Экологический проект: "Человек природе друг-пусть узнают все вокруг!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, я разработала проект “Чистая планета”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, я разработала проект “Чистая планета”.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность: февраль-март-апрель.
Участники проекта: дети – педагоги – родители.
Предмет изучения: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
Цель проекта:
сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта:
— расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
— формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
— стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
— учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
— развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
Предполагаемый результат.
— Сформировать у детей отрицательное отношение к мусору на улицах родного города и желание сделать его чистым и красивым
— Формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей.
— Воспитывать бережное отношение к природе.
Продукт проекта.
Выставка мод «И мусор может быть красивым!»
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).
2. Основной (реализация плана проекта).
3. Заключительный (подведение итогов).
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта. | Мероприятия проекта. | |
Подготовительный. | Разработка плана реализации проекта. Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта Составление конспектов мероприятий ,чтение экологических сказок на тему «Мусор» | февраль |
Подбор иллюстративного материала, чтение экологических сказок, беседы, НОД Знакомство детей с героями Чистота, Аккуратность, Порядок. | март | |
Основной. | Тематическая экскурсия по территории детского сада и за её пределами «Чистый участок детского сада». Понаблюдать и оценить чистоту территории детского сада и территории вокруг | |
Знакомство родителей с планом проекта. Включение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте. Изучение правил поведения на отдыхе на природе, озере ,реке, море. «Природа молит о помощи!» ,просмотр видео-роликов.«Природа молит о помощи!»,просмотр видео- роликов. Зеленый патруль «Чистый уголок детского сада» | март | |
Занятие – беседа. «Помогите природе». Закрепить с детьми знания о загрязнении окружающей среды, способах её защиты. НОД «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!» | март | |
Игра – эксперимент. «Как ветер разносит мусор» «Рассортируем мусор». Учиться классифицировать мусор. Проведение длительного эксперимента «Мусор в земле» Тематические игр и наблюдения. «Ознакомление со свойствами бумаги.» Опыт «Изготовление новой бумаги» «Ознакомление со свойствами пластмассы.» «Ознакомление со свойствами металлических предметов.» «Ознакомление со свойствами резины» «Ознакомление со свойствами стекла» Игры «Что я видел?» ,»Расскажи о предмете» «Что лишнее?», »Отгадай материал», «Хорошо-плохо»,»Найди друзей» «Наоборот», «Что из чего?» | март | |
Заключительный. | Выстовка поделок из брасового материала «И мусор может быть красивым!». | апрель |
Приложения проекта.
1. Конспект тематической экскурсии «Чистый участок детского сада».
2. Конспект занятия – беседы «Помогите природе».
3. Памятка для уголка родителей «Не бросайте никогда
Корки, шкурки, палки, -
Быстро наши города
Превратятся в свалку!»
4. Выставка поделок из брасового материала «И мусор может быть красивым!»
Практическая часть:
Со временем некоторые вещи становятся ненужными, единственный способ от них избавиться – выбросить. Но мы узнаем, что можно дать «вторую жизнь»: сделать подарки, игрушки, предметы интерьера.
Вывод. Если мы хотим жить в чистом городе, нужно не сорить! Убирать за собой мусор! И в наших силах дать вещам «вторую жизнь»!
Конспект тематической прогулки
«Чистый участок нашего детского сада».
Цель.
Наблюдение за состоянием окружающей среды на территории детского сада и вокруг него.
Прививать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к окружающей среде.
Воспитывать интерес и уважение к работе дворника.
Ход прогулки.
— Сегодня, ребята, мы с вами совершим прогулку не только по территории детского сада, но и вокруг, для того, чтобы посмотреть в каком состоянии находятся дорожки, газоны и вся территория вокруг детского сада.
(Дети, построившись парами, выходят за территорию.)
— Ребята, обратите внимание на дорожки. Чистые они или на них есть мусор? (Ответы детей).
— Да, дети. На дорожках встречается мусор: бумажки от конфет, бутылочки от лимонада, разные ветки и другой мусор.
— А вы, ребята, бросаете мусор на землю? (Ответы детей.)
— А видели, как взрослые мусорят?
— Скажите мне, пожалуйста, что будет, если все будут выбрасывать мусор на улицу?
— Правильно! Везде будет мусорная свалка. А вы хотели бы жить на мусорной свалке? (Дети дружно отвечают НЕТ!!!)
— Молодцы, ребята! А что мы с вами можем сделать для того, чтобы на улицах нашего города всегда было чисто? (Ответы детей).
— Конечно же, если мы не будем бросать на землю фантики от конфет, баночки от йогуртов, обёртки от шоколадок и т. д., то в нашем любимом городе будет всегда чисто, красиво и уютно.
(Дети возвращаются в детский сад и видят дворника, который подметает дорожки.)
— Ребята, а на территории детского сада есть мусор? (Ответы детей).
— А как вы думаете почему? (Ответы детей).
— Да, конечно же, мы не бросаем мусор на дорожки, а только в урну, а если на дорожках появляются опавшие листья или принесёт ветром, то его убирает дворник.
— Молодцы, ребята, вы очень правильно всё рассказали. Мы хотим жить в чистом, красивом, уютном городе, а для этого необходимо выполнять некоторые неприложные правила:
1. Нельзя бросать мусор на землю!
2. Если на ваших глазах кто-то бросил бумажку, нужно указать
ему на неправильное поведение.
3. « Не бросайте никогда корки, шкурки, палки…
Быстро наши города превратятся в свалки!»
Экологические частушки:
1. Пропоем мы вам частушки,
Как не надо поступать!
Что с природою бывает
Коль ее не защищать!
2. Посадила я цветы
небывалой красоты….
Но сосед завел машину
и испортил всю картину!
3. Мы с приятелем пошли
собирать грибочки,
только леса не нашли:
там одни пенечки!
4. Мы ходили за грибами:
думали набрать маслят.
Но под нашими ногами
только стеклышки хрустят!
5. По чернику я пошла,
только ягод не нашла.
Вместо ягод на полянке
сплошь одни пустые банки!
1. Говорят, мы дошколята,
Ничего не можем.
А мы мусор уберем,
и городу поможем.
2. И бабуля, и мамуля
Любят йогурт на обед.
А в стаканчиках на дачу
Вырастят цветы в придачу!
3. Мусор я убрать могу
На Упе на берегу.
Пусть с меня берет пример
Городской наш дядя МЭР!
4. Берегите город наш,
Дружно, хором просим Вас!
Чтоб потом не убирать,
Мусор нужно не бросать!
Анкета для родителей.
- Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
Сортируете ли вы мусор для утилизации?
- Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
- Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
- Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
- Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
- Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
- Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
- Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
- Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
- Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
- Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем поселке?
Ваши предложения по утилизации отходов в нашем поселке.
Мероприятия
1.Тематические игры и наблюдения.
Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
2. Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
Опыт. «Изготовление новой бумаги».
- Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
- На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
- Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
- Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
3. «Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы(вывод: пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
4. «Ознакомление со свойствами металлических предметов»
Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).
Рассматривание металлических предметов;
Рассказ взрослого о разных видах металла;
Опытно-практическая деятельность:
металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;
5. «Ознакомление со свойствами резины»
Цель: Познакомить со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
Опыт с воздушным шаром
- не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.
Д/и «Найди игрушки из резины».
6. «Ознакомление со свойствами стекла»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла:
прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.
Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:
Познакомить с историей создания стекла.
Рассмотреть изделия из стекла;
Найти стеклянные предметы в группе;
Экспериментальным путем изучить свойства стекла.
Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»
7. Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле».
В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения.
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
8.Непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами.
Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);
Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).
9. Игры.
1.«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
2.«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.
Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
3.«Что лишнее?»
Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.
4.«Отгадай материал»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
5.«Хорошо-плохо»
Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.
Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.
6. «Найди друзей»
Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.
Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.
7. «Наоборот»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.
Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).
8.«Что из чего»
Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.
Оборудование. Мяч.
Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-61982-1428655624.jpg)
Проект по здоровьесбережению «Василек» - природе друг, пусть узнают все вокруг!».
Здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей его среды. Надо жить в согласии с природой, беречь ее. Дети первыми попадают под удар неблагоприятных факторов окружающей среды. Мы должны ...
Педагогический проект "Человек и природа"
проект для детей дошкольного возраста...
Презентация для детей: «Человек природе друг –пусть узнают все вокруг !»
Презентация для детей: «Человек природе друг –пусть узнают все вокруг !»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/05/picture-1206680-1583380938.jpg)
Мероприятие "Человек природе друг – пусть узнают все вокруг"
Тема: «Человек природе друг – пусть узнают все вокруг»Цель: - формирование у детей основ экологической культуры.Задачи:Образовательные: расширять...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/17/picture-774546-1602961851.jpg)
Экологический проект "Человек и природа - одно целое"
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/28/picture-61902-1593373389.jpg)
Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "Человек и природа едины"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения...
Экологический проект «Человек и природа».
Актуальность проекта.Природа хрупка и ранима. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди ...