Кузбасский Уголек
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательное занятие о происхождении угля и его добыче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzbasskiy_ugolek.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Звучит Гимн шахтерам Кузбасса. Дети входят в группу и рассаживаются.
- Ребята, я сегодня шла на работу. Мимо меня проехал Белаз. Из кузова выпал черный камушек. Может быть кто-то знает, что это за камушек? (дети дают ответы, выясняется, что камушек - уголь).
- Ой, камушек ожил и что-то хочет сказать (педагог делает вид, что слушает камушек).
- Ребята, уголек предлагает нам совершить путешествие и узнать, откуда он появился. Нам нужно отправиться в те времена, когда на земле еще жили динозавры.
Задание 1. Чтобы попасть в те времена, нам нужно вспомнить обратный счет от 10 до 0.
- Вот и мы попали на много веков назад (демонстрируется картинка с мезозойской эрой с динозаврами и крупными деревьями).
- Ребята, посмотрите, какие удивительно высокие деревья с большими листьями и огромными стволами и ветками росли в те времена. Из-за наводнений деревья падали и оказывались под водой. Постепенно накапливался растительный слой, он покрывался землей пылью. Сюда поступало мало кислорода и растения превращались в уголь. И так много веков.
Задание 2. Параллельно идет демонстрация образования угля (педагог в прозрачный контейнер вместе с детьми складывают веточки, траву, потом плотно наносят слой земли, утрамбовывают).
- Уголек говорит, что еще в древности люди заметили горящие камушки и стали их использовать для тепла.
- А если уголь так глубоко в земле как его добывают? (Ответы детей о шахтах).
- Сейчас уголь добывают с помощью машин. А уголек нам расскажет, как добывали уголь давным-давно.
- Поначалу люди собрали тот каменный уголь, который оказывался на поверхности земли. А потом поняли, что чем глубже уголь спрятан под землей, тем его больше. Для этого стали делать шахты – огромные, подземные ходы. Для прорубки хода использовали кирки, лопаты, лом. Уголь вывозили на тележках-самоходках. Сначала толкали тяжелую тележку сами, а когда ход становился большим, запрягали лошадь. Ходы иногда были узкими, и людям приходилось работать даже лежа и на коленях. В шахтах не было электричества, и использовались фонари.
- Кто такие шахтёры? Чем они занимаются? (ответы детей)
Шахтер – это профессия. Шахтеры добывают из-под земли каменный уголь. Добыча угля – тяжелый труд. Шахтеры вынуждены забираться очень глубоко под землю.
В шахте темно, поэтому на голове шахтёра каска с фонариком. Тяжелым отбойным молотком откалывает шахтер куски угля от стенок шахты. Грузит их на специальные вагонетки и отправляет на поверхность. Раньше единственным орудием труда шахтеров был специальный заостренный молоток. Ну, а сейчас нельзя представить современную шахту без машин и механизмов облегчающих труд шахтеров
-Для чего нам нужен уголь? Что он нам даёт? (тепло, свет, краски, лаки)
Уголь – это топливо. Он очень хорошо горит. С его помощью отапливают дома, в которых мы с вами живем, детские сады, школы и другие здания.
-А сейчас я предлагаю вам потрогать уголь. Посмотрите, что стало с руками? (они стали черного цвета) (предложить влажные салфетки)
Посмотрите, какой он (показывает) – черный, блестящий. Если взяли его в руки, они у вас запачкались.
В: Вот так и шахтер, когда работает с углем, очень сильно пачкается. И что самое опасное, он дышит этой пылью. Поэтому профессия шахтера ещё и очень вредна для здоровья. (Картинка шахтера)
- Почему шахтерам поставили памятник?
(Потому что у нас область богата углём и профессия очень трудная и опасная)
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы работать на шахте?Ответ начинаем со слов : «Шахтер должен быть….!»
(Шахтер должен быть….смелым, сильным, внимательным, выносливым, умным, здоровым, трудолюбивым)
В:- Что это за место? Показ фотографии
(Монумент Память шахтёрам Кузбасса)
Физминутка
Шахту будем строить мы (шагают на месте).
Уголь в ней добудем.
Кирку в руки мы возьмем,
И долбить ей будем (рубящие движения руками).
Узкий ход прорубим мы,
А потом по шире (показывают руками).
Мы тележку подтолкнем
Раз, два, три, четыре (наклоны).
Ох, и трудная работа (вытирают лоб)
В шахте уголь добывать.
Мы потрудимся немного (наклоны в стороны).
Будем снова отдыхать.
- Великий русский ученый Михаил Ломоносов доказал, что уголь появился из растений, семян, смолы. Люди узнали, что можно применять уголь вместо дров. Место залегания каменного угля называют угольным бассейном.
- А кто догадается, почему называется угольным бассейном? (Ответы детей). Угольный бассейн – это место, где много залежей каменного угля.
Но не везде на Земле есть уголь. Есть места, где его много. И наш Кузбасский край славится углем.
Задание 3. Ребята, расскажите угольку, в каких городах Кемеровской области добывают уголь? (Междуреченск, Кисилевск, Белово, Прокопьевск, Кемерово и др.). Черный цвет на гербах Кемеровской области и города Кемерово символизирует угольную промышленность.
Задание 4. Угольку очень хочется узнать, кто же нашел уголь в Кузбассе? (Ответы детей: Михайло Волков). А может кто-то знает, как называется то место, где был найден уголь? (Ответы детей: Горелая гора, Красная горка). Находится она в нашем городе Кемерово (демонстрация иллюстраций).
Задание 5. Уголек говорит, что он не только может подарить тепло, но и быть полезным в другом. Подумайте, про что говорит уголек.
Педагог подводит итог детских ответов: уголь используется для лечения, для рисования, изготовления красок, строительных материалов, выплавки железа и многого другого.
Задание 6. Уголек покажет вам одно из своих полезных качеств.
Демонстрация фильтрации воды с помощью угольных таблеток.
- В нашей стране ежегодно отмечается День Шахтера.
- Уголек очень рад, что заглянул к нам. Что вы так много знаете о нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Мама, папа, я – Кузбасская семья!»
Интеллектуально-творческая викторина «Мама, папа, я – Кузбасская семья» является заключительным этапом комплексно-тематического погружения в подготовительной группе «Моя малая Родина – Кузбасс»,...
Буклет "ГБУЗ "Кузбасский детский санаторий для больных туберкулёзом"
Рекламный буклет состоит из трёх частей. Это визуальный ряд, контактная информация об учреждении и информационный блок. Привлекает своим оформлением. Создает презентативный имидж учреждения. У н...
программа кружка "Кузбасский край, навек любимый"
Программа кружка разработана по воспитанию нравтвенно - патриотического воспитания дошкольников при взаимодействии с социальными институтами....
Проект «Профессии Земли Кузбасской»
Проект «Профессии Земли Кузбасской»Цель: Проект направлен на ознакомление детей с миром профессий, формирует представление о профессиях, востребованных в родном крае, воспитывает уважительное от...
Сценарий спортивного мероприятия "Кузбасская дошкольная лига спорта" (разновозрастная группа)
1. Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, сильным.2. Развивать умение работать в коллективе и индивидуально.3. Развивать ловкость и быстроту реакции, внимание, совершенств...
«Животные Кузбасских лесов» (Проект художественно –творческий для детей младшей группы)
На просторах Кузбасских лесов живут сотни различных животных. Мир животных разнообразен и привлекателен для детей. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправил...
Сказки кузбасской писательницы Т. Яковлевой , как средство темпо-ритмической и интонационной коррекции речи детей с нарушением речи.
Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок ...