Свойства древесины. Рассказ по картине И.И.Шишкина "Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Барышникова Людмила Валентиновна

Технологическая карта беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_svoystvah_drevesiny.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта беседы

Образовательные области: социально – коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Тема занятия: «Свойства древесины. Рассказ по картине И. И. Шишкина «Зима»»

Возрастная группа: старшая

Форма организации: беседа

Цель занятия: познакомить детей со свойствами древесины; познакомить детей с репродукцией И. И. Шишкина «Зима». Задачи занятия:

обучающая: расширить представления о древесине, качествах и свойствах.

развивающие: развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое); учить составлять рассказ по картине, передавать в определенной последовательности ее содержание, с использованием своих наблюдений; развивать устную речь детей.

воспитательная: воспитывать эстетические чувства.

Словарная работа: искусство, древесина, репродукция, свойства

Планируемые результаты: дети проявляют интерес к искусству при рассматривании репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», умеют  поддерживать беседу о свойствах древесины, высказывать свою точку зрения, делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями о красоте природы.

Подготовительная работа: беседа с детьми на тему «Древесина», д/игра «Собери картину И. Шишкина».

Материал и оборудование: образцы дерева, лупы, металлические и деревянные предметы, спички, емкости с водой, тонированная бумага, гуашь, опилки, молоточки, пила; репродукция картины И. И. Шишкина «Зима».

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Дети, помогите мне отгадать загадки:

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

Топор.

Кто работает топором?

Дровосек.

Правильно, ребята. Молодцы!

Послушайте, что рассказывает о себе сказочный герой Железный Дровосек в стихотворении Татьяны Керстен:

Меня из железа

Кузнец смастерил.

Он дал мне топор,

Научил им рубить.

Но сердце живое

Мне в грудь не вложил.

А как же без сердца

Любить мне и жить?

Давайте вместе с Железным Дровосеком отправимся в зимний лес и расскажем ему о древесине, которую он умеет рубить.

Дети, тропинка очень длинная, давайте немного отдохнем:
Вместе по лесу идём, 
Не спешим, не отстаём. 
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) 
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) 
Вот ромашка, василёк, 
Медуница, кашка, клевер. 
Расстилается ковёр 
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) 
К небу ручки протянули, 
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) 
Отдохнуть мы все успели 
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Загадывание загадки

Чтение стихотворения

Вопросы к детям

Дети внимательно слушают воспитателя

Отвечают на вопросы

Развит интерес к занятию, умеют быстро и правильно отгадывать загадки, умело выполняют движения физкультминутки.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Дети, устраивайтесь, на поляне поудобней и послушайте небольшой рассказ о древесине:

Заготавливали лес под строительство зимой. Не случайно древние славяне называли январь сечень. По известным приметам, строевой лес рубили в новолунье, так как вырубленный на ущербе сгнивает. Размер дерева подбирали согласно поговорке: «Всяк по себе дерево рубит», чтобы бревна были не слишком тяжелы в работе. Как правило, года три уходило на подготовительные работы перед кладкой сруба.

И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины: мебель, музыкальные инструменты, детские игрушки и т. д. Своеобразная красота обработанной поверхности изделия из древесины всегда привлекает взгляд.

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, ветряные мельницы, крепостные сооружения, орудия труда, посуду и многое другое.

Дерево хранит тепло солнца, человеческих рук, работавших с ним. Оно капризно и неповторимо. Невозможно получить две одинаковые вещи из дерева: они будут отличаться цветом и фактурой, направлением прожилок – и движением руки Мастера…

А, теперь попробуем найти  предметы из дерева в окружающей обстановке.

Столы, полочки для книг, пол, двери, шкафы для одежды, кровати, стулья из дерева.

Правильно! Молодцы, ребята!

Дети, а как узнать, сколько лет дереву?

Нужно посмотреть на место среза дерева, посчитать сколько на нем колец.

Правильно

Давайте, внимательно рассмотрим спил дерева.

Сколько вы видите колец? Посчитайте.

10.

Правильно

Перед вами, листы бумаги и карандаши, нарисуйте кольца дерева.

Дети, опишите свойства дерева.

Дерево твердое, но его можно рубить, пилить, строгать.

Дерево шероховатое, легкое, не прозрачное.

Дерево горит и удерживает тепло, не тонет в воде, а еще из него можно получить игрушки.

Верно! Молодцы!

Ребята, а из чего сделаны спички?

Из дерева.

Правильно.

Почему спички нельзя зажигать детям?

Потому что можно обжечься, может случиться пожар

Верно!

Дети, внимательно, посмотрите на иллюстрации, что может произойти, если не следовать правилам, использования спичек.

Чтение рассказа

Проблемные вопросы к детям

Рассматривание природного материала (спил дерева)

Рассматривание иллюстраций

Активно отвечают на вопросы воспитателя

Умеют высказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы поднимая руку и полным ответом

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений об одежде

А теперь проведем опыт. Опустите в тазик с водой деревянные бруски и гвоздики. Что вы видите?

Дерево легкое, оно не тонет, а гвоздь тяжелый, из металла, тонет.

Правильно! Молодцы!

Дети, как человек использует древесину?

Из древесины делают мебель, спички, бумагу, все необходимое для нашей жизни.

Верно!

Какие качества и свойства древесины, вы определили?

Древесина шероховатая, твердая, легкая, горит, не прозрачная, не тонет, удерживает тепло, из нее можно получить игрушки.

Правильно.

Чем отличается древесина от металла?

Древесина легкая и не тонет, а металл тяжелый и тонет в воде.

Верно!

