Проект «Осеннее волшебство» Во второй младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ САД № 844
Проект «Осеннее волшебство»
Во второй младшей группе
Подготовила и провела воспитатель
Губанова Ольга Владимировна
Москва 2014 год
Проект во второй младшей группе
«Волшебница осень»
Тема: «Волшебница осень»
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Тип проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный работник.
Возраст детей: 3-4 года.
Проблема: Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с осенью — как временем года, её характерных признаках, развить творческие способности, исследовательскую деятельность, связную речь.
Актуальность проекта: Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Учитывая особенности детей этого возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт и что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами и с чем он может действовать сам, мы решили привлечь к изучению темы «Осени» родителей. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой природы, не поддерживают детскую любознательность. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие, через прямой контакт ребенка с природой.
Цель проекта: Знакомство детей с красотой осенней природы и ее дарах.
Задачи проекта для детей:
Образовательные:
- познакомить детей с основными признаками осени, с понятием «время года – осень»;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
Развивающие:
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта для родителей:
1. Изготовить поделки из природного материала
3. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение
Название итогового мероприятия проекта: «Осень, осень в гости просим!»
Продукты проекта для детей:
1. Выставка детских работ
2. Коллективная работа «Осеннее дерево»
Продукты проекта для родителей:
1. Выставка поделок «Осенние фантазии»
2. Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку»
3. Консультация для родителей «Как сберечь природу»
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе;
2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;
3. Развить творческие способности у детей.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей:
1. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.
2. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Форма реализации:
- дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры.
- непосредственно образовательная деятельность;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций, открыток;
- использование DVD для просмотра презентации об осени;
- работа с родителями.
Используемые виды деятельности:
- Познавательно-исследовательский;
- Игровой;
- Чтение художественной литературы;
- Продуктивный;
- Труд;
- Коммуникативный;
- Двигательный;
- Музыкально-художественный;
Этапы проектной деятельности:
1 этап Подготовительный:
Воспитатели:
1. Составление плана работы над проектом
2. Сбор материала необходимого для реализации проекта
3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта
4. Изготовление дидактических игр и пособий
5. Разработка конспектов НОД по планируемой теме
Родители:
1. Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.
2. Дома вместе с детьми изготовить поделки из природного материала для выставки в детском саду.
2 этап Основной:
Образовательные области. | Задачи | Виды детской деятельности. |
Познание | Познакомить детей с основными признаками осени в природе. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление о многообразии и пользе овощей; Закрепить обобщающее понятие «овощи», «фрукты» названия различных овощей и фруктов. Закрепить знания о месте их произрастания — огород, сад. Закрепить умение описывать овощи и фрукты по характерным признакам, согласно схеме. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности, определять с помощью опыта свойства предметов. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. | Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев. Ознакомление с природой: Беседы: «Осень в гости к нам пришла» «Какая сегодня погода» «Дары осени» (овощи и фрукты) «Как изменилась одежда людей». Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада. Исследовательская деятельность: «Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать соком». «Тонет – не тонет». Дидактические игры: «Какое время года» «Найди такой же листик» «Чудесный мешочек» «Что растет на грядке» «Собери картинку (разрезные овощи)» |
Социально –коммуникативное развитие | Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; формировать доброжелательное отношение друг к другу Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. | Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку» «Сварим суп из овощей» «Магазин овощей». Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. Сбор гербария. |
Речевое развитие | Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; упражнение в складывании разрезной картинки; развитие зрительного восприятия и памяти; развитие двигательного воображения и координации движений. | Рассматривание картин: «Прогулка в лесу» «Уборка урожая» Чтение художественной литературы: А. Блок «Зайчик» З. Александрова «Дождик» А.К. Бальмонт «Осень» В. Авдиенко «Осень Ю. Тувим «Овощи» М. Дружинина «Весёлый огород», Е. Бацева «Сказка про фрукты», В М. Пришвин «Листопад». Русская народная сказка «Вершки и корешки» Пальчиковые игры: «Компот», «Вышли пальчики гулять», «Мы капусту рубим». |
Художественно-эстетическое развитие | Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие. формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки. | Разучивание: песня «Осень», «Дождик». танец «Листочки», «Ёжики». Рисование: «Разноцветный ковер из листьев». Аппликация: «Осеннее дерево» (коллективная работа). Лепка: «Овощи с огорода». Бумажный театр «Репка». Просмотр мультфильма «Мешок яблок».
|
Физическое развитие | Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику. Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением. | Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Листопад», «Урожай», Хороводная игра: «Кабачок». Физминутки: «Мы листики осенние», «Ветер дует нам в лицо», «Ходит осень по дорожке». |
3 этап Заключительный:
- оформление выставки детских работ: «Осень»;
- оформление выставки «Осенние фантазии» (совместно с родителями);
- развлечение «Осень, осень в гости просим!»;
1. Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей и фруктов.
2. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности.
3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Приложение:
Сюжетно-ролевая игра «Оденем Куклу на прогулку».
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: кукла, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей».
Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей».
Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.
Дидактическая игра «Что растёт на грядке».
Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять в назывании овощей, формировать понятие «овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить к двигательной импровизации.
Материал: муляжи овощей, предметные картинки с изображением овощей (огурец, лук, капуста, помидор, морковь), корзинки, кукла.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.
В: Посмотрите-ка ребята
Урожай у нас богатый-
Очень много овощей.
Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.
Предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберёт?»
Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.
Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.
Пальчиковая игра «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми кистями вниз-вверх).
Мы морковку трём, трём, (движения кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим, солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью).
Мы капусту жмём, жмём, (интенсивное сжимание рук в кулаки).
А потом в рот кладём. (поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук).
Дети садятся на стульчики, и проводится игра «Расскажем про наши овощи кукле Маше».
Дети поочерёдно берут из корзины овощи (муляжи) и рассказывают, что это и какого цвета (это огурец, он зелёный).
Кукла Маша приглашает всех в хоровод «Огородная».
Есть у нас огород
Там своя морковь растёт…
Кукла Маша угощает детей морковкой, прощается и уходит.
Дидактическая игра «Найди такой же листик»
Цель: Нахождение предметов по сходству.
Ход игры:
Игра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех детей по одному листу от разных деревьев (береза, липа, яблоня). Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки (листья березы)». После этих слов дети с листьями березы в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «Подул сильный ветер. Все листочки полетели».
Правила игры. Бежать («лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель.
Дидактическая игра «Какое время года».
Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты).
Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Дидактическая игра «Собери картинку (разрезные овощи)».
Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.
Беседа «Осень в гости к нам пришла».
Цель: развитие умения замечать изменения в природе.
Беседа «Какая сегодня погода».
Цель: формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Беседа «Дары осени».
Цель: формирование представлений о здоровой пище.
Беседа «Как изменилась одежда людей».
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды люде от состояния погоды. Развивать эстетическое восприятие, вкус.
Рассматривание картин «Прогулка в лесу».
Программное содержание:
Совершенствовать умение рассказывать по картине.
Обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу.
Продолжать учить подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения.
Воспитывать бережное отношение к лесу.
Рассматривание картин «Уборка урожая».
Программное содержание:
Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.
Подвижная игра «Листопад».
Программное содержание: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.
Материал: осенние листья.
Ход игры:
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети).
Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»
По желания детей игра продолжается 2-3 раза.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Программное содержание: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Подвижная игра «У медведя во бору».
Программное содержание: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
Подвижная игра «Собери урожай».
Цель: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.
Конспект НОД по рисованию на тему: "Разноцветные листья".
Цель: Расширение представления детей о природном явлении листопаде, учить идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги.
Материалы и оборудование: букет из опавших листьев разных деревьев, гуашь зеленого, красного, желтого цветов, кисти, банки с водой, половина альбомного листа, фланелеграф, картинки для фланелеграфа (листочки), мольберт, салфетки.
Ход занятия:
1.Создание игровой мотивации.
Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.
В: Как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто красивым, ярким ковром.
2.Дидактическая игра «Разноцветные листочки».
В: На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они цвета? (Ответы детей). У нас есть зеленые, и красные, и желтые листья (показывают картинки для фланелеграфа – разноцветные листья).
Проведение игры.
Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья.
Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут и рассыплются. Как же нам сохранить листочки? Мы можем их нарисовать. Для этого нужно выбрать краску. Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую краски? (Дети выбирают).
Физминутка:
Мы листики осенние.
На веточках сидели,
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
Дети выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.
3. Рисование "Разноцветный ковер из листьев".
В: Сегодня мы нарисуем много красивых листочков на деревьях. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом примакивания). Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только затем набрать краску нужного цвета. (Воспитатель рисует несколько листьев разного цвета). Мне нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковер. Поможете?
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать цвет листочка и нарисовать его на листе бумаги.
По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования она будет тщательно промыта и высушена.
4. Итог занятия.
В: Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные листочки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так все вместе мы создали красивый ковер, который будет украшать нашу группу.
Конспект НОД по аппликации «Осеннее дерево» (Клен)
(коллективная работа).
Цель: Создание осеннего дерева из кленовых листьев.
Задачи:
- познакомить детей с видом продуктивной деятельности - аппликацией;
- развивать ориентировку на листе бумаги;
- учить пользоваться кистью, клеем, салфеткой;
- закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге;
- развивать чувство цвета и композиции, воображения;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование: Половинка листа ватмана, на котором нарисован клен без листьев; вырезанные из цветной бумаги листья клена (желтые, красные, зеленые), клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка.
Ход занятия:
В: Ребята сегодня к нам в гости пришел Ежик. Давайте с ним поздороваемся.
Ребята, Ёжик пришел не просто так. Он хочет, чтобы мы ему помогли отгадать загадку и узнать какое сейчас время года.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень)
В: Ребята, а по каким приметам мы узнаем, что наступила осень?
Д: Идет дождь, дует ветер, холодно, сыро, пасмурно, пожелтели листья и т. д.
В: Наступила осень, листочки стали желтеть и опадать. А называется это листопадом. На прогулке мы с вами видели красивые осенние деревья, собирали опавшие листочки. А какого цвета листочки мы собирали? (ответы детей)
Да, листья осенью и жёлтые, и красные, и даже коричневые. Ребята, а хотите, чтобы красота осени была с нами подольше? (ответы детей)
Тогда давайте мы с вами сделаем своё осеннее дерево, которое будет радовать нас в группе своей красотой очень долго.
Посмотрите, что у вас на столе: ватман, на котором нарисовано дерево, кисти, клей, салфетки. Ребята, давайте сегодня нарисуем осенний наряд деревцу, ведь все деревья стоят нарядные, а наше дерево почему-то без листочков. Но сначала повторим его строение.
(дети называют строение дерева: корень, ствол, ветки).
В: Ребята, Ёжик принес нам сюрприз - кленовые листочки.
Клен ветвями шевелит
Листья осыпая
Тучка по небу бежит
Капельки роняя.
Давайте мы с вами наклеим эти листочки на наше дерево, чтобы оно стало красивым. Каждый может приклеить столько листочков, сколько захочет. Листья можно приклеить и на землю около дерева для того, чтобы было понятно, что на нашей картине листопад.
Продуктивная деятельность (аппликация).
Каждый ребенок выбирает красивый листочек, наносит на него клей и приклеивает на лист бумаги.
В: Молодцы ребята! Мне и Ёжику очень понравилось ваше дерево, теперь мы знаем какое сейчас время года, какие приметы у осени, что такое листопад.
Вы хорошо поработали и, наверно, устали, давайте немного отдохнем. Осень часто дует холодный, северный ветер, давайте поиграем с ветром.
Физминутка: «Ветерок»
Ветер веет над полями,
И качается трава,
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Качают руками над головой.)
Мы вперед руками вертим.
И у нас тут дует ветер.
А теперь назад покрутим.
Снова ветер делать будем. (Вращение рук вперед.) …..
В: Ребята, Ёжик хочет поиграть с нами в игру.
Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».
Ёжик-ёжик колкий. Пых-пых-пых.
У ежа иголки. Пых-пых-пых.
Он живет в лесочке. Пых-пых-пых.
Ищет там грибочки. Пых-пых-пых.
В: Нашему Ёжику пора домой. Давайте скажем ему спасибо за угощение. До свидания.
Конспект НОД по лепке «Овощи с огорода» (нанесение пластилина на поверхность).
Задачи:
- продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами;
-учить наносить пластилин на поверхность;
- развивать мелкую моторику рук,
-формировать знания об овощах;
-воспитывать отзывчивость и доброту.
Материалы: Корзинка с овощами, пластилин красного, зеленого, оранжевого цвета, игрушка – Зайчик, картон с нарисованным контуром тарелочки с овощами.
Прием лепки: Нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картины.
Ход занятия:
К детям в гости заходит бабушка Маша. Здоровается (дети здороваются с ней).
- Я иду к вам прямо с огорода. На грядках у меня вырос очень хороший урожай! Посмотрим, что я принесла в корзине. (Да).
Хорошо! Слушайте внимательно загадки:
1. Кто на грядке зеленеет,
И желтеет, и краснеет
он похож на светофор,
Это круглый (помидор).
Показывает помидор из корзинки.
-Молодцы! А, какого он цвета? (Красного). Правильно
2.Красна девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице? (морковь).
Достает из корзинки.
- Ай, какие молодцы, все знают! А какого морковь цвета? (помогает с ответом оранжевая).
3. Кто играет с нами в прятки,
На осенней грядке?
Весь под листиком Хитрец
Пупырчатый (огурец)
- Правильно, а какого огурец цвета (зеленого).
4.Наши зайцы не грустят,
Кочерыжками хрустят,
Зайцам из – за хруста
Нравится (капуста).
Б: - Молодцы ребята, все загадки отгадали, а как можно назвать одним словом капусту, морковь, огурец, помидор?
Д: - Овощи! (индивидуально, потом хором).
Физкультминутка: Овощи
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
Б: Когда я к вам шла то встретила у ворот детского сада зайчика, он плакал, из-за того, что дома его ждут голодные детки зайчики. Приготовим тарелочки с овощами для маленьких зайчат.
Показ воспитателя: Отщипывать маленькие кусочки от большого, наносить пластилин на картон и размазывать по картону внутри контура, обратить внимание на то какого цвета брать пластилин для моркови, огурца, помидора.
При необходимости помочь. Похвалить малышей за то, что они так постарались и набрали много овощей в тарелочки.
Обыграть поделки: зайчики будут сыты и вырастут большими и здоровыми.
Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -3-изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -368 с.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2007. -96с.
3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А.Ю. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 160с.- (Занятия с детьми).
4. Губанова Н. В. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе
Детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. -144с.
5. Гусева Т. А., Иванова Т. О, Картотека сюжетных картинок. Подвижные игры. Младший и средний дошкольный возраст. Издательство: Детство – Пресс, 2011.
6. Дергунская В.А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в сюжетной и сюжетно-ролевой игре. Учебно-методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2017. -128с.
7. Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2016. -192с.
8. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. -64с.: цв. вкл.
9. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.: цв. вкл.
10. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2007. – 96с., цв. вкл.
11. Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика- Синтез, 2007. -48с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen2015.pptx | 462.43 КБ |
proekt_osennee_volshebstvo.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТИП ПРОЕКТА Познавательный исследовательский Групповой Творческий игровой
Участники проекта Воспитатель Воспитанники средней группы 4-5 лет Родители Музыкальный работник
Проблема Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы.
Проблема В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с осенью — как временем года, её характерных признаках, развить творческие способности, исследовательскую деятельность, связную речь.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие, через прямой контакт ребенка с природой.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Учитывая особенности детей этого возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт и что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами и с чем он может действовать сам, мы решили привлечь к изучению темы «Осени» родителей.
Цель проекта Знакомство детей с красотой осенней природы и ее дарами; Закрепить представление детей об осени, как времени года; Расширить представление о свойствах листьев(зеленые, жухлые.)., Стимулировать желание самостоятельно делать выводы.
Задачи проекта для детей: Образовательные : познакомить детей с основными признаками осени, с понятием «время года – осень»; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов; расширять и активизировать словарный запас детей;
Задачи проекта для детей: Развивающие : развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе; развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
Задачи проекта для детей: Воспитательные : воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта для родителей: 1 . Изготовить поделки из природного материала 3. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : развлечение Название итогового мероприятия проекта: « Осенние посиделки!»
Продукты проекта для детей: 1. Выставка детских работ 2. Коллективная работа «Осеннее дерево»
Продукты проекта для родителей: 1. Выставка поделок «Осенние фантазии» 2. Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку» 3. Консультация для родителей «Как сберечь природу»
Ожидаемые результаты по проекту для детей: 1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе; 2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря; 3. Развить творческие способности у детей .
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ САД № 844
Проект «Осеннее волшебство»
Во второй младшей группе
Подготовила и провела воспитатель
Губанова Ольга Владимировна
Москва 2014 год
Проект во второй младшей группе
«Волшебница осень»
Тема: «Волшебница осень»
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Тип проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкальный работник.
Возраст детей: 3-4 года.
Проблема: Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для наблюдений: собирать природный материал для развития творчества. Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с осенью — как временем года, её характерных признаках, развить творческие способности, исследовательскую деятельность, связную речь.
Актуальность проекта: Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Учитывая особенности детей этого возраста, такие как: наглядно-действенное мышление; минимальный жизненный опыт и что малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его глазами и с чем он может действовать сам, мы решили привлечь к изучению темы «Осени» родителей. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой природы, не поддерживают детскую любознательность. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие, через прямой контакт ребенка с природой.
Цель проекта: Знакомство детей с красотой осенней природы и ее дарах.
Задачи проекта для детей:
Образовательные:
- познакомить детей с основными признаками осени, с понятием «время года – осень»;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
Развивающие:
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта для родителей:
1. Изготовить поделки из природного материала
3. Вовлечь родителей в педагогический процесс, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: развлечение
Название итогового мероприятия проекта: «Осень, осень в гости просим!»
Продукты проекта для детей:
1. Выставка детских работ
2. Коллективная работа «Осеннее дерево»
Продукты проекта для родителей:
1. Выставка поделок «Осенние фантазии»
2. Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку»
3. Консультация для родителей «Как сберечь природу»
Ожидаемые результаты по проекту для детей:
1. Обогатить и расширить знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе;
2. Пополнить словарный запас детей, как активного, так и пассивного словаря;
3. Развить творческие способности у детей.
Ожидаемые результаты по проекту для родителей:
1. Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей.
2. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Форма реализации:
- дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры.
- непосредственно образовательная деятельность;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций, открыток;
- использование DVD для просмотра презентации об осени;
- работа с родителями.
Используемые виды деятельности:
- Познавательно-исследовательский;
- Игровой;
- Чтение художественной литературы;
- Продуктивный;
- Труд;
- Коммуникативный;
- Двигательный;
- Музыкально-художественный;
Этапы проектной деятельности:
1 этап Подготовительный:
Воспитатели:
1. Составление плана работы над проектом
2. Сбор материала необходимого для реализации проекта
3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта
4. Изготовление дидактических игр и пособий
5. Разработка конспектов НОД по планируемой теме
Родители:
1. Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.
2. Дома вместе с детьми изготовить поделки из природного материала для выставки в детском саду.
2 этап Основной:
Образовательные области. | Задачи | Виды детской деятельности. |
Познание | Познакомить детей с основными признаками осени в природе. Закрепить знания об осенней одежде человека. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Расширить представление о многообразии и пользе овощей; Закрепить обобщающее понятие «овощи», «фрукты» названия различных овощей и фруктов. Закрепить знания о месте их произрастания — огород, сад. Закрепить умение описывать овощи и фрукты по характерным признакам, согласно схеме. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности, определять с помощью опыта свойства предметов. Развивать слуховую и зрительную память, внимание, воображение. | Рассматривание иллюстраций, обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, листьев. Ознакомление с природой: Беседы: «Осень в гости к нам пришла» «Какая сегодня погода» «Дары осени» (овощи и фрукты) «Как изменилась одежда людей». Целевая прогулка по территории детского сада. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на участке детского сада. Исследовательская деятельность: «Мягкое – твёрдое», «Можно ли рисовать соком». «Тонет – не тонет». Дидактические игры: «Какое время года» «Найди такой же листик» «Чудесный мешочек» «Что растет на грядке» «Собери картинку (разрезные овощи)» |
Социально –коммуникативное развитие | Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен; формировать доброжелательное отношение друг к другу Формировать умение создавать игровой сюжет, научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. | Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку» «Сварим суп из овощей» «Магазин овощей». Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. Сбор гербария. |
Речевое развитие | Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него; упражнение в складывании разрезной картинки; развитие зрительного восприятия и памяти; развитие двигательного воображения и координации движений. | Рассматривание картин: «Прогулка в лесу» «Уборка урожая» Чтение художественной литературы: А. Блок «Зайчик» З. Александрова «Дождик» А.К. Бальмонт «Осень» В. Авдиенко «Осень Ю. Тувим «Овощи» М. Дружинина «Весёлый огород», Е. Бацева «Сказка про фрукты», В М. Пришвин «Листопад». Русская народная сказка «Вершки и корешки» Пальчиковые игры: «Компот», «Вышли пальчики гулять», «Мы капусту рубим». |
Художественно-эстетическое развитие | Учить читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умения и драматизировать небольшие отрывки. передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки (опадают листья с деревьев); развивать эстетическое восприятие. формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение. Продолжать знакомить с круглой, овальной формой, уметь передать их в рисунке. Совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями круговыми движениями; закрепить приёмы вдавливания, оттягивания для получения необходимой формы. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Воспитывать умение внимательно слушать сказку, привлекать к посильному участию в драматизации сказки. | Разучивание: песня «Осень», «Дождик». танец «Листочки», «Ёжики». Рисование: «Разноцветный ковер из листьев». Аппликация: «Осеннее дерево» (коллективная работа). Лепка: «Овощи с огорода». Бумажный театр «Репка». Просмотр мультфильма «Мешок яблок». |
Физическое развитие | Развить ловкость, быстроту, внимание, учить действовать по сигналу. Закрепить знания по теме. Развивать мелкую моторику. Развивать воображение, ловкость, умение действовать по сигналу, выразительно выполнять движения, развить умение бегать в разных направлениях, научить детей управлять своим поведением. | Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Листопад», «Урожай», Хороводная игра: «Кабачок». Физминутки: «Мы листики осенние», «Ветер дует нам в лицо», «Ходит осень по дорожке». |
3 этап Заключительный:
- оформление выставки детских работ: «Осень»;
- оформление выставки «Осенние фантазии» (совместно с родителями);
- развлечение «Осень, осень в гости просим!»;
1. Дети расширили и обогатили свои знания об осени, о сезонных изменениях в природе происходящих осенью; о многообразии и пользе овощей и фруктов.
2. У детей развился интерес к наблюдениям, умение замечать прекрасное в разное время года; а также творческие способности.
3. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Приложение:
Сюжетно-ролевая игра «Оденем Куклу на прогулку».
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: кукла, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Сюжетно-ролевая игра «Сварим суп из овощей».
Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; закрепить названия овощей; развивать воображение; активизировать речь.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей».
Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.
Дидактическая игра «Что растёт на грядке».
Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять в назывании овощей, формировать понятие «овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить к двигательной импровизации.
Материал: муляжи овощей, предметные картинки с изображением овощей (огурец, лук, капуста, помидор, морковь), корзинки, кукла.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.
В: Посмотрите-ка ребята
Урожай у нас богатый-
Очень много овощей.
Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.
Предлагает поиграть в игру «Кто быстрее соберёт?»
Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.
Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.
Пальчиковая игра «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми кистями вниз-вверх).
Мы морковку трём, трём, (движения кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим, солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью).
Мы капусту жмём, жмём, (интенсивное сжимание рук в кулаки).
А потом в рот кладём. (поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук).
Дети садятся на стульчики, и проводится игра «Расскажем про наши овощи кукле Маше».
Дети поочерёдно берут из корзины овощи (муляжи) и рассказывают, что это и какого цвета (это огурец, он зелёный).
Кукла Маша приглашает всех в хоровод «Огородная».
Есть у нас огород
Там своя морковь растёт…
Кукла Маша угощает детей морковкой, прощается и уходит.
Дидактическая игра «Найди такой же листик»
Цель: Нахождение предметов по сходству.
Ход игры:
Игра проводится во время листопада. Воспитатель показывает лист и предлагает найти такой же. Собранные листья сравниваются по форме. У всех детей по одному листу от разных деревьев (береза, липа, яблоня). Воспитатель поднимает один из листьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот эти листочки (листья березы)». После этих слов дети с листьями березы в руках убегают. В конце игры воспитатель произносит: «Подул сильный ветер. Все листочки полетели».
Правила игры. Бежать («лететь») можно только тем детям, у кого в руках такой листок, какой показал воспитатель.
Дидактическая игра «Какое время года».
Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года, развивать слуховое внимание.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты).
Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
Дидактическая игра «Собери картинку (разрезные овощи)».
Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.
Беседа «Осень в гости к нам пришла».
Цель: развитие умения замечать изменения в природе.
Беседа «Какая сегодня погода».
Цель: формирование представлений о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе.
Беседа «Дары осени».
Цель: формирование представлений о здоровой пище.
Беседа «Как изменилась одежда людей».
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие предметы и детали одежды, обсудить их назначение, зависимость одежды люде от состояния погоды. Развивать эстетическое восприятие, вкус.
Рассматривание картин «Прогулка в лесу».
Программное содержание:
Совершенствовать умение рассказывать по картине.
Обогащать представления детей о том, какие деревья растут в лесу.
Продолжать учить подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения.
Воспитывать бережное отношение к лесу.
Рассматривание картин «Уборка урожая».
Программное содержание:
Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания.
Развивать внимание, память, мышление.
Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.
Подвижная игра «Листопад».
Программное содержание: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад», развивать внимание, память, закреплять знания о приметах осени.
Материал: осенние листья.
Ход игры:
Педагог говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто жёлтый, кто красный, кто большой, кто маленький».
Каждый ребёнок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.
Педагог рассказывает: «Листья лёгкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки. (Действия выполняют дети с жёлтыми листочками).
Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками).
Покружились и уселись на землю. (Дети приседают). Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся).
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (Дует взрослый, за ним дети).
Педагог продолжает: «Поднялись листья разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке). Закружились, закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю…листья»
По желания детей игра продолжается 2-3 раза.
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Программное содержание: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Подвижная игра «У медведя во бору».
Программное содержание: закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.
Подвижная игра «Собери урожай».
Цель: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.
Конспект НОД по рисованию на тему: "Разноцветные листья".
Цель: Расширение представления детей о природном явлении листопаде, учить идентифицировать желтый, зеленый, красный цвета, рисовать листья способом примакивания, равномерно располагая рисунок по всей поверхности листа бумаги.
Материалы и оборудование: букет из опавших листьев разных деревьев, гуашь зеленого, красного, желтого цветов, кисти, банки с водой, половина альбомного листа, фланелеграф, картинки для фланелеграфа (листочки), мольберт, салфетки.
Ход занятия:
1.Создание игровой мотивации.
Дети с воспитателем стоят у окна и наблюдают за падающими листьями.
В: Как красивы деревья в своем золотом и багряном одеянии! Посмотрите, как разноцветные листья, тихо кружась, падают на землю. Их так много на земле, как будто все покрыто красивым, ярким ковром.
2.Дидактическая игра «Разноцветные листочки».
В: На прогулке мы с вами видели красивые разноцветные листья. Какого они цвета? (Ответы детей). У нас есть зеленые, и красные, и желтые листья (показывают картинки для фланелеграфа – разноцветные листья).
Проведение игры.
Воспитатель раскладывает на столе картинки листьев и предлагает сначала выбрать и прикрепить к фланелеграфу зеленые, затем красные и желтые листья.
