Проект "С чего начинается Родина"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Яковлева Елена Игоревна

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx58.13 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37«Огонек» города Белово»

        

«С  чего начинается Родина»

2 Младшая группа

Проект

Белово 2021

Составители:

Аргунова В. В., воспитатель

Яковлева Е. И., воспитатель

В сборнике представлен цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми  младшего дошкольного возраста и родителями

Предложенная система работы включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания; ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих).

Мероприятия разработаны с учетом  интеграции разных видов детской деятельности.

Сборник предназначен педагогам образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования по  патриотическому воспитанию.

Содержание

  1. Паспорт проекта         2
  2. Пояснительная записка        4
  3. Цели и задачи проекта        5
  4. Описание содержания проекта         6
  5. Ресурсы        7
  6. План реализации проекта        8
  7. Ожидаемые результаты        11
  8. Перспективы дальнейшего развития        12
  9. Литература        14
  10. Приложения        17

Паспорт проекта

Наименование проекта

Психолого-педагогическая готовность педагогов

Основание для разработки проекта

Приказ Министерства  образования и науки  Российской  Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Заказчик

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Огонек» города Белово

Основные разработчики проекта

Аргунова В. В.,, воспитатель; Яковлева Е.И., воспитатель

Исполнители основных мероприятий проекта

Администрация МБДОУ детский сад № 37 «Огонек», дети второй младшей группы, воспитатели, родители (законные представители)

Цель проекта

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Основные задачи проекта

1.Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

2. Формировать у детей уважительное отношение к старшим.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

4.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Механизмы управления проектом

Использование законодательных, организационных и ресурсных механизмов управления Проектом.

Сроки и этапы реализации

проекта

Первый этап  – организационно-мотивационный (сентябрь 2020 г.)

Второй этап – практический (октябрь 2020-май 2021 г.)

Третий этап – обобщающий  (май 2021 г.)

Ожидаемые конечные

результаты 

Для детей

  • Воспитание чувства гордости за свою семью, за свою Родину.
  • Расширение знаний детей о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Для родителей

  • повышение доли  родителей,  проявляющих желание сотрудничать  с детским садом.

повышение уровня знаний по теме проекта

Для педагогов

  • Углубление знаний и умений у педагогов по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста.

                                           

                                                 

                                     

   

                                            Пояснительная записка

         Каждый человек любит свой дом, свою семью. Дом – это крепость, защищающая от жизненных невзгод, а люди, живущие в этом доме, всегда поймут и поддержат в трудностях – это и есть семья. Именно в крепкой и дружной семье формируются человеческие понятия как любовь и забота. Семья – это главная опора для любого человека, которая останется с ним всегда.

            Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО

В соответствии с действующим федеральным государственным стандартом  дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2013 года № 1155. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Во ФГОС комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка.

В программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

 В  Федеральном  государственном стандарте дошкольного образования прописано, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач:

  • становления первичной ценностной ориентации и социализации, к ним в первую очередь относится:
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;

овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных  моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

Особенностью системы работы по  патриотическому   воспитанию  детей дошкольного возраста  является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.

     Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Мы воспитываем гордость к  своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей Кемеровской области,  воспитываем  уважение и любовь к ней.

    Чувство Родина - начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе…  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Сегодня вопросы нравственно - патриотического воспитания дошкольников  снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит  преемственность поколений и национальная культура.

Анализ проблемы в теории и практике, большое количество исследований по проблеме воспитания нравственно -  патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста и необходимость поиска новых форм, методов и приемов воспитания патриотических чувств обусловили выбор темы проекта «  С чего начинается Родина».

Цель проекта:

Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

Задачи:

1. 1.Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

2. Формировать у детей уважительное отношение к старшим.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

4.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

По результатам наблюдения, бесед, опроса возникла идея разработать совместно с детьми и родителями проект « С чего начинается Родина».

       Практическая значимость проекта заключается в возможности использовать материалы в деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций

Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. В целях осуществления нравственно-патриотического воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку взрослых.

 -центр  нравственно-патриотического воспитании «С чего начинается родина»

- символы Российского государства, Кемеровской области, города Белово

- атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр;

 - художественная литература

- грамзаписи и видеозаписи, презентации

 - альбомы «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город Белово», «Белово – город», «Генеалогическое древо семьи».

       Описание содержания проекта

Вид  проекта: информационно – практико – ориентированный

Участники проекта: дети  младшего  дошкольного возраста, воспитатели группы и  родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год)

Срок реализации проекта: сентябрь 2020– май 2021.

Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное развитие,  включающее интеграцию образовательных областей.

Методы проекта:

  • Наблюдение
  • Совместные игры
  • Занятия
  • Беседы
  • Праздники, развлечения, досуг
  • Познавательные задания (проблемные ситуации, загадки)
  • Нетрадиционные технологии ( ИКТ-технологии)

Подготовительный этап. 

Определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

Изучение методической литературы, пополнение материально-технической базы. Сбор информации по теме проекта (библиотечный фонд, интернет – ресурсы). Активизировать обратную связь через гостевую страницу сайта ДОУ. Составление конспектов мероприятий. Разработка консультации и рекомендаций для родителей.

Основной этап. Непосредственная реализация проекта согласно плану.

Заключительно–обобщающий этап. Систематизация и обобщение результатов проектной деятельности. Презентация проекта. Подведение итогов.

Ресурсы

Кадровые: в реализации Проекта принимают участие администрация детского сада, воспитатели, воспитанники и родители воспитанников.

Материально-техническиематериально – техническая база детского сада включающая: адекватные современным требованиям технические средства обучения (ноутбук, принтер, видеокамера, видеопроектор, аудио – записи в компакт – дисках,  библиотечный фонд  детского сада). В качестве дополнительных  познавательных ресурсов используется Интернет.

Информационные: изучение научно - методической литературы в рамках исследуемой темы, дополнительной педагогической литературы, программно-методических материалов, дидактического материала с использованием  Интернет-ресурсов.

  • тематическое планирование,
  • конспекты дидактических, сюжетно – ролевых игр;
  • конспекты мероприятий;
  • консультации для педагогов и  родителей;
  • библиотека методической литературы;
  • демонстрационный материал для информационного уголка.

                                         План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

1.

Дискуссия по повышению профессиональной компетентности педагогов  по  нравственно- патриотическому воспитанию

До начала реализации проекта

Воспитатель

2.

Встреча – беседа воспитателей, родителей, детей по созданию единого социокультурного пространства

В течение года

3.

Педагогическая мастерская по изучению методической литературы. Сбор информации по теме проекта (библиотечный фонд, интернет – ресурсы)

В течение года

Воспитатели специалисты ДОУ

4.

Сайт ДОУ, организация  обратной связи через гостевую страницу

В течение года

5.

Пополнение  материально – технической базы

В течение года

6..

        

Разработка конспектов занятий, праздников, развлечений, консультаций, рекомендаций

В течение года

Воспитатели

Основой этап

Организация тематических мероприятий

Месяц

Ответственные

1.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. 

Сентябрь

Воспитатели

2.

Беседа «Я и мое имя»

3.

Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

4

Создание альбома «Детский сад»

1.

Сюжетно – ролевая игра «Детский сад».

Октябрь

Воспитатели

2.

Чтение сказки «Гуси лебеди»

1.

Беседа «Мы разные»

Ноябрь

Воспитатели

2.

Игра «Назови ласково».

3.

Беседа «Моя семья»

1.

Создание альбома «Моя семья»»

Декабрь

Воспитатели

2.

Утренник «Новогодний праздник»

3.

Генеалогическое древо семьи

1.

Рассматривание иллюстраций  «Зимушка – зима в  город к нам пришла»

Январь

Воспитатели

2.

Беседа: «Любимые праздники»

3.

Беседа «Улицы города»

1.

Конструирование «Кормушка для птиц»

Февраль

Воспитатели

2

Беседа «Птицы города Белово»

2.

