Конспект НОД по окружающему миру «Традиции и быт русского народа»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Полтарацкая Кристина Евгеньевна

Цель: ознакомление детей с жизнью и бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные:

 познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами

русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);

 познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые

там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар,

«красным» углом;

 обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками,

загадками, активизировать в речи детей слова – сени, горница, бабий кут, ухват,

чугунок и т.п..

Развивающие:

 развивать художественно-творческие способности дошкольников в

изобразительном творчестве.

Воспитательные:

 воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего

народа, расширять кругозор детей.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, флеш-карта,

модем, колонка МР-3, фотографии с изображениями русской печки,

трафареты русской печки, гуашь, кисти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_byt.starsh.gr_.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№8»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

        Конспект

НОД по окружающему миру «Традиции и быт русского народа»

Подготовила: воспитатель

Полтарацкая К. Е.

Цель: ознакомление детей с жизнью и бытом русского народа.

Задачи:

Образовательные:

 познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами

русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);

 познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые

там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар,

«красным» углом;

 обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками,

загадками, активизировать в речи детей слова – сени, горница, бабий кут, ухват,

чугунок и т.п..

Развивающие:

 развивать художественно-творческие способности дошкольников в

изобразительном творчестве.

Воспитательные:

 воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего

народа, расширять кругозор детей.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, флеш-карта,

модем, колонка МР-3, фотографии с изображениями русской печки,

трафареты русской печки, гуашь, кисти.

 Ход занятия:

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу

вас, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей). А

как вы чувствуете себя дома? (ответы детей).

Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше? (ответы детей). Трудно

уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы

отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в

глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором

можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.

Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом».

Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей).

Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по русской

избе. Виртуальное, это значит при помощи компьютера. Хотите? Тогда

отправляемся!

- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она

вобрала!

В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям

приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. Полы

в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. Стол – одна из

основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя

было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы (приема

пищи). Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось

ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда

семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. На полу стелили

дорожки. Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные

кувшины, коробки с различными припасами.

А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Тогда послушайте загадку и попробуйте догадаться, что же было главным в

избе?

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

Да, печка.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Печь была центром избы, символом добродетели и тепла. В одной избе она

- белоснежная, (слайд) а в другой – вся расписная (слайд). Еѐ украшали особенно

тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и

старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым

делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)

Правильно, ребята, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

В каждой избе была печь. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу

душевному.

 Пространство между стеной и печью называется «запечье» (слайд). Там

хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую

лопату, кочергу.

 Напротив печи в избе находился красный угол (слайд). Это было святое

место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный

угол – самое почетное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти в

красный угол только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались

держать в чистоте и нарядно украшали.

Как вы думаете, что же значит название красный угол? (ответы детей)

Да, ребята, правильно, название «красный» означает «красивый», «хороший» и

«светлый».

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами

резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью

веретена.

 Ритмика «Русская изба».

Молодцы, хорошо.Путешествуем дальше.

Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».

Здесь располагалось всѐ, чем заведовала женщина, хозяйка дома. Он был

отделен от остальной избы цветной занавеской.

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла,

шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого

маленького в семье.

Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать —

пора загадки отгадать.

После каждой отгадки показать слайд.

 Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаѐт,

А сам в угол идѐт.

(ухват).

У нас в печурочке,

Золотые чурочки.

(дрова в печи)

Он - как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголѐк,

Кашу сварит…

(чугунок)

Чѐрный конь,

Скачет в огонь.

(кочерга).

Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

(самовар).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вѐдра…

(коромысло).

Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут.

(вѐдра).

Сама не ест,

А людей кормит.

(ложка).

 Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею.

(веретено).

 Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…

(лапти).

 Вот такое путешествие мы совершили с вами по русской избе! А сейчас

обратите внимание на эти фотографии, посмотрите, какие разные, красивые

были печи в русских избах. С какой любовью каждый хозяин украшал самое

главное, что было в русской избе – печь. И предлагаю вам взять трафареты

русской печи, которые я приготовила, и разукрасить на свой вкус. А затем мы

сделаем выставку «Русская печь – кормилица семьи».

 Включается спокойная запись русской народной мелодии, дети работают.

После окончания – выставляют рисунки на мольберте. Рассматриваем. Хвалю за

выдумку, интересные рисунки.

Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

А что вам больше всего запомнилось?

Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими

сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний

очаг, расти добрыми хозяйками.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать

пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в

корзиночку сложила. Придѐте в группу покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект О.Д. по познавательному развитию. Тема:"Хлеб в традициях и обрядах русского народа"

конспект содержит беседу, дидактическую игру о традициях и обрядах русского народа....

Конспект НОД по окружающему миру на тему «Есенинская русская березка» для старшей группы.

Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы ко дню рождению поэта - земляка Сергея Есенина....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Дружба народов"

Актуальность: В нашем регионе живут люди разных национальностей, поэтому наша задача научить детей понимать и принимать друг друга.Дети наделены правом, развиваться духовно на основе культурного насле...

НОД по окружающему миру "Жизнь и быт русского народа" (4-5 лет)

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное  воспитания. С раннего возраста ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изо...

Конспект занятия по окружающему миру "В гостях у русской печки"

Цель: Ознакомление с особенностями русской  печки.Задачи:Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;Формировать представление у детей о предмете русского быта – печке;Продолж...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Русское гостеприимство, традиции чаепития».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Русское гостеприимство, традиции чаепития».Задачи:- углублять и систематизировать знания о чае, его происхожде...