Конспект занятия по развитию экологических представлений для детей старшей группы “Царство комнатных растений”.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по развитию экологических представлений
для детей старшей группы “Царство комнатных растений”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения центра развития ребёнка
«Детский сад» №»
Конспект занятия по развитию экологических представлений
для детей старшей группы “Царство комнатных растений”.
Выполнила: Лапшина Елена.
Студентка ОДО 284 гр.
Проверили:
Барнаул 2021.
Цель: Закрепить у детей представления о растениях.
Задачи:
Образовательные:
- Расширение представлений о разнообразии культурных растений в группе;
- побуждать детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида;
- обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;
Развивающие:
- закрепить знания об основных потребностях растений;
- обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, рыхление, удаление пыли);
- развивать(активизировать) связную речь, через ответы на вопросы;
Воспитательные:
- активизировать трудовые умения;
- активизировать любовь к растениям, желание ухаживать за ними.
Материал и оборудование: Комнатные растения (3х видов - аспедриса, бальзамин, нефролепис); инвентарь для ухода за растениями.
Ход занятия:
Часть1:
Создание образовательной ситуации
В.: Дети, какое сейчас время года? Да, в это время все живое пробуждается ото сна. К нам сегодня в гости пришёл медведь. Ему в честь пробуждения ото сна подарили подарок и он хочет загадать вам загадку. Чтобы вы узнали какой подарок. И об этом мы сегодня с вами поговорим:
Воздух очищает, создает уют.
На окнах зеленеют
И зимой цветут (комнатные растения)
Мотивация детей на предстоящую деятельность
В.: Медведь совсем не знает, как какое растение называется и как ухаживать за ними, просит нас помочь ему. Ребята, поможем Медведю?
В.: Скажите для чего нужны комнатные растения?
Д.: красоты, уюта, очищают воздух» дают» кислород.
В.: Все мы любим цветы и знаем, что они не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь, ухаживать за ними.
В.: У нас в группе есть комнатные растения. Давайте вспомним названия этих цветов (Д.: фиалка, папоротник, хлорофитум, бегония, сансевьера, аспедриса, бальзамин, нефролепис).
В.: Сегодня мы рассмотрим вот эти 3и растения - аспедриса, бальзамин, нефролепис. (Перед детьми на первом столе стоят цветы, чтобы всем было видно.)
В.: Вы уже видели как выглядят наши цветы, поэтому подумайте и ответьте, что есть у этих растений? (Д.: Стебель, корень, листья.)
В.: Для чего растению нужны корни?
Д.: чтобы растение дышало, пить воду, удерживает растение в почве.
В.: Чтобы корни хорошо росли, что для этого необходимо? Какие условия?
Д.: Горшок, вода, земля, воздух.
В.: Если не поливать землю, что будет? (Д.: Цветок засохнет.)
В.: Если не рыхлить землю, что произойдёт?
Д.: Земля станет твёрдой, образуются камки, и вода будет плохо впитываться.
В.: Для чего растению нужны стебель, листья?
Д.: чтобы растение дышало воздухом, по стеблю проходят питательные вещества, листья поглощают углекислый газ, выделяют кислород.
В.: Что будет с растением, если его поставить в тёмное место?
В.: Какие условия необходимы растениям для роста и развития?
Д.: солнце (свет и тепло, почва, вода, удобрения, забота, воздух).
В.: Когда растение получает и влагу, и воздух, какое настроение бывает у растения? Расскажите.
В.: Медведь спрашивает, а какое настроение у вас?
В.: Чтобы оно оставалось у вас хорошим, давайте поиграем.
Физкультминутка «На лугу растут цветы».
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут!
В.: А теперь давайте немного расскажем и покажем Мишки о уходе за растениями.
В.: Как узнать, что растение нужно полить?
Д.: Земля сухая на ощупь, светлая, листочки вялые.
В.: Какой водой нужно поливать растения?
Д.: Комнатной, которая стоит со вчерашнего дня.
В.: Как определить, что растению требуется полив?
Д.: земля на ощупь сухая, листочки вялые.
(Перед тем как проводить уход за растением, дети называют это растения и определяют по его внешнему виду, что им необходимо в данный момент (полив, опрыскивание, рыхление земли и т.п.), и рассказывают, по каким признакам они это узнали.)
В.: Давайте выберем из 3х растений тот, который более сухой и покажем Медведю, как надо поливать цветок.
(Вызываю ребёнка, который показывает и рассказывает, как надо поливать цветок.)
В.: Для чего нужно рыхлить землю?
Д.: Чтобы хорошо впитывалась вода, чтобы корням было легче расти и дышать.
В.: Чем вы рыхлите землю? (Д.: Палочками.)
В.: А почему палочками? (Д.: Чтобы не ранить корни.)
В.: Как надо рыхлить землю?
Д.: рыхлить надо около стенок горшка, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности.
(Вызываю ребёнка, он выбирает растения которое нужно прорыхлить-объесняет почему, называет его и показывает, как надо рыхлить землю.)
В.: Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (Д.: растения надо мыть).
В.: Как надо мыть растения с крупными листьями?
Д.: крупные листья протираем тряпочками.
В.: Как мы моем растения с мелкими листьями?
Д.: мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора.
В.: Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью?
Д.: пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки.
В.: А у наших растений какие листья, всели из перечисленных есть?
В.: Давайте протрем листья у наших цветов.
(Вместе с детьми демонстрирую, как моются растения. (Крупные листья протираем тряпочками, растения с мелкими листьями ставим в таз, закрываем землю клеёнкой, чтобы не размыть её, и поливаем из большой лейки.))
(Распределяю работу детей, контролирую их деятельность, помогаю советом, отмечаю тех, кто успешно справился с делом.)
Осуществляется соответствующий уход растений всеми детьми.
В.: Молодцы! Ребята давайте поиграем в игру «Что изменилось» с нашими цветами.
Перед детьми стоит 3 комнатные растения - аспедриса, бальзамин, нефролепис. Воспитатель называет каждое растение. Затем просит детей отвернуться и закрыть глаза, И убирает одно растение. Дети должны назвать растение какого не хватает или описать его внешний вид.
В.: Медведь сказал, что вы большие молодцы все рассказали ему про комнатные растения. Столько всего показали по уходу и многому научили. Он всё запомнил и теперь сможет ухаживать за своим подарком. Пора ему уходить домой.
Заключительная часть:
В.: - Чему вы сегодня научились?
В.: - О чем мы говорили на занятии?
В.: - Вспомните названия растений.
В.: - Из каких частей состоит растение?
В.: - Какие условия необходимы растениям для роста?
В.: - Как мы ухаживаем за растениями?
В.: Молодцы! А сейчас снимайте фартуки, и наведите порядок на своих рабочих местах.
Цель: Закрепить у детей представления о растениях.
Задачи: - Расширение представление о деревьях на участке детского сада;
- Активизировать словарь детей, уточнить названия деревьев, их характерные особенности;
- Развивать внимание, наблюдательность, говорить о своих впечатлениях в спокойном и нормальном темпе;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
- Воспитывать интерес к окружающей среде.
Материал и оборудование: Презентация с иллюстрациями растений участка (клен, береза, рябина).
Ход занятия:
ЧАСТЬ 2. Проводится на прогулке (ориентироваться на погоду).
В.: Ребята, для того чтобы узнать о чём наше занятие , вам нужно отгадать загадку.
Нам в дождь и зной
Поможет друг
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево. (слайд 1))
В.: Сегодня мы поговорим с вами о деревьях, которые растут у нас на участке.
В.: Скажите, какие деревья вы знаете? (Дети называют.)
В.: Вспомните наш участок, какие деревья там растут? (Дети: клен, береза, рябина)
В.: Назовите, из каких частей состоит дерево? (корень; ствол, ветки и листья - крона).
В.: А вы сможете узнать, если я вам покажу деревья нашего участка?
(показываю картинки, дети называют).
В.: Молодцы! Узнали!
В.: Отгадайте загадку, про какое 1ое дерево мы будем говорить.
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза (слайд 2))
В.: Посмотрите на березу. Какого цвета у березы кора на стволе (белая)
В.: А вы помните, какая кора у березы? (где-то гладкая, а где-то шершавая.)
В.: На что похожи листочки, и какого они цвета в разное время года? Посмотрите.
(Дети отвечают. Помогаю их сравнить с треугольником, обращаю внимание на зубчики по краям. Даю образец ответа, а дети его повторяют)
В.: Теперь вы узнаете березку по листочкам, по стволу (Ответы детей.)
В.: Отгадайте загадку, про какое 2ое дерево мы будем говорить.
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (Рябины (слайд 3))
В.: А теперь посмотрите на рябину. (Рассматривание ствола, листьев.)
В.: На что похожи листья рябины?
В.: Какой ствол дерева?
В.: Как рябина выглядит в разное время года?
В.: Отгадайте загадку, про какое 3ье дерево мы будем говорить.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые.
А лист- ладошкой
С длинной ножкой. (Клен (слайд 4))
В.: Посмотрите на клен.
В.: На что похожи листья клена?
В.: Какой ствол дерева?
В.: Как клен выглядит в разное время года?
В.: Посмотрите на следующее картинки и скажите, что общего у этих деревьев? (Есть листья. Лиственные деревья.) (слайд 5)
В.: А сейчас деревья выглядят как на картинки? Опишите как?
В.: Вы увидели все три дерева с нашего участка, подойдите к столу и возьмите картинку того дерева, которое вам больше нравится и опишите его.
(Дети описывают кратко внешний вид и чем он им нравиться)
В.: А теперь поиграем с вами в игру. Игра «Узнай лист».
В «Чудесном мешке» листья разных деревьев, вырезанные из картона на магнитной основе. Дети по очереди достают по листу, определяют, к какому дереву он принадлежит, и крепят его на магнитную доску.
В.: Ребята, как вы думаете, деревья живые? Чем они дышат? (Живые, они дышат листьями.)
В.: Деревья вдыхают в себя грязный воздух, а выдыхают кислород – чистый воздух, которым дышим мы с вами. А сейчас, я вам предлагаю превратиться в деревья, руки – это ветви.
Физминутка:
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише
Деревцо все выше, выше.
В.: Давайте сыграем еще в одну игру. Игра «Что лишнее?». (слайд 6)
В.: Посмотрите на доску.
(Показываю картинки с изображением клена, березы, липы, ели.)
В.: Какое дерево «лишнее»? (Ель.) Почему?
(Показываю картинки с изображением сосны, дуба, ели.)
В.: Какое растение «лишнее»? (Дуб.) Почему?
В.: Дети, что мы с вами можем сделать доброго и полезного для деревьев?
(ответы детей. Дополнение, обобщение).
Заключительная часть:
В.: Ребята о каких деревьях мы с вами говорили?
В.: Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья?
В.: Какую пользу они приносят людям?
В.: Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-45549-1485171537.jpg)
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"
Данное занятие способствует закреплению лексики по теме «Части тела", дети учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь, согласовыват...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/23/picture-45549-1485171537.jpg)
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»
Аннотация Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮРЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ"МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-360298-1386093496.jpg)
Конспект занятия по развитию двигательной активности детей старшей группы "Путешествие в страну Неболейка"
Занятие «Путешествие в страну Неболейка».Программное содержание:Продолжать формировать у детей потребность в ЗОЖ;Развивать психические, физические, нравственные качества, самостоятельность в про...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-839010-1603198303.jpg)
Конспект занятия по развитию экологического воспитания в старшей группе
Интегрированное занятие по экологическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/15/picture-1131920-1597479330.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Мир комнатных растений»
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Мир комнатных растений»Провела Седова О. А. 01.03.2021.Литература. О. А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду....