Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «В воде купался - сухим остался»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Серебрякова Алла Ивановна

Цель. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Задачи:

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

- поощрять выдвижение гипотез;

- подвести к планированию своей деятельности;

- способствовать развитию умения делать выводы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_vode_kupalsya_-_suh_ostalsya.docx66.13 КБ

Предварительный просмотр:

                       Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                Детский сад № 86 Красносельского района

                                                               г. Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

в старшей группе

«В воде купался - сухим остался»

                                                                                       

                                                                                   Подготовила воспитатель

                                                                                   высшей квалификационной категории

                                                                                  Серебрякова А.И.

Используемые технологии:

Игровые, здоровьесберегающие, проблемно-поисковые, ИКТ.

                           

                                                      Санкт – Петербург

                                                                2019

Тема. "В воде купался - сухим остался"

Цель. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать способность наблюдать, строить предположения и предлагать способы их проверки.

Задачи:

- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

- поощрять выдвижение гипотез;

- подвести к планированию своей деятельности;

- способствовать развитию умения делать выводы;

Оборудование. Бумажные птицы, загадки,  современный толковый словарь русского языка  автор-составитель А.Н. Чемохоненко, перья: белые, красные, синие, медицинские маски, ёмкости с водой, перья гусиные и куриные,  обручи,  листы бумаги, широкие кисти, пипетки, растительное масло в блюдцах, запись голосов птиц, цветные карандаши, листы для рисования.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке, рассматривание иллюстраций, чтение произведений В. Бианки «Лесные домики», Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», отгадывание загадок, рисование птиц, лепка птиц, подвижные игры: «Гуси-гуси…», «Птички в гнёздышках», «Совушка», дидактические игры: «Третий лишний», «Узнай, какая птичка спряталась», «Кто какой».

Организация детей. Дети входят в зал, после приветствия присаживаются на стульчики. Организованы 3 подгруппы по 4 ребёнка работающих за столами.

Ход ООД.  Организационный момент.

- Придумано кем-то, просто и мудро,

  При встрече здороваться: «Доброе утро!»

  Доброе утро! Солнцу и птицам.

  Доброе утро! Улыбчивым лицам.

 

Снится ночью пауку Чудо-Юдо на суку:

Длинный клюв и 2 крыла

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится? Угадали? Это… (птицы)

Появляются птицы на фоне голосов гусей. (Птицы вытягиваются по леске, протянутой  под потолком. )        Слайд 2.

Игра «Прилетели птицы»

-Я сейчас буду перечислять птиц, но если услышите лишний предмет, хлопайте в ладоши.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, воробьи, утки, комары, грачи.

- Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, аисты, кукушки, гуси и скворцы…

  Все вы МОЛОДЦЫ.

- А кого мы называем птицами?  (Животных, тело которых покрыто перьями) Слайд 3.

- Для чего нужны птицам перья? (Перья нужны для полёта, для сохранения тепла тела птицы, для маскировки от хищников и охотников, для привлечения самки)

- Всё ли мы знаем о перьях птиц?  Слайд 4.

Элемент сюжетно-ролевой игры «Орнитологи» 

- Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

-  Где можно узнать, что обозначает слово? (В интернете, в книге)

Словарная работа. При помощи толкового словаря знакомлю детей со словом «орнитолог» – специалист, изучающий птиц и их жизнь.

 (Дети делятся на 3 группы по цвету перьев: белые, красные, синие по 4 ребёнка) 

- Каждому предлагаю взять перо из пакета.

- Ребята, посмотрите какое красивое волшебное перо сказочной птицы Финиста-ясного сокола (ФЯС), оно мне сегодня будет помогать колдовать. Пока перышко будет лететь, вы под мои слова поворачиваетесь и превращаетесь.

- Пёрышко ФЯС лети и детей  в орнитологов преврати.

- Проходите в научную лабораторию, займите свои места, которые вам покажут пёрышки, наденьте маски.

Эксперимент №1.  (Емкость с водой, перья)

- Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте исследуем их.

Рассматривание перьев.

- Потрогайте перо. Какое оно? (Плотное, жёсткое, большое)

- Что же с ними делать? Что показывает схема на экране?  Слайд 5.

( Надо проверить: какие перья намокают, а какие  нет (не намокают))

Без имени_9

- Как мы это проверим? (Опустим в воду)

Дети  берут перья, опускают их в воду, раскладывают на две кучки: на намокшие и сухие.

-Сколько кучек из перьев у вас получилось? (Две)

-Вас что-то удивило? (Да)

-Что? (Одни перья сухие или с капельками.)

-Сделайте рисунок.

-Как вы думаете, сухие перья принадлежат птицам, которые боятся воды? (Нет)

 

Вывод:

Значит, сухие перья принадлежат птицам, которые не боятся воды и живут у воды.

-Как выглядят другие перья, что с ними произошло? (Другие перья намокли, все слиплись, стали похожи на полоску, с них течет вода.)

-Сделайте рисунок.

Вывод:

-Мокрые перья принадлежат птицам, которые боятся воды и живут вдали от воды.

- Пёрышко ФЯС лети и орнитологов  в птиц преврати.

Подвижная игра «Птички в гнездышках» (Обручи -4шт.)

Ход игры: В разных концах площадки или комнаты устраиваются 3-4 гнезда (обручи). Дети – птицы размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд (перешагивают через препятствие) и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц: «Гуси серые летели, на полянку тихо сели (дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям, клюют корм), походили, повернулись, а потом домой вернулись. Воспитатель убирает одно гнездо. Дети бегут и, снова перешагивая через препятствия, занимают свои гнезда. Дети, оставшиеся без гнезда - присаживаются на стульчик.

Игра повторяется 2 раза. При повторении можно ввести дополнительное движение, например, предложить сначала выпрыгнуть из круга на двух ногах, а затем уже лететь.

- Пёрышко ФЯС лети и птиц в орнитологов преврати.

- Молодцы,  хорошо поиграли, пора возвращаться в лабораторию, нас ждёт новое открытие.

-Почему эти перья не намокли?  (Показываю перья) Хотите узнать этот секрет?

Эксперимент №2. (Перед детьми 2 листа бумаги, распылитель с водой, распылитель с маслом, пипетка, вода)

-Ребята,  распылите воду  на лист бумаги. Слайд 6.

- Что произошло с листочком? ( Он весь промок, испортился)

-Сделайте рисунок.

- На второй лист распылите масло из маленькой бутылочки с буквой «М»  Слайд7.

- Что произошло с листочком? (Он стал жирным, маслянистым)

-Что ещё нужно сделать? (Капнуть воду из пипетки)

- Наберите в пипетку водичку и капните на лист бумаги, на котором масло.

 Сравнение.

- Что произошло с капельками на листе с маслом? (Вода скатывается по бумаге, лист сухой)

-Сделайте рисунок.

-Вот так и с перьев птиц вода скатывается.

Вывод. Смазанную маслом поверхность предмета вода не смачивает.

- Уважаемые орнитологи – учёные, ответьте на вопрос о какой птице можно сказать:

« В воде купался - сухим остался»  (Гусь) Слайд 8.

- Как  называют птиц, которые не боятся воды? (Водоплавающие) Слайд 8.

- Результат: У водоплавающих птиц перья не намокают, потому, что у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.  Слайд 9.

- Человек узнал секрет птиц и металлические предметы, детали машин, чтобы они не ржавели от влаги , смазывает их жиром.  Слайд 10.

 Сапоги, ботинки надо смазывать специальным кремом и не только для красоты, а чтобы оставались сухими во время дождя.         Слайд 11.

- Пёрышко ФЯС лети и орнитологов награди.  (Показываю ребятам водоотталкивающую пропитку)

- Пёрышко передаёт ребятам гр. «Солнышко» водоотталкивающую пропитку. Защищайте свои сапожки от влаги.

- Подведём итог нашей работе.

  Д/игра. «Какая картинка лишняя». Слайд 10. 

По лужку он важно бродит, 
Из воды сухим выходит, 
Носит красные ботинки, 
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Так плавать, ну совсем не шутка,
Но всё может делать только ...(утка)

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. 
Кто она? … (Ворона)

Эта птица всем известна -
Гадким он утёнком был.
Да и сказка интересна.
Жаль, что я её забыл. (Лебедь)

-Какая картинка лишняя? (Гусь, утка, ворона, лебедь)

- Почему?  (Гусь, утка, лебедь  постоянно смазывает свои перья жиром и они перелётные птицы)

- Пёрышко ФЯС лети и орнитологов в детей преврати.  

Рефлексия.

- Ребята,  кому из вас было чуть – чуть трудно возьмите красное пёрышко, а кто не испытывал трудностей - зелёное пёрышко.

- Всем большое спасибо за работу.

Источники: 

http://logoportal.ru/konspekt-nod-zimuyushhie-ptitsyi/.html

Е.В.Марудова.  Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.

№9 (21) сентябрь 2013 г. «Детский сад. Всё для воспитателя!»

И.М.Коротков. Подвижные игры детей.

Автор-составитель А.Н. Чемохоненко. Современный толковый словарь русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (с элементами аппликации) « Цветы для мамы»

Цель: С помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности.Задачи:Обучающие: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, со...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе "Удивительная вода".

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и живых организмов....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная вода»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Волшебная вода». ОО "Позннание, экспериментирование"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная» (с использованием ИКТ)

Цель:  Закрепить у детей понятия «неживая природа», «круговорот воды в природе и  её свойства».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие&raq...