ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Песок и вода» (для младшего дошкольного возраста)
проект по окружающему миру (младшая группа)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Песок и вода»
(для младшего дошкольного возраста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
batalova_issledovatelskaya.docx | 497.67 КБ |
batalova_m.n_prezentatsiya.pdf | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«Песок и вода»
(для младшего дошкольного возраста)
Выполнила: Баталова Мария Николаевна
- 2020г –
Информационная характеристика проекта:
Тип проекта:
- по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
- по целевой установке – информационный, исследовательский.
Вид проекта – исследовательский.
Возраст детей: 3-4 года.
Участники реализации проекта
Педагог: Баталова Мария Николаевна
Воспитанники: дети младшей группы
Родители: младшей группы
Срок работы по исследовательской: краткосрочный (1 неделя)
Проблема:
Гипотеза: Действительно ли в песок добавить воду, песок лепится.
Актуальность: Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
В современной педагогике и психологии в данное время активно применяется песочная терапия. Ведь песок это природный материал, обладающий собственной энергетикой, имеющий множество преимуществ перед другими материалами такими как глина, пластилин.
Согласно ФГОС мы обязаны использовать здоровьесберегающие технологии, а использование песочной терапии даёт множество позитивных показателей в развитии и формировании всесторонней личности ребёнка дошкольного возраста.
Песочная терапия наиболее эффективно используется при коррекции эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера – это сфера человека, отвечающая за взаимосвязь эмоций и воли.
Именно ФГОС ДО способствует поддержанию разнообразия детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами песка.
Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.
Развивающие:
Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия
Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности. Обогащать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества ребёнка во время его общения с природой
Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность).
Ожидаемые результаты по проекту:
- для детей:
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков произойдёт более интенсивно и гармонично.
Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой.
Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
- для родителей:
Родители активно включатся в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
Этапы проекта
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный | 1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме «Опыты, игры, эксперименты для первой младшей группе». 2. Разработать перспективный план «Опыты, игры эксперименты с песком в младшей группе». 3. Пополнить предметно – развивающую среду. | заинтересовать родителей жизнью группы, принимать активное участие в совместной деятельности с детьми. | |
Деятельностный | Экспериментирование, исследование, беседы. |
Лепка «Солнышко — колоколнышко» | Консультации родителям |
Завершающий | Выставка «Солнышко-колоколнышко» | Подведение итогов исследовательской деятельности |
Содержание проекта
Формы | Тема | Цель | Пособия | Ответственный | ||
Понедельник | ||||||
Беседа | Беседа по теме проекта | Обобщить конкретное представление о песке | Иллюстрация | Воспитатель | ||
Вечер загадок | Загадки про песок | Правильно отгадывать | Картины | Воспитатель | ||
Консультация для родителей | Консультация для родителей «Игры с песком в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» | Узнать какие игры можно играть с мячом | Папка-передвижка | Воспитатель | ||
Вторник | ||||||
Беседа | Беседа об аккуратном обращении с песком | Учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам. | Показ | Воспитатель | ||
Опыт | Игры - опыты с водой | Показать, что вода прозрачная, но её можно покрасить в любой цвет или сделать грязной, что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей | Вода | Воспитатель | ||
Консультация для родителей | «Песочная терапия» | Психическое развитие ребенка | Папка-передвижка | Воспитатель | ||
Среда | ||||||
Индивидуальная работа | Экспериментальная деятельность «Из чего состоит песок» | Посмотреть из чего состоит песок, как выглядят песчинки. | Песок | Воспитатель | ||
Беседа | Беседа «Для чего нужен песок» | Развитие мелкой моторики рук | Картинки | Воспитатель | ||
Четверг | ||||||
Наблюдение | Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный) | Цель: познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка | Мяч | Воспитатель | ||
НОД Аппликация | Экспериментальная деятельность «Свойства мокрого песка» | Показать, что песок впитывает влагу. | Цветная бумага, клей, кисточка | Воспитатель | ||
Игра с песком (индивидуальная работа) | Игры с песком: копание песка совком | научить детей пользоваться игрушками – орудиями для получения практического результата. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев. | Картины | Воспитатель | ||
Эксперимент | Экспериментальная деятельность «Свойства мокрого песка» | Цель: выяснить, что на песке можно рисовать | Песок | Воспитатель | ||
Пятница | ||||||
Эксперимент | Экспериментальная деятельность «Пересыпание сухого песка через воронку» | Закрепить знания детей о свойствах сухого песка. | Песок и воронка | Воспитатель | ||
НОД лепка | Лепка «Солнышко — колоколнышко» | вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца; учить лепить солнце на листе бумаги с начерченным клеевым контуром; развивать чувство формы, ритма и мелкую моторику. | Песок | Воспитатель |
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:
Дети при помощи экспериментов и опытов сами нашли ответы, что мокрый песок: не сыпучий, не видны формы песчинок, не движется, имеет темный цвет, хорошо пропускает воду, лепится, можно рисовать, сохраняет форму (пока не высохнет).
Используемые интернет ресурсы:
- https://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskaja-dejatelnost-vo-vtoroi-mladshei-grupe-konspekt-zanjatija-po-teme-sostav-i-svoistva-peska.html;
- https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelno-isledovatelskii-proekt-sekrety-obychnogo-peska-v-starshei-grupe.html;
- https://www.maam.ru/detskijsad/prazdnik-71492.html;
- https://www.maam.ru/detskijsad/samobrazovanie-na-temu-razvitie-melkoi-motoriki-cherez-igry-s-peskom.html;
- https://www.maam.ru/detskijsad/pesochnaja-terapija-847972.html;
- https://www.maam.ru/detskijsad/opytno-yeksperimentalnaja-dejatelnost-s-peskom-s-doshkolnikami.html;
- https://co109.mskobr.ru/dou_edu/detskij_sad/obrazovanie/novye_obrazovatel_nye_proekty/poiskovo-poznavatel_naya_deyatel_nost_po_teme_pesok/;
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия по теме «Состав и свойства песка»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знании детей о свойствах песка.
Задачи:
Образовательные:
• формирование представлений детей о свойствах песка;
• познакомить детей с понятием "песчинки", «сыпучий», закрепить понятия,«сыплется», «отпечатки»;
• познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка, закрепить понятия "удерживает форму"
Развивающие
• развивать воображение, речь детей, мелкую моторику;
• развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы;
• развивать умение проводить несложные эксперименты;
• формировать умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
Воспитательные
• Воспитывать аккуратность в работе;
• Воспитывать умение работать по правилам при игре с песком;
• воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
Материалы: песок в баночках, подносы, стаканы с водой, микроскоп.
Ход занятия: Дети входят в группу, садятся за стол. Перед каждым ребенком стоит, поднос и стакан с водой.
Воспитатель: Ребята а у меня для вас есть подарки. (не прозрачные, закрытые баночки с песком).
Воспитатель: Раздает детям баночки.
Воспитатель: не спешите их открывать!
Давайте сначала поиграем с ними.
Возьмите баночку и скажите в ней что-то есть? (да)
Воспитатель: А давайте потрясем баночку и послушаем.
Воспитатель: Что вы услышали? (ответы детей)
Воспитатель: Что это может быть?
Воспитатель: Давайте посмотрим и узнаем. Откручивайте крышку баночки очень аккуратно.
Воспитатель: Что там? (песок)
Перед вами баночки с песком и прежде чем мы начнем с ним играть послушайте очень важные правила, которые никогда нельзя нарушать.
Во время занятия
- не брать песок в рот;
- не обсыпаться песком;
- не толкаться и не мешать друг другу;
- не тереть лицо, глаза грязными руками;
- после игры с песком обязательно помыть руки.
Вот теперь когда вы знаете правила можете высыпать песок на поднос. Потрогайте его посмотрите на него внимательно. Что вы видите? Из чего состоит песок? (ответы детей)
А сейчас я приглашаю вас посмотреть поближе из чего же состоит песок?
Поможет нам вот этот прибор он может делать очень маленькое большим для того чтобы хорошенько рассмотреть. (смотрим на песок под микроскопом и узнаем что песок это маленькие камушки-песчинки)
Воспитатель: а теперь я приглашаю вас немного поиграть.
Выходите все на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Вот подул ветер, поднял песчинки и они полетели в разные стороны (Звучит вальсовая мелодия, дети имитируют полет песчинок). Ветер стих, и песчинки опустились на землю. (Дети присаживаются на корточки).
Воспитатель: Я приглашаю вас за столы чтобы снова поиграть с песком.
Теперь вы знаете что песок состоит из маленьких камушков-песчинок, насыпьте на ладошку. Какой он? Давайте мы насыплем песок в ладошку, легко ли он сыплется? (ответы детей) Легко ли его удержать на ладошке? (ответы детей) Правильно песок высыпается, потому что он сыпучий.
А теперь аккуратно разровняйте его ладошкой.
Раз два три пальцы в ноги преврати! Ребята смотрите наши пальчики стали маленькими ножками и очень хотят походить по песочку. Пошли. (дети ходят пальчиками по подносу с песком) Ребята смотрите что остается на песке?(ответы детей) Да ребята на песке остались следы.
Мы играли с сухим песком, а сейчас я предлагаю вам его намочить. Дети добавляют воду в песок.
А теперь попробуйте сыпать мокрый песок. Сыплется? (ответы детей) Да ребята мокрый песок уже не такой сыпучий. Но я предлагаю вам слепить из мокрого песка мячик. (дети делают песчаный комок) У вас получилось! Вы молодцы.
Мойте руки и присаживайтесь на коврик.
Сегодня мы с вами познакомились с песком поближе, вам понравилось?
Ребята что нового о песке вы узнали?
Что понравилось больше всего? (ответы детей)
Досуг: «Забавный песочек»
Цель: Устроить для детей праздник с песком. Учить обследовать и называть свойства песка. Развивать логическое мышление, диалогическую речь, тактильные ощущения, воображение.
Ход досуга:
1. Загадки о песке:
Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть.
Сухой - я рыхлый и сыпучий,
Сырой, когда дождик помочит из тучи.
Я желтый, сладкий и золотой.
Узнали, ребята, кто я такой?
2. Стихотворение о песке:
Я на песке рисую горы,
Лес дремучий, а потом
Нарисую выше тучи,
Сказку-садик-где живем.
Знакомство детей с правилами поведения на песке, д/и «Хорошо-плохо».
Подвижные игры на пляжном песке:
«Ходьба и бег по пляжному песку»
«Испеки или укрась торт»
«Сделай бабочку»
«Закопай ножки в песке»
Релаксация: Спрячь ручки в песочек, пошевели пальчиками.
Чем можно заниматься на теплом песочке? (загорать, играть, рисовать, читать, катать машинки и т. д)
Игра на логическое мышление:
«Ищите клад» с опорой на карту- схему.
Опыты с песком:
Просей песочек через сито,
Намочи часть песка водой,
Рассмотри через лупу.
Поощрение детей сладостями. Фото на память.
Досуг: «Забавный цветочек»
Цель: Устроить для детей праздник с песком. Учить обследовать и называть свойства песка. Развивать логическое мышление, диалогическую речь, тактильные ощущения, воображение.
Ход досуга:
1. Загадки о песке:
Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть.
Сухой - я рыхлый и сыпучий,
Сырой, когда дождик помочит из тучи.
Я желтый, сладкий и золотой.
Узнали, ребята, кто я такой?
2. Стихотворение о песке:
Я на песке рисую горы,
Лес дремучий, а потом
Нарисую выше тучи,
Сказку-садик-где живем.
Знакомство детей с правилами поведения на песке, д/и «Хорошо-плохо».
Подвижные игры на пляжном песке:
«Ходьба и бег по пляжному песку»
«Испеки или укрась торт»
«Сделай бабочку»
«Закопай ножки в песке»
Релаксация: Спрячь ручки в песочек, пошевели пальчиками.
Чем можно заниматься на теплом песочке? (загорать, играть, рисовать, читать, катать машинки и т. д)
Игра на логическое мышление:
«Ищите клад» с опорой на карту- схему.
Опыты с песком:
Просей песочек через сито,
Намочи часть песка водой,
Рассмотри через лупу.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством игр с песком».
Развитие мелкой моторики через игры с песком.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Развивать мелкую моторику можно по разному, это могут быть: пальчиковые игры и гимнастика; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками(аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывание орнамента, нанизывание и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий по схеме и без неё); работа с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты); работу с мелко нарезанной нитью (аппликация).
Но мы с вами остановимся на более новом и более интересном для детей методе как «песочная терапия». Всем известно, что на летний период все занятия в детском саду прекращаются, наступает пора развлечений игр и отдыха. Но полученные знания и навыки в течении года, могут утратить свою силу, если их не закреплять летом…
А летом любимое занятие дошкольников – это игра в песок! Поэтому они даже не заметят как вы проведете с ними занятие в игровой форме, которое будет направлено на развитие разных психических функций, а в том числе и мелкую моторику.
Игра с песком – это доступный, подсказанный самой природой путь к развитию творческого начала каждого ребенка. Эксперимент и самостоятельное мышление, развитие мелкой моторики, следовательно, речи и всех познавательных функций, - все это дает игра с песком. Что немаловажно, напеске дети выражают свои переживания, страхи, тревоги - все то, что так трудно сказать словами. Это помогает избежать и решить многие психологические проблемы.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру.
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
“ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ЛАДОШКИ”
Как вы уже знаете, тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир.
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку напеске, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?” когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения. Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?” Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?
“поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
“пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр. ,
“пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком,
далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместепофантазировать: чьи они?
“поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Что же спрятано в песке?
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком. Всем известна пляжная игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - “сапера”, откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее. “Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками. Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано. Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и на ощупь узнавать: что или кто это?(вариация игры “Чудесный мешочек”) и т. п.
Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например:
«В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми. Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось. Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной. Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй.» Отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или “пишет” отгадку, вылепливая песочные буквы.
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с пескомстабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии(самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации т. е навыки общения и эмпатии (способность к пониманию ближнего и сопереживания ему)
Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!
К. Д. Ушинский
Проблемы детей, имеющих нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе внимания. Помочь детям с различными психологическим проблемами может терапия песком.
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность длясамовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Основная цель коррекции - снятие психоэмоционального напряжения,развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик»,«Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.
Использование данного терапевтического средства, как кинетический песок способствует коррекции ассоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.
Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином ипеском из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается намелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.
Песочная терапия полезна, если у ребенка:
• плохой сон, ночные кошмары;
• плохо развита мелкая моторика;
• истерики, непослушание, капризы;
• логоневроз (заикание, задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
• застенчивость, неуверенность в себе;
• агрессия, тревожность;
• нет взаимопонимания с родителями;
• расстройства невротического характера;
• недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);
• психосоматические заболевания;
• страх перед школой, садиком;
• частая плаксивость (без повода);
• ребенок пережил сильный стресс.
Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса:
• Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
• Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;
• Развитие воображения, творческого потенциала;
• Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
• Развитие самооценки и уверенности в себе;
• Адаптация в новой среде (детский сад, школа);
• Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;
• Формирование положительных черт характера.
Игры и упражнения с песком.
«Учимся считать».
Данная игра поможет обучить ребенка порядковому счету.
Вам понадобится кинетический песок и небольшая игрушка, например от киндер-сюрприза.
Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти.
Постепенно увеличиваем количество кучек.
«Карта сокровищ».
Эта игра поможет ребенку освоить такое непростое дело, как рисование карт-схем, также она способствует развитию пространственного мышления и воображения.
Для игры понадобится песочница с кинетическим космическим песком, набор маленьких игрушек, бумага, фломастер, карандаш или ручка.
Сначала психолог совместно с ребенком рисует карту-схему, где условно обозначены дома, деревья, реки, дороги и тому подобное. Далее ребеноксамостоятельно строит песочную композицию, используя нарисованную карту. Когда все будет построено, малыш отворачивается, а взрослый прячет игрушки в различных местах песочной композиции и на карте отмечает крестиками места с«сокровищами». В завершении игры ребенок ищет предметы в кинетическомпеске, используя карту.
Возможен вариант игры, где ребенок рисует карту и прячет «сокровища», а взрослых их ищет.
«Отгадай загадку».
В эту игру можно играть даже с малышами. Несмотря на простоту, данная игра помогает в развитии мелкой моторики и мышления.
Для игры вам понадобится песочница с живым или кинетическим песком и маленькие игрушечки.
Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете в пескеигрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность ответа, найдя отгадку в песке.
«Веселая ферма».
Данная игра поможет ребенку в развитии умения классифицировать, внимания, памяти.
Для игры вам понадобится песочница с кинетическим космическим песком и маленькие игрушечки.
Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный сад, цветочное поле и другое.
Игра «Необыкновенные следы».
Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.
Игра «Найди отличие».
Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.
Упражнение"Песочный дождик"
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.
Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под пескомруками друг с другом - "жучки здороваются").
Упражнение "Змейки"
Цель: снять эмоциональное напряжение
Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишетузоры: кружочки, петельки, палочки.
Змейки на песке играли
Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали,
Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки
- Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке.
Ты теперь у нас волшебник!
Но пронесся ветерок
Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок.
Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства
Игра "Строители"
Очень часто в процессе игры дети создают из песка различные песчаные скульптуры и постройки (дополнительно можно использовать специальные формочки, теперь при использовании данного песка песочные замки будут цветными, рыбки и морские обитатели пестрыми, как в настоящем море, а на весеннем лугу будут пархать разноцветные бабочки.
Игра "Волшебные превращения"
Не менее интересно соединять несколько видов цветного песка и при этом получать удивительные сочетания, которые в виде необычных образов активно включаются в игру.
Игра "Цветные острова" (групповая)
Детям предлагается взять песок любого цвета и на поверхности стола создать с его помощью - острова, при этом дополнительно можно использовать миниатюрные фигурки. Затем дети отправляются путешествовать по островам друг друга, рассказывая о них.
Буквы
Учим буквы? И вам поможет кинетический песок. Из него легко и просто моделировать, поэтому обязательно потренируйтесь. Весьма увлекательно вылепливать букву и тренировать варианты их произношения.
“Разговор с руками”
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Консультация для родителей «Песочная терапия»
Цели песочной терапии:
- психическое развитие ребенка (мелкой моторики, мышления, речи, воображения);
- коррекция его проблемного поведения (плохо слушается, стесняется сверстников, обманывает);
- снятие стресса, проработка негативных эмоций (страх перед садиком, школой, агрессия словесная или физическая).
Песок пластичен и податлив. С его помощью ребенок может воплотить впесочнице свои самые смелые мечты. Он стимулирует чувствительность пальцев ребенка, будит его воображение, он становится ТВОРЦОМ своего собственного МИРА.
Чем могут помочь своему ребенку родители?
Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, мы поможем ребенку научиться преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создадим возможность для самовыражения. Что в свою очередь поможет ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни в современном обществе.
Вы спросите: «Почему именно песок?»
Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухойпесок, появляется не что похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра впесок захватывает и взрослых и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.
Именно поэтому родители могут использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия, играя. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. Игра с песком выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки. Строя из песка замки, создавая песочные постройки, ребенок развивает, тактильные ощущения, раскрепощается, самовыражается.
Кинетический песок состоит на 98% из кварцевого песка и на 2% из современных полимерных материалов, что обеспечивает необходимую для лепки пластичность и вязкость. При этом песок легко меняет форму и рассыпается на мелкие частички, которые продолжают двигаться даже после окончания воздействия. Этот уникальный материал обладает бактериостатическими и гипоаллергенными свойствами, поэтому подходит всем без исключения. Сам принцип терапии песком был предложен еще К. Г. Юнгом, замечательнымпсихотерапевтом, основателем аналитической психологии.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Санитарно - гигиенические характеристики:
- Кинетический песок, несмотря на наличие силиконового связующего, не липнет к рукам и одежде;
- Силиконовая составляющая песка не высыхает со временем, поэтому он постоянно остается «влажным на ощупь»;
- Просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
- Кинетическим песком практически невозможно засорить глаза;
- Продукт не боится воды и в случае смачивания после просушки сохраняет прежние свойства.
- Не требует специальных условий хранения.
Чему научится ребенок, играя с кинетическим песком?
- Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).
Примерные игры с песком:
1. Играем вместе
Учите ребенка:
• трогать песок руками;
• вставлять в песок палочки, веточки, листики, камушки;
• лепить куличи из мокрого песка, используя различные формочки;
• лепить заборчики из мокрого песка;
• рисовать палочкой, пальцем различные фигуры, буквы, цифры;
• насыпать кучки;
• зарывать предметы; (Игра "Угадай на ощупь". Попросите ребенка закрыть глаза, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Если ребенок не называет игрушку. Произносите сами: «Ура, ты нашел мишку (зайчика)»);
• закапывать руку;
• строить город и т. д.
2. Рисование песком
Рисование песком снимает стресс, позволяет расслабится как взрослому, так и ребенку, способствует формированию положительных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
Материал: стекло (оргстекло, лампа, ящик
- Проделайте в ящике окошко.
- Закройте его куском оргстекла.
- Сверху оргстекла положите лист белой бумаги (для матовости). Закрепите его изолентой.
- Поставьте ящик на подставки. Под ящик поместите источник света.
- Засыпьте в ящик песок, дождитесь темноты и можете приступать к творчеству.
3. Песчаный конус
Возьмите руки ребенка в свою руку. Свободной рукой выпускайте песок из горсти, чтобы он падал в ладошки ребенка. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок на поверхность конуса, то в одном, то в другом месте, возникают «сплывы», движения песка, похожие на течение воды. Ребенка привлекает движение песка. Приговаривайте во время проведения действия «Песочек сыплется, песочек рассыпается»
4. Игра «Необыкновенные следы».
Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.
5. Игра «Найди отличие».(это занятие может быть групповым)
Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её другим детям или взрослому, а сам в это время отворачивается. Другой ребенок (взрослый) дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение первому ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке.
Уважаемые родители, организуя игру с песком, помните!
В ходе организации игры необходимо находить адекватные возможностям вашего ребенка приемы игровой деятельности. Попытки сразу установить контакт либо навязать определенные виды деятельности без учета доступного этому ребенку уровня коммуникации (общения) могут создать атмосферу непонимания. Поэтому поначалу не должно быть никаких речевых инструкций, ребенку предоставляется полная свобода. Далее активное включение взрослого в деятельность, что дает ребенку понять преимущества совместной работы со взрослым.
Опытно-экспериментальная деятельность с песком с дошкольниками
Опыты с песком
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы;
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
4. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
5. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Опыты и эксперименты с песком:
№1 «Откуда берётся песок»
Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.
Ход эксперимента:
Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
Как вы думаете, что это сыплется?
Возьмите лупы, рассмотрите это.
Как мы получили песок?
Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
№2 «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
№3 «Легко ли сыпется песок»
Материал: подносы с песком.
Ход эксперимента:
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой.
Легко ли он сыпется?
Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»
Материал: «песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку.
Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
№5 «Куда исчезла вода»
Материал: стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок.
Каким он стал?
Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
№6 «Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
Что происходит с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»
Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки.
Ход эксперимента:
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
Какие фигурки получились?
Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход эксперимента:
Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек.
Хорошо видны отпечатки?
Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокромпеске оставить отпечатки ладошек.
Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)
Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.
Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Беседа "Для чего нужен песок"
Программное содержание:
- Формировать обобщенное представление о песке
- Воспитывать интерес к изучению свойств песка, к использованию песка в окружающей жизни, к труду взрослых
- Развивать коммуникативные способности детей, любознательность
Материалы и оборудование: презентация, слайды - иллюстрации
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, отгадайте, о чем эта загадка.
«Он жёлтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть».
Что это? (Песок)
Воспитатель: Правильно, это песок. Где можно встретить песок? (В песочнице.)
- Как вы думаете, ребята, откуда появился песок? (Ответы детей).
- Оказывается, что камни под воздействием ветра, дождя разрушаются
и получается… песок. Удивительно, правда? (слайд 2), посмотрите, как похожи они на мелкие-мелкие камешки. Учёные рассмотрели песок в микроскоп (слайд 3) и увидели такую картину (слайд 4). Что вы видите на картинке? (обломки разных камней, ракушек).
Существуют места, где очень много песка – это морские берега (слайд 5) и пустыни (слайд 6).
- Кто из вас был на море? А на речке? (Ответы детей)
Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым (слайд 7).
Есть песок строительный (слайд 8). Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов для строительства домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, фильтры для воды (слайд 9).
У кого из вас дома есть фильтр для воды? Вы знаете, для чего он нужен? (Ответы детей). – Правильно, он нужен для очистки воды.
А с этим прибором (песочные часы) мы с вами скоро познакомимся поближе.
Применяется песок и в дорожных работах.
Как вы думаете, зачем песок нужен на дороге? (Ответы детей). Да, зимой наши дороги очень скользкие. Чтобы не было аварий, чтобы люди при ходьбе по обледеневшим дорожкам не падали, и дороги для машин, и дорожки для пешеходов посыпают песком (слайд 10).
А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады.
- Вам нравится играть в песочнице? В какие игры вы любите играть? (Ответы детей)
Добавляют песок в землю при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. Зачем это делают, вы тоже скоро узнаете.
С помощью песка даже рисуют картины.
А также сочиняют сказки на стекле (слайд 11).
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке нужен, и на пляже
И он в стекле расплавлен даже.
Что вам понравилось сегодня? Что еще вы хотели бы узнать о песке?
Поисково-познавательная деятельность по теме "Песок".
Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточится; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать отдельные детали общей картины; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости и делать простые выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. Материалы для экспериментирования: емкость с песком, вода, трафареты, формочки, трубочки для коктейля, пластиковая прозрачная емкость (банка), лупы. Опыты с песком. Свойства сухого песка.
Опыт 1. «Песочный домик» Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Это и будет наш домик. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы (песочные ручейки), движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: сухой песок сыпучий и может двигаться. Свойства мокрого песка.
Опыт 2. «Мокрый песок» Льём в сухой песок воду, пробуем сыпать. Почему не сыпется? Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, что из мокрого песка можно сделать фигурки.
Опыт 3«Следы на мокром песке» Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки (работа с формочками), оставлять интересные отпечатки – следы (работа с трафаретами).
Опыт 4. «Где вода?» Предложить детям выяснить свойства песка, пробуя его на ощупь (сыпучий, сухой). Дети наливают стаканчики с одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкости с песком, почему ушла вода (просочилась сквозь песок) где больше луж после дождя (на асфальте, в песочнице луж нет).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию с водой в младшем дошкольном возрасте
Конспект предназначен для воспитателей младшей группы...
План работы творческой группы педагогов по теме «Формирование познавательно – исследовательской деятельности у детей раннего и младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО»
Цель: Создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста.Задачи:1. Повысить информационный уровень по вопросам восп...
Исследовательская деятельность Игрушки, своими руками. (для младшего дошкольного возраста)
Исследовательская деятельность Игрушки, своими руками.(для младшего дошкольного возраста)...
« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики
laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...
Проектная деятельность по экологическому воспитанию в младшем дошкольном возрасте Исследовательско-творческий проект «Прекрасная Кливия»
Тип проекта: исследовательско-творческий.Вид проекта: краткосрочный (2 недели, групповой).Актуальность темы: Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. ...