консультация для воспитателей " Нетрадиционное рисование в развитии творческих способностей дошкольников
консультация на тему
Данная консультация познакомит педагогов с новыми видами нетрадиционного рисования , для чего они нужны дошколятам и как влияют на их творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Быкова Тамара Викторовна.
Цель консультации: Вызвать в педагогах интерес к развитию детей посредством нетрадиционных техник рисования, познакомить с новыми техниками рисования, вспомнить «традиционные» нетрадиционные способы рисования. Консультация с показом презентации.
Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у них на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать и на чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Задача педагога - научить детей использовать нетрадиционные способы изображения.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применении. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев). На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно- моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движений (нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть). Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать(показ слайдов)
•рисование пальчиками;
•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
•рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками (показ слайдов)
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном;
•печать пробками;
•восковые мелки + гуашь
•свеча + акварель;
•отпечатки листьев; всевозможными подручными материалами.
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
Рисование при помощи пены для бритья .
•волшебные веревочки;
•монотипия предметная
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники( показ слайдов)
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•монотипия пейзажная;
•печать по трафарету;
•кляксография обычная; набрызги с зубной щетки
•пластилинография
•граттаж , чеканка.
Ну, эти техники мы с вами, уважаемые педагоги , так или иначе стараемся использовать в в своей работе.
А теперь ,я познакомлю вас с новыми возможно вам незнакомыми техниками рисования( Показ слайда1), которые при желании можно использовать для творческого развития детей , конечно их можно использовать только для старших дошкольников , если иметь в запасе хотя бы один маленький дорожный утюг , то на индивидуальном рисовании детям можно показать настоящее чудо , подгруппа должна быть не больше
4-5 человек .Энкаустика – это рисование утюгом и восковыми карандашами. Техника рисования достаточно проста и может быть под силу даже дошкольнику. Для того, чтобы создать настоящий шедевр, нужно всего лишь вооружиться дорожным утюжком без функции отпаривания, то есть с плоской подошвой (без дырочек), восковыми карандашами (их свободно можно приобрести в любом магазине канцелярских товаров), глянцевым картоном, который тоже можно купить в магазин
( слайд 2) Зентангл и дудлинг— простой и интересный способ создания красивых графических изображений с помощью повторяющихся элементов и орнаментов.
Эта техника не требует сложных материалов. Для работы понадобятся бумага, карандаш (для начального рисунка) и гелевая черная ручка (линер).
Линеры — это ручки, но с чернилами на водной основе, благодаря чему они могут рисовать тонкую, красивую линию. Удобны они тем, что в продаже существуют линеры разной толщины. Для детальных рисунков подойдут тонкие линии, для больших плоскостей — жирные. Линеры продаются в любом магазине канцтоваров.
Преимущество техники «зентангл» в том, что можно не бояться ошибиться и сделать неровную линию.
( Слайд 3) Каждый человек стремится к чему-то новому и неизвестному. Для этого они берут за основу традиционные и забытые техники. Многие художники нашли интерес в истории искусства Османской Империи (Турции). Именно там, по мнению ученых, зародилась техника рисования эбру. Еще в XI веке мастера красок повсеместно практиковали изображения, нанесенные на поверхность воды.
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЭБРУ Со стороны, кажется, что рисунок на воде создать очень легко, но это не так. Для risovanie ebruтого, чтобы удержать краски в «подвижной» среде, необходимо в определенной последовательности залить краски разной плотности. Таким образом, они создают пленку на воде, на которую и будут наносить рисунок. Создать простейшие извилистые линии очень сложно, это требует колоссального терпения. Мастер своего дела может изобразить любой орнамент и создать футуристическую картину. После того, как фрагмент завершен, рисунок переносится на ткань или дерево. С каждым годом техника эбру, рисование на воде, упрощается и приобретает популярность среди художников и молодежи. На многих фестивалях проводятся открытые мастер-классы, где каждый желающий может позволить себе нарисовать несложный элемент, например, цветок. Необычность и красочность техники привлекает и домашних мастеров, которые делают товары не только для дома, но и продают. Часто можно встретить красочные платки, расписанные подобным манером.
Подготовительный этап рисования на воде
Как и для любого творческого процесса, прежде всего, нужно приобрести материалы. В древние времена требовалась даже специальная вода, содержащая сок растения Астралагус. Он позволял жидкости быть вязкой. На сегодняшний день достаточно добавить специальный загуститель, также как и краски.
Шило и гребень – важные части инструментов. Первое должно быть разных форм для более тонких и толстых контурных линий. Последнее служит для того, чтобы рисунок был ровным.
Техника эбру в детском саду еще проще, чем описанный выше пример. Приобретать масляные краски для детского садика никто не будет: уж очень дорого они стоят. А вот обычной гуаши в арсенале пекдагогов достаточно. В качестве жидкости для нанесения красок используется обычное молоко: его могут принести на урок родители для каждого малыша в отдельности.
В широкую мисочку нужно налить немного молока. Лучше, если его жирность будет небольшая, не выше 2,5%. Гуашь следует слегка развести водой. Для нанесения красок на поверхность можно использовать пипетку, зубочистку, кисточки. Как только краски попали на поверхность воды, можно начинать творить.
Эта техника абсолютно безопасна для малышей. Даже если кто-то из них по незнанию решит попробовать цветной «коктейль», ничего страшного не случится. Некоторые экспериментаторы добавляют в краски моющее для посуды, но в случае с детками этого делать не надо. Обычная гуашь намного безопаснее.
Когда рисунок на молоке создан, можно приступать к оттиску. Подойдет как мелованная, так и обычная бумага из блокнота: результат будет одинаковый .
( слайд4) Ну а если вы, счастливые обладатели акриловой краски без
запаха , то можете смело сотворить с детьми обьемные ,3Dкартины в стиле одного мазка, рисование совершенно обычное, за счет густоты краски создается обьем , можно помогать мастахинами( специальными ножичками)
(слайд 5) Стилей, техник и методов рисования много, среди них есть весьма интересная, трудоемкая, но, вместе с тем, несложная в некоторых методах – точечная техника рисования. Рисунок создается только при помощи точек
,называется она пунктуализм , дот арт( от англ. Точка) С детьми можно рисовать гелевыми ручками, ватными палочками и гуашью. Важно учить рисовать на нетрадиционных материалах и нетрадиционными материалами, ребенок должен знать , что можно рисовать чем угодно и на чем угодно, так разводя краски на фольге ( слайд 6) . можно создать необычный рисунок и перенести его на бумагу, можно рисовать на шелке ,используя краски и контуры по тканям на пяльцах в стиле китайского шелка , а можно абстрактно научиться красить в яркие пятна свою белую футболочку , можно рисовать шикарные картины на фольге , можно рисовать при помощи малярного скотча ,создавая призрачные миражи , а можно рисовать монтажной пеной и это тоже не сложно и увлекательно. Научив детей работать в технике пластилинография , можно смело попробовать создать картину шпаклевкой из серии «Террака», с помощью затупленных сервировочных ножей , либо обыкновенной стеки для пластилина, которые мы с вами используем.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.
При организации предметно - развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно и доступно пользоваться традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании, возраст дошкольников.
Задачи уголка творчества: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник в рисовании!
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Зачем нужно нетрадиционное рисование?» Уважаемые родители! Все вы прекрасно знаете, что рисование – прекрасный досуг для ребенка-дошкольника. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От па
Представлены особенности нетрадиционного рисования для развития детей....
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования».
консультация....
консультация для воспитателей " Нетрадиционное рисование".
Консультация для воспитателей....
Консультация для педагогов « Нетрадиционное рисование, как способ приобщения дошкольников к искусству»
laquo; Нетрадиционное рисование, как способ приобщения дошкольников к искусству» Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего явля...
Консультация для воспитателей «Поэтапность рисования городецкой росписи для дошкольников»
Цветы. Узоры. Простые яркие краски… Ребёнок с удовольствием пишет по жёлтому фону розовые кружки, из которых скоро родится пышная купавка, старается аккуратно нанести на голубое пятно вытянутые...
Консультация для воспитателей: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"
Консультация для воспитателей: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"...
Консультация для воспитателей по теме «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через игры познавательного характера»
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Значит, игра, её организация – кл...