Экологический мини- проект для детей второй группы раннего возраста «Птички-невелички».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Курзина Светлана Александровна

Цель: Способствовать формированию представлений о птицах, как о живых существах в природе (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов), помочь увидеть многообразие мира птиц. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_miniproekt_ptitsy.docx154.6 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический
мини- проект
для детей второй  группы раннего возраста
«Птички-невелички».
Подготовили воспитатели:
Кориш И.А.
Курзина С.А.
МДОУ № 8
г.Тейково

Экологический мини- проект
для детей второй  группы раннего возраста
«Птички-невелички».

Срок реализации: краткосрочный
Вид проекта: информационно-творческий.

Длительность проекта: две недели
Участники: дети второй группы раннего возраста «Ромашки», воспитатели.
Актуальность проекта.
   Отсутствие у детей знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о наших пернатых друзьях. В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность.

Цель: Способствовать формированию представлений о птицах, как о живых существах в природе (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов), помочь увидеть многообразие мира птиц. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Задачи проекта:
     Способствовать расширению представлений о птицах (голубь, воробей, ворона, синица названия, что делают: летают, поют, клюют и т.д.)
   Обогатить словарный запас.
   Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами.
   Содействовать развитию продуктивной деятельности, творческих способностей.
   Содействовать воспитанию любви и заботливого отношения к пернатым.

Ожидаемый результат:
Дети: Узнают на картинках по внешнему виду птиц, называют их (голубь, воробей, ворона, синичка).
Оказывают помощь воспитателю в подкормке пернатых.

Этапы проекта:
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Подготовительный этап.
1. Подбор методической и детской литературы по данной теме.
2. Подбор дидактических и наглядных пособий, настольно-печатных, дидактических игр.
5. Создание альбома «Птицы».
6. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

Основной этап. Работа с детьми.

1.Игра – занятие «Птицы в городе».

Цель: знакомить с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц, учить отличать, правильно показывать некоторых птиц (воробей, голубь, синица, сорока).
Хомякова Е.Е., стр. 76.

     

2.Конспект игрового сеанса «Птицы в гостях у ребят»
                                                                                                      Приложение 1
Цель: 
продолжать знакомить детей с зимующими птицами, их многообразием; формировать первые представления об особенностях их внешнего вида, общих и отличительных признаках (размер, голос, окраска), условиях обитания.
       

                                                                                         

 

3.Конспект игрового сеанса «Птички- невелички».              Приложение 2

Цель: продолжать знакомить детей с некоторым птицами живущих рядом с нами.

Задачи:

  • познакомить детей с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц, побуждать отличать, правильно показывать некоторых птиц (воробей, голубь, синица, ворона);
  • Развивать слуховое, зрительное внимание, умение находить общий признак предмета;
  • Формировать логического мышления.

4.Пальчиковая гимнастика «Воробей», «Зимующие птицы»          

                                                                                              Приложение 3

5.Чтение «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке») С. Маршак.
Стих-е А. Барто «Воробей»
                                                                                              Приложение 4
Цель
: воспитывать любовь и формировать доброе, чуткое отношение к птицам через чтение детской литературы. Развивать умение находить книги с картинками и иллюстрациями разных птиц, называть их.

6.Рисование на тему «Корм для птичек»  Приложение 5

Цель:
закреплять умение применять нетрадиционную технику рисования (рисование ватными палочками), аккуратно работать с краской; учить отвечать на вопросы.

7. Физминутка «Птички-невелички» Приложение 6

8. Подвижные игры: П/и: «Воробушки и автомобиль», «Птички», «Сова и воробьи».
                                                                                                    Приложение 7

Задачи: Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (бег, ходьба и др.), содействовать расширению знаний о птицах.
 Обеспечить закрепление представлений о характерных движениях птиц; побуждать имитировать их голоса; упражнять детей действовать по сигналу педагога, бегать в разных направлениях одновременно всей группой.

9. Д/и: «Разрезные картинки «Птицы», «Найди по описанию».                            Приложение 8

10.Просмотр презентации « Зимующие птицы».
Слушание аудио голоса птиц, песенки про птичек.

Самостоятельная деятельность:
1. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением птиц.

2. Рассматривание альбома «Птицы»

3.Рассматривание игрушек птиц.

4. Создать условия для с-р игры: «Катя кормит птичек».
Задачи:
Упражнять в перенесении знакомых сюжетов в игру и передавать смысловые связи в ходе игровых действий.

Литература:
Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.Спб.,2013 ООО «Издательство «Детство-Пресс»

Веракса Н.Е., Комаров Т.С., Васильева М.А. ОО Программа ДО «От рождения до школы»-3-е издание «Мозаика-синтез».

Интернет-ресурсы.

                                                                                               

                                                                                                  Приложение 1.

Конспект игрового сеанса «Птицы в гостях у ребят»

Цель: продолжать знакомить детей с зимующими птицами, их многообразием; формировать первые представления об особенностях их внешнего вида, общих и отличительных признаках (размер, голос, окраска), условиях обитания.
         

Задачи:

  • Образовательные
  • Закрепить понятие «зимующие птицы».
  • Продолжать знакомить детей с зимующими птицами, их многообразием.
  • Формировать первые представления об особенностях их внешнего вида, условиях обитания.
  • Развивающие
  • Развивать умение детей различать зимующих птиц по отличительным признакам.
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память и мышление детей.
  • Расширять кругозор, словарный запас.
  • Развивать двигательную активность детей.
  • Воспитательные
  • воспитывать у детей доброе отношение и любовь к пернатым представителям живой природы, желание им помогать.

Материалы и оборудование: картина «Зимующие птицы», картинки с изображением птиц, разрезные картинки «Птички», шапочка совы, птичек.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети с воспитателем стоят у окна, наблюдают за птичками.
Воспитатель:  Холодно на улице. Мы с вами можем зайти домой и погреться. А вот птичкам приходится тяжело. Они живут на улице, и когда наступает зима и становится холодно, птичкам трудно. Эти птички не улетают в теплые края, а остаются с нами ждать весну. Это «зимующие птицы», их так называют, потому что они живут с нами зимой. У них нет теплого меха, чтобы согреться, нет жучков–червячков, чтобы покушать. Поэтому птицы прилетают к людям в поисках корма. Ребята, а вы хотите познакомиться с птичками?

Дети: Да!

2. Основная часть.

2.1. Беседа «Птицы в гостях у ребят».

Воспитатель: К нам в гости прилетели зимующие птички, которые живут с нами рядом. Давайте с ними познакомимся.

Много птиц живет на свете
Их, конечно, знают дети.
Птиц не обижают,

Все их берегут,
Знают, как кого зовут.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какие красивые птички! Как их много! (Обращает внимание детей на доску, на которой висит картина с изображением птиц). Дети подходят к картине, садятся на стульчики, берут в руки картинки с изображением птиц, рассматривают их.

Воспитатель рассказывает о зимующих птицах, изображенных на картинках, выделяет отдельные части птицы – общие для всех: голова, глаза, клюв, туловище, грудка, крылья, ножки, хвост. Рассказывает об отличительных особенностях каждой птицы, условиях обитания (где живут: в гнезде, дупле), сравнивает их с друг другом по размеру (воробьи, синички – маленькие; голуби, вороны, сороки, сова – большие), голосу, окраске.

Воспитатель продолжает: У всех птиц разные голоса:

ворона (что делает) – каркает,

воробей – чирикает,

сорока – стрекочет,

голубь – воркует,

сова – ухает,

синица – тинькает.

Воспитатель: Ребята, давайте споем песенку синички тонким голоском:

Зиньзиньтан!

Зиньзиньтан!

Скинь кафтан!

Скинь кафтан!

(Дети меняют силу голоса, показывают движения).

Затем воспитатель называет птиц по очереди и просит детей показать их на картинке, найти по словесному описанию, изобразить голос.

Воспитатель продолжает: Птицы отличаются не только голосами, но и окраской, строением тела.

У сороки белые бока, поэтому она какая? … белобокая.

У синицы грудка желтая … желтогрудая.

У вороны черные крылья … чернокрылая.

У снегиря грудка красная … красногрудый.

У сороки длинный хвост … длиннохвостая.

У совы большие глаза … большеглазая.

У дятла красная голова … красноголовый.

2.3. Разрезные картинки «Птичка».

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали, отвечали на вопросы, а теперь давайте поиграем с вами в игру. 

2.4. Подвижная игра «Сова».

Цель: формировать навыки двигательной активности детей, развивать внимание, реакцию, умение быстро бегать в определенном направлении, не наталкиваясь друг на друга.


Ход игры: Дети ходят по кругу, изображая птичек: разводят руки в стороны, машут «крылышками», хлопают ими, издают звуки голосов птиц. «Сова» (ребёнок) сидит в центре комнаты на стуле и наблюдает за «птичками». Вместе с воспитателем дети произносят слова: «Совушка–сова, большая голова. На суку сидит, во все стороны глядит. Да как полетит…». Со словами: «Да как полетит», «сова» встает со стула и, издавая звуки «ух–ух», догоняет «птичек», пытается их поймать. «Птички» быстро убегают, прячутся в свои «домики» – за стульчики.

3. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? Каких птичек вы запомнили? Какая птичка вам больше понравилась? Почему?

                                                                                                         

                                                                                                   Приложение 2

Конспект игрового сеанса «Птички- невелички».

Цель: продолжать знакомить детей с некоторым птицами живущих рядом с нами.

Задачи:

  • познакомить детей с особенностями внешнего вида и некоторыми названиями птиц, побуждать отличать, правильно показывать некоторых птиц (воробей, голубь, синица, ворона);
  • Развивать слуховое, зрительное внимание, умение находить общий признак предмета;
  • Формировать логического мышления.

Оборудование: коробочка, картинки с изображением птиц.

Ход занятия:

Дети сидят за столом. Воспитатель заходит в группу и показывает красивую коробочку.

-ребята, сегодня, когда я шла в детский сад. Ко мне подлетела птичка и передала вам вот эту коробочку. Как вы думаете, что в этой коробочке.

Дети предлагают варианты ответа.

-Давайте уже посмотрим, что в ней.

Дети открывают коробочку и видят там картинки птиц (синица, воробей, ворона, голубь).

-Ребята, кто это? И правда к нам в гости прилетели птички? У вас у всех птички одинаковые? Давайте посмотрим кто же к нам прилетел?

Дети называют птиц по картинки (ворона, воробей, синица, голубь)

Ребята, а давайте повесим наши картинки и рассмотрим их повнимательней.

-Что ребята есть у всех наших птиц?

Дети делают предположения (крылья, клюв, перья, лапки, глазки).

-Ребята, а вы знаете где они живут?-А что они едят?

Ответы детей.

Вы молодцы ребята!

Вы наверно устали, поиграем и отдохнем.


Физминутка «Птички»

Маленькие птички, машем руками, как крылышками

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, руки вверх, раскачиваемся.

Птичек унести хотел. Из стороны в сторону.

Птички спрятались в дупло, приседаем на корточки.

Там уютно и тепло. закрываем голову руками.

Дидактическая игра: «Кто улетел?»

-Ребята, а теперь давайте сыграем в игру. Вы сейчас будете дуть, а одна из птичек будет улетать. И вы мне скажите какая птичка улетела.

-Молодцы ребята. К нам сегодня в гости прилетели интересные птички. Вы запомнили как из зовут? Где живут? Что кушают?

Ответы детей.

Ребята вы молодцы. Вы теперь очень хорошо знаете про птиц, которые живут рядом с нами. Но птичкам пора улетать.

                                                                         

                                                                                                   

                                                                                                Приложение 3
Пальчиковые игры:

«Воробей»

Воробьи-воробушки, (сжать кулак, указательный и большой вытянуты в клювик)
Серенькие перышки! (шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки! (стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают. (погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить, (хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить? (потереть ладошки друг о друга).

«Зимующие птицы»

Трудно птицам зимовать(Стучать кулачками друг по другу)
Надо птицам помогать! (Хлопать в ладоши)
Распилить я попросил (Пилящие движения ладонями)
Досочку еловую (Тереть ладони друг о друга)
Вместе с папой смастерил(Сделать «замочек» пальцы поднимать и опускать
Птичкину столовую(Делать вращательные движения кистями рук)

                                                                                                     Приложение 4

Самуил Маршак — Где обедал воробей: Стих

Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.

Воробей           А.Барто
 Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!

                                                                                                       Приложение 5

Рисование на тему «Корм для птичек»  

Цель: закреплять умение применять нетрадиционную технику рисования (рисование ватными палочками), аккуратно работать с краской; учить отвечать на вопросы.

Ход занятия:
1.Игровая ситуация
Воспитатель:-Ребята к нам на кормушку прилетели птички.
Что это за птички?
Дети:-Воробей, снегирь, голубь.
В-ль:-Кормушка пустая. Птички хотят есть. Поможем птичкам?
-У нас есть черная краска. Давайте нарисуем семечки для птичек.
Показ приёма рисования ватными палочками.
Самостоятельная работа .Индивидуальная помощь.

Физминутка «Птички-невелички»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают)
Села под окошко,
Крошек поклевала(присели, клюют зёрнышки)
Встрепенулась птичка ( встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела(машут руками)

Рассматривание готовых работ.

                                                                                                Приложение 6
Физминутка «Птички-невелички»

Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают)
Села под окошко,
Крошек поклевала(присели, клюют зёрнышки)
Встрепенулась птичка ( встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела(машут руками)

                                                                                                  Приложение 7

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

 Описание. Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя: «Полетели, воробушки, на дорожку» - дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

Подвижная игра "Птички в гнездышке"
Цель.
Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. 

Описание. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками-крыльями. По сигналу воспитателя "Птички, в гнездышки!" деть возвращаются на свои места.

Подвижная игра «Сова».

Цель: формировать навыки двигательной активности детей, развивать внимание, реакцию, умение быстро бегать в определенном направлении, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: Дети ходят по кругу, изображая птичек: разводят руки в стороны, машут «крылышками», хлопают ими, издают звуки голосов птиц. «Сова» (ребёнок) сидит в центре комнаты на стуле и наблюдает за «птичками». Вместе с воспитателем дети произносят слова: «Совушка–сова, большая голова. На суку сидит, во все стороны глядит. Да как полетит…». Со словами: «Да как полетит», «сова» встает со стула и, издавая звуки «ух–ух», догоняет «птичек», пытается их поймать. «Птички» быстро убегают, прячутся в свои «домики» – за стульчики.

                           

                                                                                                  Приложение 8

Д/и: «Разрезные картинки «Птицы»,

Задачи: Способствовать развитию усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. Обеспечить развитие умения собирать целую картинку из частей и называть знакомую птицу.
(Детям раздаются конверты с разрезными на три части  картинками птиц, они должны их собрать и назвать полученную птичку.)

 Д.и: «Найди по описанию».    
Задачи:
учить детей находить птичку по описанию    среди представленных птиц на доске.
(На магнитной доске находятся вырезанные птички.
Воспитатель просит показать птичку, про которую он говорит.
ребёнок находит и называет её. )    

Заключительный этап:          

Выполнение коллективной работы «Птички-невелички на кормушке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим детей младшего дошкольного возраста "Птичка-невеличка".

Материал конспекта предполагает  расширить представления у детей о птицах, путем изготовления птички из бросового материала....

Конспект основной образовательной деятельности во второй группе раннего возраста «Птички- невелички"

Конспект основной образовательной деятельности во второй группе раннего возраста «Птички- невелички», место проведения – групповое помещение второй группы раннего возраста....

Игровой проект для раннего возраста "Птички-невелички"

Ребенок познает мир, наблюдая, экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием. Внимание детей привлекают самые разнообразные предметы, которые попадают в поле их зрения. Во время одной из про...

Развлечение для детей раннего возраста «Птички-невелички»

Дать детям представление об образе жизни птиц в весенний период....

Экологический мини- проект для детей второй группы раннего возраста «Птички-невелички».

Экологический мини- проектдля детей второй  группы раннего возраста «Птички-невелички».Цель: Способствовать формированию представлений о птицах, как о живых существах в природе (...

2022г. Познавательно-творческий проект во второй группе раннего возраста: «Птички - невелички»

Вид проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)Участники проекта: Воспитатели группы, дети и их родители.Цель проекта: Познакомить детей с жизнью птиц. учить п...