Беседа «Поздравляем наших пап»

1.

Лепка «Любимой мамочке испеку я прянички»

Март

Воспитатели

2.

Рисование  «Первоцветы нашего края (одуванчики)»

3.

Беседа «Цветы города  Белово»

1.

 Рассматривание иллюстраций  «Весенние преображение города»

Апрель

Воспитатели

2

Беседа «Деревья города Белово»

2.

 Чтение стих-я А.Плещеева «Сельская песенка»

3.

Беседа «Знакомство с трудом взрослых»

1.

Беседа «Мой город»

Май

Воспитатели

2.

Беседа о предстоящем празднике «День Победы».

3.

Создание альбома «Я и мой город»

4

Беседа «Матрешек русский хоровод»

2.

Развлечение  «Лето красное пришло»

1.

Систематизация и обобщение результатов проектной деятельности.

Май

Воспитатели

2.

Презентация проекта

3.

Подведение итогов

Ожидаемые результаты:

К концу года  дети должны знать и уметь:

•        называть своё имя;

•        знать имена членов семьи;

•        знать,  кем работают их родители;

•        знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями;

•        знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым, с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них;

•        уметь бережно относиться к растительному и животному миру родного края  (без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых);

•        знать название своего  города.

 Для родителей

  • Повышение доли родителей,  проявляющих желание сотрудничать  с детским садом.
  • Повышение уровня знаний по теме проекта
  • Получение положительных отзывов

Система работы детского сада по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении нравственного развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и ДОУ, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности детского сада по нравственному развитию и воспитанию дошкольников;

-сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

-педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

-содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

-опора на положительный опыт семейного воспитания.

- родительские собрания на духовно-нравственные и нравственно – патриотические темы;

- открытые показы образовательной деятельности с детьми;

- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);

- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

- индивидуальные консультации; беседы с родителями;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, передвижные библиотечки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

- экскурсии;

- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

- помощь родителей детскому саду (участие подготовке праздников).

Для педагогов

  • Углубление знаний и умений у педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Продолжать подборку и систематизацию демонстративного и дидактического материала по теме проекта;

Регулярно обновлять в книжном уголке художественную литературу для детей по данной теме;

Систематически размещать на сайте ДОУ рекомендации и консультации для родителей по данному вопросу;

Получение обратной связи через гостевую страницу сайта ДОУ;

                                                        Литература

1.        Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.

2.        Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

3.        Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.

4.        Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

5.        Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

6.        Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.

7.        Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.

      8.        Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

9.        Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.

10.        Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.

11.        Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

12.        Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

                                                                                                                                    Приложение № 1

Содержание работы, форма проведения

Срок

Коррекция

1

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс на начало проекта: опрос для родителей, определяющий  их отношение к патриотическому воспитанию детей (анкетирование и опрос)

Сентябрь

1

Консультация « Роль семьи в воспитании патриотических чувств».

Октябрь

2

Папка-передвижка: «Что такое для человека семья?»

1

Рекомендации (Наглядная педагогическая информация) «Дружная семья»

Ноябрь

2

Памятка для родителей: «Правила семейного воспитания».

1

Выставка совместных работ детей и родителей «Генеалогическое дерево моей семьи».

Декабрь

2

Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

1

Памятка для родителей « Известные люди о воспитании любви к Родине»

Январь

2

Консультация «Связь поколений в семье»

1

Консультация ««Здоровая семья – счастливый ребёнок». 

Февраль

2

Рекомендации «Как воспитывать патриотизм»

1

Памятка для родителей «Руки матерей»

Март

2

 Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей»

1

Памятка для родителей «Россия – страна, в которой мы живем»

Апрель

2

Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей»

1

Консультация « Как воспитывать маленького патриота»

Май

2

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к  патриотическому  воспитанию детей по итогам реализации проекта. (Анкетирование и опрос)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"

Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Программное содержание Воспитывать любовь к родному краю; Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя гражданином своей страны; Расширять и закреплять зн...

Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...

Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...