конспект открытого занятия по исследовательской деятельности в средней группе "В гости к профессору Всезнайкину
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Арутюнян Наира Васильевна

Формирование у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности через опыты и эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gosti_k_professoru.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                          Детский сад №11 «Березка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Познавательное развитие (в соответствии с ФГОС)

Поисково-исследовательская деятельность «В гости к профессору Всезнайкину» (в средней группе «Ручеек»).

                                            Составила и провела воспитатель:

                                                    Арутюнян Наира Васильевна

                                          г.Гусиноозерск

2021 г.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию, в соответствии с ФГОС в средней группе.

Поисково-исследовательская деятельность « В гости  к профессору Всезнайкину».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое.

Подготовила и провела воспитатель-Арутюнян Н.В.

Цель: Формирование у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности через опыты, эксперименты.

Задачи:

Образовательные:

*расширять представление детей о свойствах различных материалов;

*учить анализировать и делать вывод об эксперименте; систематизировать представление детей о соли и её свойствах.

 *  активизировать речь детей.

Развивающие:

      *развивать познавательный интерес к окружающему миру в процессе экспериментирования;

      *развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать; аргументировать факты

      *развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

       *воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.

       *воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

      *воспитывать у детей умение дожидаться окончания эксперимента, добиваться необходимого результата, усидчивость и выдержку.


Связная речь: развивать навыки объяснительной связной речи в процессе выполнения экспериментов.
Активизация словаря: лаборатория, учёный, лупа, пипетка, солевые кристаллы, плотность,  исследовать, сыпучая, трескается.

Предварительная работа:  рассказывание о добычи соли, об ее использовании, о приметах. О том, какая соль бывает; рассматривание иллюстраций, эксперимент с солью.

                                                         Ход

(под музыку дети входят в зал, встают полукругом)
 В: Вот и наступило утро радостной встречи! Доброе утро, ребята! Посмотрите сколько сегодня гостей! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и поприветствуем их.

«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день!

-Нам здороваться не лень. Мы живем в большом краю-

Всех я вас приветствую!»

В: А теперь все повернитесь ко мне, у нас сегодня круг радости с секретом. (на полу заранее разложены карточки со схемами приветствия) –Пока звучит музыка, вы  легко двигаетесь вокруг этих карточек, по окончанию музыки берете карточку и вы увидите этот секрет. и находите пару. Он заключается в том, что, как вам нужно поприветствовать друг друга. У кого нарисована улыбка – улыбнётся друзьям, у кого ладошка – пожмет руку…

В: (обращаю внимание детей на экран).-Видео -профессор Всезнайкин приветствует детей…и предлагает отгадать загадку про  ключ.

Но ключ упал случайно в банку с водой. Как достать ключ из банки с водой, не замочив руки. (высказывания детей, дети находят правильное  решение и достают ключ)

В: Теперь нужно открыть дверь и попасть в лабораторию. Что такое лаборатория?

 Лаборатория – это такое помещение, где проводят различные опыты, анализы, научно-технические эксперименты, рассматривают различные предметы.

В лаборатории всегда тихо и чисто.

Лаборанты.- исследователи работают в халатах. Для чего халаты?

Наденьте пожалуйста халаты! (дети надевают халаты)

А как  нужно вести себя в лаборатории? Не шуметь, внимательно слушать, отвечать на вопросы, ничего руками не трогать без разрешения.

Ребята, в лаборатории очень много разных реактивов, предметов для исследований - как уже отметил профессор .А что такое реактивы?(ответы детей) .особенно нельзя трогать лицо, глаза руками.

Теперь мы все готовы к проведению опытов!

«Профессор» предлагает еще загадку- про соль. Предлагает выполнить опыты с солью, желает успехов.

С чего же мы начнем? Вот подсказка на экране-подснежник. Значит нам нужно найти столы с таким же подснежником.

Опыт №1.

  • На столах соль в емкостях. Предлагаю определить запах соли-без запаха.
  • Попробуем водичку на вкус. Какая на вкус?(безвкусная).Какого цвета вода?(безцветная, прозрачная)
  • Затем пластмассовой ложкой насыпаем соль в тарелочку. Что сделали? Какая соль?(сыпучая, сухая). Теперь предлагаю взять лупу. Что такое лупа и для чего она нужна? Рассматриваем через лупу соль в тарелочках. Из чего состоит? На что похожа?(ответы детей).
  • Наберем в ложку воду и нальем на соль-1 ложку! Что произошло?. Почему соль вся не растворилась? (соль впиталась ,т.к. соли много. а воды мало).
  • А сейчас наберем две ложки соли и положим в стакан с водой, хорошо размешаем. Попробуем воду. какая стала на вкус? Почему? Как ощутили?(есть на языке сосочки, которые определяют вкус). А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

Предлагаю отдохнуть: Музыкальная  игра « Мы пойдем сначала вправо 1-2-3…)

Следующая подсказка: на экране подснежник другого цвета. Подходим к столам с данным подснежником.

Опыт №2.

В: Нужна ли людям соль? Для чего? Где используется? Соль-незаменимый помощник зимой. Почему?( дороги посыпают солью, чтобы быстро бороться со снегом и льдом, чтобы не было аварий)

Соль - это единственное минеральное вещество,  которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт.

А какая соль бывает? (мелкая, крупная, морская, техническая, используется в медицине, в косметологии).

  • Раскладываю детям по кусочку льда на тарелочки, и предлагаю насыпать соль на лед. Что слышите? (треск).Лед трескается и тает. Почему это происходит? (Соль ускоряет таяние льда).
  • Следующий опыт. В емкость с водой кладем яйцо и оно тонет. В другую емкость кладем все по ложке соли, размешиваем и кладем яйцо- не тонет. Почему? (Соль повышает плотность).

Физминутка:  (по инициативе детей, на выбор)

Предлагаю еще одну подсказку на экране-подснежник.

  Опыт№3.

*  Пустая емкость. В одной бутылке вода, в другой-масло растительное.

Наливаем воду в емкость. сверху масло. Масло плавает. Почему? ( оно легче воды.) Добавляю пищевой краситель, он медленно растворяется. Затем ложку соли. Соль распадается и масло сначала с солью падает на дно. А затем масло поднимается наверх. Почему все так происходит?( соль тяжелее воды и масла. Она растворяется.

Еще можно рисовать солью, что мы сейчас и попробуем сделать! Я предлагаю нарисовать вам морские волны.(на листах голубого цвета, дети по контуру рассыпают щепоткой соль).будем художниками морьенистами. Получились очень красивые картины.

ИТОГ: Ребята давайте подведем итоги. Понравилось ли вам в лаборатории? Про что вы сегодня говорили? Что нового узнали про соль? Что вам больше всего понравилось ? Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Предлагаю рассмотреть алгоритм занятия «Что сначала было, что потом».

На экране «Профессор»-благодарит детей, приглашает еще в свою лабораторию.

Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Юный исследователь» и дарю вот такие медали и сладкие призы.

Давайте попрощаемся со всеми гостями, скажем всем – До свидания!

     

Самоанализ занятия

Поисково-исследовательская деятельность

«В гости к профессору «Всезнайкину»

В средней группе.

Занимательная деятельность проводилась с детьми средней группы,

 В количестве 12 чел.

Конспект составлен  в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту.

Для реализации каждой задачи мною были подобраны демонстрационные и наглядные пособия, которые отвечают методическим требованиям. Прием в виде видеосьемки профессора «Всезнайкина», был организован через сотрудничество с бывшими выпускниками, который был направлен для создания интереса у детей положительных эмоций, целеустремленности.

Для достижения цели были использованы такие методы и приёмы:

Практический метод (эксперименты выполняли сами)

Словесный метод (вопросы и ответы)

Приём эмоциональной заинтересованности (помощь воспитателю и взаимопомощь)

Метод контроля и стимулирования, похвала. Инициативность детей - что сейчас является главным аспектом по ФГОС ( проследилась при выборе физ.минутки)

По итогам исследований – выявлено, что   дети умеют взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, осознавать значимость своей работы.

Длительность образовательной деятельности соответствовала гигиеническим нормам для детей данного возраста (20-25  минут), следуя интеграции образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое. Использовались методы ТРИЗ-эмпатия.

Большую роль на качество усвоения материала оказало эффективное использование наглядности . Эффективность приемов достигла за счет поставленных перед детьми заданий и носили поисковый характер, проблемный (создание проблемной ситуации, на каждом этапе старались найти то, чем можно заинтересовать малышей. Что обеспечивало эмоциональный интерес на протяжении всей образовательной деятельности.

Этапы образовательной деятельности по длительности были оптимальны, так как происходила быстрая сменяемость видов деятельности, что не позволяло детям утомляться.

Для меня важно было, чтобы каждый ребенок на протяжении образовательной деятельности самостоятельно экспериментировал, добился положительного результата, аргументировал факты.

Форма организации детей была  групповая и подгрупповая. Элементы проблемности и вопросы поискового характера старалась включить в каждый момент занятия. Навыки поведения детей во время деятельности еще отрабатываются, но поведение детей старалась регулировать и направляла на данную работу. Старалась поддерживать интерес у детей на протяжении всей образовательной деятельности.

Дети  были достаточно активны, внимательно слушали и отвечали на вопросы., с интересом делали опыты. Считаю, что поставленные  задачи были выполнены. Цель реализована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по образовательной деятельности в средней группе на тему: «Дымковские игрушки»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад                  комбинированного вида№23 «Аленушка...

Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда". Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе тема: " Одежда".Окружающий мир с элементами исследовательской деятельности....

Открытое занятие по исследовательской деятельности в Средней группе

Цель: Создание условий для исследования в ходе совместной продуктивной творческой деятельности.Задачи: Формировать умение исследовать материалы (бумагу), делать выводы и умозаключения.Продолжать воспи...

Открытое занятие по исследовательской деятельности в средней группе « Воздух – невидимка »

Открытое занятие по исследовательской деятельности в средней группе« Воздух –  невидимка »Задачи:Образовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутр...