НОД "Природные явления", подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Как связаны между собой природные явления и эмоции? Поробуем разобраться вместе с учёным и детьми подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД Природные явления | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
непосредственно образовательной деятельности
ОО «Познавательное развитие»
Подготовительная группа
Тема «Природные явления»
Программное содержание:
1. Помочь детям осознать, какие чувства и настроение вызывает та или иная погода. Развивать коммуникативные навыки детей через чувство эмоциональной отзывчивости.
2. Закрепить знание детей о карте, глобусе, странах.
3. Расширить представления детей о явлениях природы (туман, роса, иней), присутствие воды в природе.
4. Развивать сообразительность, интерес, внимание, память детей.
5. Обогащать словарный запас детей.
6. Закреплять умение детей подбирать определения к заданным словам.
7. Развивать творческое воображение.
Предварительная работа: чтение экологических сказок: «Пар изо рта», «Туман», «Мороз», «Иней», «Снег».
Материал: телевизор, ноутбук, картинки с изображением дождя, инея, ливня, росы; картинки с изображением дождя для игры «Хорошо-плохо»; карточки «Дорисовывание фигур» (на каждого ребёнка), маркеры (на каждого ребёнка), смайлики на магнитах,
Ход занятия.
(Воспитатель обращает внимание детей на глобус):
- Ребята, как называется этот предмет?
Дети:
- Глобус.
Воспитатель:
- А что такое глобус?
Дети отвечают:
- Модель земли...
(На экране появляется учёный).
Воспитатель:
- А вот и наш учёный! Как вы думаете, о чём он нам сегодня расскажет?
Ответы детей:
- О глобусе...
Воспитатель:
- Учёный, дай нам какую-либо подсказку. Интересно, что хочет нам сказать учёный?
Ответы детей:
- О грозе, смайликах...
Воспитатель:
- Подведём итог. Гроза - это природное явление , смайлики - это эмоции. Как же они могут быть связаны? Попробуем разобраться.
Воспитатель:
- Ну что, учёный, куда сегодня мы отправимся?
(Появляется картинка чумы, снег, Арктика).
- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали?
Ответы детей:
- Север....
Воспитатель:
- Ребята, конечно, мы попали туда, где всегда снег и морозы - Крайний Север. Какое природное явление здесь мы можем наблюдать?
Ответы детей:
- Снег, яркие облака, лёд...
Воспитатель:
- Смотрите, учёный нам подсказывает, о каком природном явлении он хочет поговорить. Что это?
Ответы детей:
- Иней.
Воспитатель:
- Да, это иней. Я что такое иней?
Ответы детей:
- Это снег....
Воспитатель:
Иней - это тонкий слой искрящихся кристалликов. Он появляется, когда встречается холодный и тёплый воздух. Простой пример, когда мы дышим, у нас изо рта появляется пар - тёплый воздух, который соприкасается с холодным, в данном случае морозом, и превращается в кристаллики, которые покрывают брови, ресницы, волосы.
- Ребята, представьте, выходите вы на улицу, а все деревья покрыты инеем! Какие эмоции вы испытаете, что почувствуете? (Опросить всех детей!)
Ответы детей:
- Восхищение, радость, восторг, умиление, нежность, ликование...
Воспитатель:
- А в какое время года можно увидеть иней у нас?
Ответы детей:
- Зимой.
Воспитатель: (Речевая игра: «Какой?Какая?»)
- Зима (какая?) - (холодная, морозная, снежная, вьюжная, суровая).
- Снег (какой?) - (мокрый, холодный, белый, пушистый, серебристый, хрустящий, рыхлый).
- Снежинка (какая?) - (красивая, лёгкая, хрупкая, воздушная, нежная, маленькая, узорчатая).
- Сосулька (какая?) - (ледяная, хрупкая, холодная, крепкая, блестящая).
Воспитатель:
- Ребята, учёный нас зовёт дальше. (Картинка тропики).
Воспитатель:
- Интересно, куда мы сейчас попали?
Ответы детей:
- Пальмы....
Воспитатель: (подводит итог)
- Да, ребята, мы попали в тропики, где бывает одно из ярких природных явлений - тропический ливень.
- А кто знает, что такое тропический ливень?
Ответы детей:
- Сильный дождь...
Воспитатель:
- Тропический ливень - это очень сильный дождь с ветром и грозой.
Воспитатель:
- Ребята, смотрите дождик пошёл. Надеваем резиновые сапоги!
Поутру надел на ножки
Дождь хрустальные сапожки.
Где наступит сапожок —
Там раскроется цветок.
От дождя травинки
Распрямляют спинки.
- Ребята, а как вы считаете, дождь, как природное явление, - это хорошо или плохо?
