Информационно-творческий проект "Матрешка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Мосман Елена Александровна

 

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира - Матрешку.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Матрешка»

Тип проекта: информационно – творческий.

Вид проекта: групповой.

Сроки реализации: один месяц (март), среднесрочный.

Руководитель проекта: воспитатель – Мосман Е.А.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с ТНР (6-7 лет), воспитатель.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивна, музыкально-художественная.

Цель: создание условий для развития воображения и художественно-творческих способностей детей в процессе ознакомления с русской народной игрушкой – матрешкой.

Задачи: приобщать к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, росписью матрешки; формировать предпосылки к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативе; способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности; развивать творческие и познавательные способности; речевые умения и мелкую моторику рук; обогащать словарный запас дошкольников.

Актуальность. Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К.Ушинский еще в XIX веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.

С тех пор мало что изменилось, и есть опасность превратиться в «Иванов, не помнящих родства».

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

И именно сейчас, как никогда раньше, взяв за основу направление «Развитие воображение и творческих способностей» на познавательных занятиях с детьми мы продолжаем знакомство с историей русского народа, народными художественными промыслами, пытаясь связать прерванную нить поколений. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки и вообще любого продукта творческой деятельности.

Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личностью.

Стратегия реализации проекта:

I этап: «Рождение проблемы (подготовительный)».

Дети играют матрешками в группе. Спрашивают воспитателя: «Почему в одной матрешке прячутся ее сестренки? Кто придумал матрешку? Как матрешку делают?»

- Что вы знаете о русских народных игрушках? Какие знаете народные игрушки? (Ответы детей: бывают из глины, дерева, соломы. Они красивые. Мы лепили дымковские игрушки, расписывали узорами. Их продают на русских праздниках. Их изготовляли раньше в деревнях, для детей.)

- Что бы вы хотели еще узнать? (Почему в одной матрешке прячутся ее сестренки? Кто придумал матрешку? Как матрешку делают?)

- Где найти ответы на ваши вопросы? (Ответы детей: Спросить на занятиях у воспитателя. Спросить у родителей. Посмотреть по телевизору, в Интернете. Прочитать в энциклопедии и других специальных книгах.)

II этап: «Разработка проекта “Матрешки”».

  1. Изучить литературу по теме «Русские народные игрушки».
  2. Подобрать материал для развития творчества детей.

III этап: «Мероприятия и события (практическая часть)».

  1. Занятия (интеграция познавательной и продуктивной деятельности): «Русская народная игрушка – матрешка» (познавательное, рисование матрешки по образцу); «Деревянные игрушки» (познавательное и аппликация); «Составление сказок о матрешке» (развитие речи, рисование пластилином); «Игольница “Матрешка”», подарок для мамы (ручной труд).
  2. Оформление в группе выставки рисунков «Матрешки».
  3. Изготовление атрибутов к игре «Узнай и назови», «Составь узор на сарафане».
  4. Разучивание игр: «Где спряталась матрешка?», «Узнай и назови», «Укрась сарафан матрешки», «Составь эскиз для росписи», «Составь узор на сарафане».
  5. Разучивание частушек о матрешках.

IVэтап: «Заключительный (подведение итогов)».

Развлечение «О матрешке» (В ходе развлечения дети рассказывают о русской народной игрушке – матрешке, поют частушки).

Литература

  1. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб., 2010.
  2. Орлова, А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/ А.В. Орлова. – Владимир, 1995.
  3. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"

Информационно-творческий логопедический проект "Осень в Башкортостане"...

информационно-творческий проект в старшей группе детского сада «Праздник Пасха»

Дети подготовительной группы в большинстве случаев уже понимают различные православные праздники. На занятиях по изобразительной деятельности была тема «Пасхальное яйцо», организовали подготовку...

Информационно - творческий экологический проект "Зимующие птицы"

Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах....

Информационно-творческий проект "Откуда вы, матрёшечки?"

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА - Народное искусство глубоко воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений....

Межсемейный информационно-творческий проект

Цель. Знакомство детей с разнообразием профессий родителей,  сотрудников детского сада и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей....

межсемейный информационно-творческий проект "В мире профессии".

Цель. Знакомство детей с разнообразием профессий родителей,  сотрудников детского сада и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей....

Информационно-творческий проект «День Победы»

муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного младшего школьного возраста Малышевская начальная школа - детский сад № 42        Информ...