Проект "С чего начинается Родина"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 58.13 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37«Огонек» города Белово»
«С чего начинается Родина»
2 Младшая группа
Проект
Белово 2021
Составители:
Аргунова В. В., воспитатель
Яковлева Е. И., воспитатель
В сборнике представлен цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста и родителями
Предложенная система работы включает беседы, экскурсии, наблюдения, игровые задания; ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих).
Мероприятия разработаны с учетом интеграции разных видов детской деятельности.
Сборник предназначен педагогам образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования по патриотическому воспитанию.
Содержание
- Паспорт проекта 2
- Пояснительная записка 4
- Цели и задачи проекта 5
- Описание содержания проекта 6
- Ресурсы 7
- План реализации проекта 8
- Ожидаемые результаты 11
- Перспективы дальнейшего развития 12
- Литература 14
- Приложения 17
Паспорт проекта
Наименование проекта | Психолого-педагогическая готовность педагогов |
Основание для разработки проекта | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; |
Заказчик | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Огонек» города Белово |
Основные разработчики проекта | Аргунова В. В.,, воспитатель; Яковлева Е.И., воспитатель |
Исполнители основных мероприятий проекта | Администрация МБДОУ детский сад № 37 «Огонек», дети второй младшей группы, воспитатели, родители (законные представители) |
Цель проекта | Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. |
Основные задачи проекта | 1.Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду. 2. Формировать у детей уважительное отношение к старшим. 3. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края. 4.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. |
Механизмы управления проектом | Использование законодательных, организационных и ресурсных механизмов управления Проектом. |
Сроки и этапы реализации проекта | Первый этап – организационно-мотивационный (сентябрь 2020 г.) Второй этап – практический (октябрь 2020-май 2021 г.) Третий этап – обобщающий (май 2021 г.) |
Ожидаемые конечные результаты | Для детей
Для родителей
повышение уровня знаний по теме проекта Для педагогов
|
Пояснительная записка
Каждый человек любит свой дом, свою семью. Дом – это крепость, защищающая от жизненных невзгод, а люди, живущие в этом доме, всегда поймут и поддержат в трудностях – это и есть семья. Именно в крепкой и дружной семье формируются человеческие понятия как любовь и забота. Семья – это главная опора для любого человека, которая останется с ним всегда.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО
В соответствии с действующим федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2013 года № 1155. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Во ФГОС комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка.
В программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования прописано, что обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач:
- становления первичной ценностной ориентации и социализации, к ним в первую очередь относится:
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине;
овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме на основе первичных моральных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
Особенностью системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Младший дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине. Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей Кемеровской области, воспитываем уважение и любовь к ней.
Чувство Родина - начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности маленького патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Сегодня вопросы нравственно - патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.
Анализ проблемы в теории и практике, большое количество исследований по проблеме воспитания нравственно - патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста и необходимость поиска новых форм, методов и приемов воспитания патриотических чувств обусловили выбор темы проекта « С чего начинается Родина».
Цель проекта:
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи:
1. 1.Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
2. Формировать у детей уважительное отношение к старшим.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
4.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
По результатам наблюдения, бесед, опроса возникла идея разработать совместно с детьми и родителями проект « С чего начинается Родина».
Практическая значимость проекта заключается в возможности использовать материалы в деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций
Важно создать в группе такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. В целях осуществления нравственно-патриотического воспитания в детском саду должны быть созданы все условия для того, чтобы дети могли доверчиво полагаться на постоянную заботу и поддержку взрослых.
-центр нравственно-патриотического воспитании «С чего начинается родина»
- символы Российского государства, Кемеровской области, города Белово
- атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр;
- художественная литература
- грамзаписи и видеозаписи, презентации
- альбомы «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город Белово», «Белово – город», «Генеалогическое древо семьи».
Описание содержания проекта
Вид проекта: информационно – практико – ориентированный
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы и родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год)
Срок реализации проекта: сентябрь 2020– май 2021.
Образовательная область: познавательное, социально-коммуникативное развитие, включающее интеграцию образовательных областей.
Методы проекта:
- Наблюдение
- Совместные игры
- Занятия
- Беседы
- Праздники, развлечения, досуг
- Познавательные задания (проблемные ситуации, загадки)
- Нетрадиционные технологии ( ИКТ-технологии)
Подготовительный этап.
Определение перспектив. Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
Изучение методической литературы, пополнение материально-технической базы. Сбор информации по теме проекта (библиотечный фонд, интернет – ресурсы). Активизировать обратную связь через гостевую страницу сайта ДОУ. Составление конспектов мероприятий. Разработка консультации и рекомендаций для родителей.
Основной этап. Непосредственная реализация проекта согласно плану.
Заключительно–обобщающий этап. Систематизация и обобщение результатов проектной деятельности. Презентация проекта. Подведение итогов.
Ресурсы
Кадровые: в реализации Проекта принимают участие администрация детского сада, воспитатели, воспитанники и родители воспитанников.
Материально-технические: материально – техническая база детского сада включающая: адекватные современным требованиям технические средства обучения (ноутбук, принтер, видеокамера, видеопроектор, аудио – записи в компакт – дисках, библиотечный фонд детского сада). В качестве дополнительных познавательных ресурсов используется Интернет.
Информационные: изучение научно - методической литературы в рамках исследуемой темы, дополнительной педагогической литературы, программно-методических материалов, дидактического материала с использованием Интернет-ресурсов.
- тематическое планирование,
- конспекты дидактических, сюжетно – ролевых игр;
- конспекты мероприятий;
- консультации для педагогов и родителей;
- библиотека методической литературы;
- демонстрационный материал для информационного уголка.
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный | |
Подготовительный этап | ||||
1. | Дискуссия по повышению профессиональной компетентности педагогов по нравственно- патриотическому воспитанию | До начала реализации проекта | Воспитатель | |
2. | Встреча – беседа воспитателей, родителей, детей по созданию единого социокультурного пространства | В течение года | ||
3. | Педагогическая мастерская по изучению методической литературы. Сбор информации по теме проекта (библиотечный фонд, интернет – ресурсы) | В течение года | Воспитатели специалисты ДОУ | |
4. | Сайт ДОУ, организация обратной связи через гостевую страницу | В течение года | ||
5. | Пополнение материально – технической базы | В течение года | ||
6..
| Разработка конспектов занятий, праздников, развлечений, консультаций, рекомендаций | В течение года | Воспитатели | |
Основой этап | ||||
Организация тематических мероприятий | Месяц | Ответственные | ||
1. | Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. | Сентябрь | Воспитатели | |
2. | Беседа «Я и мое имя» | |||
3. | Беседы «Моя группа», «Мои друзья». | |||
4 | Создание альбома «Детский сад» | |||
1. | Сюжетно – ролевая игра «Детский сад». | Октябрь | Воспитатели | |
2. | Чтение сказки «Гуси лебеди» | |||
1. | Беседа «Мы разные» | Ноябрь | Воспитатели | |
2. | Игра «Назови ласково». | |||
3. | Беседа «Моя семья» | |||
1. | Создание альбома «Моя семья»» | Декабрь | Воспитатели | |
2. | Утренник «Новогодний праздник» | |||
3. | Генеалогическое древо семьи | |||
1. | Рассматривание иллюстраций «Зимушка – зима в город к нам пришла» | Январь | Воспитатели | |
2. | Беседа: «Любимые праздники» | |||
3. | Беседа «Улицы города» | |||
1. | Конструирование «Кормушка для птиц» | Февраль | Воспитатели | |
2 | Беседа «Птицы города Белово» | |||
2. | Беседа «Поздравляем наших пап» | |||
1. | Лепка «Любимой мамочке испеку я прянички» | Март | Воспитатели | |
2. | Рисование «Первоцветы нашего края (одуванчики)» | |||
3. | Беседа «Цветы города Белово» | |||
1. | Рассматривание иллюстраций «Весенние преображение города» | Апрель | Воспитатели | |
2 | Беседа «Деревья города Белово» | |||
2. | Чтение стих-я А.Плещеева «Сельская песенка» | |||
3. | Беседа «Знакомство с трудом взрослых» | |||
1. | Беседа «Мой город» | Май | Воспитатели | |
2. | Беседа о предстоящем празднике «День Победы». | |||
3. | Создание альбома «Я и мой город» | |||
4 | Беседа «Матрешек русский хоровод» | |||
2. | Развлечение «Лето красное пришло» | |||
1. | Систематизация и обобщение результатов проектной деятельности. | Май | Воспитатели | |
2. | Презентация проекта | |||
3. | Подведение итогов |
Ожидаемые результаты:
К концу года дети должны знать и уметь:
• называть своё имя;
• знать имена членов семьи;
• знать, кем работают их родители;
• знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями;
• знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым, с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них;
• уметь бережно относиться к растительному и животному миру родного края (без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых);
• знать название своего города.
