Конспект НОД "ВОЗДУХ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бакулина Ольга Владимировна

Занятие "ВОЗДУХ" было проведено в старшей группе "Непоседы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vozduh.docx880.47 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

Образовательные:

– подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

– дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

– способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

– способствовать формированию у детей познавательного интереса;

– обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

– закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов;

– формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью.

Развивающие:

– развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

– развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

– развивать зрительное и слуховое восприятие;

– развивает творчество, фантазию, воображение;

– развивать глазомер, координацию.

Воспитательные:

– воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

– воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

– воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;

– воспитывать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также сопереживание.

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

– наблюдения за ветром;

– проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

– эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

– изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

  • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
  • бокалы с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
  • игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
  • 2 подноса;
  • салфетки бумажные (по количеству детей);
  • веера (по количеству детей);
  • апельсин, чеснок, чеснокодавилка;
  • таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов;
  • жидкая гуашь, трубочки, бумага;
  • смалики двух видов на каждого ребёнка;
  • Незнайка.

Ход занятия

–  Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

– Правильно, это воздух! Ребята, а кто знает, кто изучают воздух?  (ученые)

– А где работают ученые?  (в лаборатории)

А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу лабораторию?

– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. В нашей лаборатории.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

– Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Незнайка:  О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

– Скажите, ребята, Незнайке, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

– Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

– Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

– Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1: с полиэтиленовым пакетом

– Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

– Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

 Смотри, Незнайка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Незнайка: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

– Конечно, Незнайка! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Незнайка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из мешка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

– Молодцы, ребята! Помогли Незнайке! Теперь ты знаешь, Незнайка, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Незнайка: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

–  Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2:  подуть в трубочку, опущенную в бокал с водой.

–  Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

– Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

– Скажите  мне, а мы с вами воздух видим? (нет)

Незнайка: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

– Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Незнайке, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 3:  с салфеткой.

– А с салфеткой видно?

Дети: Да.

– Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Опыт 4:  с веером.

– Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

– Ветер может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

– Ребята, а давайте все вместе сделаем вертушку. Вот у вас готовые формы с прорезями по центру и на углах. Давайте взденем стержень в прорези… Посмотрите, какие вертушки получились!  Если вы не дуете на вертушку, то воздух не движется, и вертушка не вертится.

– Оказывается, воздух двигается и вращает предметы.

Незнайка: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

– Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5:  с апельсином и чесноком.

Незнайка: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 6:  «Не дышу»

– Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Незнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем дверь, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко. А ещё почистим апельсин – и все вдохнём запах апельсина.

Незнайка (говорит, а воспитатель показывает иллюстрации): Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

  • Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
  • Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1);
  • Что воздух легче воды (рис.2);
  • Что воздух есть внутри пустых предметов… и даже внутри людей (рис.3);
  • Без воздуха ничто живое не может жить;
  • А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис.4,5);
  • А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха (рис.6);

 

– Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученые.  Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в группу.  Мы немного отдохнём и… начнём рисовать. Оказывается, при помощи воздуха можно рисовать!

Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо подкрепиться:

                  Физкультминутка:

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым способом рисования при помощи воздуха. Он называется КЛЯКСОГРАФИЯ. Мы будем экспериментировать с красками и создать необычные образы.

Итак, давайте уже приступим к рисованию. Возьмите альбомный лист бумаги, согните его пополам, затем разверните. Перед вами гуашь, разведённая до жидкого состояния. Давайте сделаем  кляксу! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть на половинку листа. Получилось?  Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте краску по листу…

Теперь складываем бумагу пополам, аккуратно придавливаем листки бумаги друг к другу, разглаживаем их, а затем разворачиваем их и приступаем к рассматриванию.

На что похожи ваши кляксы?...

Давайте дорисуем отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки.

Обратите внимание, ребята, – на листе получились две одинаковые кляксы. Когда рисунок слева похож на рисунок справа, то их называют симметричными. А если не похожи, то их называют ассиметричными.

Итоги:

Что нового и интересного вы сегодня узнали, ребята? Чему научились? Какой смалик вы можете мне показать?

Литература:

1. Н.А. Рыжова «Воздух – невидимка» Москва, 1998г.

2. Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Санкт- Петербург. «Детство – Пресс», 2011 г.

3. Ресурсы интернета: сайт «Дошкольник.ру»

C:\Users\Елена\Pictures\нос.jpg

C:\Users\Елена\Pictures\глаз.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\БОВ\ВОЗДУХ\25.png

C:\Users\Елена\Desktop\БОВ\ВОЗДУХ\4. Великий невидимка – воздух.JPG

C:\Users\Елена\Desktop\БОВ\ВОЗДУХ\unnamed.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\БОВ\ВОЗДУХ\-7854.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\БОВ\ВОЗДУХ\detskie-raskraski-melnitsa01.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\БОВ\ВОЗДУХ\к.bmp

C:\Users\Елена\Desktop\БОВ\ВОЗДУХ\1568544703_silnyy-veter_raskrasku.com.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\БОВ\ВОЗДУХ\вертушка.png

C:\Users\Елена\Desktop\БОВ\ВОЗДУХ\шарик.jpg

C:\Users\Елена\Desktop\БОВ\ВОЗДУХ\мяч.jpg

C:\Users\Елена\Downloads\4-х-лопастной-детский-ветерок-вертушка-1-Copy.pngC:\Users\Елена\Downloads\4-х-лопастной-детский-ветерок-вертушка-2-Copy.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....