Конспект занятия «Камни и их свойства» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анна Николаевна Чеканова

 Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами. Формировать умение обследовать природный материал, развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе, любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamni_i_ih_svoystva.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Камни и их свойства».

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми старшей группы

Цели: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами. Формировать умение обследовать природный материал, развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе, любознательность.

Ход занятия:

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Кто, ребята, отгадал мою загадку?

В: Что такое глобус?

Дети: Это модель нашей планеты -Земля.

В: Какие цвета вы видите на глобусе? (синий, зеленый, голубой, желтый, коричневый). Что они обозначают? (Ответы детей.)

А я знаю одну тайн, у планеты, на которой мы живём, есть одежда. Что это может быть за одежда? Хотите узнать?

В: Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

А кто знает, как по-другому называют камни? (Ответы детей. Полезные ископаемые.)

Правильно, все подземные богатства, и камни в том числе, называют полезными ископаемыми.

В: Подумайте, почему они «полезные»? (Ответы детей.)

Да, вы правы, «полезные» потому что они приносят пользу людям.

В: Ребята, а какую же пользу приносят камни людям? (Ответы детей. Строят дома, дороги.)

В: А почему «ископаемые»? (Ответы детей.) Верно, ископаемые, потому что они являются «подземными богатствами» и залегают глубоко под землей. Людям приходится приложить немало усилий, чтобы добыть полезные камни.

В: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?

Дети: Геологи.

Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи - это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях, изучают свойства камней. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. Вот такая это работа!

Воспитатель: Тихо, дети! Я слышу около двери шорох. Пойду посмотрю, что там происходит! (за дверью находится посылка с камнями и письмо). Ой, посмотрите,здесь посылка и письмо!?

Крот: Здравствуйте, дети! Я хочу попросить вас о помощи! Когда я копал тоннели, то постоянно что-то попадалось у меня на пути, так как под землей темно, да и сам я плохо вижу, то все эти предметы я собрал в мешок и решил отправить вам в детский сад, чтобы вы помогли узнать, что это такое.

Воспитатель: Дети, поможем кроту? Интересно, что же у  лежит в посылке? Давайте попробуем отгадать. Опустим руку в мешочек и на ощупь определим предмет. Как вы думаете, что это (ответы детей). А теперь посмотрим глазками! Какие, дети, вы догадливые! Правильно – это камни! Чтобы помочь кроту узнать о камнях много интересного, нам надо стать исследователями. Что делают исследователи? (ответы детей). Исследователи осматривают, ощупывают камни, а так же проводят опыты.

Вспомните, как называется профессия человека, который занимается поисками камней (профессия называется геолог).

Дети, как вы думаете, для чего человеку нужны камни, для чего они их ищут?

Камнями выкладывают дороги. Эти дороги называют мостовые, еще используют камни для строительства мостов, башен. Камни применяются не только в строительстве. Есть еще камни, из которых делают украшения для дома. У вас есть дома такие украшения (ответы детей). А еще из камней делают украшения для женщин. Вы видели у своих мам такие украшения?

Посмотрите, в этой шкатулке находятся украшения, сделанные из камней.

Сегодня мы будем исследователями. Мы будем исследовать камни.

Опыт 1. Определение характера поверхности.

Воспитатель: Приложите камень к щеке. Что вы чувствуете (камень холодный, гладкий, шершавый) Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие.) Возьмите другой камень, какой он, гладкий или шероховатый? Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.

Опыт 2.Рассмотрим камни под лупой.

Воспитатель: В одной руке у вас камень, а в другую руку возьмите лупу. Разместите лупу между камнем и вашими глазами. Давайте рассмотрим камень через лупу. Посмотрите, что вы видите на камне через лупу? Какие крапинки, дорожки, трещины, углубления, ямочки, узоры на камнях. Какие красивые камни!

Вывод: камни имеют не ровную поверхность

Опыт3. Какая же форма у камней?

А сейчас давайте посмотрим на форму камней, что мы можем сказать.

Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.

Выводкамни имею разную форму. А еще они разного цвета и разного размера.

Опыт 4:«Тонет - не тонет»

На столе у воспитателя две баночки с водой. Выходят два ребенка.

Опустите в емкость с водой один камень и брусок дерева. Что произошло? (деревянный брусок утонул? (Нет.) Почему? (Потому что он легкий.) А камень? (Утонул, потому что он тяжелый.)

Выводкамни тонут в воде, потому что они тяжелые.

Опыт4: «Твердый или мягкий?»

Давайте сравним камень и деревянный брусок. Я возьму молоток и гвоздь и попробую вбить гвоздь сначала в деревянный брусок (показ воспитателя). Смогла я вбить гвоздь в деревянный брусок?

А теперь попробуем забить гвоздь в камень (показ воспитателя). Дети, можно это сделать? О каком свойстве камня это говорит?

Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в руку любой камешек. Сожмите  руку сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло. Камень изменил форму? а почему? (потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый). Ребята, вы определили еще одно свойство своих камней.

Вывод: Камень твёрдый, твёрже пластилина.

Опыт 5. Мел.

Загадка:

Белый маленький комочек,

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте,

Пишут буквы на доске. (Мел.)

Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.

Очень часто мы с вами рисуем в группе еще одним камнем. Вы наверно догадались это наши простые карандаши. Внутри у них очень мягкий камень – графит.

Вывод: камнем можно писать, рисовать.

Опыт 6. Соль.

Как вы думаете, можно ли есть камни? А вы знаете кого-нибудь, кто ест камни? (Камни едят птицы.) А человек может питаться камнями? Мы каждый день употребляем в пищу кристаллики одного камня, попробуйте угадать какого?

Вывод: соль можно есть.

Игра с камешками в руках. «По дорожке мы пошли»

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.

Игра «Оркестр»
Предлагаю детям из волшебного ящика взять по 2 камешка и встать в круг. Воспитатель предлагает детям поиграть в «оркестр».
Правила:
- Сейчас мы с вами превратимся в необычный, сказочный оркестр. Что такое оркестр? Кто управляет оркестром?
- Ребята, вы позволите мне стать дирижером нашего оркестра? Сейчас я дирижерской палочкой буду «включать» инструменты. Педагог по очереди касается детей палочкой, и они начинают стучать камешками. В ходе «звучания оркестра» меняем темп: быстро – медленно.
На основании игрового опыта вместе с детьми приходим к выводу, что камни издают звуки, «звучат».

Подведение итогов.

Игра «Верно - неверно».
Задаю детям вопросы. Если «ВЕРНО» - хлопок, «НЕВЕРНО» - молчок.
Вопросы:
1. Камень тонет в воде?
2. Гвоздь можно забить в камень?
3. Мокрый камень от сухого отличается по цвету?
4. Из камня можно лепить как из пластилина?
5. Камень можно порвать как бумагу?
6. На камне остаётся след от острого предмета?
7. Камень тяжёлый?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы по теме: "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшей группы   Тема: « Свойства воды»   Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Загадочные камни!»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.Задачи:Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «В царстве камней» в рамках общешкольного проекта «Лаборатория когнитивного развития».

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей  группе "В царстве камней".Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.За...