Для родителей
- Повышение доли родителей, проявляющих желание сотрудничать с детским садом.
- Повышение уровня знаний по теме проекта
- Получение положительных отзывов
Система работы детского сада по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении нравственного развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и ДОУ, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности детского сада по нравственному развитию и воспитанию дошкольников;
-сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
-педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
-содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
-опора на положительный опыт семейного воспитания.
- родительские собрания на духовно-нравственные и нравственно – патриотические темы;
- открытые показы образовательной деятельности с детьми;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации; беседы с родителями;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, передвижные библиотечки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- помощь родителей детскому саду (участие подготовке праздников).
Для педагогов
- Углубление знаний и умений у педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Продолжать подборку и систематизацию демонстративного и дидактического материала по теме проекта;
Регулярно обновлять в книжном уголке художественную литературу для детей по данной теме;
Систематически размещать на сайте ДОУ рекомендации и консультации для родителей по данному вопросу;
Получение обратной связи через гостевую страницу сайта ДОУ;
Литература
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
3. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
6. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
9. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
10. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
11. Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
12. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
Приложение № 1
№ | Содержание работы, форма проведения | Срок | Коррекция |
1 | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс на начало проекта: опрос для родителей, определяющий их отношение к патриотическому воспитанию детей (анкетирование и опрос) | Сентябрь | |
1 | Консультация « Роль семьи в воспитании патриотических чувств». | Октябрь | |
2 | Папка-передвижка: «Что такое для человека семья?» | ||
1 | Рекомендации (Наглядная педагогическая информация) «Дружная семья» | Ноябрь | |
2 | Памятка для родителей: «Правила семейного воспитания». | ||
1 | Выставка совместных работ детей и родителей «Генеалогическое дерево моей семьи». | Декабрь | |
2 | Консультация «Что такое генеалогическое древо?» | ||
1 | Памятка для родителей « Известные люди о воспитании любви к Родине» | Январь | |
2 | Консультация «Связь поколений в семье» | ||
1 | Консультация ««Здоровая семья – счастливый ребёнок». | Февраль | |
2 | Рекомендации «Как воспитывать патриотизм» | ||
1 | Памятка для родителей «Руки матерей» | Март | |
2 | Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей» | ||
1 | Памятка для родителей «Россия – страна, в которой мы живем» | Апрель | |
2 | Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей» | ||
1 | Консультация « Как воспитывать маленького патриота» | Май | |
2 | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей по итогам реализации проекта. (Анкетирование и опрос) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА
ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Программное содержание Воспитывать любовь к родному краю; Дать возможность каждому ребенку почувствовать себя гражданином своей страны; Расширять и закреплять зн...
Перспективное планирование по проекту "Наша Родина-Россия", блок "С чего начинается Родина"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте должны формироваться понятия о своей малой Родине (город, у...
Тема дня «Россия- Родина моя» или «С чего начинается Родина»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию,нетрадиционный подход к чтению стихотворения и использование ИКТ....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"
Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...