Исследовательская деятельность «Чайные истории» (средняя группа)
проект по окружающему миру (средняя группа)
Исследовательская деятельность
«Чайные истории»
(средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_batalova.docx | 642 КБ |
chaynye_istorii_.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Исследовательская деятельность
«Чайные истории»
(средняя группа)
Выполнила: Баталова Мария Николаевна
Декабрь 2020 г.
Информационная характеристика исследовательской:
Тип исследовательской:
по составу участников - групповой (воспитатель, дети, родители).
Вид – познавательно-исследовательский.
Возраст детей: 4-5 лет.
Участники реализации исследовательской
Воспитатель: Баталова Мария Николаевна
Воспитанники: дети средней группы
Срок работы по проекту: 21.12 2020-25.12.2020
Актуальность:
Чай – волшебный напиток, который покорил весь мир! У этого бодрящего и полезного напитка есть свой праздник, который отмечают 15 декабря. И хотя этот день уже прошел, мы решили, что отметить этот праздник можно и в любой другой день, ведь чай мы пьем ежедневно.
О пользе чая дети узнали из познавательной беседы «Полезные продукты», но мало кто знает, как приготовить чайный напиток так, чтобы он обладал этими положительными качествами.
Совместно приняли решение, что нужно как можно больше всего узнать о чае, чтобы праздник прошел успешно.
Гипотеза: если мы завариваем в теплой и горячей воде чай, то он заваривается, а сели чай завариваем в холодной воде, то он не заваривается, вода остается белой.
Объект исследования: чай.
Предмет исследования: чай.
Методы исследования:
1.Сбор информации из интернета.
2. Наблюдение.
3.Обобщение.
Цель: создать условия и мотивировать детей на самостоятельную познавательно – исследовательскую и творческую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей появления чая на Руси и традициями чаепития в разных странах;
- формировать умения детей заваривать чай;
- совершенствовать навыки экспериментирования – определять чай на вкус, запах, тактильно;
- повышать заинтересованность родителей в результатах воспитательно - образовательной работы с детьми.
Развивающие:
- развивать у детей творчество, фантазию и воображение, мелкую моторику рук;
- развивать речь детей – находить речевое соответствие своим действиям;
- развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;
- развивать навыки коллективного и индивидуального труда.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство гостеприимства и культуру общения.
- воспитывать желание результатами своего труда сделать приятное другим людям.
Этапы проекта
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагога | Действия родителей |
Подготовительный | Подобрать - детскую литературу, аудиозаписи, иллюстрации, дидактические игры. | 1. Выбор темы проекта 2. Определение целей и задач, составление плана работы. 3. Подбор материала, уточнение имеющейся информации. План подготовки и реализации проекта. 4. Пополнить патриотический уголок. 5. Изготовить картотеку загадок о родном крае. | Тематический стенд для родителей. |
Деятельностный | - рассказ по фото «Чайная церемония семьи» - заучивание с детьми пословиц, стихов о чае - отгадывание «Чайные загадки» - «Назови и передай» - В. Кужелёва «Сказка о том, как Иван-чай лень прогнал»; - Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар». - «Как растет чай?» - «Чай – душистое растение» - «Холодное – горячее» | - Оснащение предметно-развивающей среды - Игра-соревнование «Подбери пару» - «Выложи картинку из палочек» - рисование «Чайная посуда»; | Подборка информации по заданному плану. |
Завершающий | Эксперемент с чаем | Принести с дому чай |
Вывод:
Действительно, исследование чая показало, если мы завариваем в теплой и горячей воде чай, то он заваривается, а если чай завариваем в холодной воде, то он не заваривается, вода остается белой.
Интернет источник:
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Чайная церемония»
НОД «Чайный праздник»
Цели:
1.Знакомить детей с историей возникновения чая, развивать познавательный интерес, эмоционально-положительное отношение к празднику, воспитывая у дошкольников инициативность к музыкальной деятельности.
2.Формировать у детей стремление участвовать в совместной творческой деятельности с родителями.
3.Закрепить выразительность в исполнении движений, исполнении песен, частушек.
Активизация словаря: бальзам, Китай.
Предварительная работа: провести с детьми беседу «Чем гостей вы встречаете, чем угощаете».
Оформить выставку фотографий: «Чаепитие в кругу семьи».
Работа с глобусом.
Заучивание поговорок про чай.
Проговаривание различных скороговорок.
Заучивание скороговорок про чай.
Материал и оборудование: чайный сервиз, самовар, скатерть, ложечки чайные, варенье, русский народный костюм, игрушка домовенка, глобус.
Ход занятия
Зал оформлен в свободном стиле, на столе разные рецепты заваривания чая, поговорки про чай. У центральной стены стоят столы с заварочными чайниками, самоваром, кружками, вареньем, сушками, пирогами и т.д.
Под музыку дети вместе с родителями проходят на свои места.
Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые гости, дети, мы очень рады видеть вам в нашем музыкальном зале, который сегодня превратился в настоящую чайную.
Дела свои все отложи
И в зал наш светлый поспеши.
Чтоб песни петь, поговорить,
Чуть поиграть и пошутить.
Много нового узнать.
А кого же там видать?
Слышится шум и воспитатель выносит на руках куклу «домовенка».
Воспитатель. Это кто еще такой?
Домовой. Я ребята - Домовой,
Настоящий и живой.
Здесь в саду живу,
Все игрушки берегу.
Что же тихо вы сидите,
Друг на дружку все глядите?
Воспитатель. Мы гостей сюда собрали.
Домовой. А чтоб гости не скучали, знаете, чем гостей нужно привечать, да угощать?
(спросить у детей)
Домовой. Конечно, чаем. А вы знаете, какой мой чай самый любимый? У него даже название есть, подумайте какое? (ответы) Я люблю чай «БЕСЕДА» (показывает) А чай попить и беседу завести лучшее не придумаешь.
Воспитатель. А знаешь, домовой, сегодня известно огромное количество чая и их названий. Давайте мы сейчас проведем игру, кто больше вспомнит названий чая.
Д о м а ш н е е з а д а н и е.
Нури, Гита, Канди, Ахмад, Липтон, Ахмад, Цейлонский, зеленый, Дилма, Майский, Лисма, Золотая чаша и т. д.
Воспитатель. Домовой, а тебе известно, откуда пришло слово «чай?»
Домовой. Откуда, откуда, - оттуда, где чай в коробочки складывают.
Воспитатель. Прежде чем чай в коробки сложить, его нужно вырастить (это вечно зеленое растение), собрать, высушить, а только потом в коробочки складывать. А давай спросим у взрослых и у ребят, может, они расскажут, откуда пришел к нам чай.
Родители
- Чай – китайское слово. Сначала только китайцы выращивали чай. И секрет его тщательно оберегали. Императоры дарили чай своим подчиненным за особые заслуги.
- Одна из старинных китайских легенд рассказывает: «Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья вечнозеленого растения, растущего в горох, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи». Пастухи решили испробовать чародейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке и стали пить ароматный настой, ощущая прилив свежих сил.
- А я знаю, что 5 тыс. лет назад, китайский Император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев, Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на карте, глобусе, где находится Китай.
Воспитатель. А я добавлю, что чай надо пить в специально фарфоровых чашках (фарфор тоже стали изготавливать в Китае), чтобы он не обжигал руки и сохранял свое свойство. А вот и наши фарфоровые чашечки. Давайте посмотрим на них со стороны, как они красивы в чайном сервизе. Раньше поэты воспевали чай в стихах, а я предлагаю всем вспомнить слова, в состав которых входит слово «чай». Например «слу-чай». Кто последний назовет слово, получит приз от Домового.
Аукцион чайных слов
Д о м а ш н е е з а д а н и е. Чайник, невзначай, не скучай, молочай, чайнворд, замечай, получай, включай, Чайковский и т. д.
Домовой. Я хочу проверить, кто из вас любит пить чай? Выходите не стесняйтесь. Раз вы любите пить чай, значит, вы здоровы, так как чай обладает целебными свойствами, очищает кровь, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела. И я сейчас посмотрю, какие вы активные. Кто быстрее всех проговорит скороговорку про чай:
1.Зачерпнула цапля чашкой, чай целебный из ромашки.
2. Целебный чан у цапли чая. Цапля – врач больных встречает.
3. Очень горячий чай в чистой черной чашке.
Воспитатель. В чае присутствует много витаминов. Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай простоявший ночь, подобен змее. А ты домовой, как чай завариваешь?
Домовой. Кипяточек наливаю и заварку засыпаю.
Воспитатель. А хочешь узнать, как правильно заваривать чай.
Домовой. Правильно-то, конечно, хочу знать.
Воспитатель. Нам сейчас покажут мама с дочкой.
«Чайная церемония»
Запомнил, Домовой? А вы ребята, запомнили? (Повторить)
Домовой. Заслужить хотим мы чай, а ну, ребятишки, частушки запевай:
Чайные частушки.
1.Посидеть за самоваром,
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром,
У него горят бока.
2. Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.
3.Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица,
Он своею добротой.
4.На столе у нас пирог,
пышки и ватрушки,
Так пропойте под чаек,
Чайные частушки.
5.Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.
Домовой. Хорошо вы поете частушки, а загадки отгадываете?
1.Был листок зеленым - черный стал, томленым:
Был листок зубчатым, стал листок трубчатым.
Был он на лозине – теперь в магазине. (Чай)
2. Бел, как снег, в части у всех,
В рот попал, там и пропал. (Сахар)
3.Стоит толстячок, подбоченивши бочек,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
Воспитатель. У нас в России принято пить чай из самовара. Скажите, кто знает, почему носик у самовара находится не у самого дна? (ответы) Он находится намного выше дна (показывает), чтобы осевшая накипь от вскипевшей воды не выплеснулась в чашку. А вот смотрите, к нам идет самовар. Самовары делали медные, цветные. А для очень богатых даже золотые.
Танец «Самовар, чашечка и блюдце».
Домовой. А давайте вспомним поговорки про ароматный сладкий чай, кто смелый - начинай.
Дети:
1.Чай не пьешь, где силы берешь?
2. Чай да каша, пища наша.
3. Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает.
4.Холодно – пей чай, жарко – пей чай, устал – пей чай.
5.Чай пить – не дрова рубить. Чай пить – приятно жить.
6. Выпьешь чашку – позабудешь про тоску.
Воспитатель. Домовой, а не желаешь ли ты с ребятами поиграть?
Домовой. Я очень хочу и взрослых приглашу, а что за игра.
Воспитатель. А игра называется «гирлянда из сушек». К чаю принято подавать баранки и сушки. Нужно собрать две команды (дети и взрослые). Кто больше соберет сушек на веревочку и не уронит, тот и победит.
Игра «Гирлянда сушек».
Воспитатель. Скажите, ребята, а в ваших семьях принято пить чай? А с чем? Многие из вас сказали, что с вареньем. Чай с вареньем приобретает особый аромат. Сегодня у нас на столе много варенья, которое приготовили ребята вместе со своими мамами и бабушками. А мы сейчас поиграем в игру «Дегустатор». Нужно с закрытыми глазами узнавать из чего сварено варенье.
Проводится игра «Дегустатор».
Воспитатель. Чай пить с вареньем, это вкусно конечно. А кто мне скажет, как правильно нужно накрывать стол к чаю? К чаю обязательно нужно приготовить ложечки, пить чай небольшими глоточками, чтобы не обжечься, с помощью вот такой маленькой ложечки, которая так и называется «чайная» . Считается, что те, кто чай не спеша , да потихоньку пьет, тот дольше всех проживет. Чайная ложечка пригодится нам и для размешивания сахара в чае, варенья, а еще посмотрите, где пригодились наши ложки.
«Оркестр чайных ложек».
А сейчас про праздник наш чайный ребятки песню споют для всех гостей.
Звучит «Песенка про чай».
Домовой. Предлагаю вам испить, по чашке чая и определить, какие травы придают аромат и вкус чаю.
Воспитатель.
Самовар шипит, баранки
На скатерти самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Ароматным вкусным чаем
Всех сердечно угощаем:
Пейте чай, угощенье берите,
Чаще в гости приходите.
Пословицы и поговорки о Чае
♦ В городе чай- гостям угощение, в деревне-себе наслаждение. Русская пословица
♦ В хорошей посуде и чай вкуснее. Русская пословица
♦ Выпей чайку- забудешь тоску. Русская пословица
♦ Выпьешь чай-прибавятся силы. Китайская пословица
♦ За чаем не скучаем- по семь чашек выпиваем. Русская пословица.
♦ Каждая выпитая чашка чая разоряет аптекаря. Китайская пословица
♦ Коль чаем угощают, значит уважают. Русская пословица
♦ Не спеши пить чай- язык обожжёшь. Турецкая пословица
♦ Пей чай, не вдавайся в печаль. Русская пословица
♦ Пей чай- удовольствие получай. Русская пословица
♦ С чая лиха не бывает. Русская пословица
♦ Чай должен быть, как женский поцелуй – крепкий, горячий и сладкий
♦ Чай крепче, если он с добрым другом разделен. Русская пословица
♦ Чай не пить, так на свете не жить. Русская пословица
♦ Чай не пьёшь- откуда силу берешь? Русская пословица
♦ Чай пить-долго жить. Русская пословица
♦ Чай пить- не дрова рубить. Русская пословица
♦ Чай пить – приятно жить. Русская пословица
♦ чай пьёшь- до ста лет проживёшь. Русская пословица
Детские смешные стихи про чай и чаепитие:
Р. Алдонина
С сухарями пили чай,
С пирогами пили чай,
С сушками, ватрушками,
С пирогами, плюшками,
Загадки про чай
Чай с лимоном,
Чай простой,
Сладкий чай
И чай пустой...
Пили, пили, напились,
На перинах улеглись,
Сладко спали до зари...
Чай побулькивал внутри.
А. Гришин
Чёрный, красный и зелёный,
Рассыпной и листовой.
Чай-напиток бесподобный,
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!
О. Улыбышева
Сейчас я заметил только -
Лимон и луна похожи!
Отрежем лунную дольку
И в чай вечерний положим,
Добавим сахар кусочком.
Зажгутся звёздочки-свечки...
Мы пьём луну по глоточку,
Как лунные человечки.
Л. Слуцкая
Чая вкусней
Ничего не найдёте.
Сладости, может,
Больше в компоте,
Кофе, наверно,
Больше бодрит,
Сок красивее
Намного на вид,
Ну а кефир,
Говорят, здоровей,
Только вот чай
Всё равно всех вкусней.
Просто за чаем,
Так получается,
Вечером наша
Семья собирается.
А. Малахова
С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или будербродом,
Иди скорей друзей встречай
Наливай всем вкусный...ЧАЙ.
С. Семенова
Чайка чаек днём на чай
Пригласила невзначай.
В чайник новый, расписной
Налила воды морской.
Почему солёный чай?
Ну-ка, чайка, отвечай!
Е. Раннева
Чай с черникой, черный чай,
Чаем чаще угощай!
С чаем праздники встречай,
Вместе с чаем не скучай!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: создать условия и мотивировать детей на самостоятельную познавательно – исследовательскую и творческую деятельность.
Задачи:
Гипотеза:
Игра «Что мы едим с чаем?»
Сорта чая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Новогодние истории" (средняя группа)
Мало кто из детей, в силу своего возраста, знает, откуда пошла традиция праздновать Новый год, почему наряжается ёлка и кто такие Дед Мороз и Снегурочка.Важное место в данном проекте занимает то,...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов
Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...
Проект. Познавательно - исследовательский «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности» (для детей средней группы)
Долгосрочный проект в средней группе...
Сценарий новогоднего утренника "Лесные истории" средняя группа
Сценарий новогоднего утренника "Лесные истории" средняя группа...
Конспект совместной деятельности «Чайная церемония разных народов»
Конспект совместной деятельности «Чайная церемония разных народов»...