Проект "Путешествие по Москве"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Проект по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_moskve.docx | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 38 «Искорка»
Проект по патриотическому воспитанию детей
подготовительной к школе группы
«Путешествие по Москве»
Составитель:
Воспитатель
МДОУ № 38 «Искорка»
Асташкина Н. А.
г. Подольск
2012г.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Проект «Путешествие по Москве».
Вид проекта: долгосрочный, групповой, познавательно-творческий.
Цель проекта: создание условий для активизации мыслительно - поисковой деятельности детей, систематизации и углубления знаний детей о Москве.
Задачи проекта:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны.
2. Познакомить детей с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами, памятниками архитектуры и древности.
3. Формировать у детей представление о древнем Кремле, о его значении в жизни города.
4. Воспитывать у детей любовь к своей Родине, интерес к познанию истории нашего государства.
5. Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, побуждать свободно, мыслить, фантазировать.
7. Формировать позицию активного родительства, путем привлечения родителей в работу проекта.
Актуальность.
Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, к родному краю. Период дошкольного возраста наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Именно в этом возрасте важно заложить в детях первые представления о России, как огромной, могучей державе, сформировать чувство гордости за нашу страну. А Москва – это сердце нашей Родины, её самый главный город, во многом благодаря которому наша страна известна во всем мире.
Совершая «путешествия» в прошлое нашей столицы, изучая Москву современную и мечтая о том, каким город станет в будущем, мы постепенно формируем у детей интерес к родному краю, развиваем интеллектуальные и познавательные способности, воспитываем патриотические чувства.
Планируемый результат:
Ребенок владеет информацией:
- город Москва – не просто столица России, крупный административный и культурный центр. Она представляет собой национальное достояние и гордость России;
- памятники и достопримечательности города рассказывают о его возникновении и развитии.
У ребенка сформирована гражданско-патриотическая позиция:
- появилось чувство гордости за нашу страну, за столицу России, за её неповторимую красоту;
- проявляется интерес к историческому прошлому столицы нашей Родины;
- формируется желание быть патриотом своей страны.
У ребенка сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности:
- проявляет интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному;
- умеет находить пути решения поставленных интеллектуальных проблем (задач), адекватных возрасту;
- умеет слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.
Срок проекта: 1 год
Этапы реализации проекта.
I . Организационный этап (сентябрь)
Цель: Обзор и анализ сведений о родителях и детях; подбор художественного материала, наглядных пособий, произведений, посвящённых Москве.
II . Практический этап (октябрь- май)
Цель: решение конкретных задач, связанных с формированием гражданско-патриотической позиции у детей.
III . Аналитический этап (май)
Цель: выявление эффективности работы по формированию гражданско-патриотической позиции у детей.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- Информационные уголки;
- Посещение музеев и достопримечательностей Москвы;
- Совместная продуктивная и проектно – поисковая деятельность детей и родителей.
Тематическое планирование.
Тема | Формы работы |
1. Москва – столица нашей Родины. Символы Москвы. | Беседа « Что мы знаем о Москве» Задачи: уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства. Просмотр презентации «Главный город страны» Задачи: закрепить знания детей о столице России; продолжать формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны. НОД «Символы Москвы» Задачи: закрепить знания детей о государственных символах (герб, флаг, гимн); познакомить с историей возникновения государственных символов; познакомить детей с символикой Москвы; формировать уважительное отношение к государственным символам; воспитывать гражданско-патриотические чувства. Рисование: «Москва глазами детей» Задачи: Развивать воображение, творческое мышление детей
Задачи: закреплять знания детей о флагах России и Москвы; развивать конструктивные умения и навыки работы с бумагой. Чтение: - П. Воронько «Лучше нет родного края»; |
2.Москва не сразу строилась… | НОД «К нам пришёл издалека город златоглавый» Рассматривание репродукций картин А. Васнецова с изображением древнего Кремля. Задачи: вызвать у детей эмоциональный отклик от рассматривания. Побуждать детей словесно выражать свои мысли, ощущения, возникшие в результате просмотра репродукций. Конструирование «Строим крепость» Задачи: совершенствовать конструктивные навыки, умение строить по схеме Чтение: - «Легенда о Московии» - Н. Кончаловская «Славен град Москва», «Наша древняя столица» (отрывки) |
3. «Был похож наш город древний Не на город, на деревню» | НОД «Как жили москвичи в древности» Задачи: познакомить детей с условиями жизни и бытом москвичей в древние времен, дать представление о том, в каких домах жили москвичи, какую домашнюю утварь использовали, как они одевались, что ели, как веселились. Просмотр презентации «Древняя Русь» Задачи: продолжать формировать представления детей о жизни древних славян Беседа «Как в Москве учились» Задачи: продолжать знакомить с традициями и культурой русского народа. Рисование «Русские народные костюмы» Задачи: знакомить детей с русской старинной одеждой, с назначением орнамента в одежде славян.
Пластилинография «Терем расписной» Задачи: познакомить детей с разнообразными видами построек, их украшениями; учить передавать свой замысел в плоскостной композиции. Чтение: - Л. Н. Толстой «Филиппок» |
4.О чём молчат башни Кремля? | Беседа «Тайна стен Московского Кремля» Задачи: формировать у детей представление о Кремле, как о выдающемся произведении архитектуры и военного искусства русского народа. НОД «Как вы башню назовёте..» Задачи: познакомить детей с особенностями и историческим назначением башен Кремля; формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Рисование «Спасская Башня» Задачи: Учить рисовать Спасскую башню Кремля, передавая её особенности и отличительные черты; развивать творческие способности детей. Чтение: - С. Михалков «Кремлёвские звёзды» |
5.Прогулка по Кремлю. | НОД «Прогулка по Кремлю» Задачи: познакомить детей с историческими памятниками, расположенными на территории Кремля; воспитывать уважение и гордость за русских мастеров, создавших памятники культуры, которыми восхищается весь мир; формировать желание сохранять культурное наследие нашей страны. Рисование «Царь Колокол» Задачи: Закреплять знания о достопримечательностях Москвы, развивать творческие способности детей. Взаимодействие с родителями: - посещение детьми вместе с родителями Московского Кремля; - составление иллюстрированного рассказа «Мы гуляли по Кремлю» |
6.Красная площадь - главная площадь страны. | НОД «Красная площадь - главная площадь страны» Задачи: Формировать представление об истории создания Красной площади; о её значении для нашего государства; познакомить с историческими памятниками, расположенными на территории Красной площади. Рисование «Парад на Красной площади» Задачи: Воспитывать патриотические чувства детей; развивать чувство композиции. |
7.Москва героическая. | Беседа «Москва героическая» Задачи: продолжать знакомить детей с историческим прошлым русского народа на конкретных исторических событиях (подвиг К. Минина и Д. Пожарского; народный герой Иван Сусанин); воспитывать гордость за своих предков. Беседа «Недаром помнит вся Россия» Задачи: закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества, познакомить детей с некоторыми моментами исторических событий Отечественной войны 1812 года, воспитывать чувство гордости за свой народ. Беседа «Город – герой» Задачи: продолжать знакомить детей с историческими событиями 1941 года, воспитывать уважение к людям, защищавшим свою Родину. Просмотр презентации «Ни шагу назад!» Задачи: воспитывать патриотические чувства детей. |
8.Мы гуляем по Москве. | Беседа на тему «Достопримечательности Москвы» Задачи: познакомить детей с некоторыми достопримечательностями, памятниками и историческими местами Москвы, формировать познавательные интересы, любознательность. Просмотр презентации «Прогулка по Москве» Рисование на тему: «Достопримечательности Москвы» Задачи: учить детей рисовать известные здания в Москве, передавая их особенности, отличительные черты |
9.Какие бывают музеи? | Беседа: «Как вести себя в общественных местах?» Задачи: познакомить с правилами поведения в музеях. Просмотр презентации «Какие бывают музеи» Беседа «Знакомство с Третьяковской галереей» Задачи: продолжать знакомить детей с Москвой как культурным центром России; познакомить с Третьяковской галереей, её историей и основателями; воспитывать бережное отношение к культурным ценностям. Взаимодействие с родителями: - посещение детьми вместе с родителями одного из московских музеев; - составление фото отчета «Музеи, которые мы посетили» |
10. Мы идём в театр! | Беседа «Мы идём в театр!» Задачи: рассказать детям, какие бывают театры; познакомить детей с московскими театрами для детей: театр кукол им. С.В. Образцова; театр кошек О. Куклачёва; «Уголок дедушки Дурова»; познакомить с правилами поведения в театрах. Взаимодействие с родителями: - посещение детьми вместе с родителями одного из московских театров; - составление эссе «Волшебный мир театра» |
11.Цирк, цирк, цирк! | Беседа «Цирк зажигает огни» Задачи: Расширить и уточнить представления детей о цирке; познакомить с историей возникновения цирка; расширять и закреплять представления детей о достопримечательностях Москвы. Рисование «Весёлые клоуны» Задачи: продолжить учить рисовать фигуру человека в движении, передавать части тела и пропорции, формировать умение отражать в рисунке особенности профессии клоуна Аппликация «Цирковая афиша» Задачи: учить детей создавать коллективную композицию из аппликативных элементов. Чтение: - В. Драгунский «Девочка на шаре» - Э. Успенский «Школа клоунов» |
12.Московский зоопарк | Беседа «Что такое зоопарк» Задачи: Расширить и уточнить представления детей о зоопарке; рассказать о правилах поведения в зоопарке; воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к животным. Просмотр презентации «Московский зоопарк» Задачи: продолжать знакомить с представителями животного мира, живущими в московском зоопарке, воспитывать доброе отношение к животным Лепка коллективная: «Наш зоопарк» Задачи: учить детей составлять из вылепленных фигурок коллективную композицию, развивать творческие способности детей. |
13.Мы едем, едем, едем! | НОД: «Мы едем, едем, едем!» Задачи: познакомить детей с историей общественного транспорта Москвы (извозчики, конка, трамвай и т.д.); формировать представление о московском метро, как самом красивом метро в мире; формировать познавательные интересы, любознательность. Просмотр презентации «История общественного транспорта» Задачи: закреплять знания детей о городском транспорте. Аппликация «Украсим станцию метро» (мозаика) Задачи: развивать творческое воображение, развивать чувство формы, мелкую моторику. Чтение: - Н. Носов «Метро» |
14.Что будущее нам готовит? | Просмотр презентации «Путешествие по Москве на машине времени» Задачи: обобщить знания детей об истории Москвы; наглядно показать как изменялся облик города с течением времени. Рисование «Москва в будущем» Задачи: предложить детям представить, какой станет Москва в будущем, какие интересные здания и сооружения будут построены, каким станет транспорт; развивать воображение, формировать познавательные интересы, любознательность, активность. |
15. Юные исследователи (итог проекта) | Создание временной ленты «Москва в прошлом, настоящем и будущем» Задачи: обобщить и систематизировать знания детей об истории нашей столицы; в совместной коллективной деятельности создать иллюстративно – наглядное пособие. |
Дидактические игры
№ п/п | Название игры | Цель | Материал к игре |
1 | «Найди и расскажи про герб и флаг Москвы» | Закрепить знания детей о символах Москвы. | Несколько изображений флагов и гербов городов России. |
2 | «Выложи герб из фрагментов» | Закрепить знания детей о символах Москвы. | Разрезные картинки. |
3 | «Раньше и сейчас» | Закреплять знания детей о предметах старины и их аналогах в современном мире | Набор парных картинок с изображениями предметов |
4 | «Знатоки города» | Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Обогащать словарный запас детей. | Фотографии видов города и главных его достопримечательностей. |
5 | «Собери целое из частей» | Учить детей составлять из частей (фрагментов видов города) целое изображение. | Разрезные картинки. |
6 | «Узнай по фрагменту» | Закрепить знания детей о достопримечательностях города. | Картинки с фрагментами изображений достопримечательностей |
7 | «Подскажи словечко» | Учить детей подбирать эпитеты при описании достопримечательностей города | |
8 | «Интервью» | Учить детей составлять небольшой связный рассказ на заданную тему. | Микрофон, бейдж с надписью «Корреспондент газеты» |
Приложение 1
Анкета для родителей “Город Москва”.
Уважаемые родители!
Просим Вас дать ответы на вопросы.
1) Ведете ли Вы со своим ребенком беседы о Москве?_________________________
________________________________________________________________________
2) Знает ли Ваш ребенок достопримечательности Москвы? Какие?_______________
________________________________________________________________________
3). Гуляете ли Вы с ребенком по московским улицам? Каким?___________________
________________________________________________________________________
4). Какие культурные, исторические или развлекательные объекты Москвы вы
посещали вместе с детьми?________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5) Посещаете ли Вы с ребенком театры? Какие?_______________________________
________________________________________________________________________
6) Посещаете ли Вы с ребенком музеи? Какие?________________________________
________________________________________________________________________
7) Как Вы думаете должен ли ребенок знать историю нашей столицы? Почему?____
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Спасибо.
Приложение 2
Мониторинг определения результатов работы по теме проводится путём наблюдения за детьми, бесед, изучения продуктов детского творчества
Критерии мониторинга определения уровня освоения детьми темы «Главный город нашей страны»
Фамилия, имя ребёнка | Название страны и столицы, знание статуса Москвы как столицы России | Знание символики города Москва, умение узнавать их среди других символов | Знание истории возникновения Московского Кремля | Знание исторических памятников, расположенных на территории Кремля | Определение Красной площади как центра Москвы, знание достопримечательностей, расположенных на Красной площади | Знание архитектурных достопримечательностей города, их значимость | Сформированность представлений об исторических событиях, показывающих героизм нашего народа | Знание элементов народного костюма, старинных предметов обихода |
Высокий уровень
Знает название столицы России, знает и узнает флаг, герб города Москва, может объяснить значение символов; может назвать и рассказать о достопримечательностях Москвы; имеет представление об исторических событиях, показывающих героизм нашего народа; имеет представление об условиях жизни и быте москвичей в древние времена; на поставленные вопросы отвечает развернуто, без помощи педагога
Средний уровень
Знает название города; флаг, герб, но не может объяснить значение символов; может назвать и рассказать о некоторых достопримечательностях Москвы; имеет некоторое представление об исторических событиях, показывающих героизм нашего народа (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать предметы быта. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Приложение 3
Используемая литература:
- Н. Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 112 с.
- Дошкольникам о Москве (опыт педагогов города Москвы). Учебно-методическое пособие. Составители: Кондрыкинская Л.А, Мерзлякова С.И. – М.: Ижица, 2004. – 92 с.
- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
- Н. В. Алешина. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. – М. УЦ «Перспектива», 2011г. – 296 с.
- Н. и В. Волковы. «О чём молчат башни Кремля?» - М.: Издательский дом «Фома», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс знатоков Москвы «Моя столица, моя Москва» (подготовительная группа)
Данный материал поможет детям раскрыть свои познания о Москве, ее истории, достопримечательностях столицы в интересной, соревновательной игре....
Проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная"
Конспект проектной деятельности для детей подготовительной группы по теме "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" для реализации Государственной программы «Патриотическое вос...
Москва - столица России. Герб Москвы
Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....
День города. Моя малая родина. Москва-историческая. Москва-литературная.
Конспект занятия, посвященного празднованию Дня города, для детей старшего дошкольного возраста....
«По местам боевой славы Москвы», «По местам боевой славы Северного Административного округа г. Москвы»
Презентации, посвященные местам боевой славы Москвы и Северного Административного округа г. Москвы — памятники Великой Отечественной войне, с краткими рассказами о памятниках. ...
Конспект занятия. Речевое развитие. «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»
Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади....
Краткосрочный проект "Москва деревянная, Москва белокаменная, Москва современная" 2021г.
Продолжать расширять представления детей о Москве - столице России....