Конспект "Народная культура и традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Решетова Наталья Александровна

Конспект занятия "Народнаякультура и традиции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_narodnaya_kultura_i_traditsii.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Культура и традиции русского народа»
Занятие в средней группе.

Цель:

-Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе.
-Познакомить с некоторыми историческими событиями и культурой.

Задачи:

-Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Оборудование: 

Географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи, крупы.

НОД:

На доске висит географическая карта России

Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с вами поговорить о нашей стране. Как называется наша страна, в которой мы живем? (Ответы детей)

Воспитатель показывает указкой границы России и рассказывает:

Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезный ископаемые: уголь, железо и другие металлы. Столица нашей Родины -
г. Москва. Наша страна очень богатая. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Как же образовалось такое огромное государство Россия?! Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали земли. Но когда на Русь – нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И Россия стала большим и сильным государством.

Воспитатель: Богата наша страна не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми. Мы с вами говорили о талантах русского народа. В чем же он проявился? Что русский народ умел делать очень хорошо? Что вы сами любите с детства слушать? (Ответы детей)

Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
(Воспитатель выставляет книги с русскими народными сказками)

Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)

Воспитатель: Русский народ сочинял красивые песни, русские люди любили водить хороводы, а еще устраивать ярмарки. Ребята, мы с вами попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров.

(Воспитатель предлагает нескольким детям выбрать по одному изделию). Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.

(Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских игрушках, хохломских изделиях, свистульках, кружевах, матрешках...)

Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?(ответы детей).

Воспитатель: Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно означает передача, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.
Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день Восьмого марта и др.
Есть традиции всенародные: празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами и катанием на горках...
А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.
Что выращивают в России?

Дети: овощи, фрукты, пшеницу, рожь.

Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай ... 
(Внести хлебные изделия, рассмотреть и назвать их с детьми)

Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи?
(ответы детей)

Дидактическая игра «Узнай на ощупь» (овощи)

Воспитатель: У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят наши люди?

Дети: Кашу.

Физкультминутка «Кашка-малашка»

Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока. 
(“Наливаем молоко”)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, 
(соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. 
(Дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. 
(“Держим кувшин двумя руками”)
Сахар и соль мы ложкой кладем, 
(соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. 
(Дающее движение рук)
(Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. 
(“С трудом наливаем”)
Сахар и соль мы горстями кладем, 
(соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем 
(дающее движение рук)

Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?

Дети: Из крупы.

(На столе баночки с крупами)

Воспитатель: Назовите крупы.

Дидактическая игра: «Какая каша?»

(Из манки – манная, из пшена – пшенная, из гречки – гречневая, из риса - рисовая, из кукурузы – кукурузная, из ячки - ячневая.)

Итог занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране, о талантах русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Что нового вы сегодня узнали? Какие традиции и таланты нашего народа вам запомнились? Мы еще будем с ними знакомиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Формирование у детей представления о традициях и быте чувашского народа, пробуждение интереса к истории чувашской культуры и традиции

16 декабря 2022 года воспитанники группы «Непоседы» вместе с воспитателями и с родителями посетили Аликовский литературно-краеведческий музей.     Цель...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...