« Золотая осень» ( конспект НОД для старшей группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тарасова Елена Владимировна

Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Золотая осень»

Цель: обобщать и систематизировать знания детей об осени.

Задачи:

ОО « Познавательное развитие»:

-закрепить знание признаков  осени;

 -закрепить знания об овощах, фруктах, грибах;

 -уточнить, как ведут себя животные осенью.

        

ОО «Речевое развитие»:

- активизировать использование в речи обобщающих слов: овощи, фрукты.

- обогащать речь использованием прилагательных, образованных от словосочетаний.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

- поиграть в дидактические игры «Да или нет», «Овощи – фрукты».

 

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

- учить детей видеть красоту осенней природы;

- познакомить детей с произведением Шопена « Мелодия осени»;

- познакомить детей с репродукцией картины Левитана «Золотая осень», Михаил Иваненко. «Осенняя мелодия», И. Шишкин. «Золотая осень», Алексей Саврасов. «Живопись. Осень».

ОО «Физическое развитие»

-Развитие пространственных и  временных представлений.

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята. Давайте, возьмемся за руки, встанем в круг и улыбнемся друг другу. За окном мое любимое время года. Сама природа создала разноцветные картины. Глядя на эту красоту, вспоминаются строки из стихотворения И. Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- О каком времени года идет речь?

- Правильно, это осень. Осень – настоящая волшебница. Какие замечательные картины природы она сотворила.

- А какая осень?

- Дети, а кто- то  из вас слышал мелодию осени?

- Давайте послушаем мелодию осени и посмотрим прекрасные осенние пейзажи .

( дети садятся на стулья)

Видеопрезентация  ( Шопен «Мелодия осени» 4 минуты)        

Воспитатель: А теперь игра «Да или нет» (дайте правильный ответ):

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

( Просмотр и работа по презентации «Осень дивная пора)

ОСЕНЬ - ДИВНАЯ ПОРА!
СЕНТЯБРЬ. РАННЯЯ ОСЕНЬ.

- Давайте послушаем с вами стихотворение об осени.

Автор строк Зинаида Письман.

Солнца лучик в тучках тает,
День быстрее убегает.
Лес наполнился грибами,
Лист, иголки под ногами.
На траве росинки тают,
Грибников в лес приглашают.

- О каком месяце идет речь в стихотворении?

ТОЛЬКО ЗАКОНЧИЛОСЬ ЛЕТО, НО В ПРИРОДЕ И ПОГОДЕ НАЧАЛИСЬ ИЗМЕНЕНИЯ. ДАВАЙТЕ С ВАМИ ПОПРОБУЕМ ВСПОМНИТЬ ПРИМЕТЫ ЭТОГО МЕСЯЦА.

ГРИБЫ

- А на какие две группы делятся грибы? ( съедобные и несъедобные)

- Какие съедобные грибы вы знаете?

- А что можно приготовить из грибов?

- Какие несъедобные грибы знаете?

- А давайте наших гостей научим, что делать, если они увидят в лесу мухомор.

Мухомор на тонкой ножке (дети ставят руки на пояс и встают на одну ножку)

Вырос на лесной дорожке (встают на носочки, поднимают руки вверх).

Ждет прихода грибников (подносят руку ко лбу и смотрят вдаль).

Кто сорвать его готов? (вопросительно пожимают плечами)

Знают грибники прекрасно, (грозят пальчиком),

Мухоморы есть опасно. (гладят животики, вытягивают руки вперед ладонями от себя).

Воспитатель: А мухомор можно пинать или топтать?

Дети: Нет!

Воспитатель: Почему?

Дети: Мухомором звери лечатся.

Воспитатель: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу.

ДЕНЬ СТАНОВИТСЯ КОРОЧЕ, А НОЧЬ ДЛИННЕЕ

НА ПОЛЯХ ПОСПЕВАЕТ УРОЖАЙ,  В САДАХ СОЗРЕЛИ ФРУКТЫ И ЯГОДЫ

ЛЮДИ СОБИРАЮТ УРОЖАЙ

ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ

- А теперь настало время проверить, как вы знаете овощи и фрукты.

Загадки

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я … !
(Капуста)

***

И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом … .
(Картошка)

***

Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке … .
(Кабачок)

Кто в земле укрылся ловко?
Это рыжая … .
(Морковка)

***

Вот зеленый молодец.
Он зовется … .
(Огурец)

***

Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный, спелый … .
(Помидор)

***

В огороде вырастала,
Под дождями мокла,
Созревала-созревала
И созрела … .
(Свёкла)

***

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а … .
(Лук)

        

На мне «лампочки» висят,
Но они съедобны.
Есть и имя у девчат –
Моему подобно.
(Груша)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки.
(Яблоко)

Дидактическая игра « Овощи и фрукты»

- В одну корзинку необходимо положить овощи, а в другую фрукты.

ОКТЯБРЬ. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.

- Давайте послушаем стихотворение об осени Маргариты Ивенсен .

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.        

- О каком месяце идет речь в этом стихотворении?

ЛИСТЬЯ БЕРЕЗЫ ЖЕЛТЕЮТ

ЛИСТЬЯ РЯБИНЫ И КЛЕНА КРАСНЕЮТ

ДУБОВЫЕ ЛИСТЬЯ БАГРОВЕЮТ

ЛИСТОПАД

ВЕТЕР ГОНЯЕТ ПОД НОГАМИ ЛИСТЬЯ

- Почему ветер гоняет листья под ногами?

- Кто знает, почему листья изменили свой цвет?

ОДЕЖДА НАША ИЗМЕНИЛАСЬ

-Почему изменилась наша одежда?

- Для чего необходимо тепло одеваться?

НОЯБРЬ. ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ.

- Стихотворение об осени Ивана Мельничука

Улетает птичья стая,
Тучи носятся, рыдая.
Будто тонкая былинка
На ветру дрожит осинка.
Говорю ей:
- Успокойся,
Белой зимушки не бойся.

ТРАВА ЛЕТОМ  КАКАЯ?

НЕБО ХМУРОЕ, ПАСМУРНОЕ

ВСЕ ЧАЩЕ ИДЕТ ДОЖДЬ

ЕЩЕ ОДНА ПРИМЕТА ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ - ТУМАН

ПЕРВЫЙ СНЕГ

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ПТИЦАМИ

-Какие птицы улетают на юг? (Перелетные)

-А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? ( зимующие)

- Почему птицы улетают на юг?

КАК МЕНЯЕТСЯ ЖИЗНЬ ЗВЕРЕЙ. ЗАЯЦ.

БЕЛОЧКА

МЕДВЕДЬ

ЛИСА

ВОЛК        

- Почему у животных меняет к зиме шерсть?        

- Почему медведь ложится в спячку?

Дидактическая игра: «Осенние слова»
Много радостных, ярких красок принесла нам осень. Давайте, придумаем для осени такие же яркие и радостные слова. Осень, какая? Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени и предать листочек в осеннем вальсе. ( Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая)

Дидактическая игра « Скажи какая»
- Когда светит солнце - солнечная
- Когда идет дождь- дождливая,
-Когда дует ветер – ветренная,
- Когда холодно – холодная,
- Когда пасмурно – пасмурная,
- Когда сыро – сырая,
- Когда хмуро – хмурая,
-Когда ясно – ясная.

-Многие поэты, композиторы, художники любили это прекрасное время года, они писали стихи музыкальные произведения и картины об осени.

Давай и мы с вами рассмотрим репродукции картин.

Слайды

Левитан «Золотая осень»

Алексей Саврасов. «Живопись. Осень»

И. Шишкин. «Золотая осень»

Михаил Иваненко. «Осенняя мелодия»

Фотографии осеннего Смоленска

- Из осенних листьев можно составлять красивые букеты. В выходной, во время прогулки с родителями, я вам предлагаю составить свой осенний букет из разноцветных листьев.

- А я хочу подарить вам на память из моего осеннего букета разноцветные листочки, которые  собрала во время прогулки в парке.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие на тему: «Золотая осень». Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»

Открытое занятие на тему: «Золотая осень». Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»...

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (нетрадиционное рисование) «Золотая осень. Печать мятой бумагой». Старшая группа.

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (нетрадиционное рисование) «Золотая осень. Печать мятой бумагой». Старшая группа. Образовательная область: художественно - эстетическое ра...

"Золотая осень" (оформление окон в старшей группе)

Осень - самое яркое, нарядное, разноцветное, богатое и красивое время года. И наша задача, педагогов, сделать всё возможное, чтобы наши дети научились видеть и ценить красоту, которая их окружает. Вот...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Золотая осень. Лес, грибы, ягоды." (старшая группа)

Цель:  Закрепить знания детей о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания....

Занятие по рисованию "золотая осень".(нетрадиционная техника рисования (старшая группа).

Занятие по рисованию "Золотая осень".(нетрадиционная техника рисования (старшая группа)....