Методическая разработка программы дополнительного образования «Лаборатория чудес»»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Ведущей идеей программы «Лаборатория чудес», заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. Новизной данной программы является комплексное использование известных элементов и современных методик детского экспериментирования.
Программа разработана на 2 года обучения, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем, которые развиваются по принципу развития спирали, но каждый раз на новом уровне. При этом она имеет общий стержень. Подобно этому каждый тематический раздел и программы в целом на каждом году обучения в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и усложнением соответственно возрасту детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_ped._chteniya.docx | 763.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка программы дополнительного образования «Лаборатория чудес»»
МБДОУ №109
Воспитатель : Дуппор Е.В.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Сухамлинский .В.А.
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность это естественное состояние ребенка. Наряду с игровой деятельностью, в процессах социализации, познавательно - исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии личности ребенка на протяжении всего дошкольного детства, являясь поиском знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. В нашем детском саду № 109 мы реализуем программу дополнительного образования «Лаборатория чудес». Ведущей идеей, которой заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Известно, что важным критерием в подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности к знаниям. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования, ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально-отзывчивым. В школе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательское и творческое отношение к миру. Планируя работу по программе дополнительного образования «Лаборатория чудес» мы поставили перед собой цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.
Для реализации поставленной цели мы определили критерии реализации программы. Эти критерии определили для нас задачи:
- Приобщение детей к опытно- экспериментальной деятельности.
- Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
- Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности .
- Расширение перспектив познавательно- исследовательской деятельности путем включения детей в мыслительные и преобразующие действия.
- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
- Развитие умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
В результате освоения содержания программы предполагаться:
- Формирование у воспитанников устойчивых научных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применение знаний на практике.
- Классифицируют и группируют предметы по общим качествам и характерным признакам.
- Используют эталоны как обозначенные свойства и качества предметов .((цвет, форма, размер, материал ит.д.).
- Обследуют предметы с помощью сенсорных эталонов и перцептивных действий.
- Получают удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполняют обследовательские действия.
- Получают начальные умения формулировать гипотезу исследования, доказывать ее, применяя простейшие научные знания, формулируя необходимые выводы.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в МБДОУ № 109 была создана и оснащена « Лаборатория чудес», которая включает в себя: микроскоп, наглядные пособия, основное оборудование и материалы, интерактивное оборудование, а также множество «ЭВРИКИ» и «ФИКСИКИ» игр, собраны различные коллекции. Среда лаборатории содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.
При этом мы используем разные методы работы:
-Метод экспериментирования
-Метод наблюдения
-Словесные методы
-Игровые методы
-Методы, используемые при проведении экспериментов.
-Метод проектов.
Ведущей идеей программы «Лаборатория чудес», заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников. Новизной данной программы является комплексное использование известных элементов и современных методик детского экспериментирования.
Программа разработана на 2 года обучения, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем, которые развиваются по принципу развития спирали, но каждый раз на новом уровне. При этом она имеет общий стержень. Подобно этому каждый тематический раздел и программы в целом на каждом году обучения в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и усложнением соответственно возрасту детей.
Учебный курс содержит разделы:
1 раздел. Работа с микроскопом.
2 раздел. Вода и её свойства.
3 раздел. Воздух.
4 раздел. Земля.
5 раздел. Соль.
6 раздел. Сам себе исследователь.
7.раздел. Материалы
8.раздел. Растения.
9раздел. Животный мир.
10раздел.Защита проектов «Хочу все знать»
Нами была собрана картотека игр и занимательных экспериментов, которые мы использовали на практике. Составлены конспекты занятий, имеющие определенную структуру, организуется в форме партнерской деятельности, при которой дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Каждый раздел состоит из серии занятий последовательного изучения темы, закрепления материала, игр –экспериментов итоги которых вытекает в детский проект. На занятия у нас традиционно приходит профессор Всезнайкин, он ставит перед детьми проблему для выполнения того или иного эксперимента. В итоге помогает сделать выводы и зафиксировать их как итог исследовательской деятельности, проговаривать его вслух, тек как следующее исследование, как правило, базируется на полученных знаниях предыдущего исследования.
Например: Раздел «Соль». Первый год обучения. Темы занятий: «Соль и ее свойства», «Способы и места добычи соли», «Кто в воде не тонет?», «Для чего служит соль?». Второй год обучения Темы занятия; «Соль и свойства соли сохранять.», «Соль бывает разная», «Действие соли , понятие «засоленная почва»» (полезна ли соль растениям ,которую человек использует в пищу , так как человек и растения используют разные виды соли.), «Получение искусственного инея из соли».
Особенно интересна в нашей «Лаборатории чудес» работа с микроскопом: в ней дети познакомились с устройством микроскопа, узнали, что клетки бывают разные, рассматривали листья комнатных растений, овощей и фруктов, листья деревьев осенью. Увидели живой мир в капле воды, жизнедеятельность живых клеток дрожжей. Узнали что такое микробы и бактерии. Рассматривали объекты живой и неживой природы. Учились сравнивать объекты: соль и сахар. Как выгладят лимонная кислота и сода. Чем отличаются песок от глины или камня. А сколько было восторга при рассматривании объектов рукотворного мира под микроскопом: ткани, бумаги, шерсть, хлопок. Рассматривали насекомых : мух, пауков, пчел, бабочек, жуков, перья птиц, шерсть животных, и даже собственные волосы.
На занятиях мы широко используем интерактивное оборудование, нами была собрана картотека развивающих мультфильмом и фильмов, иллюстративного материала, через которые нам удается более полно и гораздо интереснее для детей показать детям изучаемый материал. Каждая серия занятий дает возможность каждому ребенку проявить себя, закрепить свои знания, высказать свои предположения, узнать что-то новое. Успехи наших детей реализованы в проектах : «Волшебница вода», «Воздух наш друг или враг», «Загадочный космос», «Пшеница – что это такое?».
- Программа дополнительного образования «Лаборатория чудес» позволила нам сформировать у воспитанников устойчивые научные знания и представления, сформировать исследовательские умения, а также самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности, позволила каждому воспитаннику применить свои знания в процессе своего проекта, такая форма работы дала нам хорошие результаты на практике. раздел. Работа с микроскопом.(1 час)
№ 2 Конспект НОД Тема: «Знакомство с микроскопом – первые шаги»
Задачи: :
Познакомить детей с микроскопом, его устройством, назначением, обогащать словарный запас детей.
Формировать навыки обращения с микроскопом, развивать любознательность и интерес к исследованиям, соблюдая технику безопасности в лаборатории.
Учить детей сравнивать разные объекты по средствам исследовательской деятельности экспериментируя с ними.
Оборудование: микроскоп, кристаллы соли и кристаллы сахара, кристаллы лимонной кислоты, предметные стекла, , пинцет. стаканчики с водой , трубочки для коктейля. Иллюстрации схемы : «микроскоп» на каждого ребенка, цветные карандаши.
Наглядные средства для видео оборудования: иллюстрации схемы : «микроскоп», фотографии: кристаллы соли и кристаллы сахара, лимонной кислоты, Мультфильм «Фиксики»-микроскоп.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня с вами в мини-лабораторию. - Для чего нужна лаборатория? (Ответы детей).
В лаборатории определенные правила безопасности для лаборантов.:
- Работать нужно аккуратно, результат получим складный.
- При работе с веществами не берите их руками.
- Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.
- И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз.
- Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
- Если разлилась вода, тряпка под рукой всегда.
- Если опыты с песком , дружи с метелкой и совком.
- Ты работу завершил, все на место положил.
Воспитатель:
В микроскоп ученый смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки
Весь в работе, весь в науке.
Воспитатель: ребята, про кого говорится в этом стихотворении? (про ученого). Воспитатель: сегодня я предлагаю вам стать учеными и познакомиться с ученым научной школы «Родничек», профессором Всезнакиным, который поможет открыть свою научную лабораторию, и познакомит нас с удивительным миром микро страны, в которую можно попасть только с помощью проводника микроскопа.- Вы согласны?
(Входит профессор Всезнайкин)
Воспитатель:
Уважаемый профессор Всезнайкин. принес нам необычный предмет из своей лаборатории. Что это? Правильно это простые кристаллы или песок с кухни нашей мамы. Но профессор настаивает чтобы мы с вами рассмотрели их через вот этот сложный механизм. Он хочет, чтобы мы с ним познакомились и научились им пользоваться. - Как называется этот предмет? (Ответы детей). - Обратите внимание на микроскоп это очень сложный механизм, он состоит из нескольких важных частей.
(Рассматриваем схему «микроскоп» и закрашиваем ее разными цветами.)
Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
Окуляр - это часть микроскопа, которая находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стёклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.
Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть. - Как вы думаете, для чего нужен микроскоп? (Ответы детей). - Правильно, с помощью микроскопа можно рассматривать самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть так.
Профессор Всезнайкин задает вам вопрос:
- Люди каких профессий используют в работе микроскоп? (Медики, ученые и др.)
Какие детали есть у микроскопа? (Предметный столик, увеличительное стекло, ручки регулировки и т.д.)
Воспитатель с детьми рассматривает через микроскоп кристаллы отмечают их различие находят сходство с фотографиями на столе. в увеличении.
(Садятся за столы с оборудованием )
Воспитатель: Сейчас я предлагаю поэкспериментировать с нашими кристаллами, перед вами стоят стаканчики с водой.
