Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изоэкологию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
На заре своей юности человечество было частью природы, оно и сейчас ею остаётся, хотя и не всегда это признаёт.
Многие современные дети воспитываются в среде, где крайне затруднено общение с природой, интуитивно мы понимаем, что дети гораздо ближе к природе, чем мы, взрослые. Замена реальной природы искусственной или виртуальной приводит к формированию новой, неизвестной доселе ситуации, которая влияет на психику и здоровье детей.
Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему?
Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания, в общем, для нас Доме – на планете Земля.
Во-вторых, приобщение к природе даёт возможность наилучшим образом приобщить ребёнка к Красоте, Гуманности и Здравому Смыслу.
Природа – понятие универсальное, оно, так или иначе, проявляется и в физическом, и в эмоциональном развитии ребёнка. Отношение к природе, экологическое образование должно основываться на положительных эмоциях, образном, радостном восприятии окружающего мира. Чтобы научить ребёнка видеть красоту природы, ощущать её неповторимость и уникальность, существует множество разнообразных методов экологического образования, одним из которых является изобразительная деятельность.
Разными способами в разные времена пытаются люди передать красоту и разнообразие природы. Потребность в изобразительной деятельности заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его.
Ещё в древности первобытные люди открыли для себя многообразие растительного и животного мира, появилась потребность зафиксировать свои достижения в охоте, рыбной ловле. Но как это осуществить? И человек открыл для себя ещё один мир – мир неживой природы, исследование которого позволило ему лучше узнать свойства почвы, камней. Человек получил возможность рисовать, благодаря чему, мы можем узнать какие животные и растения существовали на заре развития человечества.
Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной деятельности, поэтому большое внимание уделяется экологоэстетическому направлению. Занятия строятся с учётом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребёнком окружающего мира. После занятия ребёнок может свободно манипулировать наглядным материалом – рассматривать, играть. В процессе обучения желательно задействовать все органы чувств ребёнка, а не только слух и зрение. Для этого ребёнок должен иметь возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы.
Ребёнок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для экологического образования.
В целом в экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий экологизацию различных видов деятельности.
Занятия по изоэкологии способствуют расширению представлений детей о природе, свойствах материалов. Занятия по изоэкологии включают в себя – флористику, конструирование из природного материала, аппликацию из природного материала, тестопластику. На занятиях дети не только работают с природным материалом, но и получают достоверную информацию о природных объектах.
Общение с природным материалом развивает ребёнка:
- деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им;
- воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность;
- исподволь знакомит с важнейшим принципом «не навреди!»(так как учит брать для работы листья лежащие на земле, кору на поваленном дереве);
- помогает осмыслить роль человека в сохранении природы, проникнуться идеей связи всего живого и не живого
- развивает глазомер, аккуратность и, что очень, важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторика).
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума…»
В.А.Сухомлинский
Изоэкология – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из природных материалов, и сюжеты работы черпаются в природном окружении.
Изоэкология строится на основе двух производных слов, где главным является «экология» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и изобразительная деятельность (как динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле этого слова).
Изоэкология – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником – Природой.
Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, листа, ракушки, камня) и при этом сохраняются её исходные признаки и свойства (конфигурация, цвет, фактура).
Понятие «изоэкология» включает в себя и такую многогранную составляющую как экологичность, что предполагает, с одной стороны натуральность и естественность (т.е. безвредность для здоровья), с другой стороны, необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).
Дети очень любят создавать поделки из природного материала. Малыш, прицепив с помощью пластилина пёрышки к шишке – получает забавную птичку, перевернув шишку и добавив носик из пластилина – забавного ёжика. Так дети учатся видеть в простой форме необычные образы.
Когда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразу понимают, что их замыслы ограничены готовой природной формой. Дети не сразу могут увидеть и создать в своём воображении художественный образ, соотнести его с природным материалом, найти приёмы позволяющие реализовать замыслы.
Перед собой я ставлю такие задачи художественно-творческого развития детей:
- учить создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше;
- учить самостоятельно, находить приёмы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование), так и при их интеграции;
- развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой;
- развивать воображение и творчество;
- формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;
- воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщенный опыт работы
воспитателя МБДОУ «Детский сад № 49»
Управления образования г. Мурома
Бебаевой
Людмилы Валентиновны
1 квалификационная категория
Стаж 26 лет
Формирование
экологической культуры у детей
старшего дошкольного возраста
через использование изоэкологии.
Г.
2013
О.Муром
Цель работы: Выявить эффективность применения комплекса интегрированной образовательной деятельности по экологии с элементами изобразительной деятельности и работы по формированию системы знаний об окружающем мире на уровень экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи:
- Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания старших дошкольников средствами изобразительной деятельности.
- Разработать комплекс образовательных областей по изоэкологии и практических мероприятий по повышению экологического образования старших дошкольников
- Выявить эффективность влияния работы в комплексе на воспитание экологической культуры у старших дошкольников.
Формирование экологической культуры старших дошкольников.
Большую роль в процессе формирования экологической культуры старших дошкольников играет изобразительное искусство. Взаимосвязь экологического воспитания и изобразительного искусства неоспорима. Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы. Ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, все увиденное он стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон. Именно данный предмет позволяет учесть особенности и возможности каждого, интерес его к природе, эмоциональное восприятие и т.д.
Необходимо сочетать возможности воздействия природного содержания учебно–познавательного процесса и освоения эстетических свойств познавательного материала, эстетическую направленность восприятия и освоения искусства, отражающего красоту и характерность природных явлений, а так же познание человеческих идеалов взаимоотношений с природой. Все это – база формирования культуры отношений к природе как общественной ценности, эстетическое видение природы, творческое отношение к ней, развитие чувства ответственности за сохранение каждого ее объекта.
Решить эти задачи можно на занятиях по изобразительной деятельности, наполненных материалом экологической направленности. Данные занятия могут иметь различные формы: занятия - знакомство, занятия-импровизация, занятия-сотрудничество, занятия - путешествие и др. Они предполагают не только стационарное рисование, лепку или конструирование, но и подготовительные экскурсии, наблюдения за окружающим миром и пр.
Непосредственная образовательная деятельность как активная форма организации экологического воспитания в ДОУ
Систематическое обучение на интегрированных занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Просматривается еще одна важная тенденция – построение системы интегрированной образовательной деятельности. Цепочка постепенно усложняющихся занятий органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
В экологическом воспитании детей интегрированная деятельность по изоэкологии выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы,- расширены, углублены, объединены, систематизированы.
Рассмотрим основные типы интегрированной образовательной деятельности с элементами изодеятельности, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой, построением, ходом организации и проведения,- интегрированная деятельность первично-ознакомительного, углубленно-познавательного и обобщающего типа.
Непосредственная образовательная деятельность первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.
Главным компонентом таких занятий становиться различные демонстрации и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения, а потом изображать самостоятельно.
Обучение на первом этапе осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах этого типа особое значение приобретает не только словесный метод экологического воспитания, но и практическая самостоятельная деятельность ребенка. Именно от системы этих двух методов зависит успешность и качество восприятия детьми новых образов, обеспечивает успешный результат обучения.
Деятельность первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, имеющийся у них круг представлений.
Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где, устраивает гнездо, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осеннее-зимний и весеннее-летний периоды, дошкольникам можно таким образом представить панораму событии в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни, чтобы во второй части занятия дети могли самостоятельно составить поэтапные пластилиновые эстампы, дающие полное представление о внешнем виде, среде обитания, образе жизни белки.
Неоценимую пользу самостоятельно созданные детьми миникартины с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой помогут им расширить кругозор детей, сформировать новые образы о природе.
В интегрированной деятельности первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать и живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести его в лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрируют его маскировочную окраску и пр. А потом старшие дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, - относят ежа в лес. Если же еж долго живет в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.
Включение в образовательную деятельность элементов изодеятельности помогают ребенку получить необходимую разрядку в движении. Здесь хорошо подойдут упражнения и цикла: «Шишкой, маком, колосочком мы рисуем на листочке», «Окошко понарошку».
Непосредственная образовательная деятельность углубленно-познавательного типа. Содержание деятельности , которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика такой деятельности определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Эта деятельность, посвящена ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.
Углубленно-познавательная деятельность - завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. В старшей группе - беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними. Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных.
Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
В этом случае подходят занятия типа «Граттаж», «Песчнография», «Мир детей».
Непосредственная образовательная деятельность обобщающего типа. В деятельности обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.
В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на грядках, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Аналогичным способом формируется обобщенные представления и о временах года (сезонах). Например, у детей подготовительной группы можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становиться холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в животном мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме) На протяжении ряда лет дети накапливают конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем возрасте важно осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только на основе ее характерных признаков, Нои на их изменчивости.
Обобщающая деятельность позволяет интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. На этом этапе дети создают уже не отдельные миниатюры представителей природного мира, а цепочки взаимосвязанных миниатюр. Например, стадии развития животного или роста растения от семени до плодов, сезонные изменения в окружающем мире. К ним относятся занятия типа «История пластилиновой яблоньки», «Открытые ладошки».
Деятельность комплексного типа в рамке одной темы решают разные задачи развития детей
.Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной недели.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.
Третья часть занятий - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками, выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация из природного материала грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.
Такая интегрированная деятельность, если она правильно организована, по времени может выходить за рамки обычного занятия. Интегрированная деятельность я организую на самые разные темы. Например, тема об овощах может включать беседу по картине "Уборка овощей на огороде", разыгрывание стихотворения Ю. Тувима в переводе С. Михалкова "Овощи", рисование или аппликацию плодов природными объектами; тема: "Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем" - это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки и затем составление коллажа.
Интегрированная деятельность - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.
Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью моделирования в изодеятельности.
В соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи:
• проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе;
• разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников с помощью формирования системы знаний об окружающем мире;
• провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Для комплексного исследования проблемы изоэкологического воспитания дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.
В своей работе я также использовала методы:
«Метод ценностного анализа» - способ рассмотрения чего-либо с позиций ценностной значимости. На занятиях по ознакомлению окружающим мира учу детей ценить любые объекты и явления. Я стараюсь показать детям их экологическую ценность, уважение к их экологической роли в природе.
«Метод идентификации» - метод понимания «другого», представляющий способность человека мысленно поставить себя на место «другого» (человека или объекта природы). При этом используются логические операции: сравнение, анализ, обобщение. Идентифицируя себя с каким-либо природным объектом, ребенок учится входить в мир природы, ощущать себя его частью. Например, при изучении хвойных и лиственных деревьев дается задание нарисовать дерево и себя, соединить линиями части своего тела с похожими частями дерева. Обсуждается, что деревья похожи на людей. В результате такого восприятия природного объекта у ребенка возникает симпатия к нему, побуждающая к оказанию ему внимания и помощи.
«Метод эмпатии» - метод понимания «другого», представляющий способность переживать те же эмоциональные состояния, которые:- испытывает другой.
«Метод ценностной рефлексии»
«Метод выбора осмысленных ценностей»
«Метод диалога» - способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. Это разыгрываются диалоги с животными, растениями, «ожившими» предметами
Основными способами изучения и обобщения передового опыта экологического воспитания дошкольников в моем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение современных программ экологического воспитания дошкольников и по изоэкологии, изучение документов планирования занятий с дошкольниками, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой моего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа:
1) констатирующий этап;
2) формирующий этап;
3) контрольный этап.
В работе принимали участие 10 дошкольников старшей группы, составляющие экспериментальную группу
Для проверки практической эффективности занятий по изоэкологии, проводимых с детьми экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 дошкольников 2 другой старшей группы.
Констатирующий этап
Целью констатирующего этап являлось определение уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи констатирующего этапа:
1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе. Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Дети лепят фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры; фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы, фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука (ребенку предлагается слепить по одному представителю каждой группы, но при желании он может сделать и больше)
Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению. Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
- Как называется животное (птица, насекомое)?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. • Соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки.
• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Затрудняется назвать характерные признаки.
• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Детям предлагается карточка с изображением растения с пустыми окошечками внизу, в которые он должен поместить (нарисовать) то, что необходимо для роста и жизни растений. И уже на основании этого ребенок отвечает на тест.
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает изображения разнообразных природных ландшафтов. Дети, используя пластилин или заранее нарисованные изображения представителей растительного мира на прозрачном файле, помещают растении именно в тот ландшафт, где оно произрастает, обосновывая свой выбор. А далее предлагается из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. • Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки и построить замки или крепости, используя данные материалы. После того как ребенок выполнит задание и назовет объекты неживой природы, которые он использовал, он отвечает на следующие вопросы.
- Какие свойства песка ты знаешь?
- Где и для чего человек использует песок?
- Какие свойства камней ты знаешь?
- Где и для чего человек использует камни?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).
Цель. Определить уровень знания времен года.
Оборудование. Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.
Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках. - С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
• Знает характерные признаки каждого времени года.
• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"
• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
• Комментирует свой рисунок.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
• На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.
• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• Не знает характерных признаков разных времен года.
• Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.
• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
• Не выражает эстетического отношения к природе.
Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам
Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
- Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Может выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. • Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Формирующий этап
Целью формирующего педагогического этапа являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи формирующего этапа:
1) разработать комплекс мероприятий, на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни, по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников с помощью формирования на занятиях по изоэкологии системы знаний о животных и растениях.
2) апробировать разработанный мной комплекс на дошкольниках экспериментальной группы.
При разработке комплекса мероприятий - на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни дошкольников - я опиралась на следующие источники:
- программы, направленные на экологическое воспитание дошкольников: "Наш дом - природа" (Н. А. Рыжова, 1998), "Юный эколог" (С. Н. Николаева, 1999), программу Т.А. Копцевой " Природа и художник»,
- методические рекомендации: Н. Рыжова (1998, 2003-2004), С. Н. Николаева (2002, 2004), Т. Рогаткиной (2000,2002,2003,2004) и др.
Результаты диагностики дошкольников экспериментальной группы, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи:
1. В ходе формирующего этапа была учтена разница в уровнях сформированности экологических знаний и экологического отношения к миру природы у отдельных дошкольников экспериментальной группы: 20% из них показали высокий, а 20% - низкий уровень, причем Ира Ф. показала высокий, а Маша В.. - низкий уровень во всех 5 заданиях. Следовательно, к этим дошкольникам был особенно необходим индивидуальный подход.
2. При составлении комплекса занятий в ДОУ и самостоятельной деятельности дошкольников учитывались результаты по каждому из 5 заданий констатирующего эксперимента. Особое внимание уделялось развитию тех экологических знаний, в освоении которых дошкольники испытывали затруднения - знания о животном (средний балл 9,5) и растительном (8,6) мире, отношению к миру природы (9,4).
Непосредственная образовательная деятельность строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мною были проведены циклы интегрированных занятий по изоэкологии, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Большое значение я придавала закреплению полученных знаний в изодеятельности. В процессе обучения обращала внимание на то, чтобы были задействованы все стороны изодеятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация). Для этого детям предоставлялась возможность проявить свои навыки и творческие способности в рисовании природными печатями (листьями, шишками, колосками, желудями и т.п.), на прозрачных файлах, на песке или песком, а также на воде. Потом была апробирована техника Граттажа, которая доставила детям большое удовольствие.
Впервые на занятиях по изоэкологии я использовала технику пластилинового налепа, которая позволяла детям постоянно менять барельефную картинку, дополняя ее деталями, варьируя приемы пластического изображения. А самое главное, это помогло детям наблюдать и изображать в своих работах изменения, происходящие с объектом их наблюдения в течение месяца, а в некоторых случаях даже года. Тем самым интерес к объекту поддерживался постоянно. С помощью пластилинового налепа закреплялись и сезонные изменения в жизни растений и животных («пластилиновая яблонька»), и стадии развития и роста растений и животных.
Для закрепления навыков экологического воспитания в качестве игрового атрибута я с детьми использовала самодельное картонное окошко, которое превращалось в календарь природы, где дети могли менять картинки и поделки из природного материала в соответствии со сменой времен года. Этот календарь не только помог освоить пространственно временные изменения в природе, но и создал благоприятные возможности для проявления детской креативности.
Для закрепления знаний о представителях каждого вида или сообщества в мире животных очень удачно была использована техника плоскостного барельефного изображения в сочетании с мелким природным материалом. Все это позволило детям закрепить характерные особенности каждого животного, придавая образу более полное сходство с оригиналом. Например, составление перьев птиц из разнообразных колосков, сухих травинок, сухоцветов позволило подчеркнуть их легкость и воздушность создаваемого образа. Составление веселых барельефных портретов животных и сюжетных картин из желудей, ракушек, косточек и мхов вызвали большой интерес у дошкольников.
При знакомстве детей с природными ландшафтами в своей работе я использовала разработку изоэкологического рассказа Т. Рогаткиной (2001) «открытые ладошки». Дети на прозрачных файлах придумывали и рисовали своего герия из мира насекомых (бабочка, жук, кузнечик и т.д.) и фоновые картинки. Это помогло детям совершать увлекательные путешествия по загадочному миру природы.
Занятия по изоэкологии помогли воспитать в детях стремление к познанию и творчеству, к внутренней свободе, желание своими руками сделать нечто прекрасное, быть смелыми, искренними, трудолюбивыми, уметь сострадать и сорадоваться с теми, кто рядом, быть не только знатоками и любителями природы, но и достойными ее защитниками.
Используемые методики в работе:
1.Рисование акварельными мелками по мокрой бумаге;
2. Граттаж - Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью.
3. Кляксография - создание какого-либо представителя живой и неживой природы из капли краски.
4. Печанография – рисование песком и клеем. На бумагу наносится какой –либо рисунок, затем ребенок обводит контур или отдельные детали рисунка клеем. Потом на весь лист бумаги наносится песок, который можно сделать цветным, подкрасив мелками. В конце работы лишний песок стряхивается с бумаги, и остается только рисунок, выполненный песком.
5.Техника печати природными формами (листья, цветы и т.п.) Дети собирают плоды, семена, листья. Затем на них наносится краска, и ребенок делает на чистом листе оттиск того или иного природного материала. Свою работу ребенок может дополнить и другими деталями, нарисовав их самостоятельно.
6. Пластилинопластика – создание образа или явления путем размазывания пластилина в разных направлениях на плоскости.
7. Тестопластика – изготовление объектов природы из соленого теста как объемных, так и плоскостных
8. Пэчворк – составление картин или образов животных или растений из разных природных компонентов
9.Рисование на прозрачных файлах. Дети, используя мыло и краску на прозрачном файле, рисуют любой объект: животное, насекомое, растение и т.п. А затем по-своему желания изображают любой уголок природы на листке бумаге, куда бы они хотели поселить свой объект. По выполненной работе ребята составляют небольшие рассказы или даже придумывают сказки.
10.Конструирование из природного материала.
11. Аппликация природным материалом (листья, семена, растения)
12. Техника пластилинового налепа - когда на одном листе можно отобразить предмет за длинный период развития. На листке или фанерке ребенок изображает объект, за которым он будет наблюдать продолжительное время. По ходу наблюдения он будет добавлять все новые и новые детали, нанося их на свой рисунок.
13. Конструирование поделок из песка и глины.
14. Рисование мыльными пузырями.
15. Рисование на камнях и песке. Рассыпается песок на подносе и ребенок может с помощью палочки или просто пальцем нанести рисунок. Используя заостренную металлический палочку, ребенок может также «нацарапать» любой предмет на камушке.
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Путешествие по морю»
Воспитатель ДОУ № 49 г. Мурома Бебаева Людмила Валентиновна
Программное содержание:
Развивающие задачи:
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, анализу, синтезу.
Обучающие задачи:
Дать представление о море как экосистеме (в море впадают реки, соленая вода- среда обитания для многих живых существ, которые в ней легко передвигаются, отыскивают себе корм, спасаются от врагов).
Закреплять и расширить знания детей о морских и речных обитателях, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и их среде обитания.
Учить аргументировано отвечать на вопрос воспитателя.
Упражнять в умении создавать свои творческие работы, используя технику песчанографии.
Воспитательные задачи:
Развивать усердие, отзывчивость, желание поделиться своими знаниями, умениями. Помогать товарищам, находить решения, логически мыслить, делать выводы.
Формировать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
Воспитывать экологическую культуру, умение ценить, любить и беречь окружающий нас мир.
Словарная работа: кит, дельфин, морская звезда, краб, кораллы, водолазный костюм, корабль-нефтесборщик, осьминог, воздухонепроницаемая пленка.
Методы и приемы: сюрпризный момент «почтовая посылка», путешествие по воде (река, море), музыкальные и голосовые зарисовки, дидактические игры «Угадай тень», «кроссворд», художественной слово, творческая деятельность.
Демонстрационный материал: почтовая коробка, ракушка, аудиомагнифон, картинки с изображением различных водных обитателей, баночка с водой , пипетка с маслом ( бензином).
Раздаточный материал: картинки с изображением пресноводных рыб, карточки с теневыми силуэтами, цветной картон, разноцветный песок, клей.
Индивидуальная работа с детьми: Закрепить у Саши. С, Лизы Т., Ильи Д.. навыки работы в коллективе, развивать у Вики Ж. и Егора Ч. Умение обобщать и делать выводы.
Ход:
Вос-ль: Сегодня, когда я шла в детский сад, нашла посылку. Интересно, как узнать, чья она? Ребята, вы знаете, что для этого нужно сделать? (прочитать адрес, рассмотреть картинку …) А кто-нибудь из вас знает свой адрес?
Правильно, надо прочитать адрес на посылке. Саша, иди и прочитай его. ( Г. Муром, улица Орловская 13 детский сад 49 подготовительная группа).
В: Ребята, так кому пришла эта посылка? Если она для нас, тогда давайте откроем ее и посмотрим, что внутри. (Воспитатель открывает посылку и достает оттуда большую ракушку, обращает внимание на ее красоту и прикладывает к уху). Мне кажется, что ракушка, что-то хочет нам сказать. ( Включается звукозапись: « Здравствуйте, дорогие ребята. Я узнала, что вы очень любите путешествовать и узнавать много нового. Предлагаю вам отправиться в путешествие по морю и побывать у меня в гостях на морском дне. Жду вас, ваша ракушка»).
Вос-ль: Ребята, вы готовы отправиться в морское путешествие? Только вот на чем? (корабль, лодка, катер ….) Корабль у нас есть, занимайте места. А теперь подумайте, как же нам добраться до моря (поплыть по реке, а потом в море). Давайте посмотрим на карту.
Вос-ль: Да сначала мы поплывем по нашей реке. А кто из вас помнит, как она называется? Тогда в путь. Вот мы и плывем по реке.
Посмотришь на реку
И, кажется, в ней
Нет ни «малявок», ни окуней,
Только бежит голубая вода,
Петляет, петляет, незнамо куда.
Но если глубже в нее заглянуть,
Или на дно потихоньку нырнуть,
Сразу увидишь, здесь чей-то дом,
Ну-ка ответьте, кто здесь живет?
Вос-ль: Ребята, давайте вспомним, кто же живет в реке? (караси, щука, окунь, улитки, раки, плотва…)
Я предлагаю вам игру «Найди тень». Вы должны на карточках найти тень своей рыбки.
Ребята, посмотрите внимательно на свои карточки. Что общего у этих рыбок? Как их можно назвать одним словом? (пресноводные, морские). Но у рыб много врагов от которых они умеют прятаться. Вот и вы попробуйте спрятать своих рыб так, что их никто не смог увидеть
.
Вы молодцы! Все вправились с заданиями. И мы продолжаем свой путь. Посмотрите вокруг, мне кажется, что наша река стала шире, и берегов уже не видно, кругом вода. Как вы думаете почему? (другая река, здесь самое широкое место у реки, попали в море) Вы правильно догадались, мы уже в море.
(В этот момент раздается ужасный стук или скрежет, будто корабль сел на мель). Что случилось? Мы остановились. Ребята, по-моему, мы сели на мель. Что же нам делать?
Давайте возьмем свои «бинокли» и посмотрим вокруг. Кто это там впереди? (дети видят игрушку дельфина)
Вы, верно, узнали, что это дельфин. Ребята, а что вы знаете про дельфинов? (рассказы детей). Дельфины всегда помогали людям. Давайте и мы спросим у нашего дельфина, может он нам и поможет.
Милый дельфин, мы сели на мель, помоги нам с нее выбраться.
(Голос в записи: «У меня к хвосту прикреплен кроссворд, отгадывая все загадки и подставляя названия морских обитателей в кроссворд , вы отгадаете главное слово с красных клеточках. Тогда вода в море станет прибывать, и вы сможете поплыть дальше. Ребята, вы готовы отгадать кроссворд? Тогда начнем.
Медуза
ОсьминОг
Раковина
Морская звЕзда
1. Это полупрозрачные и очень нежные животные, похожие на зонтики.
2. Морское животное, у которого по 8-10 щупалец.
3. Домик для моллюска, где потом находят жемчужины.
4. Ее можно встретить и в море и на небе.
Какое же ключевое слово у нас получилось? Правильно, море.
Кажется, наш корабль опять поплыл, значит, мы справились с заданием.
Вос-ль: Вот мы и в море. Кто уже был на море и видел его? Какая вода в море на вкус? (соленая). Можно ли пить соленую воду? (нет, она не утоляет жажды, так как соленая). А где можно применить соленую воду? (Ею полощут горло, из морское воды добывают разные вещества, из которых делают лекарства, удобрения для растений.)
А вот и самое глубокое место в море. Пора нам отправлять на морское дно в гости к ракушке. А как вы представляете себе морское дно? На дне моря есть холмы - невысокие и даже высокие горы, ровное пространство. Давайте опустимся на морское дно. На что нужно сделать прежде? (Надеть водолазные костюмы, маски…) Вот мы надели водолазные костюмы, давайте ляжет на живот, закроем глаза, послушает музыку и представим, как мы медленно спускаемся и плывем вниз на морское дно.
(Дети делают плавные движения руками и ногами, как будто плывут)
Релаксация: «Спокойное плаванье».
Вос-ль говорит на фоне музыке: Как красиво! Какая теплая вода, она ласкает наше тело, нам приятно и спокойно. Мы спускаемся все глубже и глубже. Вот перед нам проплыла стая рыбок, они плывут стайками и приветствуют нас. А какая здесь яркая растительность! Мы медленно опускаемся на морское дно. ( Пока воспитатель говорит, размещает фотографии морских животных или игрушки).
Вот мы и на морском дне, а вот и наша ракушка. (Голос ракушки: «Я рада видеть вас у себя в гостях и хочу познакомить вас с моими друзьями. Я думаю, вы многих знаете. Расскажите мне о них»
Дети выбирают любого морского жителя, рассказывают все, что они знают, а воспитатель дополняет их рассказы.
Давайте с вами немного поиграем. Попробуйте к слову, которым вы называете вашего морского обитателя подобрать другое значение.
Морской еж – лесной еж
Морской конек – конь
Морская звезда- звезда на небе
Рыба-пила – инструмент пила
Рыба- молот – инструмент молот
Краб – краб- заколка для волос
Скат – скат- крутая гора
Морская раковина – раковина для умывания
Рыба-камень - камень на дороге
Рыба- попугай - птица попугай.
Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, а теперь нам пора возвращаться на корабль. Давайте попрощаемся с нашей ракушкой. Спасибо тебе за интересные знакомства.
Вот мы и на корабле. Снимаем наши водолазные костюмы. Красив мир моря, но и здесь жителей морей подстерегают опасности. Как вы думаете какие? (варианты ответов).
Люди причиняют большое вред обитателям морей, разливая нефть в море. Я предлагаю вам проделать небольшой опыт. У вас на столах баночка с чистой водой. Возьмите пипетку и капните из нее каплю масла на воду. Посмотрите, что случилось? (она растеклась и осталась на поверхности) Вот так и нефть растекается на поверхности моря, образуя воздухонепроницаемую пленку, воздух не поступает и животные гибнут.
Ученые работают над этой проблемой. Изобретают очистные сооружения. Химики изобрели вещества, которые как бы отгоняют нефть от средины к берегам, где ее легче собрать. Попробуйте, капните голубой жидкости в ваши стаканчики. Что произошло?
А что еще мы можем сделать, чтобы вода в наших реках и морях была чистая, чтобы животным и растениям было комфортно в их подводном доме?
Пора нам возвращаться, наше путешествие закончилось. Как мы поплывем из моря? Посмотрим на нашу карту. (Сначала по морю, потом по реке).
Вот мы и дома. Понравилось ли вам путешествие? Кто из морских обитателей вам понравился больше всего? И чтобы это путешествие вам запомнилось, я предлагаю вам изобразить любого морского обитателя.
Вы нарисуете морское животное, обведете контур клеем и покроете его цветным песком. А когда стряхнете лишний песок, у вас останется изображение полюбившегося вам морского обитателя.
В конце занятия дети рассматривают работы своих товарищей и вспоминают путешествие и морских обитателей.
Предварительный просмотр:
Интегрированная образовательная деятельность
с детьми
«На помощь к другу»
Воспитатель ДОУ № 49 г. Мурома
Бебаева Людмила Валентиновна
Цель:
Формирование экологической культуры у детей старшего школьного возраста через изоэкологию.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание находить что-то новое, интересное, совершать открытия. Развивать усердие, отзывчивость, желание поделиться своими знаниями, умениями. Помогать товарищам, находить решения, логически мыслить, делать выводы.
Воспитывать экологическую культуру, умение ценить, любить и беречь окружающий нас мир.
Развивающие задачи:
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, анализу, синтезу.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
Образовательные задачи:
Закреплять и расширить знания детей о морских и обитателях, показать их особенности, приспособленность к жизни в водной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и их среде обитания. Уметь аргументировано отвечать на вопрос воспитателя.
Формировать умение решать несложные примеры.
Упражнять в умении создавать свои творческие работы, используя технику рисования на прозрачных файлах.
Интеграция образовательных областей:
Познание: Закреплять знания о морских жителях, уточнить комфортность условий их обитания.
Способствовать развитию логического мышления при решении проблемных экологических ситуаций, примеров.
Социализация: Стимулировать положительную мотивацию, вызвать радостное настроение. Радоваться результатом своего труда.
Коммуникация: Воспитывать самостоятельность в речевом общении с окружающими. Обогащать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи.. Использование в речи омонимов.
Художественное творчество: Уметь подбирать единый фон из множества вариантов для решения проблемы. Совершенствовать навыки рисования.
Художественное чтение: Вызывать интерес к восприятию художественного слова. Способствовать развитию чувств, речи. Развивать речевой слух и внимание.
Безопасность. Формировать представление об опасных ситуациях для человека и морских обитателей и способах поведения в них, об опасных животных.
Здоровье: Следить за осанкой.
Физическая культура. Укрепление мышц ног и рук, развития координации движения, мелкой моторики руки.
Труд: Формирование самостоятельности: уборка мусора
Словарная работа: раковина, морская звезда, краб, кораллы, водолазный костюм, осьминог, рыба молот, рыба - пила, морской конек, морской еж, сеть пещера, .
Методы и приемы: путешествие на суше и под водой, музыкальные зарисовки, дидактические игры «Угадай тень», «Хорошо - плохо»,»Подбери слово», «Спрячь рыбку»,динамические паузы «Рыбки», «Одеваем акваланг», «Море», художественной слово.
Демонстрационный материал: сундук, ракушка, морская звезда из соленого теста с разноцветными камушками, картинки с изображением различных водных обитателей, конструкция пещеры, рыбацкая сеть, емкости с песком, детали ключа.
Раздаточный материал: наборы морских рыб, карточки с теневыми силуэтами,
прозрачные файлы, разрезные картинка, ребусы.
Воспитатель входит с детьми в группу и находит сундук, на котором лежит ракушка.
-Ребята, это ваша ракушка? Интересно. А откуда она появилась, вы знаете? (ответы) А если поднести ракушку к уху, то можно что-то услышать. Хотите? (Дети подносит ракушку и рассказывают о том, что они услышали, последним слушает воспитатель) Можно я послушаю.
- Ребята, а мне ракушка сказала, что у нее беда. Огромный осьминог похитил ее подругу морскую звезду, закрыл в сундуке. Она просит вас о помощи. Вы готовы помочь?
-С чего нам надо начать? (Открыть сундук) А как можно открыть сундук? Может вы знаете волшебные слова? Попробуем. Ничего не получается. Как же нам открыть сундук? (надо найти ключ).
-Может его обронили где- нибудь. ( Около сундука стоят два таза с песком, дети ищут в песке и находят часть ключа и детали картинки)
- Ребята, посмотрим, что вы нашли. Это часть от нашего ключа, а еще какие то разрезанные детали, что будем с ними делать? ( Надо их собрать). Дети собирают картинку, на ней нарисована веревка. Как вы думаете, чтобы это значило? Да это нам подсказка, где искать другие части ключа. Попробуем поискать. Дети находят часть веревки.
-Все вместе дружно потянем за веревку
- Что мы нашли? Это сеть. А что в сети?
-Это рыбки. А хорошо рыбкам было в сети? А где лучше? А в какой воде рыбкам лучше плавать?
- Что же мы будем делать с рыбками?
- Я предлагаю вам найти для каждой рыбки домик и отпустить их в море.
Игра «Найди тень рыбки»
-Молодцы! Что же с рыбками делать?
Динамическая пауза
В море – чистая вода. Дети показывают волны моря
Пустим рыбок мы туда. Ладошками вверх показываем вперед.
Будут рыбки там играть, Показывает рыбок - ладошки лодочкой.
Плавать, хвостиком вилять. Движение лодочкой вправо, влево, вперед.
- Посмотрим, а что кроме рыбок мы выловили? Дети вынимают мусор, рассматривают, находят часть ключа и картинку - подсказку.
- Вот и еще часть нашего ключа, соединим (можно предложить детям).
-Мы нашли, что хотели. Мусор нам не нужен пусть здесь останется.
-А что же делать с мусором? (Соберем его в мусорный пакет).
-А почему нельзя оставлять мусор?
-Молодцы! Но нам надо продолжать наши поиски. Где же искать остальную часть ключа?
Дети рассматривают картину и определяют, что надо искать пещеру на морском дне.
-Что же делать? Оправляемся на морское дно.
-А можно в нашей одежде путешествовать по морскому дну? Что же делать (надеть акваланг)
-А из чего состоит акваланг? (защитный костюм, очки, кислородные баллоны, трубка)
-Но чтобы хорошо чувствовать себя под водой, надо правильно дышать: вдыхать ртом, а выдыхать носом. Попробуем, все ли умеют. Дыхательное упражнение.
-Дышать научились, пора одеваться.
1 2 костюм защитный одеваем
3 4 баллоны с кислородом закрепляем
5 6 глаза очками защищаем
7 8 в рот трубку для дыханья помещаем
9 10. Ну, вот осталось подышать
И в море синее нырять!
(Ныряем – дети перепрыгивают через голубую полоску и плывут)
Релаксация: «Спокойное плаванье».
Дети выполняют, лежа на ковре.
Воспитатель говорит на фоне музыке: Как красиво! А какое море? Что знаете о море? Вода теплая, она ласкает наше тело, нам приятно и спокойно. Мы спускаемся все глубже и глубже. Каких морских животных вы видите? А какая здесь яркая растительность! А когда море хорошо? А когда море плохо
Мы медленно опускаемся на морское дно.
Вот мы и на морском дне.
Посмотрите вокруг. Кого вы увидели? А какие они? Ой, что-то случилось с рыбками, они кого-то испугались. Как вы думаете кого?
Что же делать рыбкам? (спрятаться)
А можем мы помочь рыбкам? Выберите себе рыбку и спрячьте ее туда, где акула ее не заметит
Игра «Спрячь рыбку»
Ну-ка я погляжу, акула уплыла, рыбок наших не нашла.
-Вы молодцы, вы помогли рыбкам и спасли их от акулы.
Может порадоваться спасению рыбок и поиграть.
Часто бывает, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Одно - это житель глубоких морей,
Другое - растенье, животное, может предмет.
Попробуйте дети все угадать,
Словом одним два предмета назвать.
Например: Краб – заколка для волос
Морской еж – лесной еж
Морской конек – конь
Морская звезда- звезда на небе
Рыба-пила – инструмент пила
Рыба - молот – инструмент молот
Морская раковина – раковина для умывания
Рыба-камень - камень на дороге
Рыба - попугай - птица попугай.
Мы так весело с вами играли и совсем забыли, зачем спустились на морское дно?
- Что надо нам найти? Посмотрим вокруг. Кто нашел? Молодец!
- Что случилось? (кто-то завалил вход в пещеру камнями). Кто-то их заколдовал.
- Что нам делать? Может камни нам подскажут? (найти цифры от кода)
Игра: « Найди ответ» Молодцы! Вы справились с заданием. Что теперь будет делать? (уберем камни)
-Камни очень тяжелые, берите их вдвоем и относите в сторону. Вход свободен, но он такой маленький, что только вы можете туда пролезьте. Я буду ждать вас здесь.
-Что будете искать? Тогда вперед. ( Может в пещере поставить игрушки морских животных и дети под ними найдут часть ключа).
- Как ваши дела. Нашли? Возвращайтесь.
-Вот и последняя часть нашего ключа. ( Предложить ребенку добавить часть и собрать ключ.) Молодцы! Что теперь будем делать? Да возвращается на сушу.
Под музыку дети выплывают, снимают акваланги.
-Ключ мы собрали! А что теперь? (открыть сундук). - Все вместе скажем:
Ключ скорее повернись, - Сундучок наш отворись.
- Попробуем вместе открыть его. (Дети открывают сундук)
-Посмотрите, что в нем? Что это? А какая она? А что на спинке у морской звезды? Это не простые сердечки, а волшебные. Они помогут вам стать добрыми, смелыми, сообразительными, быть настоящими друзьями природы.
Дети сами выбирают себе сердечко.
- Поблагодарим морскую звезду, пусть они с ракушкой поплавают и поиграют в море.
Предварительный просмотр:
Воспитатель ДОУ № 49 г. Мурома
Бебаева Людмила Валентиновна
Программное содержание:
Развивающие задачи:
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Обучающие задачи:
Продолжить обучение в составлении экологических пищевых цепочек.
Учить детей конструктивному мышлению, анализу, синтезу.
Закреплять знания детей о свойствах воды, о смешивании цветов для получения других, используя для этого свои умения в проведении элементарных опытов.
Познакомить детей с приемами добывания огня и его значением для человека.
Воспитательные задачи:
Развивать отзывчивость, усердие, желание поделиться своими знаниями, умениями. Помогать товарищам, логически мыслить, делать выводы, находить решения.
Формировать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями, определять взаимодействия обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга.
Воспитывать экологическую культуру, умение ценить, любить и беречь окружающий нас мир.
Словарная работа: Экологически цепочки, фильтр, Робинзон, буйвол, микробы.
Методы и приемы: Разминка «Лягушата», игровой момент ( игры «Путешествие», «Что не так», блиц- вопросы, сюрпризный момент, черный ящик), наглядные ( иллюстрации, карточки и пособия к играм), словесные (дидактические игры « Что не так», ответы на загадки, объяснение, обсуждения поощрения), практические ( проведение опытов, составление экологических цепочек ,исследовательская деятельность)
Демонстрационный материал: экологическое табло с вопросами и картинками с изображением гусеницы, радуги, черного квадрата, зайца, лягушки, бабочки, знака вопроса, силуэта человека, черные ящички с овощами внутри, букет цветов, природные материалы: веточки, камушки, песок, бумага, палочки, пластмассовая бутылка, тряпочки.
Раздаточный материал: эмблемы для каждой команды, оборудование к опытам, краски, кисточки и карточки с изображением овощей, набор карточек к экологическим цепочкам, карточки с изображением домашних и диких животных, картинки из серии « Поведение человека в природе».
Индивидуальная работа с детьми: Закрепить у Саши К., Лизы Т.,Насти К. и Сережи Б. навыки работы в коллективе, развивать у Вики Ж. и Егора Ч. Умение обобщать и делать выводы.
Ход:
Вос-ль: Ребята, вы знаете, что есть чудесная страна ЭКО, где всегда царит мир, красота и доброта. А вы хотели бы стать жителями этой страны? Тогда вам нужно проявить все свои умения и знания, чтобы показать, что вы настоящие друзья природы. А чтобы это узнать, мы проведем конкурс – викторину «Экологический калейдоскоп».
Вы согласны? Тогда разделимся на три команды: «Солнышко», «Звездочка», «Цветочек» (команда родителей). Каждому участнику команды прикрепляется эмблема.
Мы проведем конкурс между командами и узнаем, кто настоящий друг и помощник природы. Посмотрите на наше экологическое табло. Здесь спрятаны задания под каждой картинкой с изображением представителя живой и неживой природой. Каждая команда по очереди выбирает на табло картинку и тогда все команды получают задания. За правильные ответы команда получает цветок. В конце мы сосчитаем цветы и узнаем победителя. И так все готовы, тогда начнем нашу викторину.
Конкурсы:
«Гусеница»
Вос-ль: У каждой команде на столе лежит конверт с изображением гусеницы, откройте его и вы увидите набор картинок с изображением растений и животных. Из этих карточек вы должны сложить пищевые экологические цепочки. (У каждой команды по 2 экологических цепочки). Например : трава- заяц- волк
муха- лягушка- цапля цветочек- бабочка- синица и т.п.
взрослым: колосок- мышь - еж-волк цветок- бабочка- синичка- сова и т.п.
Команды успешно справились с заданиями, и получила по цветочку
«Радуга»
Вос-ль: У вас на столах есть большие карточки с изображением овощей: моркови, баклажана, огурца, а можно предложить фрукты: виноград, апельсин, арбуз, только вот раскрасить их забыли. И вам предстоит это сделать, используя только те краски , которые есть у вас (красная, синяя, желтая).
Команды должны смешать нужные краски и покрасить овощи или фрукты.
Вы все молодцы, и очень быстро справились с заданиями, поэтому я каждой команде даю еще один цветок.
«Черный ящик»
Вос-ль: Вот у меня есть три черных ящика, в них что-то спрятано. Я предлагаю вам выбрать любой ящик и по описанию, которое я вам дам, угадать, что спрятано.
- Это фрукт, круглый, оранжевый;
- Это овощ, круглый, красный;
- Это ягода зеленая, а внутри красная.
За успешно выполненное задание каждая команда получает по цветку.
А теперь я предлагаю немного отдохнуть: Разминка «Лягушата».
« ? »
Вос-ль: А сейчас у нас блиц- вопросы, на которые надо быстро отвечать, чем больше правильных ответов за минуту, тем больше цветов вы получите.
Вопросы: 1 команда. 1. Кто свой дом на себе носит?
2 .Почему червяки выползают из земли после дождя?
3 .У какого дерева ствол белый?
4. Чем питаются бабочки?
5. Назовите свойства воды.
2 команда 1.У какого зверя есть иголки?
2. На каком дереве растут желуди?
3. У каких животных шесть лапок?
4. Назови три состояния воды
5. Чем животные защищаются?
3 команда 1. Кого называют шатуном?
(родители) 2.Какая птица не умеет летать?
3. Можно ли воду пронести в решете?
4. Где зимуют лягушки?
5. Когда утки улетают на юг?
6. Какую птицу называют птицей мира?
Каждая команда получает цветы по количеству ответов на вопросы.
«Заяц»
Вос-ль: А теперь проведем с вами игру «Найди пару». У каждого домашнего животного есть двойник в диком мире. Вот и попробуйте их составить.
Задание всем командам одинаково: кролик- заяц, собака- волк, кошка- тигр, лошадь- зебра, свинья- кабан, бык- буйвол.
Вы молодцы! Каждая команда заслужила по цветку.
«Бабочка» Игра «Найди, что не так»
Детям и взрослым предлагаются картинки о поведении человека в природе. Объяснить, что на них изображено неправильно и почему, так делать нельзя.
Каждая команда получает по цветку.
«Загадочный силуэт»
Вос-ль: Посмотрите, на нашем табло осталась одна картинка с изображением силуэта человека. Я предлагаю вашим родителям отгадать, кто этот человек. Он попал на необитаемый остров и прожил там 16 лет, а лучшим его другом его стал туземец по имени Пятница. Да несомненно это Робинзон и сегодня он наш гость на викторине и у него тоже есть вопросы к вам и вашим родителям. Вы готовы на них ответить? Тогда давайте все вместе позовем к нам Робинзона. ( Дети и родители зовут Робинзона).
Робинзон: Здравствуйте, ребята и взрослые. Я знал, что вы сообразительные и добрые и не откажите мне в помощи.
Вос-ль: Робинзон, ребята и взрослые с удовольствием помогут тебе найти ответы на все твои вопросы.
Робинзон: Я построил себе дом, он укрывает меня от ветра, но на острове так холодно, что я не знаю кА мне согреться.
Вос-ль: Ребята, а вы знаете, что нужно делать, чтобы согреться?
Дети: Сделать зарядку, потеплее одеться, развести костер …
Вос-ль: Робинзон, а ты знаешь, как надо разводить костер? (нет)Тогда мы поможет и научим тебя. Вспомните ребята, что необходимо нам для того, чтобы развести костер?
Дети: Веточки, бумага, кора, деревья и т.п.
Вос-ль: А почему именно эти предметы? (хороши горят). А нужны нам камушки? Почему? А когда костер сложен, его надо разжечь. Что для это нам надо?
Дети: Спички, зажигалка.
Вос-ль: Робинзон у тебя есть спички? (нет) Что же нам делать? Мамы и папы помогите нам.
Родители: Можно разжечь костер как это делали древние люди : терли палочкой о кору, стучали камушком о камушек.
Вос-ль: Ребята, у вас на столе лежат камушки, давайте попробует раздобыть огонь, как это делали древние люди.( дети стучат камушком о камушек). Что происходит?
Дети: пахнет дымом, камушки нагреваются.
Вос-ль: Робинзон, теперь ты понял, что тебе нужно делать, чтобы согреться?
Робинзон: Да теперь мне всегда будет тепло. Но у меня к вам еще одна просьба. Помогите мне найти ответ еще на один вопрос. Я пью воду из заброшенного пруда, а она такая грязная. Вот посмотрите я пронес бутылочку с такой водой. Как мне сделать, чтобы вода стала чистой и прозрачной?
Вос-ль: Робинзон, и с этой проблемой мы тебе поможем. Ребята, как можно очисть воду, что для этого надо?
Дети: Изготовить фильтр.
Вос-ль: Ребята каждой команде я в стакан налью воды из бутылочки Робинзона, а вы сделав фильтр, попробуйте ее очистить. ( дети и родители изготавливают фильтр и очищают воду) Что вы использовали для фильтра и почему?
Дети: вату, тряпочки, губку, салфетки, потому что они пропускают воду.
Робинзон: Вот спасибо. Теперь я смогу напиться такой воды.(Робинзон берет стакан у одной из команд и хочет выпить)
Вос-ль: Постой, Робинзон, ты опять поступаешь не правильно. Ребята, как вы думаете почему?
Дети: Эту воду пить нельзя, потому что в ней остались микробы, которых мы не видим. Воду надо вскипятить и только после этого пить.
Вос-ль: Молодцы, ребята. Я очень надеюсь, Робинзон, что ребята научили тебя как тебе можно согреться и попить чистой и безопасной воды.
Робинзон: Большое спасибо вам, ребята и вашим родителям. Теперь я уверен, что трудности позади. И за вашу помощь я хочу каждому из вас подарить по красивому цветочку с моего острова, а мне пора возвращаться на остров.
Вос-ль: Мы рады были, что ты пришел к нам в гости и всегда готовы тебе во всем помочь. До скорой встречи!
Робинзон: Я был рад нашей встречи и приглашаю вас к себе в гости на мой остров. До свидания. (Дети прощаются с Робинзоном, который уходит).
Вос-ль: А теперь посмотрите, какие красивые букеты получились у каждой команды. И не столько важно, сколько в них цветов, они все красивы.
А вы ребята и взрослые молодцы! Вы справились со всеми заданиями, нашли ответы на все вопросы и помогли Робинзону в сложных ситуациях. И я уверена, что вы все настоящие друзья природы и вполне достойны, стать жителями чудесной страны ЭКО, где вас еще ждет много приключений, экскурсий и открытий загадок природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
"Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактисеские игры"
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли-образование людей в области окружающей среды,экологическое воспитан...
ОПЫТ РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ»
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений...
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через физическую культуру.
Экология человека – это комплексная наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой. Очень важно, чтобы человек в процессе такого взаимодействия, с одной стороны, не нанос...
Выступление на тему: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность»
Доклад из личного опыта работы с дошкольниками...
МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»
Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой. Для привлечения внимания и развития и...
«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».
Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...