Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Антонова Оксана Ивановна

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_prezentatsiya.pptx649.47 КБ
Файл konspekt_yunye_issledovateli.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли - Жить нельзя нам без ...

Слайд 3

К дальним сёлам, городам Кто идёт по проводам? Светлое величество!

Слайд 5

У восковой девицы, Вся коса искрится, Только дунет ветерок, Затанцует огонек

Слайд 7

Шипит и злится, а воды боится



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №27 «Золотой ключик»

 Бугульминский муниципальный район РТ

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Антонова Оксана Ивановна,

1 квалификационная категория


Юные исследователи

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с бумагой, через создание проблемных ситуаций;

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Образовательные: Формировать   представление о свойствах бумаги: рвется, тонет, электролизуется,  закрашивается, горит. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Развивающие: Развивать причинно-следственные связи и отношения; логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение делать умозаключение.

Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интегрированные образовательные области: речевое, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приёмы:

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные, положительные эмоции от познавательной, продуктивной деятельности.

Приёмы: художественное слово, вопросы к детям, показ педагогом, указания, объяснения, поощрения.

Оборудование:

Ноутбук, проектор, видеописьмо, видеоролик «Горение бумаги», презентация слайдов, знаки-подсказки, халаты, бейджики на каждого ребёнка, ёмкости  с водой, макет резиновой кувшинки, кувшинки из бумаги, пластиковые коробочки,  бумажные фигурки, шерстяная ткань, линейка, краски, кисть; таз с водой, бумажные цветы, парафиновая свеча, альбомный лист с нарисованными геометрическими фигурами, аудиозапись из мультфильма «Фиксики»,

Словарная работа:

  • Продолжать  развивать связную речь, последовательно излагать свои мысли.
  • Обогащение словаря: статистическое электричество, электролизуется,
  • Закреплять лексический минимум в соответствии с УМК по обучению татарскому языку.

Предварительная работа:

 1. Экспериментирование в группе (получение новых цветов и оттенков путем смешивания красок; скручивание в трубочку узких полосок бумаги с помощью карандаша; определение материалов, обладающих наибольшими впитывающими свойствами (вытирание лужи бумагой, ватой, тканью, губкой)

 2. Разучивание «Правила  поведения в лаборатории»

Ход  образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости.  Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Добрый день и добрый час! Очень рады видеть вас!  Исәнмесез! Хәерле көн!

Воспитатель:  На электронную почту детского сада для нас пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно.

1           Включить  видеописьмо

 (продолжение  видеописьма)

Привет, друзья! Вы нас узнали? Это мы - Фиксики. Ребята, помогите нам, пожалуйста, у Дим Димыча завтра «День юных исследователей». Дим Димыч должен раскрыть секреты бумажного листа с помощью эксперимента, а мы с Кусачкой помешали ему подготовиться. Дим Димыч очень расстроился. Помогите нам, ребята,  придумать научно -  познавательные опыты с бумагой. Мы знаем, что вы очень любознательные и что- нибудь придумаете.

Воспитатель: Ребята, от кого пришло письмо? (ответы детей)

Воспитатель:  Поможем нашим героям раскрыть свойства бумаги с помощью опытов? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чего  боится бумага? (Примерные ответы детей: огонь, дождь, ветер.)

 Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у неё друзья. (Примерные ответы: клей, краски, карандаши.)

Воспитатель: Чтобы проверить  наши предположения, мы с вами снова побываем  в   научной лаборатории. Проходите  и надевайте халаты.

(пока дети надевают халаты, рассказывают правила поведения)

Вспомним правила, друзья!

Здесь  мы как ведем себя?

Соблюдаем тишину,

Говорим по одному.  

Если хочешь отвечать,  

Руку надо поднимать.  

(Дети садятся за столы)

 Воспитатель: Кто мне скажет, что такое  эксперимент? (проба, опыт).

Воспитатель: Мы с вами будем не просто детьми, а учеными-исследователями. Нам предстоит провести несколько экспериментов по выявлению друзей и врагов  бумаги. Помогать в проведении экспериментов  нам будут знаки-подсказки, которые мы увидим на экране. А ответы мы будем фиксировать на доске: Симка будет собирать «Враги» бумаги, а Нолик – «Друзья».

Теперь внимание на экран.

2    Презентация Слайд1- загадка. 

Отгадку скажите на татарском языке

-Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... воды (су)

Слайд 2 – капля воды

Воспитатель: Мы предположили, что вода – это враг. Давайте проверим.

Эксперимент №1. Волшебные кувшинки

Воспитатель: На столах, у каждого лежит цветок, аккуратно возьмите его и подойдите к нашему импровизированному водоёму.

На столе таз с водой.

 Дети встают вокруг стола, у воспитателя макет кувшинки.

Воспитатель:  Ребята, как называется этот цветок? (кувшинка) 

Воспитатель: Где он растет? (на озере, в пруду)

Воспитатель: Опишите  её

Воспитатель: Ребята, у нас с вами кувшинки не настоящие: моя кувшинка, сделана из резины, значит она какая? (ответы детей.) Ваши кувшинки, сделаны из бумаги. Значит у вас какие кувшинки? (бумажные).  

Воспитатель: Теперь аккуратно положим кувшинки в воду и произнесем  волшебные слова: «Чэк, чэк – матур чэчэк»

 (дети наблюдают за раскрытием лепестков)

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Ребята, как вы думаете, в чем секрет этого эксперимента? Почему лепестки цветов стали раскрываться?

(Дети высказывают свои предположения.

Необходимо подвести детей к правильному ответу)

 Вывод: Бумага хорошо впитывает воду, становится тяжелой, листочки под тяжестью воды раскрываются и тонут, значит вода – это враг бумаги, разместим этот знак возле Симки.

Дети садятся за столы

2 Презентация  Слайд электричество 5-6

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у нас в группе есть электричество?

Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).

Воспитатель: Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать.  Электрический ток, чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие  частицы-электроны.  Подробнее об электричестве вы узнаете, когда   пойдёте в школу. Опасно ли электричество, которое живет в проводах?

Посмотрим, что об этом говорят Фиксики

3  Фильм « Правила безопасности»

Ребята, оказывается вместе с опасным электричеством в нашей жизни существует и безопасное электричество 
– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? А иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».  Давайте скажем вместе - Статическое электричество. Это неопасное для человека электричество. Статическое электричество живет повсюду.  Оно появляется при трении. 

Ребята, оказывается,  в  бумаге тоже прячется статическое электричество? Попробуем проверить вместе. Для этого  приглашаю вас поиграть в эту игру «Электрический театр».

 Эксперимент №2 «Электрический театр»

Воспитатель: На столах в пластиковых коробочках находятся бумажные фигурки. Мы будем натирать крышку коробочки шерстяной тканью, и посмотрим, что произойдёт.

4    Включить музыку до конца эксперимента

( дети натирают  крышку коробочки шерстяной тканью, а под ним начинают двигаться бумажные фигурки)

Воспитатель: Что необычного в этом театре? Почему фигурки начали двигаться?

Воспитатель: Когда мы натираем пластиковую крышку  шерстяной тканью, образуется электрическое поле, которое притягивает бумажные фигурки,  и они начинают двигаться

Дети играют 2-3 минуты.

Эксперимент 3

Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат пластмассовые линейки и тарелочки с кусочками бумаги. Поднесите линейку  к кусочкам бумаги. С бумагой что-то происходит?  (нет).

Воспитатель:  Сейчас мы сделаем эти обычные линейки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им линейку. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги. Что происходит с бумагой? (бумага притянулась к линейке).

 Воспитатель:  Как линейка стала электрической? (её натерли тканью)

Дети:  Между линейкой и бумагой образовалось электрическое поле, поэтому бумага и притянулась к линейке.

Как называется это  электричество?

Где ещё можно встретить такое электричество?

Оно также опасно, как электричество, которое бежит по проводам?

Воспитатель:  Ребята, статическое электричество в нашем опыте – это друг или враг? (Ответы детей).

Помещаем знак «Электрическая лампочка» к  «Друзьям».

2   Презентация    Слайд 9-10 «Свеча». 

У восковой девицы,

Вся коса искрится,

Только дунет ветерок,

Затанцует огонек

Эксперимент №4.

Воспитатель:  Давайте определим:  дружат ли бумага и парафин? На листе бумаги у вас  нарисованы  разные фигуры. Назовите их.    

(Ответы детей)

Воспитатель: Обведите фигуры по контуру свечой. Затем затонируйте весь лист краской. (Воспитатель называет разные цвета  детям)

Каким цветом вы будете тониковать лист на татарском языке?

4      Включить музыку

Воспитатель: Что получилось?

Вывод: Следы парафина останутся неокрашенными. Парафин оставляет следы на бумаге и отталкивает воду.  Рисунок становится необычным. Это «Друг».

Краски – это друг

Разместить знак «Свеча» к Нолику.

2   Презентация    Слайд 13-14- «Огонь» и выключить

 Шипит и злится, а воды боится

Воспитатель: Ребята, эксперимент с горением бумаги мы делать не будем, как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Мы  с вами посмотрим ролик «Как горит бумага» и определим огонь – это друг или враг.

5         Ролик «горение бумаги»

(ответы детей Огонь - это враг, потому что бумага сгорает и остаётся пепел)

Разместить на доске знак «Огонь» к Симке  обозначающим – «Враги».

Воспитатель: Ребята, вот мы и определили с вами некоторых друзей и врагов бумаги. А теперь мы устроим для Фиксиков телемост. Каждый из вас возьмёт знак - подсказку  и расскажем им про свойства бумаги.

6       Включить концовку музыки.

АМИР Вода – это «Враг» бумаги, потому что бумага  хорошо впитывает воду, становится тяжелой и тонет.  

ДИМА    Статическое электричество – это «Друг», наэлектролизованные  бумажные фигурки двигаются

ДАНИИЛ   Свеча - Это «Друг», потому что парафин отталкивает воду, и  рисунок становится необычным.

МАША Краски- это друзья, рисунок становится красивым

АРТУР    Огонь - это «Враг», потому что бумага сгорает и остаётся пепел.  

Воспитатель: Вот мы и познакомили  Фиксиков с  друзьями  и врагами  бумаги, а  они помогут Дим Димычу, раскрыть свойства бумаги с помощью опытов.

  Впереди нас ждет великое множество нераскрытых тайн. На этом наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и гостями.

Досвидания! Приходите к нам ещё  на наши эксперименты. Мы будем очень рады. Саубулыгыз! Сезгә зур уңышлар теләп калабыз! (Желаем вам больших успехов!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Конспект ООД по познавательному развитию "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста

День Победы - самый трогательный, душевный, патриотический праздник. Это день памяти и почестей. Все дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Задача педагога заключается в том, чтобы наш...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по познавательному развитию «Перелётные птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Расширить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение.Задачи: Образовательные: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие...