Конспект О.Д. по познавательному развитию. Тема:"Хлеб в традициях и обрядах русского народа"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
конспект содержит беседу, дидактическую игру о традициях и обрядах русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по познавательному развитию | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной ситуации
с элементами познавательного развития в старшей группе
Тема: «Хлеб в обрядах и традициях русского народа»
Цель: « Ознакомление в Рождественских и Пасхальных обрядах с традициями связанными с хлебом.
Образовательные задачи:
Познакомить с обычаями и традициями русского народа .
Развивающие задачи:
Развивать интерес к традициям и обрядам на Руси.
Воспитательные задачи:
Прививать любовь к своей Родине, краю.
Сценарий образовательной ситуации.
I. Введение в ситуацию.
Воспитатель (в русском народном костюме , каравай с хлебом и солью):
Ребята, а вы не знаете, почему на руси по традиции дорогих гостей встречали с хлебом и солью?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Если вы затрудняетесь, хотите спросить у меня?
II. Актуализация имеющихся знаний.
Воспитатель:
Я, хочу пригласить вас на выставку- ярмарку хлеба. Обратите внимание, на разные виды хлеба и на красоту его оформления . Кто знает, как называется этот вид хлеба?
Дети: Каравай, хлеб.
Воспитатель: Каравай дошёл до наших дней с древних времён
« С караваем соль подносили.
Поклоняясь, отведать просили:
дорогой наш гость и друг
принимай хлеб – соль из рук».
С хлебом и солью встречали дорогих гостей. А если кто заходил в дом, должен был попробовать хлеба – соли и поклониться хозяевам.
Хлеб издавна был в большом почёте.
Воспитатель: Ребята, как назывался хлеб в старину?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Хлеб в старину называли « жито» от слова жить, он всегда был спутником человека на протяжении всей его жизни.
Круглый каравай был символом солнца, которому поклонялись наши предки. Каждый каравай к определённому празднику украшался по своему.
Воспитатель: Какие семейные праздники вы знаете?
Дети: Свадьбы, крестины.
Например: свадебные караваи украшались сложными узорами из теста и веточками калины.
Каравай был символом семейного счастья,его потом делили всем родственникам. (показ каравая)
Воспитатель:Что делали наши предки когда рождался ребёнок?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Когда рождался ребёнок, то навещать его шли, по древнему обычаю с хлебом , чтобы ребёнок рос счастливым .
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
Воспитатель: А какие обряды знаете где использовали хлеб или зерно? Дети: в рождественских обрядах, на Пасху, на встрече весны.
Воспитатель: В рождественских обрядах всегда использовался хлеб .(показ хлеба на выставке).
Потому что символ Рождества- это дидух, ржаной или пшеничный сноп. Его устанавливали на углу, и он стоял там до Крещения. Была обрядовая пища –это кутья.А что такое кутья?
Дети: Это сладкий рис с мёдом.
Воспитатель: Была ещё одна обрядовая пища – это пироги, которые пекли на щедрый вечер.
На Пасху пекли из сдобного теста обрядовый хлеб .
Воспитатель: Как называется такой хлеб?
Дети: Кулич.
Воспитатель: Куличи украшали пшеном, маком, сахарной пудрой (показ такого хлеба).
А чем вы украшаете куличи?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: На Руси очень любили встречать весну, на этот праздник
хозяйки пекли из теста жаворонков, ( по старинному обычаю). Дети с ними выбегали за село и призывали весну.(показ жаворонков)
Пекли печенье и на праздник Маковея ( 14 августа). Это медовые лепёшки с мёдом и маком.
Как видим , ни один из обрядов не обходился без хлеба, потому- что хлеб это жизнь, это благосостояние.
Словесная игра: « Продолжи пословицу»
«Хоть не богат, а гостям рад».
« Что есть в печи, всё на стол мечи»
«Хлеб на стол, так и стол – престол»
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска,
А хлеба край, так и под елью рай»
« Гостю щей не жалей, погуще налей».
Воспитатель: Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли приписывались свойства « оберега».
Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях.
Поэтому, преподнести хлеб – соль означало поделиться с гостем самым дорогим выражением своего уважения.
«Без соли, без хлеба худая беседа»
Традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом,
Но и хлеб – солью сохранилась и в наши дни.
III. Итог.
Интересной была экскурсия по обычаям и традициям?
Что вам было интересно?
Я надеюсь , вы расскажите своим близким о том что вам показалось интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей 2 младшей группы к изучению традиций и обрядов русского народа.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к праздникам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Детство –...
Доклад из опыта работы на тему:"Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"
Доклад на тему :"знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: "Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа"
ДОКЛАДНА ТЕМУ: "Знакомство дошкольников с историей, традициями и обрядами русского народа". Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоце...
Презентация "Традиции и обряды русского народа"
Цель:Вызвать интерес у детей к русским традициям....
Консультация для воспитателей. Обычаи, традиции и обряды русского народа.
Русский народ – представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 86% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Ру...
Конспект открытого занятия в старшей группе "Традиции и обряды русского народа"
Развитие нравственно-эстетических и патриотических ценностей через приобщение к миру русской культуры....
Консультация для воспитателей на тему: Обычаи, традиции и обряды русского народа.
История русского народа. Религия. Гоударственный язык. Русский национальный костюм. Устройство русской избы. Народные промыслы. Связь обрядов и традиций с семейной жизнью. Крещение. Главные православн...