«Формирование экологической культуры у детей 4-5 лет через специфический вид деятельности – конструирование из природного материала».
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Пущиенко  Наталья Валерьевна

Сегодня в дошкольном образовании, именно экологическая культура формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Сейчас дети всё больше отдаляются от природы. А конструирование из природного материала вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление воспитателя высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №137» Пущиенко Натальи Валерьевны 2021 г. Формирование экологической культуры у детей 4 -5 лет через специфический вид деятельности – конструирование из природного материала Городское методическое объединение воспитателей младшего дошкольного возраста

Слайд 2

Актуальность Конструирование из природного материала В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребёнка с природой и экологической культурой. Работа с природным материалом, поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Природа даёт возможность ребёнку младшего дошкольного возраста развивать собственные творческие способности, он приобщается к экологической культуре.

Слайд 3

Ц ель: формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через конструирование из природного материала. З адачи: формировать представления о конструировании из материалов живой и неживой природы; ф ормировать умение распознавать свойства и качества природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега, хрупкость засушенных растений и т.д .); Обогащать чувственный опыт детей через специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуру, устанавливать зависимости между ними и на основе этого создавать разнообразные художественные образы; Воспитывать бережное отношение к природе.

Слайд 4

Использование природного материала в других видах деятельности Развитие умственных способностей Развитие пространствен-ного воображения Развитие речи Развитие трудовой деятельности Развитие изобразитель-ной деятельности Развитие игровой деятельности Развитие сенсорных способностей

Слайд 5

Коллективная работа «Осеннее дерево» Конструирование из природного материала в осенний период Конструирование из природного материала на осенние темы «Осенний коллаж» «Ёжики на полянке» «Коллективная работа « Осеннее дерево» «Осенняя икебана» Осенний коллаж Ёжики на полянке Осенняя икебана

Слайд 6

Конструирование из природного материала в зимний период Конструирование из природного материала на зимние темы «Зимнее дерево» «Снеговик» «Ёлочки в снегу» На прогулке Конструирование из сырого снега: «Черепаха», снеговики, … Ледяные постройки: «Цветная крепость», «Ледяная комната Снегурочки», «Мишкина берлога» «Черепаха» « Заюшки » «Пингвинье семейство»

Слайд 7

Конструирование из природного материала в весенний период Конструирование из объектов неживой природы Создание композиций с живыми зеленеющими ветками Сухой аквариум Гусеницы на ветке рябины Дружные улитки Моя гусеница

Слайд 8

Икебана из цветов Конструирование из природного материала в л етний период Изготовление икебан из цветов Композиции из трав, веток и плодов Коллективные коллажи из различного природного материала Песочная улитка Песочная рыбка Коллаж из ромашек

Слайд 9

Развивающая предметно-пространственная среда Достаточность и полнота природного материала для организованной и самостоятельной художественно-творческой деятельности позволяет детям проявлять творчество и фантазию, воплощать свои замыслы

Слайд 10

Взаимодействие с семьей Помощь в подборе природных материалов для пополнения развивающей среды Оформление гербариев Совместное с детьми изготовление поделок из семян, плодов и листьев деревьев Оформление выставки «Природные фантазии» Семейный досуг «Умелые ручки »

Слайд 11

Результат Сформировались представления о конструировании из материалов живой и неживой природы. Дети познакомились со свойствами и качествами природных материалов. Обогатился их опыт практического создания поделок из природных материалов, дети научились видеть в элементарном материале художественные образы и изготавливать их. Дети стали более осознанно и бережно относиться к природе.

Слайд 12

Литература Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников Бондаренко А. И. Дидактические игры в детском саду Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014 Дыбина О. В., Арбаманова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности ДыбинаО . В. Сценарий игр-занятий для дошкольников Дыбина О. В. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры Саморукова П. Г. Мир природы и ребенка

Слайд 13

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 137»

Пущиенко Наталья Валерьевна

1 слайд. Тема

Здравствуете, уважаемые коллеги. Я рада представить вам опыт работы на тему «Формирование экологической культуры у детей 4-5 лет через специфический вид деятельности – конструирование из природного материала».

Хотелось бы начать свою презентацию словами Елизветы Гринёвой, которая говорила: «Уровень сформированности экологической культуры является результатом воспитания, главная функция которого – подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе».

2 слайд. Актуальность

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменения эти вызваны научно-техническим процегрессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, именно экологическая культура формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения природных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Сейчас дети всё больше отдаляются от природы. А конструирование из природного материала вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в её внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир.

Занимаясь конструированием из природного материала, ребёнок 4-5 лет вовлекается в наблюдение за явлениями живой и неживой природы, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относится к окружающей среде.

Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев – не только увлекательна, но и познавательна. Природа даёт возможность ребёнку развивать собственные творческие способности, он приобщается к экологической культуре.

3 слайд. Цель Задачи

Цель: формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста через конструирование из природного материала.      

Задачи вы можете видеть на слайде.

4 слайд. Использование природного материала в видах детской деятельности

Опыт конструирования из природного материала находит отражение во всех видах детской деятельности:

- речь ребенка обогащается названиями флоры, фауны, неживой природы и, конечно же, яркими, красочными эпитетами.

- происходит активное интеллектуальное развитие детей, когда они пытаются представить, как шишка превратится в дерево, гномика, смешарика или туловище оленя.

- через конструктивные операции развиваются сенсорные способности детей, мелкая моторика рук и глазомер.

- кроме того, развиваются такие необходимые качества, как трудолюбие, усидчивость, формируется положительное отношение к результатам собственного труда и труда сверстников.

- развиваются изобразительные навыки, фантазия и воображение.

- Ну и, конечно же, ребенку захочется поиграть с красивой поделкой, которую он сам изготовил. А сколько удовольствия доставляет маленьким мастерам использование их поделок в украшении групповой комнаты, приемной или холлов детского сада, через это у ребенка зарождается осознание нужности своего труда.

5 слайд. Конструирование из природного материала в осенний период

Осень дарит нам богатство материалов и красок, с которыми детям так и хочется поиграть. Используя эмоциональный настрой детей, я предлагаю доступные их возрасту темы конструирования из природного материала: простые коллективные коллажи из сухих листьев и трав, где кроме эстетического восприятия формируются навыки элементарного продумывания совместной композиции и сотрудничества.

В осенний период мы традиционно устраиваем совместные с родителями выставки поделок, составленных из даров природы, которые вызывают огромный интерес детей и обогащают их опыт взаимодействия с природой.

6 слайд. Конструирование из природного материала в зимний период.

В зимнее время мы для конструирования используем запасы материалов с лета и осени. (Хочу отметить, что мы собираем материал только опавший, а с деревьев и кустарников ни веток, ни листьев, ни плодов не срываем.) 

Опыт изготовления поделок из природного материала у детей 4-5 лет еще не богат, поэтому я при конструировании использую приемы подробного показа способов действий или параллельных действий с детьми, когда мы одновременно - я на увеличенном образце, а дети на своих заготовках, - изготавливаем поделку (так мы конструировали пингвинов и зайчиков).

На прогулке я однажды задала детям вопрос: что можно сконструировать, сделать из снега и льда? Ответ был односложным: снежки, снеговиков. На этом опыт их закончился.

Поэтому я предложила детям рассмотреть иллюстрации разнообразных зимних построек. В этом году дети выбрали черепаху, и мы все вместе слепили ее, а потом раскрасили. Большая черепаха стала украшением нашего участка.

Рассматривая иллюстрации ледяных конструкций, дети стали спрашивать, почему они разного цвета, если лед прозрачный. Так мы научились окрашивать лед, замораживать его в формах. И ими также украшали веранду нашего участка.

7 слайд. Конструирование из природного материала в весенний период

Весной, когда всем хочется тепла и солнышка, мы конструировали с детьми весенние пейзажи из засушенных веточек и различных шишек, использовали ветки с распускающимися листьями деревьев.

При знакомстве во второй половине учебного года с понятием «неживая природа», мы стали более широко использовать ее материалы, составляя композиции из камней и видов почв. Для детей оказалось открытием, что глина, которую мы используем в лепке, - является компонентом неживой природы и ее сформованные и засушенные кусочки можно использовать в конструировании, как кирпичики и пластины.

8 слайд. Конструирование из природного материала в летний период

Летом мы изготавливаем икебаны из цветов, композиции из трав, веток и плодов, составляем коллективные коллажи из различного природного материала.                                                 Во время прогулок я с детьми изучаю свойства природного материала, придумываю оригинальные композиции. Различную по размеру и фактуре  применяем кору деревьев для создания удобных подставок для поделок или даже целых композиций. Использование многочисленных ягод и фруктовых косточек, фасоли, гороха, мха, ракушек, камушков, соломы, перьев, семян является ценным материалом для оформления деталей и декоративных дополнений.

9 Слайд. РППС             

Весь природный материал, с которым дети должны познакомиться за год я условно разделила на 2 этапа:

Сначала мы с детьми знакомились с использованием шишек, веток и сучков для формирования представлений о пространственном расположении, способах достраивания и убирания лишних деталей. При этом использовался уже знакомый детям мелкий природный материал: крупные семена, листья, колоски и засушенные травы, камешки, песок и пр.

На 2-ом этапе (во второй половине учебного года) дети познакомились с использованием крупных кусков древесной коры разных размеров и конфигураций, которые дети использовали для конструирования макетов с элементарным сюжетом. При этом для создания законченности композиции использовался мелкий природный материал уже знакомый детям.

Все это способствовало мотивации детей к конструктивной деятельности, обогащало их опыт взаимодействия с природой, изготовлением поделок, композиций и способствовало развитию фантазии и воображения.

10 слайд. Взаимодействие с семьей

Интерес к конструированию из природного материала мы поддерживаем не только через проведение образовательной деятельности с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью я знакомила родителей с технологией выполнения поделок, рассказывала о значении ручного труда для развития ребенка, проводила совместные досуги, в ходе которых родители вместе с детьми изготавливали поделки из природного материала и оформляли творческие выставки.

Мы совместно с родителями планируем собрать гербарий цветов и трав, который будет необходим детям в старшей группе, будем заготавливать природный материал.

11 Слайд. Результат

Таким образом, благодаря систематичной разносторонней работе по формированию экологической культуры у детей средней группы:      

  • Сформировались представления о конструировании из материалов живой и неживой природы.
  • Дети познакомились со свойствами и качествами природных материалов.
  • Обогатился их опыт практического создания поделок из природных материалов, дети научились видеть в элементарном материале художественные образы и изготавливать их.
  • Дети стали более осознанно и бережно относиться к природе.

12 Слайд. Литература

Использованную литературу вы можете видеть на слайде.

13 Слайд. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе нерегламентированной деятельности.

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Система  непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня в своём начальном звене восп...

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изоэкологию

       На заре своей юности человечество было частью природы, оно и сейчас ею остаётся, хотя и не всегда это признаёт.         Многие...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...

Воспитание экологической культуры у детей с ДЦП иНОДА через развитие мелкой моторики с использованием природного материала в продуктивных видах деятельности.

Воспитывать  экологическую культуру у детей с ДЦП и НОДА помогают занятия продуктивными видами деятельности с использованием природного материала. Собирать природный материал можно на прогулках, ...

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...

«Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности»

Экологическое воспитание тесно связано с уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследоват...