Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Конспект по познавательно - исследовательской деятельности

в старшей группе  «Волшебница Земля»

                                                                             Воспитатель: Томилина М.В.

Приоритетная образовательная область « Познавательное  развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, трудовая.

Цель ООД: Расширение знаний детей о Земле через игру – путешествие.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со свойствами почвы, камней, глины, песка.
  2. Формировать представления о значении почвы, камней, глины, песка в природе и в жизни человека.
  3. Подводить детей к ответу полными предложениями.
  4. Формировать  навыки проведения  лабораторных опытов.
  5. Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый,  геолог, пустыня, плодородная.
  6. Закрепить правила безопасности при работе  в лаборатории.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития  познавательного интереса, мышления, речи.
  2. Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.
  3. Развивать умение делать умозаключения

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
  2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.
  3. Прививать  любовь к природе.

Педагогические технологии:

  • Элементы социо-игровой (ритуал начала и окончания НОД, деление на компании)
  • Личностно-ориентированная.
  • Игровая (игра-путешествие,)

Материалы и оборудование: 

  • мисочки с песком, глиной, почвой, камнями;
  • вода, стаканчики для воды;
  • салфетки;
  • трубочки для коктейля;
  • поднос для «создания» земли;
  • семена лука;
  • иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;
  • фонарик
  • глобус

Методы и  приёмы

  • наглядный (показ слайдов, картинок, схем, способов действия).
  • словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).
  • практический (экспериментирование - элементарные опыты).
  • игровой (сюрпризный момент, игра «Ответь на вопрос и найди парочку» создание игровой ситуации (игра – путешествие)

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

  • наблюдения на прогулке за почвой, песком;
  • рассматривание камней;
  • разучивание «Мирная считалка» В.Берестова
  • труд в уголке природы и на участке

Самостоятельная деятельность детей:

  • дидактические игры;
  • просмотр книг, иллюстраций о Земле и ее обитателях.

Ход НОД

Воспитатель обращает внимание детей на конверт.

 -Ребята, в конверте приглашение от профессора Иван Ивановича, он зовет нас к себе в гости. Вы хотели бы побывать в   лаборатории, где проводят различные исследования и испытания? (ответы детей) Но прежде чем попасть в лабораторию  нам с вами, как будущим  юным исследователям, надо пройти специальную подготовку. Вы готовы? (ответы детей) Тогда в путь. Первое испытание – это необычная загадка-ребус в виде различных предметов: перед вами глобус, картинка посадки лука, лук и картинка с различной почвой . как вы думаете , что означает глобус. (ответы детей) Правильно. Глобус – макет  нашей планеты Земля. Что изобрашено на глобусе? (вода, суша) Как вы думаете зачем нам лук? (Его надо посадить) Верно, ведь у нас есть схема посадки. Но чтобы посадить лук нам нужна почва

. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой, по которой мы ходим каждый день. Ещё её называют почвой. Какая земля у нас под ногами - твёрдая или мягкая?

Ответы детей (твёрдая, крепкая, надёжная).

Воспитатель:  Почему земля разная? Что же делает землю такой твёрдой? Почему могут на ней расти растения? Как же нам,  найти ответы на все эти вопросы?(Предложения детей). Отправляемся с вами в исследовательскую лабораторию по приглашению профессора

 Путь туда  предстоит пройти нелегкий, через туннель. Пойдёт со мной тот, кто ответит на мои вопросы. И  каждый ответивший найдет себе пару, подойдет к туннелю, и будет там ждать остальных.

Игра «Ответь на вопрос и найди парочку»

  • Как называется планета, на которой мы живём?
  • Какой  сказочный герой работает  под землёй?
  • Как называют людей, которые ищут полезные ископаемые?
  • голубь, воробей, скворец, дождевой червь. Кто из них является лишним.
  • О чем эта загадка:

        И топчут её, и режут её,

        Она не серчает, добром отвечает.

  • Камни, цветы, песок, глина, деревья - что из перечисленных относится к живой природе?
  • Как называются люди, которые занимаются исследованием, изучением чего-либо (ученые)
  • Как называется макет нашей планеты Земля (Глобус)

Воспитатель: Вот наша экспедиция в сборе. Но для того, чтобы отправиться в путешествие,  нужно произнести  волшебные слова.

Как попасть в пещеру нам,

Глобус здесь поможет вам.

Глобус должен покрутиться

Чтобы нам в недра земли спуститься.

Воспитатель: Под землёй темнота и мрак, волшебный фонарик поможет нам. Включаем фонарик и идём друг за другом  в лабораторию.

Ну, вот мы и пришли. Но в нашей научной лаборатории две опытно- экспериментальной станции. И я предлагаю вам встать в круг и разделиться на 2 команды с помощью игры «Назови слово», называя по очереди слова «камень», «глина». Теперь у нас образовалось 2 команды,  оденьте эмблемы и прежде чем мы приступим к исследованию , давайте вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, уважительно относиться друг к другу и т.д.) Вот теперь каждая команда занимает  места на своей научно- исследовательской станции.

Воспитатель: Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать вместе сообща, договариваться о том, что будете  делать и помогать друг другу. На ваших столах лежат предметы для исследования. Выводы после проведения исследования вы будите делать, используя схемы, которые лежат у вас на столах.

Исследование песка

Свои исследования, мы начнём с изучения песка.

Воспитатель: Рассмотрите его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок?

Дети. (Из песчинок).

Воспитатель: Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они?

 Возьмите песок пальцами и    насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыпется?

Какой  песок?

Дети. (Сыпучий.)

 Воспитатель. А теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на песок, что получилось?        Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

(Ответы детей и проведение опыта.)

Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий?

 Дети. (Впиталась. Нет, сыпучий только сухой). Воспитатель. Что происходит с песком, в который налили воду?

Дети. Песок намок.

Воспитатель. Песок дружит с водой.  Он легко впитывает и пропускает воду. Возьмите в одну руку стаканчик с сухим песком, в другую- с влажным. Одинаковые ли по весу стаканчики? 

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему стаканчик с влажным песком тяжелее?

Дети. Потому что в стаканчике с влажным песком- вода.

Воспитатель. Стаканчик с влажным песком тяжелее, чем стаканчик с сухим песком. В сухом песке между песчинками находится воздух, а во влажном- вода. Вода тяжелее воздуха, поэтому стаканчик с влажным песком тяжелее.

 Воспитатель. Слепите из песка шарик. Почему из сухого песка шарик не получился?

Дети. Потому что песок сыплется.

 Воспитатель. Из сухого песка шарик слепить не получается, так как он сыпучий. Что произойдет с шариком когда он высохнет?

Дети. Шарик рассыплется.

Воспитатель.  Ребята, как вы думаете какого песка легче делать постройки — из мокрого или сухого? А кто из  вас знает, как называются места на нашей планете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушканчики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.По песку тяжело передвигаться — ноги утопают, песок забивается в обувь

Воспитатель. Нужен ли песок людям? И для чего(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, изучив песок, что можно сказать о нём? (Ответы детей)

Вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу Песок –это строительный материал, его добывают в природе, он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также, на пляже, где любят играть дети.».

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательно справились с заданием.  

Пора немного передохнуть давайте сделаем упражнение  «Ухо-нос» 

Исследование глины

Воспитатель. Отгадайте загадку.

Гончар для меня разведет жаркий пламень

Сухая, я твердой бываю как камень.

Размочат, как тесто податливой буду

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

Дети. Глина.

Воспитатель. Ребята, рассмотрите глину. Какого глина цвета?

Дети. Белая, красная, черная.

Воспитатель. Глина бывает разного цвета.

Воткните палочку в стаканчик с сухим песком и сухой глиной. Куда палочка втыкается легче? Почему?

Дети. В стаканчик с песком.

Воспитатель. Правильно, палочка втыкается легче в стаканчик с сухим песком, потому что песок рыхлый.

Добавьте в стаканчик с глиной немного воды, что произошло с глиной?

Дети. Глина стала липкой.

Воспитатель. Да, глина стала вязкой, ей надо больше времени, чтобы впитать воду, из глины можно лепить. Если налить много воды, то из глины нельзя будет лепить.

Слепите из влажной глины шарики.

Дети выполняют  задание.

Что произойдет с шариками когда они высохнут?

Дети. Станет твердым.

Воспитатель. Шарик из глины более прочный, чем из песка. Глиняный шарик при высыхании станет твердым, а песочный шарик рассыплется.

Рассмотрите глину в лупу. Видны в глине песчинки?

Дети. Нет

Воспитатель. На что похожа глина?

Дети. На пластилин.

Воспитатель. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижалиськ друг другу.

Вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она становится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве, глину формируют и обжигают, получается кирпич или посуда».

Воспитатель. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

Физминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали

Исследование камней

Воспитатель. Я приготовила для вас еще одну загадку:

 В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжелым, большим, одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети. Камень.

Воспитатель. Что вы знаете о камнях?

 Кто знает, где «живут» камушки?

Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)

Воспитатель. Кто из вас видел камни, и где это было?

Какие бывают камни?

Воспитатель. Правильно, камни бывают морские и речные, а также драгоценные.

Воспитатель. Рассмотрите камешки в лупу. Что можно увидеть на поверхности?

Дети. Трещины.

Воспитатель. На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки.

Какая бывает поверхность камней?

Дети. Гладкая, шершавая.

Воспитатель. Поверхность камней бывает гладкой, шероховатой, с трещинами. Слышали ли вы как говорят камни?

Постучите камнями друг о друга. Постучите о пол, о стул.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Каковы издаваемые звуки?

Дети. Звонкие и нет.

Воспитатель. Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с другими предметами.

Сожмите камень в руке. Поменял камень форму?

Дети. Нет.

Воспитатель. Камень- твердый материал.

Где используют камень?

Дети. В строительстве.

Воспитатель. Одни используются при строительстве разных зданий, другие идут для отделки: это мрамор и гранит.

Вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».

Воспитатель. Ребята, предлагаю вам встать в круг и немного отдохнуть

Игра: «Мирная считалка» (на каждом слове соединять и чередовать пальцы)

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый , синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон.

Воспитатель: Ребята, возвращаемся на свои рабочие места и продолжаем опыты.

Исследование почвы.

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля — почва. Рассмотрите ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)

Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, песчинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло?

Дети. (Вода впиталась, почва стала влажной.)

Воспитатель. Вспомните, как мы поливаем почву в горшках для комнатных растений, на клумбе. Куда при этом девается вода?

 Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться».)

Воспитатель. А кто живет в почве?

(Дети перечисляют)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений».

Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами — песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Воспитатель Давайте возьмем и уже в подготовленную землю посадим лук.

(дети сажают лук)

Воспитатель: Ну вот ребята, наши исследования подошли к концу, переверните ваши эмблемы на другую сторон, я вас поздравляю, вы успешно провели испытания и получили звание «Знаток окружающего мира». Нам пора возвращаться обратно.

 (Воспитатель с детьми  по туннелю возвращается в группу)

Рефлексия.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, где мы с вами сейчас проводили опыты?

Дети. В лаборатории.

Воспитатель. С какими природными материалами мы работали?

Дети. С песком, глиной, камнями.

Воспитатель. Песок, глина и камень-это живая или неживая природа?

Дети. Неживая.

Воспитатель. Правильно, живая природа- рождается, живет, питается, старится и умирает, а неживая- нет.

Воспитатель. Как использует человек в своей жизни песок, глину, камень?

Дети. В строительстве, при изготовлении посуды, игрушек.

  • Что было Вам легко, а что было трудно.
  • Что вам больше всего понравилось?

Хотели бы вы ещё попасть в эту лабораторию?

Игра «Ответь на вопрос и найди парочку»

  • Как называется планета, на которой мы живём?
  • Какой  сказочный герой работает  под землёй?
  • Как называют людей, которые ищут полезные ископаемые?
  • голубь, воробей, скворец, дождевой червь. Кто из них является лишним.
  • О чем эта загадка:

        И топчут её, и режут её,

        Она не серчает, добром отвечает.

  • Камни, цветы, песок, глина, деревья - что из перечисленных относится к живой природе?
  • Как называются люди, которые занимаются исследованием, изучением чего-либо (ученые)
  • Как называется макет нашей планеты Земля (Глобус)

  • Как попасть в пещеру нам,
  • Глобус здесь поможет вам.
  • Глобус должен покрутиться
  • Чтобы нам в недра земли спуститься.

  • Вывод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу Песок –это строительный материал, его добывают в природе, он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также, на пляже, где любят играть дети.».

Физминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали

В сережках у мамы огнем он горит,

В пыли на дороге ненужный лежит,

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким, в ладошке лежать,

Тяжелым, большим, одному не поднять.

Кто дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».

Игра: «Мирная считалка» (на каждом слове соединять и чередовать пальцы)

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, желтый , синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон.

вывод: «Почва — это "живая" земля. Без нее не могут жить растения. В почве обитает много разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и других остатков растений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"

В ходе занятия расширяются  знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Помощь Курочке" (технология исследовательской деятльности)

Тема: «Помощь Курочке» Возрастная группа: дети 4-5 лет.Цель: создание условий для вызова интереса детей к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:Образовательная:...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Вода-какая она?» Младшая группа

Цель: Создать условия для формирования у детей представления о свойствах воды.Программные задачи:Обучающие: -  закрепить знания детей о свойствах воды: бесцветная, прозрачная;- познакомить с новы...