Что мы можем сказать о воде , какая вода? Обследуйте ее пожалуйста.
(Дети обследуя воду говорят , что вода чистая, прозрачная, теплая, холодная, мокрая…..)
Воспитатель: возьмите пробирку номер 1 и высыпите в 1 стаканчик, размешайте и с помощью трубочки попробуйте, что это?-(сладкая)
возьмите пробирку номер 2 и высыпите в 2 стаканчик, размешайте и с помощью трубочки попробуйте, что это?-( соленая)
возьмите пробирку номер 3 и высыпите в 3 стаканчик, размешайте и с помощью трубочки попробуйте, что это?-(кислая)
Вывод: кристаллы №1 – это сахар, №2- это соль, №3- лимонная кислота.
Вода является растворителем, она растворяет кристаллы и приобретает вкус.
Заключительная часть
Профессор Всезнайкин прощается с нами и предлагает нам просмотреть мультфильм «Микроскоп» (Просмотр мультфильма.3 мин.)
Рефлексия: - Какие открытия вы сегодня сделали в научной лаборатории? - Какое исследование было самым интересным? - Чтобы вы хотели рассказать родителям о своей сегодняшней научной деятельности в лаборатории?
№ 2 Конспект НОД Тема: «Знакомство с микроскопом. Что такое клетка»
Задачи:
Познакомить детей с микроорганизмом – клеткой фикуса и лука .
Закрепить знания детей о микроскопе, и его частях, продолжать учить пользоваться микроскопом;
Учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом, при этом активизируя словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, микроорганизмы, клетки, ядро пластиды;
Развивать любознательность, внимание, интерес к исследованиям
Оборудование: микроскоп, фикус, луковицы разного цвета, предметные стекла, , пинцет, скальпель, стаканчики с водой , краски , салфетки. Иллюстрации схемы : «клетки» на каждого ребенка для рассматривания.
Наглядные средства для видео оборудования: иллюстрации схемы : «микроскоп», фотографии: фикуса лука под микроскопом; Мультфильм «Клетка».
Раздаточный материал: Модель схема -«Клетка», стаканчик с водой , гуаш разного цвета, гигиеническая салфетка.
Предварительная работа: Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, рассматривание иллюстраций с видами микроорганизмов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня с вами в мини-лабораторию к профессору Всезнакину. чтобы отправиться в новое путешествие в микространу.
В лаборатории определенные правила безопасности для лаборантов.:
- Работать нужно аккуратно, результат получим складный.
- При работе с веществами не берите их руками.
- Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.
- И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз.
- Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
- Если разлилась вода, тряпка под рукой всегда.
- Если опыты с песком , дружи с метелкой и совком.
- Ты работу завершил, все на место положил.
Воспитатель: Профессор для нас принес сегодня новое задание, цветок Фикуса и три луковицы. А для чего? Интересно?
Профессор: Мне пришло письмо от Дюймовочки. Она пишет:. Дюймовочке мама прислала фотографию , по которой она сможет найти свой цветок, на катаром она когда-то выросла. Но помочь определить этот цветок мы сможем с помощью микроскопа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вы узнали, как называется этот предмет? (Ответы детей). Воспитатель: Дети, напомните мне пожалуйста, из каких частей состоит микроскоп? (Ответы детей). - А объектив что это такое? - Правильно, самая важная часть микроскопа! - Почему она самая важная? (Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло). - Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки. - А окуляр – что это? (Это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стёклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли). - Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе. - А кто помнит что такое предметный столик? (Это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть). - Как вы думаете, для чего нужен микроскоп? (Ответы детей). - Правильно, с помощью микроскопа можно рассматривать самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть так. - Ребята, а вы знаете, что все живое состоит из маленьких микроорганизмов, которые называются – клетки. - Ребята, почему мы их не видим? - Что это за клетки? (Ответы детей). - А как же люди про них узнали? (Ответы детей). - Правильно, их можно рассмотреть под микроскопом. - Сейчас мы с вами рассмотрим под микроскопом кожицу репчатого лука, а затем тонкий срез листика комнатного растения – фикуса. Дети поочередно подходят к микроскопу и через окуляр рассматривают образцы. Воспитатель: Дети, расскажите что вы увидели там? - Это клетки. - Клетки лука и фикуса похожи или отличаются? (Отличаются, они разного цвета) - Правильно, внутри клеток фикуса есть особые включения зеленого цвета – пластиды. Именно они дают листьям зеленый цвет. - Сейчас я покажу вам картинки с клетками. Дети рассматривают картинки с клетками. Воспитатель: Как вы заметили на этих картинках, клетки бывают разные. - Ребята, теперь мы знаем, как можно помочь Дюймовочке? (Ответы детей).
Вопитатель: Ребята а у нашего профессора луковицы разного цвета, как так ? Цвет придает растению вещество «Пентин», он может быть разного цвета как наши гуашевые краски, давайте и мы поиграем с красками.
(Проходят за столы)
Опыт: Шагающие краски.
Оборудование: Гуашь разного цвета, кисть, стаканчики с водой, салфетки нарезанные на полоски.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю поэкспериментировать с нашими красками, перед вами стоят стаканчики с водой.
Что мы можем сказать о воде , какая вода? Обследуйте ее пожалуйста.
(Дети обследуя воду говорят , что вода чистая, прозрачная, теплая, холодная, мокрая…..)
Воспитатель: Сейчас мы видим что вода чистая , прозрачная , можно проверить, возьмите кисточку и опустите ее в воду, что вы видите.
(Дети рассматривают говорят , что кисть видно, но она отличается по цвету, так как намокла, и на поверхности как бут-то надломлена, вода изменила внешний вид кисти)
Воспитатель: Как вы думаете что будет если в воду положить краску?
(краска окрасит воду так как мы знаем что вода растворяет вещества, дети выполняют)
Воспитатель: Ребята а вы хотите увидеть как наши краски смогут для нас шагать? (предлагаю поставить стаканчики рядом и разложить салфетки)
Заключительная часть Рефлексия: - Смогли мы или не смогли помочь Дюймовочке? - Что нового мы с вами узнали? - О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? Смогли ли наши краски сегодня шагать?
№ 3 Конспект НОД Тема: «Знакомство с микроскопом .Капля из грязной лужи»
Задачи:
Установить благоприятные и неблагоприятные условия ,для
жизнедеятельности и существования простейших.
Познакомить детей с объектам «Водой» как средой обитания микроорганизмов.
Формировать навыки обращения с микроскопом, развивать любознательность и интерес к исследованиям, соблюдая технику безопасности в лаборатории.
Учить детей сравнивать разные объекты по средствам исследовательской деятельности экспериментируя с ними.
Оборудование: микроскоп, соль и сахар, кристаллы лимонной кислоты, предметные стекла, , пинцет. стаканчики с водой , увеличительные стекла.
Наглядные средства для видео оборудования: иллюстрации схемы : «микроорганизмы», фотографии: инфузория туфелька.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня с вами в мини-лабораторию воды.
Поиграем в игру «Вода бывает какая?»
В море- , В озере, В реке-, В болоте-, В бутылке-, В кране-, В океане-
(Ответы детей).
В лаборатории определенные правила безопасности для лаборантов.:
- Работать нужно аккуратно, результат получим складный.
- При работе с веществами не берите их руками.
- Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.
- И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз.
- Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
- Если разлилась вода, тряпка под рукой всегда.
- Если опыты с песком , дружи с метелкой и совком.
- Ты работу завершил, все на место положил.
Воспитатель: Для работы в нашей лаборатории нам понадобится:
Наберите немного воды в грязной луже ,(лучше, чтобы лужа была на земле, а не на асфальте). Сделайте препарат «висячая капля» : берем специальное стекло с углублением из набора. Положите его горизонтально. Теперь
возьмите покровное стеклышко, капните на него чуть-чуть жидкости
(например, капля грязной воды), осторожно переверните так, чтобы капля
находилась внизу и положите на углубление в предметном стекле .
рассмотрите препарат под нижним светом, используя среднее и большое
увеличение. Вы увидите микроскопические создания. Неподвижные – это
представители растений: круглые одиночные клетки – это водоросли
хлореллы. Подвижные – это крохотные животные, чаще это инфузория –
туфелька. Тело их покрыто ресничками, которые дружно крутятся вокруг
своей оси и передвигают инфузорию в жидкости. На теле расположено
углубление - клеточный рот. Реснички загоняют туда еду (бактерии, дрожжи
и водоросли) пища двигается по клетке, пока не переварится, ненужное
инфузория выбрасывает наружу. Инфузория одна из умных и сложных
простейших. Есть еще жгутиковые клетки. Они передвигаются при помощи
жгутиков. Они вертятся как винт у парохода, и продвигают микроорганизм.
Они питаются и светом и окружающими их простейшими животными.
Например. Один из жгутиковых – это вольвокс. Он выглядит как большой
шар, состоящий из множество клеток. Понаблюдайте и за его движением,
если его обнаружите. Дети рассматривают и зарисовывают увиденное.
Профессор Всезнайкин посмотрите что для нас принес. (Глобус)
Воспитатель: Что это ? Что такое глобус? Что обозначает голубой цвет на глобусе? Правильно это моря и океаны, реки и озера , все это вода.
Профессор Всезнайкин. А еще вода является средой обитания для более больших организмов, таких как рыбы , насекомые, грызуны и даже млекопитающиееся. Вода окружает весь земной шар. Без воды и мы с вами не сможем жить. Водой пользуемся мы каждый день: пьем, готовим, моемся.
Мы посмотрим мультфильм и узнаем как вода помогает человеку. Заключительная часть
Профессор Всезнайкин прощается с нами и предлагает нам просмотреть мультфильм (Мультфильм «Секреты воды» 1 часть.РУСГИДРО
Рефлексия: - Какие открытия вы сегодня сделали в научной лаборатории? - Какое исследование было самым интересным? - Чтобы вы хотели рассказать родителям о своей сегодняшней научной деятельности в лаборатории?
№ 3 Конспект НОД Тема: «Знакомство с микроскопом . Капля из вазы с цветами»
Задачи:
Цель: найти отличия от капли из лужи, установить наличие
микроорганизмов.
Продолжать знакомить детей с объектам «Водой» как средой обитания микроорганизмов. Расширять словарный запас по средствам дидактических игр
Формировать навыки обращения с микроскопом, развивать любознательность и интерес к исследованиям, соблюдая технику безопасности в лаборатории с играми с водой.
Учить детей сравнивать разные объекты по средствам исследовательской деятельности экспериментируя с ними.
Оборудование: микроскоп, лимонная кислота, сода, бутылка , воронка, воздушный шарик, предметные стекла, пинцет. стаканчики с водой , увеличительные стекла.
Наглядные средства для видео оборудования: иллюстрации схемы : «микроорганизмы», фотографии: бактерии.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, мы пришли сегодня с вами в мини-лабораторию воды.
Поиграем в игру «Вода бывает какая?»
Вода с солью-, Вода с сахаром-, вода с минералами-, вода с содой-, вода с лимоном-, вода с кислотой-, вода с молоком- , вода со льдом…..
(Ответы детей).
В лаборатории определенные правила безопасности для лаборантов.:
- Работать нужно аккуратно, результат получим складный.
- При работе с веществами не берите их руками.
- Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.
- И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз.
- Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
- Если разлилась вода, тряпка под рукой всегда.
- Если опыты с песком , дружи с метелкой и совком.
- Ты работу завершил, все на место положил.
Воспитатель: Для работы в нашей лаборатории нам понадобится:
Отлить немного воды из вазы, чем дольше стоят цветы в воде, тем лучше.
Сделайте «висячую каплю» и рассмотрите ее на среднем и большом
увеличении под нижним светом. Постарайтесь найти микроорганизмы.
Вывод: в капле из вазы их может не быть или очень мало, так как ваза с
цветами представляет собой закрытый, изолированный мир, в который
трудно попасть новому микроорганизму, а лужа открыта всем из земли, с
растений, с проходящих мимо животных). В луже в воду попадает солнечный
свет, хорошее условие для существования водорослей.
Профессор Всезнайкин: Ребята природа на нашей планете можно разделить на обьекты живой и неживой природы.
Обьекты которые живут в воде также как и все живое на земле дышат кислородом ,который в воде содержится.
Живая природа состоит из клеток:
Неживая природа из атомов, например вода состоит из 2 атомов водорода , и 1 атома кислорода. Н2О:
опыт «Надуем шарик с помощью воды»
Оборудование: Пластиковая бутылка1,5 л, наполненная на половину водой, воздушный шарик, воронка, пищевая сода, лимонная кислота, мерочная ложка 5 г.
Воспитатель:Сможем ли мы надуть воздушный шарик с помощью воды??
(Дети обследуя воду говорят , что вода чистая, прозрачная, теплая, холодная, мокрая, высказывают свои предполажения.)
Воспитатель: с помощью воронки поместим в бутыль с водой 2 ложки кислоты и размешаем ее.
(Дети рассматривают, говорят , что кислота растворилась, так как вода является растворителем .)
Воспитатель: с помощью воронки насыпать в воздушный шарик 2 ложки соды. Надеть шарик на бутылку и закрепить с помощью ленты для безопасности. (Дети внимательно наблюдают и зарисовывают этап)
Воспитатель: Сможем ли мы надуть воздушный шарик с помощью воды??
(Дети высказывают предположения) Воспитатель :потихоньку высыпает соду в воду, происходит реакция выделения газа из воды и шарик надувается.
Заключительная часть Рефлексия: -- Что нового мы с вами узнали? - О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? Смогли ли мы выделить газ из воды ,значит в воде содержится кислород которым дышат все живые организмы живущие в воде. Раздел 3. Клетки бывают разные.
№ 5 и 6Конспект НОД Тема: «Тема: Клетки бывают разные: «Красный, желтый, зеленый».
Задачи: - познакомить детей с микроорганизмом – клеткой, пластидами. - продолжать учить пользоваться микроскопом; - учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; - активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, клетки, пластиды; - развивать любознательность, внимание; - развивать интерес к исследованиям; - воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.
Наглядные средства: корзина с фруктами,(Овощами) цифровой микроскоп.
Раздаточный материал: предметные стекла, мякоть фруктов и овощей. Предварительная работа: Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, дидактические игры, «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», загадки об овощах и фруктах.
Наглядные средства для видео оборудования
Ход НОД:
В лаборатории определенные правила безопасности для лаборантов.:
- Работать нужно аккуратно, результат получим складный.
- При работе с веществами не берите их руками.
- Задавай себе вопрос, но не суй в пробирку нос.
- И не пробуйте на вкус, реактивы не арбуз.
- Коль с водой имеем дело, рукава засучим смело.
- Если разлилась вода, тряпка под рукой всегда.
- Если опыты с песком , дружи с метелкой и совком.
- Ты работу завершил, все на место положил.
1.Вводная часть Дети на столе в находят корзинку с фруктами и овощами. Воспитатель: Ребята, посмотрите профессор Всезнайкин принес нам целую корзину с овощами и фруктами. Воспитатель рассматривает их с детьми, обсуждая подарок.
Воспитатель: Ребята, что такое осенний урожай? Ответы: сбор овощей и фруктов. -А какие овощи и фрукты вы знаете? -Что готовят из овощей…фруктов?
2.Основная часть Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему овощи и фрукты разного цвета? - А как мы можем об этом узнать? -С помощью чего мы можем это узнать? Ответы. Воспитатель: А мы можем провести эксперимент и убедиться в этом сами? -Что нам для этого нужно? Ответы. - Для опыта нам понадобится микроскоп, несколько предметных стекол, мякоть всевозможных плодов (яблоко, банан, персик, апельсин), зеленые листья растений. Воспитатель: - Капните на предметное стекло несколько капель воды, поместите туда немного мякоти спелого апельсина и расщепите ее пинцетом. Накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. -Что вы видите? Ответы. Воспитатель: Вы увидели внутри клеток особые включения оранжевого цвета? Ответы. – Это пластиды. Именно они придают спелым фруктам красный, желтый или оранжевый цвет. -А зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды? -Правильно, а какого цвета? Правильно, зеленого цвета. -А уже знакомый нам лук или картофель белые почему? Ответы: потому, что их пластиды бесцветны. Практическая деятельность Воспитатель: Поэкспериментируйте с самыми разными фруктами, чтобы в этом убедиться. - А вы, ребята, знаете, что пластиды одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленый помидор поспевает и становится красным. - А что происходит с зелеными листьями осенью, почему они желтеют и краснеют? Думаю, теперь вы и сами сможет найти ответ на этот вопрос. - Ну, разве это не замечательно?
Професор Всезнайкин задает нам вопрос : Как вы думаете, содержится ли воздух в овощах и фруктах? (Дети высказывают предположения)
Опыт : В стакан с водой опустим апельсин, он не тонет , Почему?
Оказывается в кожуре апельсина содержится очень много воздуха (рассмотреть в увеличительное стекло кожуру), если мы почистим апельсин утонет ли он ? (Очищаем и опускаем, апельсин тонет)
Вывод: Воздух который содержится в кожуре удерживает апельсин.
Опыт2: Опыт 3: «Воздух волшебник» - рассмотреть срез картошки и банана; - отметить, что под воздействием кислорода (воздуха, срезы становятся темными, так как картофель и банан содержит много крахмало он на воздухе высыхает и становится темным.
Профессор прощается и рекомендует есть овощи и фрукты ,так как они очень полезны для здоровья.
Заключительная часть Рефлексия: -- Что нового мы с вами узнали? - О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? Воздух содержится везде и даже в овощах и фруктах. Воздух вокруг нас, внутри нас, и во всем что нас окружает.
Просмотр мультфильма …
Конспект НОД Тема: «Волшебный песок».
Задачи: Познакомить со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способ пропускать воду, показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц-зернышекпесчинок). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования (связную речь, мышление, внимание, наблюдательность). Расширять, обогащать словарный запас детей словами песок, песчинка, песочные часы, микроскоп, «сыпучий», «липкий». Воспитывать интерес к окружающему миру, к познавательной деятельности.
Наглядные средства: Посылка, мешочек с песком, письмо, презентация «Удивительный песок», цифровой микроскоп, песок сухой, подносы, стаканчики с водой, ключ, палочка от мороженного, песочные часы, разрезная картинка.
Предварительная работа: Беседы «Откуда пришли к нам часы?», «Где можно найти песок?», наблюдения и игры с песком на прогулке.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка. Посмотрим, что же там? (письмо и мешочек с песком). -Письмо прислал нам великий путешественник Почемучкин. Что нам делать с письмом? А можно я прочту? Вы разрешите мне? «Дорогие ребята, я решил отправиться в путешествие, объехал много стран, и вот сейчас попал в такую страну, где много того, что я вам отправил в мешочке. Я не знаю, что это такое и где я нахожусь. Слышал, что в вашем детском саду есть научная лаборатория, где вы ставите разные научные опыты, эксперименты, изучаете разные науки. Исследуйте, пожалуйста содержимое мешочка, и тогда я могу узнать где я нахожусь. Великий путешественник Почемучкин».
Воспитатель: Ребята, что же делать? Ответы: (открыть мешочек и посмотреть, что внутри него). Воспитатель: Что это? (высыпает песок на бумагу). Ответы: Песок.
Воспитатель: А где можно увидеть песок? - Где его очень много? Ответы: На пляже, в песочнице в пустыне. (показ слайдов «Удивительный песок). - Где нам удобнее будет исследовать песок? Ответы: в лаборатории. - Тогда я предлагаю пройти в лабораторию для исследования песка. - Как мы можем узнать из чего состоит песок? Ответы: Должны рассмотреть. - С помощью чего мы можем рассмотреть? Ответы: с помощью лупы, микроскопа. Рассматривают песчинки в микроскоп. - Что вы видите? - Из чего состоит песок? Ответы: из песчинок, они разной формы.
Воспитатель: Возьмите в руку песок. Игра «Ручеек». (дети набирают в руки песок и медленной струйкой высыпают). -Что вы чувствуете? Ответы: песок сыпучий.
Воспитатель: А если дождик пройдет, то какой песок станет? - Чтобы сухой песок превратился в мокрый, что нужно сделать? Ответы: нальем воды и превратим его в мокрый. - Теперь возьмите горсткой и выпустите его струйкой, он высыпается? -Почему с мокрым песком не получается? Ответы: от воды песчинки склеились, поэтому он сыпется.
Воспитатель: Мокрый песок не сыпется, за то он может принимать разную форму. - Что можно сделать из мокрого песка? Ответы: паски, комочки, фигурки, скульптуры. Вывод: Сухой песок сыпучий, мокрый нет. Воспитатель: Следующий опыт называется «Необычные следы». - Возьмите ключ и бросьте его в сухой песок. - А теперь бросьте палочку. - Что осталось на песке? Ответы: следы.
Воспитатель: Чем эти предметы отличаются друг от друга? -А следы чем нибудь отличаются? Ответы: от ключа след глубже? -Почему? Ответы: ключ тяжелее палочки? Воспитатель: Кто еще может оставить следы? Ответы. Показ слайда «Песок в пустыне». - А кто же оставил эти узоры на песке? Воспитатель: Когда ветер дует, он переносит песок с одного места в другое. И тогда получаются такие красивые узоры. Еще говорят «песок движется». - Мы сейчас с вами тоже превратимся в, «ветер» и будем дуть на песок через трубочку, сначала подуем на сухой песок, потом на мокрый. - Какой песок нам удалось сдуть? Ответы. - Почему мы не смогли сдуть мокрый песок? Вывод: сухой песок может двигаться. А мокрый нет.
Воспитатель: вы сегодня хорошо трудились. Воспитатель: У нас остался еще один эксперимент «Необычные часы». - Посмотрите, кто знает, что это? Ответы. -Что вы знаете о песочных часах? Ответы.
Воспитатель: «Песочные часы» состоят из двух сосудов, которые соединены узким каналом, через который из верхнего сосуда песок пересыпается в нижний сосуд. - А теперь попробуем сделать «Песочные часы» своими руками. Наберите песок сухой в ладошку и тихонько начинайте сыпать. Вывод: чем больше песка взяли, тем дольше он будет сыпаться. Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами исследовали песок, много о нем узнали, но мы еще не узнали где находится путешественник. Игра «Собери картинку». Мы эту картинку пошлем Почемучкину, чтобы он узнал, где он находится.
Заключительная часть Рефлексия: - Удалось нам помочь путешественнику или не удалось? - Что нам нужно сделать с картинкой, которую мы собрали для того чтобы путешественник понял где он находится? - Как мы можем передать ее Почемучкину? - Что нам для этого нужно? Дети отправляют картинку. Через несколько дней приходит ответ от Почемучкина с благодарностью.
3.Заключительная часть Рефлексия: - Удалось или не удалось узнать, почему фрукты разного цвета? - А что интересного узнали о клетках фруктов и овощей? - О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? Внесем наши наблюдения в дневники.
Раздел 3. Клетки бывают разные.
Тема: «Красный, желтый, зеленый».
Наглядные средства: корзина с фруктами, цифровой микроскоп. Раздаточный материал: предметные стекла, мякоть фруктов и овощей. Предварительная работа: Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, дидактические игры, «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», загадки об овощах и фруктах.
Задачи: - познакомить детей с микроорганизмом – клеткой, пластидами. - продолжать учить пользоваться микроскопом; - учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом; - активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, клетки, пластиды; - развивать любознательность, внимание; - развивать интерес к исследованиям; - воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.
1.Вводная часть Дети на столе в находят корзинку с фруктами и овощами. Воспитатель: Ребята, посмотрите профессор Всезнайкин принес нам целую корзину с овощами и фруктами. Воспитатель рассматривает их с детьми, обсуждая подарок. Воспитатель: Ребята, что такое осенний урожай? Ответы: сбор овощей и фруктов. -А какие овощи и фрукты вы знаете? -Что готовят из овощей…фруктов?
2.Основная часть Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему овощи и фрукты разного цвета? - А как мы можем об этом узнать? -С помощью чего мы можем это узнать? Ответы. Воспитатель: А мы можем провести эксперимент и убедиться в этом сами? -Что нам для этого нужно? Ответы. - Для опыта нам понадобится микроскоп, несколько предметных стекол, мякоть всевозможных плодов (арбуз, тертая морковь, помидор, красный и зеленый перец, и др.), зеленые листья растений. Воспитатель: - Капните на предметное стекло несколько капель воды, поместите туда немного мякоти спелого помидора и расщепите ее пинцетом. Накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом. -Что вы видите? Ответы. Воспитатель: Вы увидели внутри клеток особые включения красного цвета? Ответы. – Это пластиды. Именно они придают спелым овощам и фруктам красный, желтый или оранжевый цвет. -А зеленые листья и плоды тоже содержат пластиды? -Правильно, а какого цвета? Правильно, зеленого цвета. -А уже знакомый нам лук или картофель белые почему? Ответы: потому, что их пластиды бесцветны. Практическая деятельность Воспитатель: Поэкспериментируйте с самыми разными овощами и фруктами, чтобы в этом убедиться. - А вы, ребята, знаете, что пластиды одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленый помидор поспевает и становится красным. - А что происходит с зелеными листьями осенью, почему они желтеют и краснеют? Думаю, теперь вы и сами сможет найти ответ на этот вопрос. - Ну, разве это не замечательно?
3.Заключительная часть Рефлексия: - Удалось или не удалось узнать, почему фрукты разного цвета? - А что интересного узнали о клетках фруктов и овощей? - О чем бы вы хотели узнать в следующий раз? Внесем наши наблюдения в дневники.
Список литературы:
- А.И.Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. Издательский дом Фёдоров: Издательство, Учебная литература, 2010.
- А.И.Савенков. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Академия развития, 2002.
- Т.П.Тугушева., А.Е. Чистякова. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. Издательство «Детство-Пресс», 2013.
- Е.А.Дмитриева., О.Ю., Зайцева., С.А. Калиниченко. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. Пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2016.
- Н.А .Гуриненко. Планирование познавательно- исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Картотека опытов и экспериментов.- СПб.: ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
- Е.М.Рунова, Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет /авт.-сост. М.П.Костюченко.- Волгограт: Учитель. 2006.
- В.Е. Башмакова «Мир Левингука:77 опытов с микроскопическими объектами»- М: Издательство: «Михаил Сизов»2012.
- Ресурсы интернет:
http://labx.narod.ru/documents/pravila_raboty_s_microscopom.html -Правила работы с микроскопом. http://labx.narod.ru/documents/pravila_raboty_s_micropreporate..html- Приготовление микроприпоратов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка программы кружка "Чудеса фантазий".
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают...
Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.Но...
Программа дополнительного образования «Лаборатория юного эколога» для детей старшего дошкольного возраста
Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой они приобретаются.Главное достоинство метода экспериментирования заключае...
Методические разработки: программа дополнительного образования «Путешествие в страну Наурандии»
Методические разработки: программа дополнительного образования «Путешествие в страну Наурандии»...
Методические разработки: программа дополнительного образования «С чего начинается малая родина»
Методические разработки: программа дополнительного образования «С чего начинается малая родина»...
Рецензия на методическую разработку «Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)»
Разработка предназначена для воспитанников (обучающихся) старшего дошкольного возраста, 5-7 лет. Разработка в полной мере соответствует ФГОС и требованиям ГОСТ к структуре и оформлению работ данного т...
Рецензия на методическую разработку Программа дополнительного образования по экспериментально-исследовательской направленности "Юные исследователи"
Разработка предназначена для воспитанников 7 лет. Разработка соответствует ФГОС последнего поколения, а также методико-дидактическим принцип организации разработок данного типа....