ОД по познавательному развитию «Труд людей в селе и городе» (Подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
ОД по познавательному развитию
(Подготовительная группа)
«Труд людей в селе и городе»
Цель: формирование уважительного, бережного отношения к результатам труда русских людей.
Задачи:
— уточнять первоначальные представления об особенностях труда в городе и деревне;
— способствовать становлению устойчивого познавательного интереса к своей истории, людям труда, народной культуре;
— формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.
Оборудование: письмо, иллюстрации с изображением русских земледельцев, ремесленников, мастеровых, купцов, служащих, дворян; настольно-печатные игры «Найди одинаковые пары обуви», «Профессии города и деревни», диктофон.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились работники музея одного из заводов. В своем письме они рассказали о том, что их предприятию больше ста лет, много интересных событий произошло за это время. На заводе есть музей, в котором собраны книги, фотографии, вещи, предметы, с помощью которых можно узнать об истории завода. Работники музея оформили интересные выставки, посвященные людям, работавшим на заводе, об их трудовых успехах. Они даже нашли фотографии первых рабочих, принятых на завод. Но музейные работники не знают, что это за люди, как они назывались в то время, где они жили, чем занимались раньше? Куда только они ни обращались, чтобы узнать о труде наших предков, но нигде не смогли найти нужные им книги или картинки. Работники заводского музея не случайно обратились именно к вам. Они прочитали в газете, что есть такие ребята в нашем детском саду, которым много читали и рассказывали о труде людей в городе и деревне, у вас есть много книг, альбомов, игр по этой теме. Они очень надеются, что вы им поможете. Ребята, вы согласны помочь работникам заводского музея?
Дети. Да.
Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы им помочь. А как мы сможем это сделать?
Дети. Мы можем подобрать иллюстрации о труде людей в селе и городе, записать наши рассказы.
Воспитатель. Предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о труде наших предков. Что было главным занятием русских людей?
Дети. Они выращивали хлеб.
Воспитатель. Да, ребята, главным занятием в то время было земледелие. Почему русским земледельцам приходилось много работать?
Дети. Надо было кормить семью.
Воспитатель. Верно, чтобы человек смог прокормить семью, ему приходилось много работать. А чтобы вспомнить о том, как русский человек выращивал хлеб, предлагаю поиграть в игру.
Хороводная игра «Кто с нами»
Играющие встают в круг, поют и выполняют движения.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
Дети. Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
Дети. Мы с вами, мы с вами жито рассевати.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами жито косити?
Дети. Мы с вами, мы с вами жито косити.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами жито молотити?
Дети. Мы с вами, мы с вами жито молотити.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами муку молоти?
Дети. Мы с вами, мы с вами муку молоти.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами тесто месити?
Дети. Мы с вами, мы с вами тесто месити.
Воспитатель. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о труде земледельцев?
Дети. «Пашню пашут — руками не машут», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Не трудиться, так и хлебу не родиться», «Терпение и труд — все перетрут», «Что посеешь, то и пожнешь».
Воспитатель. Молодцы, много пословиц вспомнили. Ребята, где жили русские земледельцы?
Дети. В селе, деревне.
Воспитатель предлагает детям отобрать картинки с изображением русских земледельцев. Обращает внимание на иллюстрации, которые остались на стенде (с изображением ремесленников, мастеровых, купцов, служащих, дворян).
Воспитатель. Где жили и работали эти люди?
Дети. В городе.
Воспитатель. Как вы догадались, что эти люди жили и работали в городе?
Дети. Они одеты по-другому, на картинках нарисованы большие красивые дома, станки, они работают не по одному, а вместе с другими людьми.
Воспитатель. Ребята, почему многие люди переходили работать из деревни в город?
Дети. Потому что люди придумали большие станки, научились разному труду.
Воспитатель. Правильно, когда человек научился новым видам труда и изобрел для этого разные станки (для выплавки железа — мартеновские печи, для изготовления одежды — швейные машины), он стал работать не один, а вместе с другими людьми на фабриках и заводах. Их строили не в селе, а в городе. Ваши рассказы о том, почему раньше многие люди переходили работать из деревни в город, я записала на магнитофон. Как вы думаете, они помогут работникам заводского музея узнать о том, кем были, чем занимались раньше первые рабочие, принятые на завод?
Дети. Да.
Воспитатель. Я тоже думаю, что помогут.
Воспитатель обращает внимание детей на стенд с иллюстрациями, изображающими труд русских людей в городе. Показывает картинки с изображением ремесленников.
Каким ремеслом занимались эти люди?
Дети. Ткали, делали посуду.
Воспитатель. Как они назывались?
Дети. Ремесленниками.
Воспитатель. Доброй славой пользовались хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки». А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Русские люди о народных умельцах, «мастерах своего дела» сочинили песни, придумали игры. Предлагаю поиграть в одну из них.
Русская народная игра «Горшки»
Дети делятся на две команды, одна — «горшки», другая — «хозяева». «Горшки» садятся на землю в кружок. «Хозяева» становятся за «горшками». Один из игроков — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает: «Почем горшок?». «Хозяин» отвечает: «По денежке». «Покупатель» спрашивает: «А он не с трещиной?» «Продавец» отвечает: «Попробуй!» «Покупатель» легко ударяет пальцем по «горшку», говорит: «Крепкий. Давай сговор!» «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: «Чигари, чигари, собирайтесь гончары по кусту, по насту, по лебедю гораздо! Вон!»
Со словом «Вон!» «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг «горшков». Кто первым прибежит к купленному горшку, тот — «хозяин», а опоздавший становится водящим.
Воспитатель показывает картинки с изображением мастеровых.
Воспитатель. Что делали эти люди?
Дети. Оружие, станки.
Воспитатель. Как называли людей, которые это мастерили?
Дети. Мастеровыми.
Воспитатель. Ребята, на заводе Шпагина изготовляют детали для ремонта вагонов, электровозов.
Ребята, вспомните пословицы и поговорки об их труде, умении и терпении.
Дети. «Дело мастера боится», «У хорошего мастера любое дело славится», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Долог день до вечера, коли делать нечего!», «Судят не по словам, а по делам», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота — будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Землю красит солнце, а человека — труд!», «Есть терпенье — будет и уменье!», «Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись».
Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «У хорошего мастера любое дело славится»?
Дети. Чтобы быть хорошим мастером, надо много уметь и знать.
Воспитатель. Да, ребята, чтобы стать таким мастером, который прославится своими делами, нужно много учиться, быть терпеливым и трудолюбивым.
Воспитатель показывает картинки с изображением купцов.
Чем занимались эти люди?
Дети. Продавали ткань, продукты, посуду.
Воспитатель. Как назывались люди, которые выезжали в другие города, привозили оттуда различные товары и торговали ими?
Дети. Купцами.
Воспитатель. Ребята, вспомните русскую народную сказку, в которой рассказывается о купце, который ездил в края далекие, страны заморские за товарами разными и купил своим дочерям подарки.
Дети. «Аленький цветочек».
Воспитатель. Сколько дочерей было у купца?
Дети отвечают.
Ребята, вот мы и рассмотрели все картинки с нарисованными на них русскими людьми, которые жили и работали в городе. Как вы думаете, все люди уехали в города из деревень и сел, когда были построены фабрики и заводы?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Если бы все уехали, некому было бы выращивать хлеб, все бы голодали.
Воспитатель. Как назывались люди, которые не уехали из деревни и занимались своим хозяйством?
Дети. Крестьяне.
Воспитатель. А как называют этих людей?
Воспитатель показывает картинку с изображением дворян.
Дети. Дворянами.
Воспитатель. Где жили дворяне?
Дети. В городе.
Воспитатель. Все верно, дворяне жили в городе, они были приближены к царю, его двору. Чем они занимались?
Дети. Они руководили всеми.
Воспитатель. Дворяне от имени царя руководили ремесленниками, мастеровыми, купцами, служащими, крестьянами. Они носили дорогую, нарядную одежду и обувь. Чтобы вспомнить, какую обувь носили дворяне, предлагаю поиграть в игру.
Игра «Найди одинаковые пары обуви»
По предложению воспитателя дети среди силуэтных изображений обуви находят одинаковые ее пары для дворян и крестьян.
Воспитатель. Ребята, чтобы вспомнить о том, кто где работает, предлагаю поиграть в игру.
Игра «Профессии города и деревни»
Если воспитатель показывает картинку, на которой нарисован тот, кто работает в городе, дети хлопают в ладоши, а если картинку с изображением человека, работающего в деревне — топают ногами.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, наши рассказы о труде в городе и деревне помогут работникам заводского музея в создании выставки, посвященной труду первых рабочих завода?
Дети. Да.
Воспитатель. Что еще можно выслать из того, что поможет им в создании выставки?
Дети. Наши рисунки, картинки.
Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Я думаю, что ваши рисунки и картинки очень украсят выставку в заводском музее, и все смогут узнать, как называли первых рабочих на этом заводе, где они проживали и чем раньше занимались.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_trud_lyudey_v_sele_i_gorode_-_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ОД по познавательному развитию
(Подготовительная группа)
«Труд людей в селе и городе»
Цель: формирование уважительного, бережного отношения к результатам труда русских людей.
Задачи:
— уточнять первоначальные представления об особенностях труда в городе и деревне;
— способствовать становлению устойчивого познавательного интереса к своей истории, людям труда, народной культуре;
— формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.
Оборудование: письмо, иллюстрации с изображением русских земледельцев, ремесленников, мастеровых, купцов, служащих, дворян; настольно-печатные игры «Найди одинаковые пары обуви», «Профессии города и деревни», диктофон.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к вам за помощью обратились работники музея одного из заводов. В своем письме они рассказали о том, что их предприятию больше ста лет, много интересных событий произошло за это время. На заводе есть музей, в котором собраны книги, фотографии, вещи, предметы, с помощью которых можно узнать об истории завода. Работники музея оформили интересные выставки, посвященные людям, работавшим на заводе, об их трудовых успехах. Они даже нашли фотографии первых рабочих, принятых на завод. Но музейные работники не знают, что это за люди, как они назывались в то время, где они жили, чем занимались раньше? Куда только они ни обращались, чтобы узнать о труде наших предков, но нигде не смогли найти нужные им книги или картинки. Работники заводского музея не случайно обратились именно к вам. Они прочитали в газете, что есть такие ребята в нашем детском саду, которым много читали и рассказывали о труде людей в городе и деревне, у вас есть много книг, альбомов, игр по этой теме. Они очень надеются, что вы им поможете. Ребята, вы согласны помочь работникам заводского музея?
Дети. Да.
Воспитатель. Я очень рада, что вы готовы им помочь. А как мы сможем это сделать?
Дети. Мы можем подобрать иллюстрации о труде людей в селе и городе, записать наши рассказы.
Воспитатель. Предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о труде наших предков. Что было главным занятием русских людей?
Дети. Они выращивали хлеб.
Воспитатель. Да, ребята, главным занятием в то время было земледелие. Почему русским земледельцам приходилось много работать?
Дети. Надо было кормить семью.
Воспитатель. Верно, чтобы человек смог прокормить семью, ему приходилось много работать. А чтобы вспомнить о том, как русский человек выращивал хлеб, предлагаю поиграть в игру.
Хороводная игра «Кто с нами»
Играющие встают в круг, поют и выполняют движения.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
Дети. Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
Дети. Мы с вами, мы с вами жито рассевати.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами жито косити?
Дети. Мы с вами, мы с вами жито косити.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами жито молотити?
Дети. Мы с вами, мы с вами жито молотити.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами муку молоти?
Дети. Мы с вами, мы с вами муку молоти.
Воспитатель. Кто с нами, кто с нами тесто месити?
Дети. Мы с вами, мы с вами тесто месити.
Воспитатель. Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о труде земледельцев?
Дети. «Пашню пашут — руками не машут», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Не трудиться, так и хлебу не родиться», «Терпение и труд — все перетрут», «Что посеешь, то и пожнешь».
Воспитатель. Молодцы, много пословиц вспомнили. Ребята, где жили русские земледельцы?
Дети. В селе, деревне.
Воспитатель предлагает детям отобрать картинки с изображением русских земледельцев. Обращает внимание на иллюстрации, которые остались на стенде (с изображением ремесленников, мастеровых, купцов, служащих, дворян).
Воспитатель. Где жили и работали эти люди?
Дети. В городе.
Воспитатель. Как вы догадались, что эти люди жили и работали в городе?
Дети. Они одеты по-другому, на картинках нарисованы большие красивые дома, станки, они работают не по одному, а вместе с другими людьми.
Воспитатель. Ребята, почему многие люди переходили работать из деревни в город?
Дети. Потому что люди придумали большие станки, научились разному труду.
Воспитатель. Правильно, когда человек научился новым видам труда и изобрел для этого разные станки (для выплавки железа — мартеновские печи, для изготовления одежды — швейные машины), он стал работать не один, а вместе с другими людьми на фабриках и заводах. Их строили не в селе, а в городе. Ваши рассказы о том, почему раньше многие люди переходили работать из деревни в город, я записала на магнитофон. Как вы думаете, они помогут работникам заводского музея узнать о том, кем были, чем занимались раньше первые рабочие, принятые на завод?
Дети. Да.
Воспитатель. Я тоже думаю, что помогут.
Воспитатель обращает внимание детей на стенд с иллюстрациями, изображающими труд русских людей в городе. Показывает картинки с изображением ремесленников.
Каким ремеслом занимались эти люди?
Дети. Ткали, делали посуду.
Воспитатель. Как они назывались?
Дети. Ремесленниками.
Воспитатель. Доброй славой пользовались хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки». А любуясь хорошо выполненной работой, говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Русские люди о народных умельцах, «мастерах своего дела» сочинили песни, придумали игры. Предлагаю поиграть в одну из них.
Русская народная игра «Горшки»
Дети делятся на две команды, одна — «горшки», другая — «хозяева». «Горшки» садятся на землю в кружок. «Хозяева» становятся за «горшками». Один из игроков — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает: «Почем горшок?». «Хозяин» отвечает: «По денежке». «Покупатель» спрашивает: «А он не с трещиной?» «Продавец» отвечает: «Попробуй!» «Покупатель» легко ударяет пальцем по «горшку», говорит: «Крепкий. Давай сговор!» «Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая: «Чигари, чигари, собирайтесь гончары по кусту, по насту, по лебедю гораздо! Вон!»
Со словом «Вон!» «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг «горшков». Кто первым прибежит к купленному горшку, тот — «хозяин», а опоздавший становится водящим.
Воспитатель показывает картинки с изображением мастеровых.
Воспитатель. Что делали эти люди?
Дети. Оружие, станки.
Воспитатель. Как называли людей, которые это мастерили?
Дети. Мастеровыми.
Воспитатель. Ребята, на заводе Шпагина изготовляют детали для ремонта вагонов, электровозов.
Ребята, вспомните пословицы и поговорки об их труде, умении и терпении.
Дети. «Дело мастера боится», «У хорошего мастера любое дело славится», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Долог день до вечера, коли делать нечего!», «Судят не по словам, а по делам», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота — будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Землю красит солнце, а человека — труд!», «Есть терпенье — будет и уменье!», «Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись».
Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «У хорошего мастера любое дело славится»?
Дети. Чтобы быть хорошим мастером, надо много уметь и знать.
Воспитатель. Да, ребята, чтобы стать таким мастером, который прославится своими делами, нужно много учиться, быть терпеливым и трудолюбивым.
Воспитатель показывает картинки с изображением купцов.
Чем занимались эти люди?
Дети. Продавали ткань, продукты, посуду.
Воспитатель. Как назывались люди, которые выезжали в другие города, привозили оттуда различные товары и торговали ими?
Дети. Купцами.
Воспитатель. Ребята, вспомните русскую народную сказку, в которой рассказывается о купце, который ездил в края далекие, страны заморские за товарами разными и купил своим дочерям подарки.
Дети. «Аленький цветочек».
Воспитатель. Сколько дочерей было у купца?
Дети отвечают.
Ребята, вот мы и рассмотрели все картинки с нарисованными на них русскими людьми, которые жили и работали в городе. Как вы думаете, все люди уехали в города из деревень и сел, когда были построены фабрики и заводы?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Если бы все уехали, некому было бы выращивать хлеб, все бы голодали.
Воспитатель. Как назывались люди, которые не уехали из деревни и занимались своим хозяйством?
Дети. Крестьяне.
Воспитатель. А как называют этих людей?
Воспитатель показывает картинку с изображением дворян.
Дети. Дворянами.
Воспитатель. Где жили дворяне?
Дети. В городе.
Воспитатель. Все верно, дворяне жили в городе, они были приближены к царю, его двору. Чем они занимались?
Дети. Они руководили всеми.
Воспитатель. Дворяне от имени царя руководили ремесленниками, мастеровыми, купцами, служащими, крестьянами. Они носили дорогую, нарядную одежду и обувь. Чтобы вспомнить, какую обувь носили дворяне, предлагаю поиграть в игру.
Игра «Найди одинаковые пары обуви»
По предложению воспитателя дети среди силуэтных изображений обуви находят одинаковые ее пары для дворян и крестьян.
Воспитатель. Ребята, чтобы вспомнить о том, кто где работает, предлагаю поиграть в игру.
Игра «Профессии города и деревни»
Если воспитатель показывает картинку, на которой нарисован тот, кто работает в городе, дети хлопают в ладоши, а если картинку с изображением человека, работающего в деревне — топают ногами.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, наши рассказы о труде в городе и деревне помогут работникам заводского музея в создании выставки, посвященной труду первых рабочих завода?
Дети. Да.
Воспитатель. Что еще можно выслать из того, что поможет им в создании выставки?
Дети. Наши рисунки, картинки.
Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали! Я думаю, что ваши рисунки и картинки очень украсят выставку в заводском музее, и все смогут узнать, как называли первых рабочих на этом заводе, где они проживали и чем раньше занимались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - развлекательная игра с родителями "Счастливый случай" для подготовительной группы по теме “Город Курган и знаменитые люди Курганской области»
Познавательно-развлекательная игра расширяет знания детей о родном крае. Помогает создать условия для творческого взаимодействия взрослых и детей....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности: интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» (труд), «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование) для детей подготовительной группы «Ракета»
Данный конспект поможет воспитателям научить детей самостоятельно строить ракету из счётных палочек по заданному образцу; работать с бумагой в технике оригами по схеме: (складывать квадрат гармошко...
Перспективный план в старшей группе на тему «Как живут люди в селах и городах»
Планирование на октябрь первая неделя старшая группа по программе детство...
ООД Труд людей в селе и городе (подготовительная группа)
ООД «Труд людей в селе и городе» (Подготовительная группа) Цель: формирование уважительного, бережного отношения к результатам труда русских людей.Задачи: — уточнять первон...
ООД «Труд людей в селе и городе»
Уточнить первоначальные представления детей об особенностях труда в городе и деревне....
Конспект ООД по познавательному развитию: Ознакомление с окружающим миром для детей подготовительной группы на тему: «История железнодорожного вокзала Красного Села»
Цель : формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу. Задачи: - Воспитывать любовь к родному городу;Расширять представления детей о достопримечательностях свое...
Конспект занятия по познавательному развитию "Труд взрослых осенью" в подготовительной группе
Образовательная задача: Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.Закрепить знания сельскохозяйственной техники и профессий.Развивающая задача: Развивать потребность в получении инф...