Мы сегодня с вами многое сделали и устали, давайте прогуляемся по лесу, поищем ягод на обед:

Мы отправились гулять. (шагают на месте)

Грибы – ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, (смотрят вверх)

Вот грибок растет на пне, (смотрят вниз)

Дрозд на дереве сидит, (смотрят вверх)

Ежик под кустом шуршит. (смотрят вниз)

Слева ель растет – старушка, (смотрят вправо)

Справа сосенки – подружки. (смотрят влево)

Где вы, ягоды, ау! (повторяют движение глаз)

Все равно я вас найду! (влево – вправо, вверх – вниз)

А теперь предлагаю полетать  (звучит спокойная расслабляющая музыка:

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями. Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. 
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе, и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе. А теперь, медленно взмахнув крыльями, вы приближаетесь к земле. Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.

Вот и отдохнули! Приступим за работу снова

Проведение опыта

Вопросы к детям

Дети умело выполняют все задания в опыте, активно отвечают на вопросы, рассказывают своими словами качества и свойства древесины

Имеют представления о свойствах древесины, знают чем древесина отличается от металла.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

(презентация) 1 слайд: Дети, отгадайте загадку:

Хоть сама и снег, и лед,

А уходит, слезы льет.

Зима.

Правильно!

Вам нравится зима?

Да.

Почему?

Потому что можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках.

Дети, давайте с вами повторим стихи о зиме, которые вы ранее учили. «Зимушка-зима»

По дороге по прямой
Шла зима с морозами,

Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.

За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,

И кидали хрустали.

 «Первый снег»

Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.   Молодцы!

Сказочно прекрасен лес, одетый в зеленый наряд, но не менее прекрасен он и зимой. Снег подсиненный, хрусткий, он покрыл деревья, кустарники. Под его тяжестью опустили свои ветви могучие сосны и ели. Снег покрыл землю и все, что на ней было: сухие ветки, валежник – белоснежным ковром. Он блестит на солнце и переливается, как алмазная россыпь.

2 слайд: Сегодня мы познакомимся с картиной И. И. Шишкина «Зима».

Внимательно рассмотрите картину, представьте, что вы находитесь в этой атмосфере зимы, в этой картине

Все художники – пейзажисты с удовольствием изображали все четыре времени года, показывая разное настроение в каждом времени года, так как каждое время года может быть и грустным, и веселым, и радостным, и тоскливым. Сейчас зима, многие художники посвятили свои картины этому времени года. Несколько картин о зиме написал И. И. Шишкин. Он очень любил природу, особенно лес, и изображал в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем – то напоминал могучее дерево.

Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы не было полотен известного русского художника – пейзажиста И. И. Шишкина.

Какие картины этого художника вам приходилось видеть?

 3 слайд: «Утро в сосновом лесу», 4 слад: «Рожь», 5 слайд: «Мостик в лесу», 6 слайд: «Дождь в дубовом лесу».

Молодцы! Много знаете картин И. И. Шишкина.

Дети, рассмотрите внимательно репродукцию картины «Зима»

Что на ней изображено?

Заснеженная лесная поляна, несколько небольших елочек, видны кусты покрытые блестящим инеем, по сторонам расположены высокие сосны.           Верно.

Представьте себе, что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен И. И. Шишкиным на картине.

Какая погода нас встретит?

Нас встретят солнечные лучи.

Какой же зимний день изобразил И. И. Шишкин? Давайте опишем его.

Перед нами ясный и безветренный день: сквозь ветви видно чистое небо голубого цвета.

Правильно.

Что можно сказать о воздухе, какой он?

Воздух свежий, холодный.

Давайте прислушаемся, в лесу тихо.

А можно в такой тишине услышать самый небольшой шум?

Да, можно.

А что бы вы могли услышать?

Скрип снега, как падает снежок с веточек, пролетающая птица в небе.

Как же это сказочно и прекрасно.

Какие деревья, вы видите на переднем плане картины?

На переднем плане мы видим поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - маленькие елочки.

Что вы видите среди гигантских сосен?

Светлую полосу от солнечных лучей, как бы разделяющую картину на две части, кажется, что среди деревьев пробивается дорога.

Какой вы видите снег?

Пушистый, серебристый, белый, голубоватый, лёгкий.

Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы?

Чувство радости, спокойствия.

Какова главная мысль этой картины?

Как прекрасна наша родная русская природа!

Да, природа – это красота земли. Она еще может исцелять душу человека, если она сохранена в первозданной своей красоте.

Вот почему люди всей Земли борются за экологию всего земного шара, за сохранение природы в ее первозданности. Испорченная природа не вызовет у человека хорошего, доброго чувства и приподнятого радостного настроения.

Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?

Природа – красота и богатство Родины, и ее надо охранять и беречь.

Загадывание загадки

Повторение и проговаривание ранее разученных стихов о зиме

Вопросы к детям

Активно описывают картину, ее содержание, атмосферу, настроение, детали в целом.

Знают особенности изображения зимы, умеют описывать изображенное на картине.

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Дети, Дровосек вас всех очень благодарит, и в качестве подарка, дарит вам деревянные фишки.

Сюрпризный момент

Дети прощаются с Дровосеком

Умеют делать обобщенные выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Конспект на тему: «Свойства древесины» Старшая группа

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы.Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.Задачи: Закреплять знан...

Презентация "Свойства древесины"

Данная презентация поможет дошкольникам узнать вместе с Незнайкой о свойствах древесины....

Конспект на тему: «Свойства древесины» Старшая группа

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24209570","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24209577","attributes":{"alt":"","class"...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Свойства древесины»

Цель: расширить представления о дереве, его качествах и свойствахЗадачи:Познавательное развитие- формирование первичных представлений об окружающем мире-развитие  интересов детей, любознател...

"Свойство древесины".

Свойства древесина....