Воспитание экологической культуры у детей с ДЦП иНОДА через развитие мелкой моторики с использованием природного материала в продуктивных видах деятельности.
статья по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Воспитывать экологическую культуру у детей с ДЦП и НОДА помогают занятия продуктивными видами деятельности с использованием природного материала. Собирать природный материал можно на прогулках, где дети получают практический опыт взаимодействия с природой. Наблюдая на прогулке за объектами живой природы и явлениями неживой природы дети формируют доброжелательное отношение к природе, учатся видеть изменения в природе и делать самостоятельные выводы. Педагог предлагает детям собрать осенью листья, шишки, желуди, камешки и сделать из собранного природного материала поделки на занятиях по рисованию, лепке и аппликации. Так пистья получат новую жизнь в гербарии или в детских поделках. Дети с большим удовольствием играют в дидактические игры с использованием природного материала. С помощью занятий продуктивными видами деятельности с использованием природного материала у детей развивается мелкая моторика рук, это очень важно для детей с ДЦП и НОДА.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры у детей с ДЦП и НОДА через развитие мелкой моторики с использованием природного материала в продуктивных видах деятельности.
В современную эпоху человек оказался перед выбором – стать действительно «Homo sapiens» либо, погубить и себя и жизнь на планете.
Еще вчера человечество по праву гордилось своими научно – техническими достижениями: освоение космоса, использование атомной энергии, добыча полезных ископаемых. Но сегодня гордость сменилась тревогой за состояние биосферы, которая разрушается из- за варварского антропогенного воздействия.
На мировом уровне существует программа ООН по защите окружающей среды — UNEP (ЮНЕП). Она была учреждена на основе резолюции Генеральной Ассамблеи еще в 1972 году. В сферу деятельности ЮНЕП входит разработка рекомендаций по вопросам потенциально опасных химикатов, трансграничного загрязнения воздуха и загрязнения международных судоходных рек.
Мы видим, как покрывают планету зоны экологического бедствия. Наша страна близка к тому, чтобы вскоре стать зоной сплошного экологического бедствия. Загрязнение Байкала, обмеление Арала, умирание Волги, вот неполный список экологических катастроф.
Не исключением стала и Челябинская область. Повышенное загрязнение атмосферного воздуха наблюдается в таких городах, как Магнитогорск, Челябинск, Златоуст. Подвергается сильному загрязнению и часть водных объектов - реки Миасс (ниже г. Челябинска), Уфа, Урал, Увелька и другие. Имеются участки почв с повышенным содержанием тяжелых металлов и других химических веществ. Под значительным антропогенным давлением находится растительный и животный мир. Проблемами экологии обеспокоены в правительстве Челябинской области. Концепция по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 определяет государственную политику органов государственной власти Челябинской области в сфере деятельности по формированию экологической культуры населения.
Необходимо повышать экологическую культуру населения. Без серьезных изменений в сфере образования, культуры решение как глобальных, так и региональных экологических проблем невозможно. И начинать необходимо с дошкольного возраста, продолжать в школе и систематизировать в сфере профессионального экологического образования. (Правительство Челябинской Области Постановление от 20 февраля 2013 года N 23-П)
Как же обстоит дело с экологическим образованием дошкольников сегодня?!
Основные проблемы дошкольного образования связаны с тем, что его традиционная экологическая составляющая предполагает в основном ознакомление детей с природным окружением, однако в настоящее время необходим переход к развивающему экологическому образованию, предусматривающему реализацию трех взаимосвязанных функций - обучение, воспитание и развитие.
В системе современного дошкольного образования воспитание экологической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ предполагает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям. Целью которого является максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. В работе с детьми необходимо использовать метод интегрированного подхода: взаимосвязь исследовательской, продуктивной, театральной деятельности, музыки, физической культуры, игры, литературы, моделирования.
Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Владея методикой экологического воспитания необходимо так организовать деятельность детей, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.
Под экологическим воспитанием детей прежде всего нужно понимать воспитание человечности, т. е. доброты, ответственное отношение и к природе и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? [3]
Только экологически грамотный человек может сосуществовать в гармонии с природой. Задача взрослых и особенно педагогов выпустить в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Необходимо так воспитывать подрастающее поколение, чтобы можно было избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.
Экологическое образование играет очень важную роль в развитии, воспитании и социальной адаптации дошкольников с ДЦП и НОДА. Для детей страдающих церебральным параличом и другими двигательными расстройствами в Челябинской области существуют специализированные коррекционные учреждения. Они очень успешно сочетают учебно- воспитательный процесс с лечебно-восстановительными мероприятиями [1 ]
Одним из таких учреждений является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение опорно-двигательного аппарата) № 4 г. Челябинска» (МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска)
Начальным звеном этого учреждения является МБОУ ДО ( дошкольное отделение)
Воспитанники МБОУ ДО - это дети с двигательными расстройствами и различными психическими отклонениями (ЗПР, ЗРР, УО, ТМНР), а так - же дети с генетическими заболеваниями. Дети со сложными патологиями в развитии обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам, которые разрабатываются совместно с учителем-логопедом, учителем- дефектологом, психологом на основании ПМПК (Психолого – медико- педагогической комиссии).
Концепция образовательной деятельности МБОУ «Школы-интерната № 4 г. Челябинска» заключается в создании единого образовательного пространства на основе использования инновационных образовательных технологий, обеспечивающих формирование глубоких и качественных знаний, умений и навыков, жизненных компетенций, позволяющих выпускнику школы-интерната адаптироваться к условиям современного общества, самореализоваться в нем.
Проблема ребенка с ДЦП и НОДА заключается в нарушении его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Нарушения в развитии приводят к выходу из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Проявляется это прежде всего в двигательных расстройствах. При одних формах заболевания больше страдают руки, при других – ноги, или обе руки и обе ноги. Кроме того, нарушения движений могут носить односторонний характер. У детей в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиваются недостаточно. Ребенок не может следить глазами за движениями своей руки, что препятствует выработке навыков самообслуживания, формированию пространственных представлений, детям тяжело даются занятия продуктивными видами деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование). Независимо от степени двигательных дефектов у детей с церебральным параличом встречаются нарушения эмоционально – волевой сферы, поведения, интеллекта. Это может выражаться как в беспокойстве, суетливости, расторможенности, так и в вялости, пассивности, двигательной заторможенности. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают. У детей с ДЦП нередко отмечается задержка речевого развития. Важное значение для развития речи у ребенка имеет овладение ходьбой и манипулятивной деятельностью.[1]
Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровень развития мышления. Особенно у детей с ДЦП и НОДА.
Важнейшими задачами являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования.
В МБОУ ДО основными направлениями в работе специалистов (воспитателей, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психолога) является развитие мелкой моторики, умений и навыков в продуктивной деятельности.
Это подтверждают исследования (Т.А.Власовой, Л.А.Даниловой, М.В.Ипполитовой, Е.М.Мастюковой и др ., которые указывают, на то, что использование продуктивных видов деятельности у детей с НОДА дает положительные сдвиги в развитии мелкой моторики и ручной умелости.
Моторная неловкость достаточно часто встречается у детей дошкольного возраста, но особенно остро эта проблема выражена у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Изучением мелкой моторики занимались следующие ученые: М. Монтессори, В.М. Бехтерев, В.А. Сухомлинский, З.П. Васильцова, А.В. Запорожец, Ф. Энгельс, И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.П. Хризман, М.И. Звонарева, И.М. Сеченов, М.М. Кольцова и т.д.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Поэтому так важно, как можно раньше начинать развивать мелкую моторику рук, особенно у детей с ДЦП и НОДА. В дошкольном отделении школы-интерната №4 работают по программе « От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, на основе которой разработана «Рабочая программа коррекционно – развивающей работы с детьми ДЦП и НОДА»
Содержание рабочей программы охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В каждой можно выделить пункты, соответствующие экологическому образованию дошкольников. Социально-коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях), представление о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Речевое развитие включает знакомство с книжной литературой, детской литературой. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие восприятия и понимания мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру. Физическое развитие включает становление ценностей здорового образа жизни.
Экологическое образование рассматривается как неотъемлемая часть общего образования, занятия строятся с учетом интеграции разных видов детской деятельности. Так же программой реализуется региональный компонент.
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) по экологическому воспитанию включает экскурсии в природу, наблюдения за живыми объектами, игровые задания, элементарные опыты и др.
Таким образом, различные формы и методы проведения занятия по экологическому воспитанию позволяют детям наблюдать, делать выводы, собирать природный материал. Собранный природный материал можно использовать для развития мелкой моторики и в продуктивных видах деятельности.
Одним из важных средств экологического воспитания детей являются наблюдения на прогулках. Прогулки проводятся в детском саду ежедневно. Если каждую прогулку правильно спланировать, можно каждый день получать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. Наблюдения проводят с учетом времени года, объясняя детям взаимосвязь всех происходящих в природе событий. На прогулке у детей происходит активизация умственной и речевой активности. Дети в игровой форме обследуют, проговаривают результаты наблюдений, учатся сравнивать объекты между собой, отвечают на вопросы. Знания, полученные на занятиях, дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире. Дети должны обследовать предметы с помощью всех анализаторов и делать самостоятельные выводы. [4]
Собранные на прогулке объекты наблюдений дети могут приносить в группы, для дальнейшего использования в дидактических играх на развитие мелкой моторики. Многие специалисты справедливо полагают, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. (см. Приложение) Природный материал, собранный в процессе наблюдений на прогулках является незаменимым помощником для детского творчества.
Создание поделок из природного материала, помимо развития воображения, – отличная возможность обучиться применять клей, ножницы и другие инструменты. Кроме того, это верный способ развить мелкую моторику руки, а значит, и речь. Какой полет фантазии на занятиях по лепке может дать обыкновенная шишка! А аппликаций из листьев превеликое множество. Оттиск листьев можно использовать в нетрадиционной технике рисования. Любой ребенок может нарисовать лес с помощью листочков, принесенных с прогулки. Это очень важно в обучении детей с двигательными нарушениями. Используя нетрадиционные техники рисования, аппликации (с помощью штампов, оттисков овощей и фруктов, семян) дети могут с минимальной помощью взрослого сделать поделку. Это развивает их самостоятельность, повышает самооценку, дарит радость. Семена ясеня, клена, арбуза, тыквы так-же незаменимы для развития мелкой моторики на занятиях продуктивными видами деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и др. Плоды твердые на ощупь (желудь, каштан, скорлупу грецкого ореха), а так-же ракушки и камни можно использовать и в дидактических играх и для создания различных поделок. ( см.приложение)
Таким образом, экологическое воспитание детей помогает раскрыть перед подрастающим поколением красоту природы, учит ценить ее и оберегать. На занятиях по экологическому воспитанию детей учат собирать природный материал, который используется для развития мелкой моторики в продуктивных видах деятельности и дидактических играх.
Список литературы:
- Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Кн. Для родителей / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова.- М. 1993
- Специальное образование дошкольников с ДЦП И.А. Смирнова.- СПб.2003
- Игровые экологические занятия с детьми: Учебно – метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей Л.П. Молодова. – Мн.1996
- Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада О.А. Соломенникова. – М.2010
- Сборник дидактических игр с природным материалом В.Н. Шаронова
- Добро пожаловать в экологию! О. А. Воронкевич М.,2007
- Система экологического воспитания дошкольников С.Н.Николаева М.2008
- Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т. М. Бондаренко М., 2004
- Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду А. И. Иванова М.2007
- А. И. Иванова «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
- Экология. Наблюдаем и изучаем А. Т. Зверев М..2006
Предварительный просмотр:
Дидактические игры с природным материалом для развития мелкой моторики у детей с ДЦП и НОДА.
Найди листок, какой покажу
Дидактическая задача: Найти предметы по сходству.
Игровое действие: Бег детей с определенными листочками.
Правила: Бежать («лететь») по команде можно только тем, у кого в руках такой же листок, какой показал воспитатель.
Ход игры: Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев (клен, дуб, ясень и др.) . Затем педагог поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а по команде воспитателя останавливаются.
Игра повторяется с разными листьями.
Что изменилось
Дидактическая задача: Найти предметы по сходству.
Игровое действие: Поиск похожего предмета.
Правила: Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование: Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.
Ход игры: Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.
Проводя дидактические игры с детьми 4—5 лет — средняя группа, —учитывают возросший уровень знаний ребят, опыт решения предложенных задач.
Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.
Небольшое усложнение задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растениях: от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно- или светло-зеленый лист) .
Найди листок
Дидактическая задача: Найти часть по целому.
Игровые действия: Поиски предмета.
Правила: Искать лист на земле можно после слов воспитателя.
Ход игры: Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на дереве.
Дети ищут похожие листья на земле. По команде: «Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к воспитателю
Загадай, мы отгадаем
Дидактическая задача: Описать предметы и найти по описанию.
Оборудование: На стол ставят 3—4 растения.
Игровое действие: Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило: Описывать растение нужно, не называя его.
Ход игры: Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.
Найди, о чем расскажу
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по описанию.
Правила: Бежать к узнанному дереву можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры. Игра проводится на воздухе. Воспитатель описывает дерево (величину и
окраску ствола, форму листьев, называет и описывает семена и плоды. Затем он просит
детей угадать, что это за дерево. Тот, кто узнал, должен подбежать после слов воспитателя:
«Раз, два, три — беги!»
Найди свой дом
Дидактическая задача: Найти целый предмет по части.
Игровое действие: Поиск «домика» по определенному признаку.
Описание: Бежать к своему «домику» можно только по сигналу. Лист в руке и листья
на дереве должны быть одинаковыми.
Ход игры. В парке или в лесу детям раздают листья разных деревьев. Все дети —
«зайчики». Чтобы зайчата не потерялись, «мама-зайчиха» дает им листья от веток, из
которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу. «Все домой, волк
близко!» — бегут к себе в домик — под определенное дерево. Игру можно продолжить,
если дети будут меняться листьями — «переезжать в новый дом».
С детьми среднего возраста подобным образом можно провести игру с плодами и
семенами деревьев
Что такое хорошо и что такое плохо?
Разделите ребят на две команды. Участники первой команды будут называть все, что для дерева «хорошо», второй — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.
Раз, два, три — к дереву беги!
Игра закрепляет знания о разных видах растений, развивает быстроту реакции.
«Раз, два, три. К дереву беги. Ведущий называет деревья. Услышав название растения, дети бегут к нужным растениям.
Наше дерево умеет…
Игра развивает речь и наблюдательность. Предложите участникам игры ответить на вопросы: «Что умеет наше дерево?» (подбираются глаголы: шелестеть, расти, качаться и т.п.); «Какое наше дерево?» (прилагательные — красивое, пушистое, грустное, старое).
Цветочный магазин
Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Каждому камешку свой домик
Задачи: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые) ; показать детям возможность использования камней в игровых целях.
Материалы: различные камни, четыре коробочки.
Описание: Зайчик дарит детям сундучок с разными камешками, которые он собирал в лесу, возле озера. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Надавливают на камни, стучат. Все камни твердые. Чем камни отличаются друг от друга? Затем обращают внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Зайчик просит помочь ему разложить камни по четырем коробочкам по следующим признакам: в первую — гладкие и округлые; во вторую — маленькие и шероховатые; в третью — большие и не круглые; в четвертую — красноватые. Затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.
Волшебные фигуры
Игра может быть проведена во время прогулки у песочницы или в уголке экспериментирования в групповом помещении.
Цель: уточнение представлений о геометрических фигурах
Оборудование: песочница или контейнер с мелким песком, листы бумаги по числу детей, клеевой карандаш.
Ход игры: Педагог приглашает детей к песочнице или контейнеру с песком. Он раздает детям листы бумаги и быстро рисует на них клеевым карандашом геометрические фигуры (в соответствии программными требованиями для каждой возрастной группы). Затем педагог предлагает детям положить листы на землю или на столы и засыпать их слоем песка, а потом аккуратно поднять листы и стряхнуть с них песок в песочницу или в контейнер. Вместе с детьми педагог удивляется тому, что на листах появились геометрические фигуры. По предложению педагога дети рассказывают, какие фигуры у каждого из них.
Усложняя игру, можно нарисовать не фигуры, а различные изображения из геометрических фигур, домик из квадрата и треугольника или снеговика из трех кругов разного размера. Тогда дети рассказывают, что за изображения возникли у них на листах, из каких фигур они состоят.
Когда изображения высохнут, можно использовать их для развития осязания. Тогда по предложению педагога дети закрывают глаза, а педагог кладет перед каждым из них лист с «песчаной» фигурой. Дети ощупывают изображения, называют их, а потом открывают глаза и проверяют правильность своего ответа.
Куличики
Игра может проводиться в весенне-летний период на улице у песочницы или в любое время года в центре экспериментирования у контейнера с песком.
Цель: уточнение представлений о геометрических фигурах и форме предметов.
Оборудование: песочница или контейнер с песком, формочки разных цветов и форм по числу детей, совочки по числу детей.
Ход игры: Педагог собирает детей возле песочницы или контейнера с песком и показывает им новые формочки. Он разрешает детям взять формочки в руки, рассмотреть их, рассказать, какого они цвета, какой формы. В ответах закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и т.д. Затем он предлагает детям сделать куличики с помощью новых формочек. Дети по предложению педагога рассказывают, как нужно делать куличики. Затем дети делают куличики и рассказывают, какой они формы. В ответах закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и т.п. С помощью педагогов дети делают вывод, что из круглой формочки получился круг, из квадратной – квадратный, из треугольной – треугольный и т.п. Можно предложить детям украсить куличики камешками, сухими листиками или другим природным материалом, а потом обсудить, какие красивые получились куличики.
Морские камешки
Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.
Цель: развитие зрительного гнозиса и конструктивного прасксиса.
Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от того, с детьми какого возраста проводится игра.
Предварительная работа: Перед прогулкой педагог опускает в воду морские камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который нужно продолжить.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть у бассейна. Он показывает им узор, который нужно продолжить, выловив камешки из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.
Водичка, водичка
Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна.
Цель: развитие первичных естественно-научных представлений.
надувной бассейн или ванночка с теплой водой, прозрачные пластиковые сосуды, контейнеры с глиной и песком, ковш, совки.
Предварительная работа: Разучивание стихотворного текста игры.
Ход игры: Педагог приглашает детей к бассейну. Дети проговаривают текст игры, совершая соответствующие тексту действия:
Раз, два, три, четыре,
Ручки в воду опустили.
Мы похлопаем в ладошки
И побрызгаем немножко.
Из ладошки, да в ладошку
Льются капельки-горошки.
Дети садятся вокруг бассейна и опускают в него руки. Хлопают в ладоши под водой. Легко загребают воду ладошками. Переливают воду из ладошки в ладошку.
Педагог ставит на стул или скамейку сосуды для воды и предлагает детям налить в них воду. Когда дети выполняют просьбу педагога, он предлагает им в один сосуд насыпать совок песка, а в другой положить совок глины и хорошо размешать в воде. Дети выполняют задание и наблюдают за тем, что происходит с песком и глиной, какой становится вода в обоих сосудах. Педагог помогает детям сделать вывод: «Песок не растворился в воде и постепенно осел на дно. Вода стала прозрачной. Глина частично растворилась в воде, вода в сосуде стала мутной».
Выложи фигуру
Игра может проводиться на занятии, в совместной деятельности педагога с детьми, на прогулке.
Цель: уточнение знаний о геометрических фигурах.
Оборудование: ведерки с различным природным материалом (камешками, желудями, каштанами, маленькими декоративными тыквами) по числу детей, пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).
Ход игры:
Педагог предлагает детям встать или сесть перед ведерками, опустить в них руки, нащупать геометрические фигуры. Дети рассказывают о том, какие фигуры они нащупали. Педагог предлагает достать фигуры и убедиться в правильности ответов. Затем по предложению педагога дети кладут фигуры перед собой и выкладывают их изображения из всего природного материала, находящегося в ведерке. Все вместе рассматривают получившиеся фигуры, рассказывают, кто какую фигуру выложил.
Искатели сокровищ
Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель — развитие усидчивости, внимания.
Оборудование: пластмассовые сита, совочки, ведерки, природный материал (желуди, каштаны, фасоль, морские камешки и т. п.)
Ход игры:
Педагог предлагает поиграть в новую игру и отправиться на поиски сокровищ. Дети получают ведерки, совочки и сита и отправляются к песочнице:
В песочнице дети занимают места и по команде педагога начинают просеивать песок, наполняя найденным природным материалом свои ведерки. Победителем становится тот, кто первым заполнит ведерко.
В завершение дети рассматривают и описывают найденные сокровища.
Достань ракушку
Цель: развитие внимания, координации движений
Содержание. На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков. Ракушек. Затем предлагает ребёнку достать «подарок», «клад», «сюрприз». Для этого он выбирает красивый камень или ракушку, разглядывает его вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно и ребёнок пытается достать его, отыскав предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочь ребёнку. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребёнком на берегу реки, моря.
Что как плавает
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов
Содержание. Для игры-экспериментирования нужен набор предметов из различных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка грецкого ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.). Воспитатель предлагает ребёнку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.
Найди желудь
Игра развивает внимательность, помогает научить детей сравнивать объекты. Участники игры садятся в круг, в центре которого лежат плоды, семена, кусочки коры, осенние листья разных деревьев.
Задание: выбрать только те предметы, которые имеют отношение к дереву, за которым велись наблюдения. Аналогичную игру можно провести, поместив предметы в мешочек или ящик ощущений.
Угадай на ощупь
Цель: помочь ребенку научиться правильно пользоваться чувством осязания в процессе окружающего мира.
развивается: мелкая моторика рук, образное мышление, осязание, аналитическое мышление
Материал: шишка, ракушка, морской камешек, кубик, мячик и т.д.
Чего не хватает?
Цель: учить ребенка угадывать, какой из ранее увиденных им предметов отсутствует.
развивается: аналитическое мышление, память, речь, словарный запас, социальные навыки.
Материал: книжка, игрушка, ракушка, яблоко и др.
По порядку
Цель: Научить ребенка раскладывать по порядку предметы.
Развивается: понимание причинно-следственных связей, аналитическое мышление, моторика рук, речь, словарный запас, социальные навыки.
Материал: ракушки, шишки, камешки разного размера.
Собери группы
Цель: Учить детей классифицировать предметы по тем или иным признакам, что является важной частью умственного развития ребенка.
развивается: умение классифицировать, аналитическое мышление, речь, навыки счета, умение решать поставленные задачи.
Материал: 6-8 групп разных предметов: пуговицы, морские камушки, ракушки и др. 6-8 коробочек или тарелочек, куда можно рассортировать различные предметы.
Лабиринт для пальчика
Цель: Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Материал: дорожка–лабиринт из ракушек и морских камушков.
Правила: предложить ребенку добраться пальчиком до домика, проведя им по дорожке.
Накорми колобка
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеящейся бумаги. Сделать отверстие во рту. Дети кормят колобка фасолью.
Лабиринты
Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, движения пальцев рук, зрительную память, внимание
Предварительно на основу пустой коробки из-под конфет наклеиваются обрезанные карандаши, так чтобы оставались свободные дорожки для передвижения камешков. Затем, ребенок выбирает понравившейся ему камешек и наклоном коробки перекатывает его.
Змейка
Задачи: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развивать умения различать длинную и короткую змейку, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: стеклянные камешки.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку и короткую, так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Хватит ли
Задачи: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Оборудование: игрушки животных, камешки в виде яблок, листьев, цветов.
Задание: Педагог предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли ежикам яблок? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая камешки-яблочки к игрушкам. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
Выложи по контуру
Задачи: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.
Оборудование: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.
Задание: Педагог предлагает разложить камешки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
Усложнение: Выкладывание камешков, ориентируясь на образец на свободном пространстве, или по памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики с помощью природного материала
Рекомендации для родителей старших дошкольников...
Развитие мелкой моторики с помощью природного материала
Рекомендации для родителей старших дошкольников...
Развитие мелкой моторики с использование природного материала
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной. Ведь наряду с развитие мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас....
Несколько игр для развития мелкой моторики с использованием природного материала.
Это моя самая первая статья на данной информационной площадке, надеюсь собранный мной материал будет интересен и полезен родителям и педагогам дошкольного образования.Здесь я предлагаю познакомиться с...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук посредством природного материала"
В данной консультации раскрывается понятие "Мелкая моторика рук" и предлагаются игры с природным материалом, благодаря которым, каждый родитель сможет осуществить эту задачу....
Мастер -класс «Развитие мелкой моторики с использованием подручного материала для детей младшего дошкольного возраста».
Повышение профессиональной компетентности родителей в вопросах мелкой моторики в домашних условиях.....
Развитие мелкой моторики с помощью природного материала
Развитие мелкой моторики с помощью природного материала...