НОД воспитателя с детьми по проведению экскурсии в средней группе "В гости к березе"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Проведение экскурсии в средней группе "В гости к березе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_gosti_k_bereze.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
воспитателя с детьми по проведению экскурсии
в средней группе
«В гости к берёзе»
Цель: формирование у детей знаний о березе, ставшей символом России.
Задачи. Образовательные:
- учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязи в природе;
- закреплять знания детей о том, как дерево « дышит».
- углублять знания о березе весной.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
- развивать у детей интерес к конкретному объекту – березе как символе красоты нашей родной природы, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к весенним наблюдениям в природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Предварительная работа:
презентация «Берёза»; чтение стихотворений о березе из книги В.Степанова « Родная природа»; прослушивание музыкальных произведений о берёзе; пение песни «Ах, березка зелена, кудрява» (муз. А.Ануфриева); чтение легенд о берёзе; рассматривание картин.
Материалы и оборудование: «волшебная палочка», ленточки атласные зелёного света, платочки по количеству детей, лупы.
Ход экскурсии.
Воспитатель. Ребята, мне сорока принесла весточку на хвосте – нас ждут в гости. Кто-то хочет поделиться с нами весенней радостью, рассказать об удивительных превращениях, которые происходят в природе весной.
А вы хотите увидеть?
Дети. Да, хотим.
Воспитатель. Но кто приглашает нас в гости, сорока не сказала. Она решила с нами пошутить и загадала загадку:
Русская красавица
Красавица России
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Дети. Это береза. На ней зеленые листочки, белый ствол, и много веток.
Воспитатель. Молодцы! Ребята в гости ходят с подарками. Давайте и мы приготовим для березки подарок. Какой подарок вы бы подарили?
Дети. Игрушку, рисунок, фотографию и т.д.
Воспитатель. Я предлагаю подарить березке атласные ленточки. Ленточки, какого цвета подарим?
Дети. Красные, зеленые, желтые.
Воспитатель. Я думаю, зеленые ленточки ей очень понравятся.
Как вы думаете почему?
Дети. Это ленточки зеленые, как распускающиеся листочки, они яркие, веселые.
Воспитатель. Все готовы, тогда в путь. А пока мы идем, давайте вспомним, какое время года сейчас?
Дети. Весна.
Воспитатель. По каким приметам, вы узнали, что это весна?
Дети. Стало тепло, ярко светит солнце, выросла трава.
Воспитатель. Какая сегодня погода? (Ответ детей.)
Воспитатель. Какое небо, чистое или в тучах?
Дети. Небо голубое , ясное.
Воспитатель. Вот и наша березка. Давайте поздороваемся, скажем, ласковые слова.
Дети: «Здравствуй березка, мы рады тебя видеть» (Погладить.)
Воспитатель. Давайте обнимем её.
Воспитатель. Как в любое время года мы можем узнать берёзу?
Дети. У березы белый ствол с черными полосками.
Воспитатель. Правильно. Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной.
Посмотрите, какая береза? (Ответ детей.)
Послушайте стихотворение.
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Воспитатель. В какой стране мы с вами живем?
Дети. Россия.
Воспитатель. Правильно, Россия. Много лет назад Россию называли просто Русь. Символом нашей Родина - Россия, давно уже считается берёзка, поэтому наша экскурсия посвящена одному из самых любимых деревьев на Руси - берёзе. Стройную, кудрявую, белоствольную ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. На Руси ранним летом березу наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг нее хороводы. И это был праздник русской березки.
Русские люди сочиняли легенды, сказки и песни о красавице березе.
А что вы знаете о русской березе?
Игра «Волшебная палочка»
(Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.)
Дети:
Берёза – символ России.
У Берёза – белый, стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
О берёзе пишут стихи и песни, картины.
В народе берёзу называют « богиня».
Нужно бережно относиться к природе.
Воспитатель. В устном народном творчестве можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про берёзу.
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Если листья на берёзе появляются раньше, чем на клёне, лето будет сухое.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Воспитатель. Ребята, что удивительное произошло с нашей березкой, как вы думаете?
(Дети рассматривают берёзу.)
Дети. На березке распускаются листочки.
Воспитатель. Какого цвета листья у берёзы?
Дети. Листочки еще маленькие, зеленые, а осенью были жёлтые.
Воспитатель. Правильно. Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Опавшие листья собирают и укрывают ими землю у ствола.
И тогда поздней осенью нашей березке будет тепло, как нам в теплой одежде. Давайте их потрогаем, понюхаем.
Дети. Листочки липкие, приятно пахнут.
Воспитатель. Давайте порадуем берёзку, потанцуем вокруг берёзке.
Становись-ка в хоровод! (Раздаю платочки).
Хоровод «Мы вокруг берёзки»
Посмотри берёзка
Мы к тебе идём.
Яркие платочки
Мы тебе несём. (Дети идут по кругу).
Припев
Золотые листики
Золотом горят.
Кружатся с платочками
Хоровод ребят. (Кружатся на месте).
Девочки к берёзке
Ближе подойдут.
Яркими платочками
Весело взмахнут.
(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая).
Припев.
Разошлись ребятки
И пошли гулять.
Про берёзку песню
Нежно напевать.
Воспитатель. Кто хочет померяться с ней силой?
Лиза, попробуй вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?
Ответ ребенка. Нет, не получается. Береза сильнее.
Воспитатель. Что её так крепко удерживает в земле?
Дети. Корни.
Воспитатель. Для чего дереву нужны корни ?
Дети. Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.
Воспитатель. Молодцы! А какие части дерева вы еще знаете?
Дети. Ствол, ветви, листья.
Воспитатель. Покажите ствол березы. (Дети показывают.)
Воспитатель. Какой он - толстый или тонкий?
Дети. У этой березы толстый.
Воспитатель. Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
Дети. Снизу - широкий, кверху становится тоньше и тоньше.
Воспитатель. Погладьте ствол березы. Какой он у нее?
Дети. Гладкий, шелковистый, шершавый.
Воспитатель. Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие?
Дети. Ветки тоньше ствола.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что появилось на кончиках ветвей - это сережки. На одних деревьях сережки желтые, а на других зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит её на зеленые. Там появляются и к концу лета созревают крылатые семена берез.
Вот из таких семян вырастают молодые деревца (можно показать прошлогодние семена и рассмотреть через лупу).
Что есть на стволе дерева?
Дети. Кора.
Воспитатель. Какая кора у дерева?
Подойдите к стволу, потрогайте, рассмотрите какого цвета?
Дети. Кора белая, гладкая.
Воспитатель. Кора сбросила верхний слой бересты и стала гладкой и шелковистой.
Ребята, на коре ствола черные пятна. Что это?
Дети. Это такие отверстия, через которые дерево дышит, называются чечевички.
Воспитатель. Всё верно. Чечевички выполняют функцию газообмена между окружающей средой и внутренними тканями стебля, а также способствуют выведению излишней влаги (рассмотреть через лупу).
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья»
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх
Воспитатель. Давайте подальше отойдем и полюбуемся березкой.
Какая она?
Дети. Высокая, красивая, белоствольная, веселая, светлая…
Воспитатель. А можно про нее сказать, что она добрая?
Дети. Да. На нее можно повесить кормушки, скворечники, на ней отдыхают птицы.
Воспитатель. Правильно. А еще у березы сладкий и целебный сок, которым весной дерево угощает и людей, и птиц, и лесных обитателей.
А какая птица помогает полакомиться соком другим птицам?
Послушайте загадку.
В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка ...
Дети. Это дятел.
Воспитатель. А вот и дятел, рассмотрите его.
Воспитатель. Что он делает?
Дети. Он пробивает острым крепким клювом кору и пьет сок. Дятел улетит – слетятся к березе синицы, зяблики, малиновки.
Воспитатель. Еще любят сладкий березовый сок медведь, муравьи, бабочки лимонницы, крапивницы. Вот такие удивительные превращения произошли с нашей белоствольной красавицей. Давайте поблагодарим березку за то, что она пригласила нас в гости и подарим ей ленточки.
Завяжем ленточки на стволе, как будто это поясок на платьице.
(Дети завязывают ленточки).
Поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку.
Такие поэты как Есенин, Трутнева, Тютчев, Лермонтов воспевали красоту русской березки.
Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
(Е. Трутнева)
Дети. Осенью.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С. Есенин)
Дети. Зимой.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)
Дети. Летом.
Воспитатель. Это дерево своей красотой вдохновляло людей писать о ней красивые стихи.
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Так написал о березе наш поэт Прокофьев.
А какие стихи о берёзе вы знаете?
Ребёнок. Белая берёза -
Милая сестра.
Ты расти не бойся
Злого топора.
Ребёнок. Белая берёза,
Птицы по ветвям.
Я тебя в обиду
Никому не дам.
Воспитатель. Расскажите, что вы нового узнали о таком красивом и нежном дереве как береза?
Символом, какой страны является береза?
Во, что по весне девушки наряжали березу?
Как называется целительный сок?
Пришла пора прощаться с березкой
(Дети прощаются, обнимают, гладят березку.)
Скажем ей: «Расти, милая березонька, и радуй добрых людей!
До свидания!»
Работа после экскурсии: аппликация «Белая береза»;
чтение стихотворений, пословиц, загадок о берёзе;
рассматривание картин художников;
презентация по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Методика организации и проведения экскурсий"
Консультация посвящена методике организации и проведения экскурсий....
Конспект совместно-образовательной деятельности с детьми средней группу по рисованию "Береза по дождем"
Рисование нетрадиционной техникой (двойное изображение - монотипия)....
Перспективный план проведения экскурсий в средней группе .
№ПериодТемаЗадачиОтветственныеОтметка о выполнение №1.Перспективный план проведения экскурсий в средней группе . СентябрьЦелевая прогулка Цветочную клумбу....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию в средней группе «В осеннем лесу»
Задачи:Образовательные:Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.Знакомить детей с изменениями в природе, знать и называть признаки осени.Обобщать знан...
Конспект проведения Индивидуального занятия Техника рисования детьми разыми изобразительными материалами в средней группе
Тема: «Рыбка в аквариуме»Образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: познакомиться со смешанной техникой рисования различными материаламиЗадачи:Образовательные:...
План-конспект проведения прогулки в старшей группе наблюдение за березой
План-конспект проведения прогулки в старшей группе наблюдение за Березой (поздней весной) Вы меня узнаете по простой примете:Нет дерева белей на свете. Она весну встречает, сереж...
Конспект проведения экскурсии в старшей группе «В гости в парикмахерскую»
Дано подробное описание проведения экскурсии, используются методы и приёмы работы по развитию речи у детей с ТНР...