Путешествие по Москве
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Литвинова Татьяна Генадиевна

Расширить представление о Москве; продолжить знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем (внешний и внутренний вид).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: расширить представление о Москве; продолжить знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем (внешний и внутренний вид).

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью.
  • Закреплять представления о гербе Москвы

Развивающие:

  • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории
  • Развивать связную речь умение отвечать полными предложениями.
  • Развитие стремления к самостоятельному поиску знаний.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы чётко и внятно.
  • Воспитывать интерес и любовь к столице нашей Родины городу Москве.
  • Воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.

Материалы: иллюстраций о достопримечательностях города, портрет М. Ю. Лермонтова, музыкальное сопровождение (звон колокола)

Ход занятия

Мы много путешествовали по нашей стране. Сегодня вас ребята я приглашаю в новое путешествие по нашей огромной стране.
Восп-ль: В какой стране мы с вами живём?

Дети: Россия

Восп-ль: Как называют людей, которые живут в России?

Дети: Россияне

Восп-ль: Россия огромная страна.
- Чем богата наша Родина?

Дети:   лесами, реками, озерами, городами.
Восп-ль Как на карте обозначены города? Маленькими черными точками. У каждого города свое название, своя история.
Восп-ль: Как называется главный город России, столица?

Дети: Москва 

Восп-ль: У Москвы есть свой герб.

Герб – эмблема, символ города. Герб рассказывает самое главное. На гербе Москвы изображен всадник в серебряных доспехах и голубом плаще на серебряном коне – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. В виде змея москвичи представили врагов, которые нападали на город.

Восп-ль: Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные.

Дети: Белый, красный, синий, золотой.

Восп-ль: Что они могут значить? (Ответ детей).

Восп-ль: Золотой-цвет хлеба, пшеницы, цвет золотых куполов; белый цвет-цвет чистоты и добра; синий цвет-цвет мирного неба; красный цвет-цвет победы.
Восп-ль: Сегодня мы вместе с вами совершим экскурсию в исторический центр Москвы, в Кремль. Москва – столица России. В старину говорили: «стольной град». Сначала Кремль был построен из дерева. Частые пожары разрушали его. В 15веке был построен Кремль из Красного Кирпича
У стен Кремля расположена Красная площадь  (иллюстрация Красной площади).

Затруднение
Ка вы думаете, почему площадь назвали Красной? (При затруднении помочь с ответом.)
В терем красный с крыльца

 Красна, девица вошла.
Красна девица вошла,

 Красный угол прибрала.
Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Решение.

Догадались.
Когда – то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, самый дорогой, почетный. Самое почетное место в доме – «красный угол». А девица красная – красивая.
Что такое Кремль? Кремль – это огороженное место, крепость. Люди строили в давние времена, чтобы защитить себя от врагов и диких животных.

Много стихотворений написано о Москве. Послушайте одно.

МоскваМосква! Люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль зубчатый, безмятежный.

Это стихотворение написал известный русский поэт Михаил Лермонтов. Он очень любил Москву и посвящал ей стихи (показываю портрет поэта).
Стены Кремля зубчатые.
Десять сотен ласточек спустились с высоты.
Сели, посидели, оставили хвосты (А. Барто).

Спасская башня
Главная башня Кремля – Спасская (иллюстрация).На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это куранты.
Бьют часы на Спасской башне.
Гаснут звезды, тает день…
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день.
Куранты
 показывают время, по которому живет вся наша страна.

Троицкая башня
Вот башня великан – Троицкая башня (иллюстрация башни). Шпиль ее уходит высоко в небо.
А вот невысокая, круглая по форме башенка – малютка. Она не похожа на своих соседок.
У каждой башни есть вое имя, своя тайна.
Боровицкая башня (иллюстрация башни). Там, где она сейчас стоит, в давние времена шумел густой бор. Вы помните, что такое бор? Боровицкая башня – проездная. Как вы думаете, почему ее так называют? У нее есть ворота - Боровицкие, которые ведут внутрь Кремля. Сама башня очень напоминает пирамиду.
Тайницкая башня (иллюстрация). О чем говорит вам ее название? Да внутри башни был когда – то тайник. И даже не один, а два. Тайный колодец и потайной выход из крепости.

Много еще можно узнать о башнях Кремля. Но нам с вами пора зайти внутрь.

Ивановская площадь

Восп-ль:  Представьте, что мы пойдем по Троицкому мосту (иллюстрация), через какую башню? Как вы думаете? Троицкую.

Мы выходим на площадь - Ивановская. Давным-давно, когда телефонов и телевизоров не было, как узнать, что делается на белом свете? Вот и приходил народ на площадь послушать глашатого. Выходит он, достает грамоту (большой лист с текстом) и кричит: «Слушай, народ…»
Замолкали люди и слушали новости. С тех пор говорят: «Кричит во всю Ивановскую». Так говорят человеку, который громко кричит.

Физкультминутка:

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так? (Наклоны головой).

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт. (Наклоны в стороны).

А в часах сидит кукушка, (Присесть)

У нее своя избушка. (Сделать руками домик над головой).

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (руками сделать дверцы у лица).

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга, (вращение туловища вправо)

Повернемся мы с тобой

Против стрелки часовой, (то же влево).

А часы идут, идут, (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьба)

А, бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают, (останавливаются)

ты показывают время, по которому живет вся наша страна.

Колокольня «Иван Великий»

Воспи-ль: С Ивановской площади хорошо видна высокая, красивая белая колокольня.
        Знаете ли вы, что такое колокольня?(Ответы детей)
Назвали колокольню «Иван Великий» . Почему? Догадались?
Назвали ее так за невиданную тогда высоту. Хорошо виден с колокольни весь город и его окрестности. На самом верху сидел – караульник и зорко смотрел вдаль: не покажется л за рекой враг. Заметив опасность, ударял в колокол. Крепко запирала стража ворота кремля, а народ собирался на площади Ивановской.
        Но не только сторожевой была башня, но и пожарной. Представьте себе, случится в Москве пожар, запылают дома. Звонит Иван Великий звонко, тревожно (включить запись звона колокола). И снова собираются на площади москвичи, готовы помочь в любой беде.

Царь колокол

Восп-ль: Ребята, кто из вас знает, что это за памятник?

Дети: «Царь-колокол».

Восп-ль: Верно, это знаменитый «Царь-колокол». Нет на целом свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Он был изготовлен по приказу русской императрицы Анны Иоанновны. Отлили «Царь – колокол» русские мастера Иван и Михаил Моторины. И начали свою работу мастера. Долго трудились, колокол отлили, орнаментом украсили.

           У «Царь-колокола» трагическая судьба. В него так ни разу и не звонили. А как вы, думаете, почему «Царь – колокол» никогда не звонил? ( Предположения детей).

Восп-ль: Однажды в Кремле, ребята, случился пожар. Много домов погорело. Даже Кремль от огня не спасся.
          Мастера испугавшись, что от огня колокол расправится, стали его заливать холодной водой; вот от разницы температур колокол и треснул, от него отвалился кусок. Долго потом колокол лежал в земле. И только через 100 лет его извлекли из ямы и поставили на постамент.

Так и не сбылась мечта мастеров. А колокол остался стоять на площади. Называть стали его Царь колокол.

Царь-пушка

Восп-ль: Ребята, кто из вас знает, что это за памятник?

Дети: «Царь-пушка».

Восп-ль: Верно, это знаменитая «Царь-пушка». 

Недалеко от Царь- колокола на Ивановской площади, стоит Царь пушка. Больше ее нет во всем мире. Должна была она защищать Кремль, но так ни разу и не выстрелила.  Её отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Она установлена на лафете, а возле нее лежат ядра. «Царь-пушка» эта, ребята, не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки.

Игра «Составь слово».

Выбираю детей и составляем с ними слово Москва.

Ребята, где мы с вами сегодня были? Что изображено на гербе Москвы? Кремль это что? Сколько башен у кремля? Как они называются? Площадь Кремля? Какие достопримечательности на ней расположены? Какие вы молодцы внимательно меня слушали.

Вот такая у нас получилась экскурсия. Надеюсь, вы дома расскажете маме и папе то, о чем сегодня узнали. Спасибо Вам ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

путешествие по москве

Занятие в подготовительной группе в рамках патриатического воспитания...

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

Цель данного проекта: познакомить детей с достопримечательностями Московского Кремля, развивать речь детей, вызывать уважение и любовь к родному городу, воспитывать в детях патриотические чувства, зна...

Игра - «КВН» в подготовительной группе «Путешествие по Москве»

Закрепление пройденного материала по теме "Москва - столица России"...

Досуг для детей старшего возраста "Путешествие по Москве"

Тип занятия - обогощение и закрепление знаний детей о городе Москве;                         - воспитание патриотических качеств детей....

Проект "Путешествие по Москве"

Проект по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по Москве"

Конспект НОД в старшей группе "Путешествие по Москве"...

Конспект сюжетно-ролевой игры для старшей группы : "Путешествие в Москву на самолете"

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Москву на самолете» Цель: 1. Развивать у детей любознательность, расширять знания о Москве - столице нашей Родины, ее достопримечательностях.2. Углубить и...