Ответы детей:
- Хорошо... Плохо....
Воспитатель:
- Сейчас мы с вами разберёмся. Посмотрите внимательно на картинки. Здесь везде - дождь. Возьмите по одной картинке и расскажите, на вашей картинке дождь это хорошо или плохо?
(Воспитатель подходит к доске и показывает на смайлики: "Дождь - это хорошо, потому что...", "Дождь - это плохо, потому что...").
(...Когда ты прыгаешь по лужам, какие эмоции испытываешь?....Когда идёт дождь и нельзя гулять, какие эмоции ты испытываешь?)
- Давайте сделаем вывод: дождь это хорошо или плохо?
Воспитатель:
- Ну что ж, продолжим наше путешествие? Раскручивай глобус, наш учёный гид.
(Слайд - Англия).
Воспитатель:
- Куда мы попали на этот раз?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Мы, ребята, в Англии. А как вы думаете, почему наш ученый решил отправить нас в Англию?
Ответы детей.
(Слайд - туман).
Воспитатель: А вы знаете, как называется явление природы, которое вы видите на экране?
Ответы детей.
Воспитатель: Это туман. А Англия – это страна туманов. Ее еще называют Туманным Альбионом. Что же такое туман?
Ответы детей.
Воспитатель: Туман – это тоже вода и состоит он из крохотных капелек воды. Он часто образуется по берегам рек, в низинах, на полях и лугах. Это атмосферное явление делает воздух менее прозрачным, мутным и предметы становятся плохо видимыми. А когда солнышко пригреет землю, туман рассеивается и превращается в пар. А у нас в России бывают туманы?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Что спряталось в тумане». Вам нужно будет подумать и дорисовать предмет, который спрятался в тумане, что это может быть?
(По ходу воспитатель комментирует уведенное, но НЕ ПОМОГАЕТ!)
Воспитатель:
- Ну что, готовы путешествовать дальше?
- Ребята, посмотрите, мы практически у себя дома, в России.
- Что это за природное явление?
Ответы детей:
- Роса.
Воспитатель:
- Откуда же берутся эти капли воды ранним утром?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Роса - близкая родственница туманов!
Она выпадает вечером и потом всю ночь лежит на траве, камнях, листьях. Появляется роса, потому что в течение дня земля нагревается, а вечером охлаждается, охлаждается и воздух! Невидимые частички воды конденсируются в таком воздухе, и водяные капельки оседают на траву, листья, камни. Но как только воздух потеплеет, роса испаряется.
- Ребята, я рекомендую вам дома ОБЯЗАТЕЛЬНО вместе с мамой провести такой эксперимент. Вскипятить воду в чайнике и когда из носика начнет выходить пар, поднести охлажденную крышку от кастрюли. И на ее поверхности появятся капельки воды, похожие на росу. Повторяю, кипяток опасен и проводить такой опыт только со взрослыми!
Так что же такое роса?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Ну что, учёный, что ты нам скажешь?
(Снова картинка первого слайда с природой и эмоциями).
- Интересно, что же всё-таки хочет нам сказать учёный? Природы и эмоции человека связаны между собой?
(Показываю на картинки на доске):
- Давайте повторим природные явления, которые мы сегодня встретили.
Ответы детей.
- Иней, дождь, туман, роса.
Воспитатель:
- А какое явление природы вызвало у вас больше всего положительных эмоций? Возьмите по одному смайлику и прикрепите под эти явлением природы.
- А что не понравилось? Вызвало отрицательные эмоции? Прикрепите под этим явлением природы отрицательный смайлик.
Воспитатель:
- Больше всего положительных эмоций вызвал... туман (дождь). А если кто-то не любит туман (или дождь), как поменять плохую, отрицательную эмоцию на хорошую? Что надо сделать?
Ответы детей.
- Постараться найти в этом явлении что-то хорошее.
Воспитатель:
- Ребята, у природы нет плохой погоды. Я вам желаю при любой погоде испытывать только положительные эмоции: радоваться, восхищаться, любоваться - любым природным явлением.
А наше путешествие подошло к концу. И мы все - большие мо (лодцы!)!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Природа окружает ребёнка с ранних лет, это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания приро...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной группе на тему: «Явления природы»
Образовательная область: «Физическая культура».Инструктор по физической культуре: Антонова Е.И.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, здоровье.Формы организации:...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство со свойствами воды, целостные представления о воде как о природном явлении»
Цель: Создать целостные представление о воде как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная). Воспитывать бережное отношение к воде....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе. « Природное явление – извержение вулкана».
Занятие по эксперементальной деятельности....
Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Природные явления»
Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Природные явления» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезе...
Презентация на тему: "Необычные природные явления" подготовительная группа
В презентации размещены фото необычных природных явлений....