Проект «Перелетные птицы» с детьми среднего дошкольного возраста (2021 г.)
проект по окружающему миру (средняя группа)
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе, о перелетных птицах в весенний период, о весеннем празднике «Международный день птиц» и историей его возникновения.
Цель проекта:
расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pereletnye_ptitsy.docx | 86.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Каменский детский сад»
Проект «Перелетные птицы»
с детьми среднего дошкольного возраста
Выполнила: Сухова Надежда Александровна,
воспитатель
первой квалификационной категории
с. Каменки, 2021 год
Паспорт проекта
1.Актуальность проекта.
Тема проекта «Перелетные птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас, принося людям пользу и радость. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проблема проекта: проведенная предварительно диагностика показала, что у ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц, не знают причин отлёта перелетных птиц в тёплые края. Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что – полезно. Настоящий проект позволит закрепить в памяти детей названия перелетных птиц, углубить и расширить знания о перелетных птицах, познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц и весенний прилет, понять его причины, послужит воспитанию заботливого и бережного отношения к птицам.
Цель проекта:
расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи проекта:
1. закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц;
2. уточнить представления о перелетных птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
3. изучать особенности отлёта и прилета перелётных птиц
4. формировать бережное отношение к природе.
Тип проекта: информационно – исследовательский, групповой, краткосрочный, творческий.
Участники проекта: воспитатели и воспитанники средней группы,
музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: с22.03.2021 - 02.04.2021 г.
Ожидаемые результаты проекта:
1. В ходе реализации проекта расширять знания детей о птицах родного края, их особенностях и значении в жизни человека и природы.
2. Повысить экологическую грамотность.
3. Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио видеозаписи о птицах родного края).
1 этап - Подготовительный
-Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
-Подбор дидактического материала и игр.
-Подбор картинок и иллюстраций.
-Работа с методическим материалом и литературой по данной теме.
2 этап - Основной
Схема реализации проекта
Образовательные области | Содержание |
Познавательное развитие | Просмотр презентаций «Угадай по голосу», «Перелетные птицы» Беседы: «Почему птицы улетают в теплые края?» «Какие птицы возвращаются первыми и последними весной?» «Кто где живет?» «Как мы о птицах заботимся?» «Пользу или вред приносят птицы?» «Меню птиц» Ежедневные наблюдения за птицами. рассматривание картин: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. И. Левитан «Весна. Большая вода» Дидактические игры «Один-много», «Сколько птиц прилетело?», «Счет птиц», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Узнай по голосу», «Что едят птицы». Настольные игры «Разрезные картинки», «Перелетные птицы». |
Речевое развитие | Беседа «Птицы зимующие и перелётные» Игра «Назови ласково» Игра «У кого какое тело?» «Угадай-ка» (загадки о перелетных птицах) Упражнение «Закончи предложение» Д/и «Назови одним словом» Д/и «Назови ласково» Д/и «Птицы и их детеныши» Д/и «Составь рассказ о птице» Составление рассказов по схеме Пальчиковые игры: «Птички», «Ласточка» Стихи о перелетных птицах: Александрова А. «Скворцы», В. Берестов «Птицы» А. Барто «Журавли». Г. Ладонщиков «Скворцы» Рассказы: Куприн А. И. «Скворцы» «Песня скворца» Соколов-Микитов И. С. «Жаворонок» Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона». Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», поговорки, пословицы о птицах |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование "Прилетели грачи", «Скворец в скворечнике», раскраски по теме. Аппликация «Скворечник», пластилинография «Птичка в гнездышке» Лепка «Птенцы в гнёздышках». Конструирование из бумаги: «Жаворонок». Конструирование из крупного строительного материала «Скворечник» Слушание аудиозаписи «Голоса птиц» |
Физическое развитие | Подвижные игры «Птички в гнёздышке», «Лягушки и цапля», «Совушка» Физминутки «Аист», «Птица», «Лебеди» |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры «Птичий двор» Танцевально-игровое творчество детей. |
3 этап – Заключительный
Музыкальное развлечение «Встреча птиц»
Продукт проекта:
1. Картотека по теме «Перелётные птицы»
2. Выставка детского творчества
3. Альбом «Перелётные птицы»
4. Подборка детской литературы по теме «Птицы»
5. Маски-ободки для театрализованной деятельности.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важная проблема на современном этапе. С каждым годом её значение становится всё сильнее. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения всех людей, повышая их экологическую грамотность и культуру.
Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской деятельности. Неумолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе.
И только тогда, когда ребёнок путём собственной поисковой деятельности узнает больше об определённом виде животного, птицы… «проживёт» с ними часть жизни, только тогда можно говорить о воспитании у ребёнка гуманных чувств, осознанно-бережного отношения к природе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
1. В реализации проектной деятельности дети научились:
- задавать вопросы;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- сочинять сказки, истории о птицах.
- знания детей о птицах расширились.
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. Дети научились подкармливать птиц. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам.
4. Повысился познавательный интерес у детей.
-Заинтересованность детей темой о птицах, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
-Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о птицах.
-Рассказы детей о наблюдении за птицами.
-Выставка рисунков и поделок о птицах.
- Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры «Как мы птиц встречали».
-Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги скворечников по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
-Организация выставки рисунков и работ детей: «Птицы весной», лепка «Птички в гнёздышке», аппликация «Скворечник».
- Тематическое развлечение «Встреча птиц»
Приложение 1
Составление рассказа по картине А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
Однажды художник пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, приобрело особую силу и очарование. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Вот такую картину наблюдал, и художник Алексей Кондратьевич Саврасов на окраине русского села. Он радовался весне, прилету грачей. И написал картину, которую так и назвал — «Грачи прилетели».
Что же интересного увидел художник? Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.
Расскажите о грачах. Что они делают? Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Как много грачей и больших грачиных гнезд!
Какие же деревья выбрали грачи? Расскажите о них. В центре нарисована старая корявая береза, рядом с ней еще одна, а сбоку, справа, несколько молодых стройных березок. Кажется, что их голые ветви ожили, потеплели, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Художник нарисовал березы в центре, крупно; мы видим их во весь рост потому, что полотно картины расположено вертикально.
Как вы думаете, почему грачи выбрали это место для своих гнезд? Здесь спокойно: это окраина небольшого села. Мы видим забор, за ним несколько низких деревянных домов и старую белокаменную церковь с колокольней, а дальше — поля с еще лежащим кое-где потемневшим снегом.
Расскажите о снеге. Какой он? Он потемнел, стал рыхлым, серым, грязноватым. Местами снег подтаял: мы видим лужицу, есть проталинки и у корней берез и в других местах.
А есть ли на картине солнце? Как вы догадались? Да, солнышко чуть просвечивает сквозь облака, оно еще неяркое. Мы видим это по теням от берез на снегу. А что можно сказать о небе? Какое оно? Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Как бы вы назвали эту картину? В картине что чувствуется? Радость пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и легкая печаль по уходящей зиме.
Приложение 2
Сценарий праздника «Встреча птиц»
для средней группы
Цель. Формирование основ экологической культуры, привлечение внимания детей к птицам родного края.
Задачи:
- обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни;
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
- продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, веснянками, песнями;
- воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям народа.
Предварительная работа:
- беседы на темы: "Перелетные птицы", «Зимующие птицы», «Наши пернатые друзья», "Что было бы, если бы не было птиц" и др.
- рассматривание иллюстраций, репродукций картин на тему «Птицы»;
- чтение художественной литературы С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда", А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина "Ласточка", "Воробьи";
- разучивание стихотворений, песен, игр, хороводов;
- знакомство с подвижными играми: "Совушка-сова", "Огородник и воробей", "Зимующие и перелетные птицы", "Какая птица прилетела (улетела)", "Воробышек, чирикни";
- подготовка костюмов птиц и животных.
Оборудование: костюмы животных и птиц, народные костюмы, картинки из серии «Птицы», шапочки перелётных птиц, солнышко и ленточки разного цвета для подвижных игр, птички-оригами.
Звучит русская народная мелодия , дети входят в зал. В народных костюмах « змейкой» двигаются за ведущей, останавливаются возле стульев.
Ведущая:
Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей,
Ручейки в лесу поют,
И подснежники цветут.
Пробудилось всё от сна
– Это к нам пришла…
Дети: ВЕСНА!
Ведущая: Да что же это она к нам в зал не зашла, кто нам скажет, где она?
Дети: (В шапочках зверят)- Мы!
Ведущая:
Расспросим мы у всех зверят,
Как привести Весну в наш сад!
Зверята, детям помогите,
Весну скорее отыщите!
Мишка:
Зачем меня вы разбудили?
И про Весну зачем спросили?
Всю зиму я в берлоге спал,
Весны пока я не видал!
Лиса:
Я много бегаю по лесу,
Ищу поесть деликатесу.
Но я Весну и не видала
Она, как видно, опоздала!
Волк:
Я тоже бегаю по лесу.
Весну я жду из интересу!
Устал я бегать по снегам,
Зимою холодно ногам!
Белка:
Весь день по веточкам скакала,
Весны я сверху не видала.
Её я жду не для потехи!
В дупле кончаются орехи!
Дятел:
Спросите лучше у Совы,
У этой умной головы!
А я все мысли простучал!
От стука - в голове аврал!
Синица:
Скорей вам надо торопиться,
Идите к дому мудрой птицы,
По тропке километра два,
А там написано "Сова"
Галка: А я хорошая гадалка,
Лесная птица-тётя Галка!
Я про Весну все сплетни знаю!
Я-экстрасенс! Я погадаю!
Ведущая:
Нет-нет, не верим мы в приметы,
Доверья к предсказаньям нету.
К Сове с ребятами идём,
Ты покажи её нам дом!
Сова (ведущая, надевает маску, накидку, превращается в «Сову»):
Я тут, я вас прекрасно слышу!
И ваш вопрос уже предвижу!
Танцуйте! Громко запевайте!
Весну вы в гости зазывайте!
А я её потороплю!
Признаюсь, я её люблю!
Песня « Весенний хоровод»
Звучит музыка в зал входит Весна
Весна:
Знаю, ждут меня повсюду,
Всем на свете я нужна.
Приношу я радость людям,
И зовут меня - Весна!
На луга, поля, дубравы
Щедро лью тепло и свет,
Чтоб росли хлеба и травы,
А сады усыпал цвет.
Здравствуйте, ребята!
Дети и ведущая хором:
Весна, здравствуй, как дела?
Весна: У меня уборка.
Дети: Для чего тебе метла?
Весна: Снег мести с пригорка.
Дети: Для чего тебе ручьи?
Весна: Мусор смыть с дорожек.
Дети: Для чего тебе лучи?
Весна: Для уборки тоже.
Всё промою, просушу –
Вас на праздник приглашу.
Ведущая:
Здравствуй, милая Весна,
Очень ждали мы тебя.
С нами в круг скорей вставай
Хоровод свой начинай!
Игра «Весеннее солнышко»
Весна: Солнышко по небу ясному катилось
На детей веселых подивилось.
Все румяны и пригожи, хороши!
Веселитесь, дети, от души!
Ждёт весёлая игра, поиграем детвора!
(Весна берет в руки солнце)
Зима прошла, Сужают круг, притопывая.
Весна пришла. Расширяют круг, притопывая.
Красно солнышко- Поворот вокруг себя вправо, руки на поясе.
Колоколнышко - Поворот вокруг себя влево, руки на поясе.
Весело сияет, Выполняют «фонарики».
С детками играет! шаги вперёд-назад, руки на поясе.
Гори солнце ярче, лето будет жарче.
А зима теплее, а весна милее. Солнце - Горю!
Я сейчас вас догоню. (Весна догоняет детей, дети убегают на стульчики.)
Ведущая:
Весть на юг по ветру мчится,
Что весна пришла в наш край.
И летят к нам с юга птицы,
Много – много птичьих стай.
Весна: С приходом весны все оттаивает вокруг, зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетали в теплые края. Птицы – это мои гонцы. Я их выслала вперед. А знаете ли вы птиц? Я вам загадаю про них загадки, а вы отгадайте. А отгадку найдете у меня в корзинке (ребенок угадывает птичку, берет картинку в корзинке и вешает на дерево)
- Не ворона, не синица.
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку.
Раздалось в лесу: «Ку-ку». (Кукушка)
2. Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый.
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней. (Грач)
- Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели?
Голосистей и нежней…
Кто же это?. (Соловей)
- Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет. (Жаворонок)
- Этих птиц всегда мы ждём и для них построим дом.
Скоро прилетят певцы, голосистые (скворцы)
- Угадайте, что за птичка —
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Ведущая:
Песню звонко запоем
Птиц на праздник позовем.
Песня « Весняночка»
Весна: танцевали, песни перепели, птицы тут же прилетели.
Игра малой подвижности "Грачи летят".
Дети становятся в круг, грач (ведущая) ходит внутри круга и произносит свои слова:
-Грачи летят, на всю Русь трубят:
"Чу - чу- чу - мы несем весну!"
"Гу-гу-гу - не догнать никому!"
«Летят, летят!" - отвечают дети и машут руками.
-Пчелы летят, гудят, бурчат:
"Жу-жу-жу - медову несем сыту"
-"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
-Поросята летят, полосаты визжат:
"Хрю-хрю-хрю - надело нам в хлеву! – дети присели
-Синицы летят, на всю Русь кричат:
"Дзю-дзю-дзю - не поймать никому!"
-"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
-Комары летят, кричат, пищат:
"Ду-ду-ду - не уйти никому!"
"Летят! Летят!" - отвечают дети и машут руками.
-Медведи летят, толстопяты рычат:
"Ру-ру-ру - надоело нам в лесу!"- дети присели.
Грач: Кто был внимательным во время игры и все правильно делал, тот и выиграл. Давайте похлопаем друг другу. (Грач снимает накидку и маску и превращается в ведущую).
Ведущая: По поверьям, весну приносят на своих крыльях птицы.
Ребята, а каких перелетных птиц вы знаете? Назовите их (ответы детей - перелётные: ласточка, стриж, грач, скворец, журавль, жаворонок). Вот теперь птицы будут нас радовать своим пением и зимой, и летом
А чем ещё полезны птицы? (Ответы детей)
Ведущий: Весна – Красна, а наши дети разные стихотворения знают о птицах и весне.
Стихи читают дети
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой. Никон
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Жаворонок полевой,
Нет певца чудесней! Данила
В чистом поле — домик твой.
В ясном небе — песня.
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края. Алена
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…»
Игра «Собери червяков». Ленты разного цвета раскладываются на полу, по сигналу 2 игрока собирают «червей». Выигрывает тот, кто больше соберет лент.
Ведущая: А мы наш праздник продолжаем, веселый танец начинаем
Общий танец «Весенняя парная полька» (Солнышко смеется, а сосульки плачут…»
Ведущий: Как сегодня много вы узнали о птицах. Спасибо, Весна, что пришла к нам в гости. Наши дети всегда будут беречь птиц, заботиться о них, помнить, что птицы - наши друзья.
Птички, птички, прилетайте!
И квартиры выбирайте,
Кто скворечник, кто дупло,
Чтобы было вам тепло!
Стройте гнёздышки из веток,
Выводите своих деток,
Веселите песней нас
Каждый день и каждый час!
Гнёзда пухом выстилайте
И листочком укрывайте,
Чтоб не мокнуть под дождём,
С нетерпением вас ждём!
Весна: Порадовали вы меня своими знаниями. Ребята, птицы наши друзья. Обижать их нельзя. Они приносят пользу, украшают нашу природу, а как красиво они поют. Ребята, наш праздник подходит к концу. За ваше старание я хочу подарить вам небольшие сувениры. Это жаворонки. Я хочу подарить вам не только этих жаворонков, но и много радостных, солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому и приносить счастье. Раздает бумажных птичек.
Весна прощается и уходит. Дети под музыку возвращаются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Домашние птицы" (для детей среднего дошкольного возраста)
Паспорт проекта.Название проекта: "Домашние птицы"Тип и вид проекта: творческийПродолжительность проекта: краткосрочныйУчастники проекта: воспитатель, логопед, дети средней логопедической группы, роди...
Педагогический проект «Моя семья» с детьми среднего дошкольного возраста
Педагогический проект "Моя семья" с детьми среднего дошкольного возраста воспитателя МАДОУ детский сад №14 г. Гусев...
Проект Театрализованные игры с детьми среднего дошкольного возраста
Развитие речи является центральной задачей воспитания детей. Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к ее усвоени...
Конспект НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» на тему ««Перелетные птицы» для детей среднего дошкольного возраста.
Конспект НОД по ОО«Художественно – эстетическое развитие»на тему ««Перелетные птицы» для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект НОД Конспект НОД по ОО «Художественно – эстетическое развитие» на тему «Перелетные птицы» для детей среднего дошкольного возраста.
Конспект НОД Конспект НОД по ОО«Художественно – эстетическое развитие»на тему «Перелетные птицы»для детей среднего дошкольного возраста....
Отчёт по самообразованию "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми среднего дошкольного возраста" 2021-2022 учебный год
quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми, сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни...