«Формирование экологической культуры у детей 4-5 лет через специфический вид деятельности – конструирование из природного материала».
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
Сегодня в дошкольном образовании, именно экологическая культура формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Сейчас дети всё больше отдаляются от природы. А конструирование из природного материала вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstruirovanie_iz_prirodnogo_materiala_wecompress.com_.pptx | 1.09 МБ |
tekst_konstruirovanie_iz_prirodnogo_materiala.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Конструирование из природного материала В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и экологической культурой. Работа с природным материалом, поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Природа даёт возможность ребёнку младшего дошкольного возраста развивать собственные творческие способности, он приобщается к экологической культуре.
Ц ель: формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через конструирование из природного материала. З адачи: формировать представления о конструировании из материалов живой и неживой природы; ф ормировать умение распознавать свойства и качества природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега, хрупкость засушенных растений и т.д .); Обогащать чувственный опыт детей через специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуру, устанавливать зависимости между ними и на основе этого создавать разнообразные художественные образы; Воспитывать бережное отношение к природе.
Использование природного материала в других видах деятельности Развитие умственных способностей Развитие пространствен-ного воображения Развитие речи Развитие трудовой деятельности Развитие изобразитель-ной деятельности Развитие игровой деятельности Развитие сенсорных способностей
Коллективная работа «Осеннее дерево» Конструирование из природного материала в осенний период Конструирование из природного материала на осенние темы «Осенний коллаж» «Ёжики на полянке» «Коллективная работа « Осеннее дерево» «Осенняя икебана» Осенний коллаж Ёжики на полянке Осенняя икебана
Конструирование из природного материала в зимний период Конструирование из природного материала на зимние темы «Зимнее дерево» «Снеговик» «Ёлочки в снегу» На прогулке Конструирование из сырого снега: «Черепаха», снеговики, … Ледяные постройки: «Цветная крепость», «Ледяная комната Снегурочки», «Мишкина берлога» «Черепаха» « Заюшки » «Пингвинье семейство»
Конструирование из природного материала в весенний период Конструирование из объектов неживой природы Создание композиций с живыми зеленеющими ветками Сухой аквариум Гусеницы на ветке рябины Дружные улитки Моя гусеница
Икебана из цветов Конструирование из природного материала в л етний период Изготовление икебан из цветов Композиции из трав, веток и плодов Коллективные коллажи из различного природного материала Песочная улитка Песочная рыбка Коллаж из ромашек
Развивающая предметно-пространственная среда Достаточность и полнота природного материала для организованной и самостоятельной художественно-творческой деятельности позволяет детям проявлять творчество и фантазию, воплощать свои замыслы
Взаимодействие с семьей Помощь в подборе природных материалов для пополнения развивающей среды Оформление гербариев Совместное с детьми изготовление поделок из семян, плодов и листьев деревьев Оформление выставки «Природные фантазии» Семейный досуг «Умелые ручки »
Результат Сформировались представления о конструировании из материалов живой и неживой природы. Дети познакомились со свойствами и качествами природных материалов. Обогатился их опыт практического создания поделок из природных материалов, дети научились видеть в элементарном материале художественные образы и изготавливать их. Дети стали более осознанно и бережно относиться к природе.
Литература Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников Бондаренко А. И. Дидактические игры в детском саду Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014 Дыбина О. В., Арбаманова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности ДыбинаО . В. Сценарий игр-занятий для дошкольников Дыбина О. В. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры Саморукова П. Г. Мир природы и ребенка
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 137»
Пущиенко Наталья Валерьевна
1 слайд. Тема
Здравствуете, уважаемые коллеги. Я рада представить вам опыт работы на тему «Формирование экологической культуры у детей 4-5 лет через специфический вид деятельности – конструирование из природного материала».
Хотелось бы начать свою презентацию словами Елизветы Гринёвой, которая говорила: «Уровень сформированности экологической культуры является результатом воспитания, главная функция которого – подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе».
2 слайд. Актуальность
Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно-техническим процегрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.
Сегодня в дошкольном образовании, именно экологическая культура формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
Сейчас дети всё больше отдаляются от природы. А конструирование из природного материала вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир.
Занимаясь конструированием из природного материала, ребёнок 4-5 лет вовлекается в наблюдение за явлениями живой и неживой природы, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относится к окружающей среде.
Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к экологической культуре.
3 слайд. Цель Задачи
Цель: формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через конструирование из природного материала.
Задачи вы можете видеть на слайде.
4 слайд. Использование природного материала в видах детской деятельности
Опыт конструирования из природного материала находит отражение во всех видах детской деятельности:
- речь ребенка обогащается названиями флоры, фауны, неживой природы и, конечно же, яркими, красочными эпитетами.
- происходит активное интеллектуальное развитие детей, когда они пытаются представить, как шишка превратится в дерево, гномика, смешарика или туловище оленя.
- через конструктивные операции развиваются сенсорные способности детей, мелкая моторика рук и глазомер.
- кроме того, развиваются такие необходимые качества, как трудолюбие, усидчивость, формируется положительное отношение к результатам собственного труда и труда сверстников.
- развиваются изобразительные навыки, фантазия и воображение.
- Ну и, конечно же, ребенку захочется поиграть с красивой поделкой, которую он сам изготовил. А сколько удовольствия доставляет маленьким мастерам использование их поделок в украшении групповой комнаты, приемной или холлов детского сада, через это у ребенка зарождается осознание нужности своего труда.
5 слайд. Конструирование из природного материала в осенний период
Осень дарит нам богатство материалов и красок, с которыми детям так и хочется поиграть. Используя эмоциональный настрой детей, я предлагаю доступные их возрасту темы конструирования из природного материала: простые коллективные коллажи из сухих листьев и трав, где кроме эстетического восприятия формируются навыки элементарного продумывания совместной композиции и сотрудничества.
В осенний период мы традиционно устраиваем совместные с родителями выставки поделок, составленных из даров природы, которые вызывают огромный интерес детей и обогащают их опыт взаимодействия с природой.
6 слайд. Конструирование из природного материала в зимний период.
В зимнее время мы для конструирования используем запасы материалов с лета и осени. (Хочу отметить, что мы собираем материал только опавший, а с деревьев и кустарников ни веток, ни листьев, ни плодов не срываем.)
Опыт изготовления поделок из природного материала у детей 4-5 лет еще не богат, поэтому я при конструировании использую приемы подробного показа способов действий или параллельных действий с детьми, когда мы одновременно - я на увеличенном образце, а дети на своих заготовках, - изготавливаем поделку (так мы конструировали пингвинов и зайчиков).
На прогулке я однажды задала детям вопрос: что можно сконструировать, сделать из снега и льда? Ответ был односложным: снежки, снеговиков. На этом опыт их закончился.
Поэтому я предложила детям рассмотреть иллюстрации разнообразных зимних построек. В этом году дети выбрали черепаху, и мы все вместе слепили ее, а потом раскрасили. Большая черепаха стала украшением нашего участка.
Рассматривая иллюстрации ледяных конструкций, дети стали спрашивать, почему они разного цвета, если лед прозрачный. Так мы научились окрашивать лед, замораживать его в формах. И ими также украшали веранду нашего участка.
7 слайд. Конструирование из природного материала в весенний период
Весной, когда всем хочется тепла и солнышка, мы конструировали с детьми весенние пейзажи из засушенных веточек и различных шишек, использовали ветки с распускающимися листьями деревьев.
При знакомстве во второй половине учебного года с понятием «неживая природа», мы стали более широко использовать ее материалы, составляя композиции из камней и видов почв. Для детей оказалось открытием, что глина, которую мы используем в лепке, - является компонентом неживой природы и ее сформованные и засушенные кусочки можно использовать в конструировании, как кирпичики и пластины.
8 слайд. Конструирование из природного материала в летний период
Летом мы изготавливаем икебаны из цветов, композиции из трав, веток и плодов, составляем коллективные коллажи из различного природного материала. Во время прогулок я с детьми изучаю свойства природного материала, придумываю оригинальные композиции. Различную по размеру и фактуре применяем кору деревьев для создания удобных подставок для поделок или даже целых композиций. Использование многочисленных ягод и фруктовых косточек, фасоли, гороха, мха, ракушек, камушков, соломы, перьев, семян является ценным материалом для оформления деталей и декоративных дополнений.
9 Слайд. РППС
Весь природный материал, с которым дети должны познакомиться за год я условно разделила на 2 этапа:
Сначала мы с детьми знакомились с использованием шишек, веток и сучков для формирования представлений о пространственном расположении, способах достраивания и убирания лишних деталей. При этом использовался уже знакомый детям мелкий природный материал: крупные семена, листья, колоски и засушенные травы, камешки, песок и пр.
На 2-ом этапе (во второй половине учебного года) дети познакомились с использованием крупных кусков древесной коры разных размеров и конфигураций, которые дети использовали для конструирования макетов с элементарным сюжетом. При этом для создания законченности композиции использовался мелкий природный материал уже знакомый детям.
Все это способствовало мотивации детей к конструктивной деятельности, обогащало их опыт взаимодействия с природой, изготовлением поделок, композиций и способствовало развитию фантазии и воображения.
10 слайд. Взаимодействие с семьей
Интерес к конструированию из природного материала мы поддерживаем не только через проведение образовательной деятельности с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью я знакомила родителей с технологией выполнения поделок, рассказывала о значении ручного труда для развития ребенка, проводила совместные досуги, в ходе которых родители вместе с детьми изготавливали поделки из природного материала и оформляли творческие выставки.
Мы совместно с родителями планируем собрать гербарий цветов и трав, который будет необходим детям в старшей группе, будем заготавливать природный материал.
11 Слайд. Результат
Таким образом, благодаря систематичной разносторонней работе по формированию экологической культуры у детей средней группы:
- Сформировались представления о конструировании из материалов живой и неживой природы.
- Дети познакомились со свойствами и качествами природных материалов.
- Обогатился их опыт практического создания поделок из природных материалов, дети научились видеть в элементарном материале художественные образы и изготавливать их.
- Дети стали более осознанно и бережно относиться к природе.
12 Слайд. Литература
Использованную литературу вы можете видеть на слайде.
13 Слайд. Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе нерегламентированной деятельности.
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене восп...
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изоэкологию
На заре своей юности человечество было частью природы, оно и сейчас ею остаётся, хотя и не всегда это признаёт. Многие...
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста с через познавательно- исследовательскую деятельность
Презенттация...
Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»
.Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края...
Воспитание экологической культуры у детей с ДЦП иНОДА через развитие мелкой моторики с использованием природного материала в продуктивных видах деятельности.
Воспитывать экологическую культуру у детей с ДЦП и НОДА помогают занятия продуктивными видами деятельности с использованием природного материала. Собирать природный материал можно на прогулках, ...
«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»
Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...
«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»
Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...