Осенние листья так красивы, что становится очень жалко их, потому что они быстро высохнут и рассыплются. Как же нам сохранить листочки? Мы можем их нарисовать. Для этого нужно выбрать краску. Вот у меня коробка с красками. Кто мне поможет выбрать зеленую, красную и желтую краски? (Дети выбирают).
Физминутка:
Мы листики осенние.
На веточках сидели,
Дунул ветер - полетели.
Полетели, полетели и на землю сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял,
Повертел их, покрутил и на землю опустил.
Дети выполняют действия (приседают, кружатся) в соответствии с текстом.
3. Рисование "Разноцветный ковер из листьев".
В: Сегодня мы нарисуем много красивых листочков на деревьях. Для рисования нам потребуется кисточка, которую мы должны сначала намочить в стакане с водой. Потом на ворс кисти нужно набрать немного краски, снять ее излишки о край баночки. Вот теперь я могу нарисовать первый листочек (рисует листок способом примакивания). Чтобы нарисовать листочек другого цвета, мне нужно хорошо промыть кисточку в стакане с водой и только затем набрать краску нужного цвета. (Воспитатель рисует несколько листьев разного цвета). Мне нужна помощь. Листочков нужно нарисовать очень много, чтобы у нас получился ковер. Поможете?
Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать цвет листочка и нарисовать его на листе бумаги.
По окончании работы педагог напоминает, что кисточка прослужит долго, если после рисования она будет тщательно промыта и высушена.
4. Итог занятия.
В: Посмотрите, какой замечательный рисунок получился у нас! Разноцветные листочки полностью закрыли белый лист бумаги. Вот так все вместе мы создали красивый ковер, который будет украшать нашу группу.
Конспект НОД по аппликации «Осеннее дерево» (Клен)
(коллективная работа).
Цель: Создание осеннего дерева из кленовых листьев.
Задачи:
- познакомить детей с видом продуктивной деятельности - аппликацией;
- развивать ориентировку на листе бумаги;
- учить пользоваться кистью, клеем, салфеткой;
- закреплять навыки аккуратного намазывания клеем листьев и приклеивания их к бумаге;
- развивать чувство цвета и композиции, воображения;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование: Половинка листа ватмана, на котором нарисован клен без листьев; вырезанные из цветной бумаги листья клена (желтые, красные, зеленые), клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка.
Ход занятия:
В: Ребята сегодня к нам в гости пришел Ежик. Давайте с ним поздороваемся.
Ребята, Ёжик пришел не просто так. Он хочет, чтобы мы ему помогли отгадать загадку и узнать какое сейчас время года.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (осень)
В: Ребята, а по каким приметам мы узнаем, что наступила осень?
Д: Идет дождь, дует ветер, холодно, сыро, пасмурно, пожелтели листья и т. д.
В: Наступила осень, листочки стали желтеть и опадать. А называется это листопадом. На прогулке мы с вами видели красивые осенние деревья, собирали опавшие листочки. А какого цвета листочки мы собирали? (ответы детей)
Да, листья осенью и жёлтые, и красные, и даже коричневые. Ребята, а хотите, чтобы красота осени была с нами подольше? (ответы детей)
Тогда давайте мы с вами сделаем своё осеннее дерево, которое будет радовать нас в группе своей красотой очень долго.
Посмотрите, что у вас на столе: ватман, на котором нарисовано дерево, кисти, клей, салфетки. Ребята, давайте сегодня нарисуем осенний наряд деревцу, ведь все деревья стоят нарядные, а наше дерево почему-то без листочков. Но сначала повторим его строение.
(дети называют строение дерева: корень, ствол, ветки).
В: Ребята, Ёжик принес нам сюрприз - кленовые листочки.
Клен ветвями шевелит
Листья осыпая
Тучка по небу бежит
Капельки роняя.
Давайте мы с вами наклеим эти листочки на наше дерево, чтобы оно стало красивым. Каждый может приклеить столько листочков, сколько захочет. Листья можно приклеить и на землю около дерева для того, чтобы было понятно, что на нашей картине листопад.
Продуктивная деятельность (аппликация).
Каждый ребенок выбирает красивый листочек, наносит на него клей и приклеивает на лист бумаги.
В: Молодцы ребята! Мне и Ёжику очень понравилось ваше дерево, теперь мы знаем какое сейчас время года, какие приметы у осени, что такое листопад.
Вы хорошо поработали и, наверно, устали, давайте немного отдохнем. Осень часто дует холодный, северный ветер, давайте поиграем с ветром.
Физминутка: «Ветерок»
Ветер веет над полями,
И качается трава,
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Качают руками над головой.)
Мы вперед руками вертим.
И у нас тут дует ветер.
А теперь назад покрутим.
Снова ветер делать будем. (Вращение рук вперед.) …..
В: Ребята, Ёжик хочет поиграть с нами в игру.
Пальчиковая гимнастика: «Ёжик».
Ёжик-ёжик колкий. Пых-пых-пых.
У ежа иголки. Пых-пых-пых.
Он живет в лесочке. Пых-пых-пых.
Ищет там грибочки. Пых-пых-пых.
В: Нашему Ёжику пора домой. Давайте скажем ему спасибо за угощение. До свидания.
Конспект НОД по лепке «Овощи с огорода» (нанесение пластилина на поверхность).
Задачи:
- продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами;
-учить наносить пластилин на поверхность;
- развивать мелкую моторику рук,
-формировать знания об овощах;
-воспитывать отзывчивость и доброту.
Материалы: Корзинка с овощами, пластилин красного, зеленого, оранжевого цвета, игрушка – Зайчик, картон с нарисованным контуром тарелочки с овощами.
Прием лепки: Нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картины.
Ход занятия:
К детям в гости заходит бабушка Маша. Здоровается (дети здороваются с ней).
- Я иду к вам прямо с огорода. На грядках у меня вырос очень хороший урожай! Посмотрим, что я принесла в корзине. (Да).
Хорошо! Слушайте внимательно загадки:
1. Кто на грядке зеленеет,
И желтеет, и краснеет
он похож на светофор,
Это круглый (помидор).
Показывает помидор из корзинки.
-Молодцы! А, какого он цвета? (Красного). Правильно
2.Красна девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице? (морковь).
Достает из корзинки.
- Ай, какие молодцы, все знают! А какого морковь цвета? (помогает с ответом оранжевая).
3. Кто играет с нами в прятки,
На осенней грядке?
Весь под листиком Хитрец
Пупырчатый (огурец)
- Правильно, а какого огурец цвета (зеленого).
4.Наши зайцы не грустят,
Кочерыжками хрустят,
Зайцам из – за хруста
Нравится (капуста).
Б: - Молодцы ребята, все загадки отгадали, а как можно назвать одним словом капусту, морковь, огурец, помидор?
Д: - Овощи! (индивидуально, потом хором).
Физкультминутка: Овощи
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
Б: Когда я к вам шла то встретила у ворот детского сада зайчика, он плакал, из-за того, что дома его ждут голодные детки зайчики. Приготовим тарелочки с овощами для маленьких зайчат.
Показ воспитателя: Отщипывать маленькие кусочки от большого, наносить пластилин на картон и размазывать по картону внутри контура, обратить внимание на то какого цвета брать пластилин для моркови, огурца, помидора.
При необходимости помочь. Похвалить малышей за то, что они так постарались и набрали много овощей в тарелочки.
Обыграть поделки: зайчики будут сыты и вырастут большими и здоровыми.
Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. -3-изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -368 с.
2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2007. -96с.
3. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А.Ю. Занятия по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 160с.- (Занятия с детьми).
4. Губанова Н. В. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе
Детского сада. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. -144с.
5. Гусева Т. А., Иванова Т. О, Картотека сюжетных картинок. Подвижные игры. Младший и средний дошкольный возраст. Издательство: Детство – Пресс, 2011.
6. Дергунская В.А., Харчевникова А. Н. Педагогическое сопровождение детей 2-4 лет в сюжетной и сюжетно-ролевой игре. Учебно-методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2017. -128с.
7. Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Вторая младшая группа. Учебно-методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2016. -192с.
8. Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. -64с.: цв. вкл.
9. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Сценарии занятий- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.: цв. вкл.
10. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2007. – 96с., цв. вкл.
11. Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика- Синтез, 2007. -48с.
12. Пальчиковые игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/12/19/palchikovye-igry-po-teme-osen.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая» во второй младшей группе
В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логиче...
Проект " Осень золотая" для второй младшей группы
надеюсь кому- то пригодится в работе...
Проект «Яркая Осень» для детей второй младшей группы.2014 г.
Проект «Яркая Осень» для детей второй младшей группы....
Проект "Осень Золотая" во второй младшей группе.
Этот проект поможет вам познакомить детей с красотой осенней природы....
Праздник осени. Сценарий осеннего праздника во второй младшей группе "Волшебница осень" Развлечение для второй младшей группы.
Цель: создание праздничного настроения. Задачи: формировать у детей интерес к явлениям природы; воспитывать бережное отношение к природе; развивать музыкально-ритмические навыки, творче...
Технологическая карта реализации проекта «Осень золотая» во второй младшей группе
У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: ...
Примерная план-карта проекта "Осенние подарки" для второй младшей группы.
План-карта проекта "Осенние подарки" содержит материалы для работы с детьми второй младшей группы....