 ребенок: Клюв у меня недлинный, есть маленький зубчик. Питаюсь я ягодами рябины, калины, плодами шиповника, барбариса, можжевельника, почками деревьев. Моя песня – нежная журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Вот сижу я на ветке, щебечу, а потом как свистну!

Просмотр видеоролика «Песенка свиристеля». Звукоподражание

Воспитатель: Давайте послушаем песенку свиристеля. Споем вместе со свиристелем: «свири-свири-свири-ри».

Физминутка «Свиристели»

Воспитатель: Поиграем? Вокруг себя повернитесь, в свиристелей превратитесь…

Прилетели свиристели,                                                (машут «крыльями)

Под окном на ветки сели.                                     (присели)

Ярче солнце засветило,                                         (машут руками вверху)

Все вокруг нам стало мило.

Игра «Нарисуй птицу словами»

Дети: Клест маленький, красивый. Грудка малиновая у самцов, зеленоватая у самок, голова большая, крылья и хвост коричневато-серые, хвост короткий раздвоенный.

Рассказ клеста о себе

2 ребенок: Я тоже прилетаю к вам зимой. Вью гнездо на ели. Я очень яркий, как попугай, меня даже называют «северный попугайчик». Меня легко узнать по клюву. Клюв у меня кривой, похожий на щипцы (крест). Им я ловко достаю семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Я самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боюсь! Птенцов вывожу лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. Поэтому гнездо делаю теплое и прочное, высоко на сосне или ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Речевое упражнение «Какие бывают клесты: придумай слово»

Клесты бывают разные. У нас живут три вида клестов. Одних клестов называют «клест-сосновик». Догадались, почему? Чем он питается?

Дети: Семенами сосны.

Воспитатель: Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели.  Догадались, как их называют?

Дети: Клест-еловик.

Воспитатель: А есть еще «клест-лиственничек». Красивое слово «лиственничек», правда? Почему его так назвали?

Дети: Он ест семена лиственницы.

Просмотр видеоролика «Клест ест шишку»

Воспитатель: Хотите посмотреть, как клесты ловко расправляются с шишками?

Игра на внимание «Что изменилось?»

Воспитатель: Давайте покажем нашим гостям, какие мы внимательные. Закройте глаза. Откройте и скажите, что изменилось? (Птицы меняются местами.)

Игра «Верю-не верю»

Воспитатель: Поиграем? Если утверждение правильное, то вы подходите к веселому смайлику, а если утверждение неправильное, то к грустному.

У снегиря грудка желтая.

У свиристели на голове хохолок.

Свиристель выводит птенцов зимой.

Клесты выводят птенцов зимой.

Клесты любят семена шишек.

Воспитатель: Снегири, клесты, свиристели – наши гости. Они прилетают к нам зимовать с далекого холодного севера. Там зима очень холодная, наступает раньше, чем у нас. Вот и летят к нам северные гости подкормиться. Но еды зимой все равно мало. А вы, ребята, заботитесь о птицах, помогаете им?

Дети: Да, мы подкармливаем их. Делаем кормушки.

Воспитатель: А как вы думаете, что для птиц страшнее зимой – голод или холод?

Дети: Голод. От холода птичек защищают перышки и если птица сыта, то и мороз может пережить, а вот если голодна, то может и погибнуть.

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Птичка прилетела,                                        (машут кистями рук)

Головкой повертела,      

(на одной руке пальцы собраны в щепотку, на другой руке – раскрыть ладонь)

Из моей ладошки поклевала крошки.           («клюем крошки»)

Игра «Определи на ощупь»

В мешочке лежат семена подсолнечника, тыквы, зерна пшеницы, ягоды рябины, шишки.

Игра «Накорми птицу»

Воспитатель: Покормим наших гостей? В мешочке лакомство для птиц. Кто на ощупь угадает лакомство, сможет угостить наших гостей. Будьте внимательны, предложите каждой птице ее любимое лакомство.

Рассказывание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц»

Воспитатель: А сейчас ребята расскажут стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Работа с пословицей «Всякая птица своим клювом сыта»

Воспитатель: Птиц любят с давних времен. Народ с удовольствием слушает пение птиц, любуется их красотой. Много поговорок и пословиц сложил народ о птицах. Какие пословицы вы знаете о птицах?

Дети: Всякая птица своим крылом гордится.

Всякая птица своим клювом сыта.

Сорока весть на хвосте принесла.

Кукушка кукует – по дому горюет.

Вороне соколом не быть.

Мала синичка да коготок остер.

Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу «Всякая птица своим клювом сыта»?

Дети: У каждой птицы клюв приспособлен для той пищи, которую требуется добыть. У наших зимних гостей клювы необычные. У снегиря толстый широкий клюв, он нужен, чтобы доставать зернышки и семена ягод. У клеста загнутый, для доставания семян из шишки.

Воспитатель: Что значат слова «всякая», «сыта». Всякая – каждая, сыта – наелась, неголодная.

Рефлексия

Воспитатель: Понравились вам гости? Кто прилетал к нам? Чем они удивили вас?

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999ьл


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Птицы наших лесов"

В презентации рассказывается о лесных птицах подмосковья....

Занятие на тему «Беседа о зимующих птицах наших лесов»

ловЗанятие помогает расширять и углублять представления детей о зимующих птицах, подводит их к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, помогает воспитывать любовь к птицам, стре...

Конспект познавательного занятия в старшей группе на тему «Птицы наших лесов»

итоговое занятие по проектной тематической неделе "Птицы"...

Экологическое развлечение "Птицы наших лесов.

Привитие любви к родному краю....

Ежедневное планирование в средней группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы на тему «Птицы и животные наших лесов».

Планирование деятельности воспитателя на неделю разработанная по Применрной основной общеобразовательной программе дошкольного воспитания "От рождения до школы" на тему "Птици и животные наших лесов"....

НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка) в старшей группе «Птицы нашего леса»

Занятие лепкой имеет большое значение для развития ребёнка и его подготовки к обучению в школе. Этот вид вид деятельности значительно расширяет кругозор детей. Занятие лепкой открывает большой пр...

Календарно -тематическое планирование по теме: "Птицы, животные наших лесов"

Систематизировать знания о   животных и птицах наших лесов, выявлять особенности  приспособления к поздней осени, зиме.  Закрепить знания о  подготовке птиц и   живо...