Кузбасский Уголек
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Щербина Татьяна Викторовна

Познавательное занятие о происхождении угля и его добыче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzbasskiy_ugolek.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Звучит Гимн шахтерам Кузбасса. Дети входят в группу и рассаживаются.

- Ребята, я сегодня шла на работу. Мимо меня проехал Белаз. Из кузова выпал черный камушек. Может быть кто-то знает, что это за камушек? (дети дают ответы, выясняется, что камушек - уголь).

- Ой, камушек ожил и что-то хочет сказать (педагог делает вид, что слушает камушек).

- Ребята, уголек предлагает нам совершить путешествие и узнать, откуда он появился. Нам нужно отправиться в те времена, когда на земле еще жили динозавры.

Задание 1. Чтобы попасть в те времена, нам нужно вспомнить обратный счет от 10 до 0.

- Вот и мы попали на много веков назад (демонстрируется картинка с мезозойской эрой с динозаврами и крупными деревьями).

- Ребята, посмотрите, какие удивительно высокие деревья с большими листьями и огромными стволами и ветками росли в те времена. Из-за наводнений деревья падали и оказывались под водой. Постепенно накапливался растительный слой, он покрывался землей пылью. Сюда поступало мало кислорода и растения превращались в уголь. И так много веков.

Задание 2. Параллельно идет демонстрация образования угля (педагог  в прозрачный контейнер вместе с детьми складывают веточки, траву, потом плотно наносят слой земли, утрамбовывают).

- Уголек говорит, что еще в древности люди заметили горящие камушки и стали их использовать для тепла.

- А если уголь так глубоко в земле как его добывают? (Ответы детей о шахтах).

- Сейчас уголь добывают с помощью машин. А уголек нам расскажет, как добывали уголь давным-давно.

- Поначалу люди собрали тот каменный уголь, который оказывался на поверхности земли. А потом поняли, что чем глубже уголь спрятан под землей, тем его больше. Для этого стали делать шахты – огромные, подземные ходы. Для прорубки хода использовали кирки, лопаты, лом. Уголь вывозили на тележках-самоходках. Сначала толкали тяжелую тележку сами, а когда ход становился большим, запрягали лошадь. Ходы иногда были узкими, и людям приходилось работать даже лежа и на коленях. В шахтах не было электричества, и использовались фонари.

- Кто такие шахтёры?  Чем они занимаются? (ответы детей) 

Шахтер – это профессия. Шахтеры добывают из-под земли каменный уголь. Добыча угля – тяжелый труд. Шахтеры вынуждены забираться очень глубоко под землю.

В шахте темно, поэтому на голове шахтёра каска с фонариком. Тяжелым отбойным молотком откалывает шахтер куски угля от стенок шахты. Грузит их на специальные вагонетки и отправляет на поверхность. Раньше единственным орудием труда шахтеров был специальный заостренный молоток. Ну, а сейчас нельзя представить современную шахту без машин и механизмов облегчающих труд шахтеров

-Для чего нам нужен уголь? Что он нам даёт? (тепло, свет, краски, лаки)

Уголь – это топливо. Он очень хорошо горит. С его помощью отапливают дома, в которых мы с вами живем, детские сады, школы и другие здания.

-А сейчас я предлагаю вам потрогать уголь. Посмотрите, что стало с руками? (они стали черного цвета) (предложить влажные салфетки)

Посмотрите, какой он (показывает) – черный, блестящий. Если взяли его в руки, они у вас запачкались.

В: Вот так и шахтер, когда работает с углем, очень сильно пачкается. И что самое опасное, он дышит этой пылью. Поэтому профессия шахтера ещё и очень вредна для здоровья. (Картинка шахтера)

- Почему шахтерам поставили памятник?

(Потому что у нас область богата углём и профессия очень трудная и опасная)

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы работать на шахте?Ответ начинаем со слов «Шахтер должен быть….!»

(Шахтер должен быть….смелым, сильным, внимательным, выносливым, умным, здоровым, трудолюбивым)

В:- Что это за место? Показ фотографии

(Монумент Память шахтёрам Кузбасса)

Физминутка

Шахту будем строить мы (шагают на месте).

Уголь в ней добудем.

Кирку в руки мы возьмем,

И долбить ей будем (рубящие движения руками).

Узкий ход прорубим мы,

А потом по шире (показывают руками).

Мы тележку подтолкнем

Раз, два, три, четыре (наклоны).

Ох, и трудная работа (вытирают лоб)

В шахте уголь добывать.

Мы потрудимся немного (наклоны в стороны).

Будем снова отдыхать.

- Великий русский ученый Михаил Ломоносов доказал, что уголь появился из растений, семян, смолы. Люди узнали, что можно применять уголь вместо дров. Место залегания каменного угля называют угольным бассейном.

- А кто догадается, почему называется угольным бассейном? (Ответы детей). Угольный бассейн – это место, где много залежей каменного угля.

Но не везде на Земле есть уголь. Есть места, где его много. И наш Кузбасский край славится углем.

Задание 3. Ребята, расскажите угольку, в каких городах Кемеровской области добывают уголь? (Междуреченск, Кисилевск, Белово, Прокопьевск, Кемерово и др.). Черный цвет на гербах Кемеровской области и города Кемерово символизирует угольную промышленность.

Задание 4. Угольку очень хочется узнать, кто же нашел уголь в Кузбассе? (Ответы детей: Михайло Волков). А может кто-то знает, как называется то место, где был найден уголь? (Ответы детей: Горелая гора, Красная горка). Находится она в нашем городе Кемерово (демонстрация иллюстраций).

Задание 5. Уголек говорит, что он не только может подарить тепло, но и быть полезным в другом. Подумайте, про что говорит уголек.

Педагог подводит итог детских ответов: уголь используется для лечения, для рисования, изготовления красок, строительных материалов, выплавки железа и многого другого.

Задание 6. Уголек покажет вам одно из своих полезных качеств.

Демонстрация фильтрации воды с помощью угольных таблеток.

- В нашей стране ежегодно отмечается День Шахтера.

- Уголек очень рад, что заглянул к нам. Что вы так много знаете о нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Мама, папа, я – Кузбасская семья!»

Интеллектуально-творческая викторина «Мама, папа, я – Кузбасская семья» является заключительным этапом комплексно-тематического погружения в подготовительной группе «Моя малая Родина – Кузбасс»,...

Буклет "ГБУЗ "Кузбасский детский санаторий для больных туберкулёзом"

Рекламный буклет  состоит из трёх частей. Это визуальный ряд, контактная информация об учреждении и информационный блок. Привлекает своим оформлением. Создает презентативный имидж учреждения. У н...

программа кружка "Кузбасский край, навек любимый"

Программа кружка разработана по воспитанию нравтвенно - патриотического воспитания дошкольников при взаимодействии с социальными институтами....

Проект «Профессии Земли Кузбасской»

Проект «Профессии Земли Кузбасской»Цель: Проект направлен на ознакомление детей с миром профессий, формирует представление о профессиях, востребованных в родном крае, воспитывает уважительное от...

Сценарий спортивного мероприятия "Кузбасская дошкольная лига спорта" (разновозрастная группа)

1. Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, сильным.2. Развивать умение работать в коллективе и индивидуально.3. Развивать ловкость и быстроту реакции, внимание, совершенств...

«Животные Кузбасских лесов» (Проект художественно –творческий для детей младшей группы)

На просторах Кузбасских лесов живут сотни различных животных. Мир животных разнообразен и привлекателен для детей. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправил...

Сказки кузбасской писательницы Т. Яковлевой , как средство темпо-ритмической и интонационной коррекции речи детей с нарушением речи.

Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок ...