Моя малая Родина - поселок Ханымей
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_malaya_rodina_-_poselok_hanymey.docx | 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» п. Ханымей Пуровского района
Проект развития краеведения в ДОУ
«Моя малая родина – посёлок Ханымей»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
Мекта Ирина Евгеньевна
п.Ханымей, 2020 год
Содержание
1.Введение.
2. Основной этап проекта « Моя малая родина – посёлок Ханымей»
3.Заключение
4.Литература
- Введение.
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.
В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным поселком возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире.
У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Проблема: Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет» - так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Гипотеза.
Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего края, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Участники проекта:
Воспитанники группы «Почемучки», МБДОУ «ДС «Солнышко».
Педагоги
Родители
Вид проекта: информационно-творческий.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. Воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своём посёлке.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
- Развивать бережное отношение к посёлку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно, мыслить, фантазировать.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков и эмоционально-ценностное отношение к краю.
- Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции.
- Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.
Роль родителей в реализации проекта:
- беседы с родителями о важности проблемы патриотического воспитания;
- оформление папки-передвижки «Моя малая родина – посёлок Ханымей»;
- выставка «Сделаем наш посёлок чище» (совместно с родителями);
- акция «Посади дерево» - на территории ДОУ;
-анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ».
Для наилучшего ознакомления детей с родным краем, его традициями мы создали в своем детском саду мини-музей «Русская изба». В его создании принимали участие не только педагоги ДОУ, но и родители (которые помогали в создании экспозиции музея, пополняя их материалами). Мы посчитали, что это будет интересно не только сотрудникам, но и детям их родителям. Интерес к «истории» возникает из ближнего окружения.
Срок реализации проекта: Краткосрочный, с 05. 10. 2020 – по 30.10.2020г
2.Основной этап проекта «Моя малая родина – поселок Ханымей»
Этапы проведения и реализации проекта:
Этапы проектной деятельности.
1 этап – подготовительный.
Задачи.
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
1) Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии)
2) Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
3) Дидактические игры
4) Пополнение экспонатов в мини-музей «Русская изба»
5) Выставка книг со стихами местных поэтов
2 этап – практический.
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Цели | Форма проведения |
05.10- 06.10 | «Знаешь ли ты свой поселок?» | Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. | Беседа, просмотр презентаций. |
«Мой родной посёлок Ханымей» | Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке. | Рисование | |
07.10- 09.10 | «История возникновения родного посёлка» | Познакомить детей с историей возникновения посёлка, его постройками. Воспитывать интерес к истории посёлка. | ООД, просмотр презентаций. |
«Улица, на которой я живу» | Учить передавать красоту родного села | Рисование | |
Транспорт нашего посёлка. | Знать и различать виды транспорта | Аппликация | |
12.10– 14.10 | «Дом, дом открой свою тайну» | Знакомство детей с крестьянской избой, старинными предметами, воспитывать чувство уважения к прошлому. | ООД, Просмотр презентаций. |
«Придумай названия будущим улицам посёлка» | Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали. | Творческое задание | |
15.10-16.10 | «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» | Учить детей отличать профессии посёлка от профессий города. | Дидактические игры |
«Делу – время, потехе – час» | Закреплять знание русского фольклора | Конкурс пословиц и поговорок | |
19.10- 21.10 | «Флора и фауна родного края» | Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края | Экскурсия родителей и детей в краеведческий музей п. Ханымей. Интернет ресурсы. |
«Наш посёлок -Ханымей», рассматривание фотографий | Формировать интерес к «малой родине», познакомить с символикой и достопримечательностями посёлка, воспитывать любовь к родному краю. | ООД, просмотр презентаций. | |
21.10- 23.10 | «Творческие люди нашего поселка» Выставка книг со стихами. | Познакомить детей с местными поэтами, умельцами посёлка. | Беседа |
«Наш посёлок» | Знакомить детей с родным посёлком, с его достопримечательностями. | Оформление папки-передвижки | |
26.10- 28.10 | «Животные и птицы нашего края» | Учить лепить, передавая характерные признаки | Лепка |
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» См. приложение 1 | Приложение 1 | Анкетирование родителей | |
«Масленица» | Знакомство с традициями русского народа | Развлечение | |
28.10-30.10 | «Русская изба» | Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. | ООД |
Сделаем наш посёлок чище. | Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. | Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями. |
3.Заключение
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к родному посёлку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории посёлка, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш посёлок, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе малой Родины.
Приложение1.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Краеведческое воспитание в семье и ДОУ»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой смысл вы вкладываете в понятие «краеведческое воспитание»? Считаете ли вы необходимым и возможным начинать краеведческое воспитание с дошкольного детства? Почему?___________________________________________
2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________
3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?
__________________________________________________________________
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?_______________________________________________________
5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?______________________________________________________________
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?
__________________________________________________________________
7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.
__________________________________________________________________
8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Моя малая родина - поселок Газырь"
Познакомить детей с историей родного поселка. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине....
Проект "Малая родина поселок Даровской"
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошко...
НОД для детей старшего дошкольного возраста "Моя малая Родина - поселок Газырь"
Данная тема направлена на развитие чувства патриотизма у детей, сначала за свой поселок, а потом и за Родину....
НОД "Моя малая Родина - поселок Газырь"
Материал предназначен для знакомства дошкольников с малой Родиной....
Конспект НОД "Наша Малая Родина- поселок Сухобезводное"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени.Любовь к Отечеству начинается с любви к Малой Родине....
Электронное мультимедийное пособие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Моя малая Родина – поселок Восточный».
Электронное мультимедийное пособие по патриотическому воспитанию в старшей группе на тему «Моя малая Родина – поселок Восточный». Актуальность. Тема воспитания патриотических чувств у детей дошко...
ПРОЕКТ Малая родина - поселок Новокумский (Клягина Н.В)
«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью» ...