Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Материки и их животный мир»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Хабарова Наталья Евгеньевна

Тема: «Материки и их животный мир»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: формировать у детей целостный взгляд на мир

Образовательные задачи:

- Закреплять и уточнять знания детей о материках.

- Закреплять у детей представление об особенностях животного мира шести материков;

- упражнять детей выделять первый звук в слове;

- упражнять в образовании имён прилагательных;

- Вызывать интерес к окружающему миру,

Развивающие задачи:

-Развивать познавательную активность детей.

-Развивать наблюдательность, логическое мышление.

- Обогащать активный и пассивный словарь. (турист, путешественник, глобус, географическая карта, материк, первооткрыватель);

- Развивать любознательность и кругозор.

-Развивать речь, память.

Воспитательные задачи:

-Учить детей понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к окружающему миру.

- Воспитывать основы экологического сознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_materiki_i_ih_zhivotnyy_mir_2024.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

 

Тема: «Материки и их животный мир»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: формировать у детей целостный взгляд на мир

 

Образовательные задачи:

- Закреплять и уточнять знания детей о материках.

- Закреплять у детей представление об особенностях животного мира шести материков;

- упражнять детей выделять первый звук в слове;

- упражнять в образовании имён прилагательных;

- Вызывать интерес к окружающему миру,

Развивающие задачи:

-Развивать познавательную активность детей.

-Развивать наблюдательность, логическое мышление.

- Обогащать активный и пассивный словарь. (турист, путешественник, глобус, географическая карта, материк, первооткрыватель);

- Развивать любознательность и кругозор.

-Развивать речь, память.

Воспитательные задачи:

-Учить детей понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к окружающему миру.

- Воспитывать основы экологического сознания.

Предварительная работа:

Просмотр презентаций: «Путешествие по материкам земли», «Животные материков», «Христофор Колумб – путешественник-мореплаватель».

Беседы: «Материки», «Животные материков».

 Содержательный этап: Для проведения занятия выбран сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через выполнение определённых заданий.

Мотивационный этап: 

Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялась их заинтересованность, организованность и внимательность.

Планируемые результаты:

Я считаю что все поставленные задачи были решены, через выполнение заданий.

Ход НОД

Воспитатель:

Сбор на занятие

Мотивационный этап

Слайд 1 Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло сообщение, вам интересно от кого оно? давайте посмотрим..

Слайд 2 (Христофор Колумб)

А вы знаете, кто это? (ответы детей). Ребята это Христофор Колумб великий путешественник-мореплаватель. Давайте послушаем, что он нам прислал.

«Здравствуйте, девочки и мальчики! Я Христофор Колумб великий-мореплаватель очень люблю путешествовать. И вас приглашаю в кругосветное путешествие. Высылаю вам посылку. В ней лежит то, что поможет вам в пути. Выполните все задания и в конце вы получите награду. Желаю удачи! Но прежде, чем вы откроете посылку, отгадайте мои загадки».

Воспитатель:       

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

(Глобус)

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта)

Воспитатель: Правильно, это глобус и географическая карта. А для чего нам нужны эти предметы? Чем они могут нам помочь? (для путешествия по земному шару). Достать из посылки глобус и карту!!!!

Воспитатель: все верно, мы отправляемся в путешествие, а карта нам в этом поможет! А как вы думаете чем отличаются путешественники от туристов? (Путешественники любят путешествовать по разным городам и странам, и иногда не знают на какое время они останутся, и куда отправятся дальше. А туристы выбирают точный маршрут, и останавливаются там, где задумали).

Воспитатель: На протяжении многих веков знаменитые географы совершали кругосветные путешествия для того, чтобы составить карту нашей Земли. Чтобы представить себе не только ее поверхность, но и форму, ученые изобрели глобус.

  • Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
  • Какая форма у глобуса? (форма шара)
  • Что такое географическая карта? (развёрнутый глобус)
  • Какого цвета больше всего на глобусе (голубого). А кто мне скажет почему? (много океанов, морей, рек, озер). Да, наша планета из космоса кажется голубой из-за множества морей, океанов, рек и озёр. Ребята, а кроме морей и океанов, что еще есть на карте? (ответы детей) (На глобусе расположены материки).
  • Сколько всего материков? Назовите какие это материки? (6 материков разворачивает карту, на которой изображены только океаны).

Воспитатель: ребята смотрите  У нас есть карта, но на ней изображены только океаны, а материков нет.  Наша задача отправиться в кругосветное путешествие и выполняя задания получить части карты. Смотрите в посылке еще что-то лежит (достает конверт с заданиями). Это те самые задания от Христофора Колумба. Вы готовы отправиться в путешествие? Ну тогда в путь.

Африка

Воспитатель:  мы на месте, а чтобы узнать на каком материке вам  нужно отгадать ребус.

Слайд 3  ребус Африка (ответы детей)

Слайд 4 Воспитатель: Молодцы это Африка, 2-ой по величине материк на планете. В Африке самое жаркое в мире солнце и горячий песок. Там находится: 2-ая по величине пустыня, после Антарктической.

- а может быть кто-то скажет как она называется? (Сахара), 2-ая по длинне река Нил, самое высокое животное жираф, самое большое животное слон, и самое быстрое животное гепард.

Воспитатель: А вы знаете, какие ещё животные живут в Африке? Я предлагаю вам поиграть. На экране будут изображены  картинки и по первым звукам вы должны составить слово

Слайд 5-6 (верблюд, носорог, зебра, бегемот).

Воспитатель: Молодцы! Вы быстро справились с заданиями Христофора Колумба. Получаете часть карты. (Материк Африка)

Австралия

Воспитатель: продолжаем наше путешествие, посмотрите на нашу карту куда направляемся дальше. Мы попали на самый маленький материк нашей планеты? – Австралия Правильно

Слайд 7 Воспитатель:  Австралия – самый маленький и самый засушливый материк, около половины ее территории занимают пустыни, Австралия со всех сторон омывается морями. Там почти всегда светит солнце. Вдоль северно-восточного побережья Австралии тянется самый большой в мире коралловый риф «Большой барьерный риф». Там живёт самая большая птица страус Эму и очень быстрое сумчатое животное – кенгуру. А еще Австралия единственный материк на земле территория которого, принадлежит только одному государству – Австралийскому союзу.

Слайд 8-9 Слушаем следующее задание Христофора Колумба. А сейчас, мы с вами поиграем в игру «четвертый лишний?». Ваша задача выбрать животное которое не живет Австралии, Внимание  на экран.

Задание выполнено, вы получаете часть карты разместите на карте Австралия

Антарктида

отправляемся дальше. Смотрим куда дальше мы отправляемся.

Слайд 10 Воспитатель: мы прибыли на самый холодный материк. Какой? - Антарктида

Антарктида – это самый холодный материк на планете. Вся Антарктида покрыта толстым слоем льда и снега. На её территории находится самое сухое место в мире, сухие долины Мак-Мерде и эта самая большая область в мире которая не покрыта льдом, некоторые районы сухих долин не видели дождя и снега вот уже 2 мл. лет, однако не смотря на свою сухость Антарктида содержит 70% от запасов всей пресной воды на планете, естественно в форме льда.

Воспитатель: а вы знаете какие животные живут в Антарктиде? (тюлени, моржи, пингвины, косатка).  

Воспитатель: А хотите узнать, почему тюленям не холодно в Антарктиде?

И почему после купания они не покрываются льдом, ведь они мокрые, а на сильном морозе вода превращается в лёд. Чтобы понять, как тюлени приспособились к таким условиям, предлагаю проделать опыт.

ОПЫТ

Приглашаю 2х детей, для проведения опыта, а потом проведем опыт с каждым.

  1. Смажьте одну руку кремом, а другая останется как есть.
  2. Опустите в ёмкость с водой обе руки и выньте их.
  3. Посмотрите на них внимательно. Рука которую вы не мазали кремом, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда.
  4. А рука которую мы намазали кремом, что с ней произошло? Что вы заметили. Вода собралась каплями, аккуратно стряхните руку. Что, получилось, попробуйте объяснить. Шерсть у тюленей покрыта жирной смазкой, которая не дает воде остаться не, вода стекает не успев замёрзнуть).

Воспитатель: Задание Христофора Колумба вы выполнили. Обозначим материк Антарктиду

Физминутка У Жирафа

Северная и Южная Америка

Воспитатель: Мы прибыли на два очень интересных материка их еще называют родными братьями. Что это за материки? (Южная Америка и Северная Америка). правильно

Почему – Южная и Северная Америка так называется. (потому что Южная  находится в южном полушарии, а Северная в Северном полушарии земного шара). (показ слайдов) (выходит ребёнок и рассказывает о материках)

Слайд Америка разделена на два материка. На этих материках разная природа. В Южной Америке много гор. Протекает самая длинная река в мире Амазонка. Там живёт самая маленькая птица на земле – Колибри, самая большая змея – Анаконда, и самое высокое дерево Сиквоя, а еще самы высокий водопад в мире Анхель.

Слайд В Северной Америке на реке Ниагария расположен Ниагарский водопад, жемчужина Северной Америки, еще там есть самый большой каньон Гранд-каньон, много хвойных лесов, где растут ели и лиственницы, там растут дубы, клёны липы. Природа Северной Америки очень похожа на природу в нашей стране.

Воспитатель: Слушайте следующее задание Христофора Колумба, на ваших стульях есть картинки глобус или карта, распределитесь на две команды исходя из обозначений, одна команда подходит к столу с глобусом и расселяет животных которые обитают на материке Южная Америка, а команда с картой заселяет Северную Америку. Давайте проверим, поменяйтесь между собой. Хорошо вы справились и с этим заданием.

Северной Америке? (медведь гризли, дикобраз, рысь, скунс).

Южная Америка (топир, муравьед, ленивец, броненосец)

Воспитатель: Вы справились и с этим заданием. Давайте разместим на карте Северную и Южную Америку.

Воспитатель: Отправляемся в путешествие дальше! А чтобы набраться сил, предлагаю немного размяться.

Воспитатель: ребята мы прибыли с вами на последний материк, он самый большой?  что это за материк? Слайд (Ответы детей Евразия). Молодцы мы с вами находимся на самом большом материке нашей планеты Евразии.

Слайд он состоит из 2-х частей – а кто знает из каких? (ответы детей) правильно Европы и Азии. На этом материке расположена и наша страна – Россия. В Евразии есть: леса, луга, реки, моря, озёра, степи, горы, пустыни. Ребята Христофор Колумб, он предлагает вам поиграть в игру «Ответь на вопрос»

- Самая большая гора на материке? (Эверест) слайд, а вы можете мне сказать в честь кого так названа гора? (в честь ученого открывшего гору, Джоржа Эвереста)

- Самое большое соленое озеро в мире? (Каспийское море) а почему его называют морем? Слайд 

- самое глубокое и самое старейшее озеро в мире? (Байкал) слайд, ребята, а кто мне скажет сколько лет Байкалу? (по вычислению многих ученых Байкалу может быть около 35 мл. лет) молодцы.

Воспитатель: Ребята, а вы можете назвать животных которые живут на материке Евразия? давайте с  вами поиграем в игру «Скажи какой?»

- медведь – какой? (косолапый, большой, сильный, огромный, бурый)

- лиса – какая?  (хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая)

- заяц – какой? (трусливый, маленький, белый (серый), быстрый, косой)

- волк – какой?  (злой, голодный, зубастый, серый, большой, лохматый)

- белка – какая? (проворная, запасливая, быстрая, прыгучая, рыжая)

- ёж – какой? (колючий, маленький, запасливый, осторожный)

- лось – какой?  (рогатый, большой, сильный, бородатый)

Воспитатель: Вы хорошо справились и с этим заданиям Христофора Колумба и получаете последнюю часть карты. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, помните, что сказал нам Христофор Колумб о награде? смотрите сундук. Христофор Колумб награждает вас медалями «Юного путешественника». Вы справились со всеми заданиями. Вы настоящие путешественники!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Культура поведения - это культура речи, общения и внешнего вида. Внешний вид не только одежда человека, но и его поза, жесты, мимика.При общении надо слушать собеседника, смотреть ему глаза. Замечател...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ на тему: «Вкусная и здоровая пища».

Многие дети даже не знают о том, что не всё, что они едят действительно полезно...Данным занятием мы не только поможем им это понять, но и наглядно продеменстрируем в каких пр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие  в Антарктиду»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Сохраним воду».

Совершенствовать знания детей о значении воды  жизни людей: вода источник жизни, необходима для жизни человека....

конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "По страницам истории Краснодара"

В наши дни, очень важно воспитывать интерес к истории родного края, прививать чувство любви,  патриотизма, гордости за свою страну и народ. Цель данного занятия - познакомить детей с историч...