Почему мыло пенится
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательно – исследовательские.
• Изучить историю возникновения мыла.
• Рассмотреть все многообразие мыльной продукции.
• Провести эксперимент образования пены.
• Выяснить, во всей ли мыльной продукции есть пена.
• Узнать, какие условия способствуют появлению пены в мыле.
• Показать ребятам группы примеры использования мыльной пены в продуктивной художественной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_mylo_penitsya.doc | 88.5 КБ |
istoriya_vozniknoveniya_myla.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида
№ 22» г. Аша Челябинская область
КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕМА: «ПОЧЕМУ МЫЛО ПЕНИТСЯ? И ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПЕНА»
(КРУЖКОВАЯ РАБОТА)
Составитель: воспитатель
Алексеева Наталья Михайловна
АША,2021
КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПО ТЕМЕ: «ПОЧЕМУ МЫЛО ПЕНИТСЯ? И ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПЕНА» (КРУЖКОВАЯ РАБОТА)
Тема: «ПОЧЕМУ МЫЛО ПЕНИТСЯ? И ОТКУДА БЕРЕТСЯ ПЕНА»
Возрастная группа: дети 5-7 лет
Форма: Познавательно-исследовательская деятельность
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая
Средства:
Наглядные: демонстрационный материал.
мультимедийные: компьютерная презентация
Оборудование:
- различные виды мыла;
- вода;
- стаканчики пластмассовые, пластмассовые трубочки;
- оборудование для проведения опытнической исследовательской деятельности.
Цель: Выяснить причины появления пены в мыле.
Задачи:
Познавательно – исследовательские.
• Изучить историю возникновения мыла.
• Рассмотреть все многообразие мыльной продукции.
• Провести эксперимент образования пены.
• Выяснить, во всей ли мыльной продукции есть пена.
• Узнать, какие условия способствуют появлению пены в мыле.
• Показать ребятам группы примеры использования мыльной пены в продуктивной художественной деятельности.
Коммуникативные:
- Развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;
- Развивать любознательность, активность, умение работать в группе.
- Развивать активный словарь, связную речь.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективной работы, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Этапы деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Предполагаемый результат |
I. Обсуждение темы. | - Всегда, когда мы моем руки с мылом, намыливая его под водой, мы замечаем белую воздушную пену. Ребята, как вы думаете, что такое пена и откуда она возникает. Я вам предлагаю провести собственное расследование. Давайте попробуем ответить на вопрос: «Почему мыло пениться? И откуда берется пена». | Педагог приглашает детей в лабораторию, ведет диалог с ними. Загадывает загадку, чтоб подвести детей к теме работы в лаборатории. | Дети свободно располагаются за столами. Отвечают на вопросы педагога. Размышляя, ищут ответ на вопрос: «Почему мыло пениться? И откуда берется пена».
| Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность. |
II. Постановка целей исследования. | Гипотеза: При мытье рук с мылом под водой образуется воздушная пена. Какие факторы участвуют в ее образовании. | Педагог создает проблемную ситуацию. | Дети озвучивают свои предположения, обобщают знания из личного опыта, выстраивают полный ответ. | Пополнение активного словаря детей новыми словами, проявление готовности к предстоящей и совместной деятельности. |
III. Просмотр демонстрационного материала. (мультимедийная презентация) | Презентация «История возникновения мыла» | Вовлекает в просмотр мультимедийной презентации, стимулирует интерес детей; рассказывает. | Во время просмотра презентации дети узнают, как люди в древности смывали грязь с тела, как научились делать моющие средства. Познакомились с разнообразием мыльной продукции и ее использовании. | Обогащение знания и жизненного опыта; проявление интереса к новым знаниям. |
IV. Непосредственно опытническая деятельность. Работа в подгруппах. | Опыт 1. Может, эти воздушные облака находятся внутри нашего мыла? Мы берем сухое мыло и с помощью взрослого разрезаем его. Смотрим срез. Вывод: внутри мыла находится мыло. Опыт 2. Перед тем, как появилась пена, мы сильно терли мыло. Берем сухое мыло и трем его в руках. Ничего не происходит. Вывод: При трении сухого мыла пена не образовывается. Опыт 3. Пена появляется только тогда, когда мы его опускаем в воду. Берем чашку Петри, кладем в нее кусочек мыла. Шприцом набираем воду и выливаем ее на мыло. Вывод: Вода попала на мыло, мы его намочили, но оно не мылится, воздушная пена не образовалась. Опыт 4. Мы берем мокрое мыло и начинаем его тереть в руках. В этот момент мы видим образование белой пены. Вывод: Это обязательное условие образования пены. Опыт 5. Все ли предметы при взаимодействии с водой выделяют пену? Возьмем шарик, резиновую собачку. Потрем эти предметы под водой. Пены нет. Вывод: При взаимодействии с водой пену выделяет только мыло. Значит, в мыле есть что – то такое, отчего образуются эти воздушные облака. Опыт 6. Давайте проверим, что будет с мылом, если его бросить в стакан с водой (оно тонет). Через некоторое время вода стала мутной, и появились какие – то хлопья. Если мыло размешать оно растворится. Если мешать долго и быстро мы увидим сверху пузыри. Где мы еще можем наблюдать процесс образования пены при размешивании? Когда взбивают миксером сливки, или яичный белок с сахаром. Опыт 7. Выяснить, во всей ли мыльной продукции есть пена. Возьмет три стакана: с мылом, жидким мылом, моющим средством. Попробуем получить пену, взбивая растворы. Вывод: Во всех стаканах образовалась пена. Опыт 8. Как увеличить количество воздушной пены? Возьмем стакан, добавим в него немного жидкого мыла и воды. С помощью трубочек для коктейля будем вдувать воздух в стакан. Мы заметим, как увеличивается количество пены, она начинает подниматься выше скатана и выходить из него. Вывод: Чем больше воздуха взаимодействует с мыльным раствором, тем больше воздушной пены мы получаем. Опыт 9. Если опустить трубочку в стакан с мыльным раствором, а затем подуть в нее, мы получаем воздушные пузыри. Вывод: Мыльный пузырь - тонкая многослойная плёнка мыльной воды, наполненная воздухом. Пузырь существует потому, что поверхность любой жидкости (в данном случае воды) имеет некоторое поверхностное натяжение. Однако пузырь, сделанный только из воды, быстро лопается. Для того, чтобы продлить жизнь мыльного пузыря в воду добавляют мыло. Опыт 10. Можно ли рисовать мыльной пеной? Подкрасим мыльный раствор красками. С помощью трубочки (опыт 8) нанесем пену на лист бумаги. Дадим возможность пене осесть. Дорисуем листочки, вазу. Открытка маме на праздник готова. | Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность; наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Приобретают опыт проведения несложных экспериментов, самостоятельно подбирают материалы для их проведения, делятся собственными суждениями. | Умение подбирать инструментарий для проведения опытов, делать логические выводы; следовать правилам техники безопасности. |
V. Итог. Рефлексия. | - Ребята понравилось вам наше исследование? - Что нового интересного вы узнали? - Как появляется пена в мыльном растворе? - Сначала мы удивились, увидев, как из мыла появляется пена. А затем выяснили, что она появляется, если смешать мыло с водой и потереть в руках. Рассмотрев пену внимательно, мы обнаружили, что она состоит из множества пузырьков с воздухом. Вывод: пена – это пузырчатая масса на поверхности жидкости. Она получается при взаимодействии воды с некоторыми веществами. Частички таких веществ стремятся дружить друг с другом, а не с водой. Мыло и молочные жиры – это плохо растворимые вещества. Когда мы их трем или взбалтываем, в них попадает воздух, который «попадает в плен» к жировой пленке. Так и образуются пузырьки пены. | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу). | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную), деятельность; высказывают эмоциональный отклик. | Умение оценивать результат своей деятельности; выражать чувства; делать выводы; планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
VI. Использование полученного опыта в разных видах деятельности. | - Я предлагаю вам прийти в группу и нарисовать картину маме, используя мыльную пену. | Способствует тому, чтобы дети самостоятельно закрепляли и воспроизводили полученные знания. | Выражают эмоции посредством рисунка. | Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое мыло.
История возникновения мыла.
Производство мыла на промышленных предприятиях.
Разновидности мыльной продукции . Глицериновое Детское мыло Жидкое мыло Кусковое мыло Лечебно косметическое мыло Прозрачное мыло
Разновидности мыльной продукции. Твердое туалетное мыло Хозяйственное мыло Мыло ручной работы
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22» города Аши Челябинской области Презентация: «История возникновения мыла». Составитель: Алексеева Наталья Михайловна в оспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по аппликации во второй младшей группе "Мыло пенится в корыте. Мы стираем, посмотрите!"
конспект занятия по аппликации во второй младшей группе "Мыло пенится в корыте. Мы стираем, посмотрите!"...
Мыло пенится в корыте, мы стираем! Посмотрите!»
Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе по аппликации...
Проект в младшей группе "Мыло пенится,посмотрите"
Проект во 2 группе раннего возраста «Мыло пенится, смотрите!» Актуальность:Ребёнок любознателен. Склонен наблюдать, экспериментировать. Элементарное экспериментирование доступно...
Проект "Мыло пенится,смотрите".
Экспериментирование в группе раннего развития....
Проект «Мыло пенится, смотрите»
Педагогический проект в группе раннего возраста....
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста- "Мыло пенится смотрите!"
Знакомство детей с нетрадиционным материалом -пеной...
Педагогический проект с элементами детско-взрослого «Мыло мылится, пена, пенится».
Ранний возраст – особый возраст, период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадосте...
- Мне нравится (1)