Конспект НОД по окружающему миру «Традиции и быт русского народа»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: ознакомление детей с жизнью и бытом русского народа.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами
русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые
там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар,
«красным» углом;
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками,
загадками, активизировать в речи детей слова – сени, горница, бабий кут, ухват,
чугунок и т.п..
Развивающие:
развивать художественно-творческие способности дошкольников в
изобразительном творчестве.
Воспитательные:
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего
народа, расширять кругозор детей.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, флеш-карта,
модем, колонка МР-3, фотографии с изображениями русской печки,
трафареты русской печки, гуашь, кисти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_byt.starsh.gr_.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№8»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
НОД по окружающему миру «Традиции и быт русского народа»
Подготовила: воспитатель
Полтарацкая К. Е.
Цель: ознакомление детей с жизнью и бытом русского народа.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами
русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые
там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар,
«красным» углом;
обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками,
загадками, активизировать в речи детей слова – сени, горница, бабий кут, ухват,
чугунок и т.п..
Развивающие:
развивать художественно-творческие способности дошкольников в
изобразительном творчестве.
Воспитательные:
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего
народа, расширять кругозор детей.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, флеш-карта,
модем, колонка МР-3, фотографии с изображениями русской печки,
трафареты русской печки, гуашь, кисти.
Ход занятия:
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу
вас, будьте как дома. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей). А
как вы чувствуете себя дома? (ответы детей).
Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше? (ответы детей). Трудно
уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы
отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в
глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором
можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом».
Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей).
Сегодня я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по русской
избе. Виртуальное, это значит при помощи компьютера. Хотите? Тогда
отправляемся!
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она
вобрала!
В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям
приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. Полы
в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. Стол – одна из
основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя
было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы (приема
пищи). Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось
ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда
семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. На полу стелили
дорожки. Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные
кувшины, коробки с различными припасами.
А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)
Тогда послушайте загадку и попробуйте догадаться, что же было главным в
избе?
Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
(печь)
Да, печка.
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Печь была центром избы, символом добродетели и тепла. В одной избе она
- белоснежная, (слайд) а в другой – вся расписная (слайд). Еѐ украшали особенно
тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и
старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым
делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)
Правильно, ребята, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
В каждой избе была печь. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу
душевному.
Пространство между стеной и печью называется «запечье» (слайд). Там
хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую
лопату, кочергу.
Напротив печи в избе находился красный угол (слайд). Это было святое
место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный
угол – самое почетное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти в
красный угол только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались
держать в чистоте и нарядно украшали.
Как вы думаете, что же значит название красный угол? (ответы детей)
Да, ребята, правильно, название «красный» означает «красивый», «хороший» и
«светлый».
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами
резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью
веретена.
Ритмика «Русская изба».
Молодцы, хорошо.Путешествуем дальше.
Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».
Здесь располагалось всѐ, чем заведовала женщина, хозяйка дома. Он был
отделен от остальной избы цветной занавеской.
Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла,
шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого
маленького в семье.
Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать —
пора загадки отгадать.
После каждой отгадки показать слайд.
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаѐт,
А сам в угол идѐт.
(ухват).
У нас в печурочке,
Золотые чурочки.
(дрова в печи)
Он - как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголѐк,
Кашу сварит…
(чугунок)
Чѐрный конь,
Скачет в огонь.
(кочерга).
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник…
(самовар).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вѐдра…
(коромысло).
Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут.
(вѐдра).
Сама не ест,
А людей кормит.
(ложка).
Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею.
(веретено).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят…
(лапти).
Вот такое путешествие мы совершили с вами по русской избе! А сейчас
обратите внимание на эти фотографии, посмотрите, какие разные, красивые
были печи в русских избах. С какой любовью каждый хозяин украшал самое
главное, что было в русской избе – печь. И предлагаю вам взять трафареты
русской печи, которые я приготовила, и разукрасить на свой вкус. А затем мы
сделаем выставку «Русская печь – кормилица семьи».
Включается спокойная запись русской народной мелодии, дети работают.
После окончания – выставляют рисунки на мольберте. Рассматриваем. Хвалю за
выдумку, интересные рисунки.
Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
А что вам больше всего запомнилось?
Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими
сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний
очаг, расти добрыми хозяйками.
Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать
пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в
корзиночку сложила. Придѐте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сценария итогового мероприятия проектной деятельности "Традиции и обычаи русского народа"
...
Конспект О.Д. по познавательному развитию. Тема:"Хлеб в традициях и обрядах русского народа"
конспект содержит беседу, дидактическую игру о традициях и обрядах русского народа....
Конспект НОД по окружающему миру на тему «Есенинская русская березка» для старшей группы.
Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы ко дню рождению поэта - земляка Сергея Есенина....
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Дружба народов"
Актуальность: В нашем регионе живут люди разных национальностей, поэтому наша задача научить детей понимать и принимать друг друга.Дети наделены правом, развиваться духовно на основе культурного насле...
НОД по окружающему миру "Жизнь и быт русского народа" (4-5 лет)
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитания. С раннего возраста ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изо...
Конспект занятия по окружающему миру "В гостях у русской печки"
Цель: Ознакомление с особенностями русской печки.Задачи:Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа;Формировать представление у детей о предмете русского быта – печке;Продолж...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Русское гостеприимство, традиции чаепития».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе«Русское гостеприимство, традиции чаепития».Задачи:- углублять и систематизировать знания о чае, его происхожде...