Конспект занятия по экологическому развитию дошкольников "Свойства воздуха" (опытно-экспериментальная деятельность).
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей со свойствами воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_opytno_egorchenkovn_n.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области
Конспекты занятий по экологическому развитию дошкольников
«Свойства воздуха»
(опытно-экспериментальная деятельность)
Воспитатель первой категории: Егорченкова Наталья Николаевна
2021
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
«СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
Материалы и оборудование:
- Визитка «Младший научный сотрудник» – по числу детей
Символы, обозначающие:
- температуру (градусник)
- не имеет запаха;
- воздух легче воды;
- теплый воздух поднимается вверх
- Воздушный шар, надетый на горлышко пластиковой бутылки; ведро с горячей водой,
- по листу белой бумаги на каждого ребенка;;
- по кусочку апельсиновой корки;
- чеснок и чеснокодавилка;
- влажные салфетки на каждого ребенка;
- одноразовый стаканчик и коктейльная трубочка на каждого ребенка;
- плакат «Органы дыхания»
- весы, воздушные шары
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх; закрепить знания детей о значении воздуха для дыхания; стимулировать желание детей самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа:
Работа по ОБЖ по теме «Дыхание»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в «Научную лабораторию «Знай-ка». Наш девиз:
(Дети произносят)
«Пускай, пока малы мы ростом,
Хотим так много мы узнать.
Быть Знайкой далеко не просто,
Но как приятно познавать!»
В-ль: А для того, чтобы войти в лабораторию, нужно ответить на вопрос: «Как вы думаете, что такое экология? (Ответы детей) (Предполагаемые ответы: чистый воздух; чистая вода; голубая речка; красивый лес; в лесу много ягод, грибов; все животные в лесу здоровые; много красивых бабочек; богатый урожай; цветущий луг; высокое голубое небо; чистый родник и т.д.) Дети проходят в лабораторию.
В-ль. Молодцы, ребята! Вы догадались, что мы будем говорить о природе, а о чем конкретно: Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Правильно, ребята, это воздух. (Дети поворачиваются к плакату) Мы знаем, что человек не может жить без воздуха. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (Дети делают вдох – выдох)
-Дети, а что же происходит при вдохе? (Ответ детей: воздух попадает в легкие человека)
- А что же происходит в легких? (Воздух отдает человеку полезные вещества, а забирает вредные)
- А что же происходит при выдохе? (При выдохе воздух выталкивает вредные вещества наружу).
В_ль: правильно, ребята. Воздух через дыхательные пути попадает в легкие человека, отдает человеку полезные вещества – кислород, забирает вредные – углекислый газ, и выталкивает углекислый газ наружу.
ИТАК, воздух необходим для дыхания. Ребята, а что же такое «ВОЗДУХ»? Какими свойствами он обладает? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю отправиться в полет на воздушном шаре. (Подходят к воздушному шару)
Песня «Воздушный шар»
Воспитатель:
Мы отправились в полет на воздушном шаре,
И про воздух – невидимку все сейчас узнаем
В-ль: Ребята, я только что произнесли слова и мы сразу же познакомились с одним свойством воздуха. Как вы думаете, с каким? Внимательно послушайте. (Воспитатель произносит слова еще раз, выделяя голосом слово «НЕВИДИМКУ»). Воздух – невидимка; скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет) Значит, он какой? (Бесцветный, прозрачный, невидимый). Правильно. (Закрепление символа, обозначающего бесцветность)
Ребята, а давайте внимательно посмотрим на наш воздушный шар. Под шаром расположена горелка, которая нагревает воздух.
Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.
Опыт: пустой воздушный шар надеваем на горлышко пластиковой бутылки. Держим ее в течение 1 минуты в горячей воде. (Под музыкальное сопровождение).
- Что вы видите? (Шарик надувается)
Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется, поднимается вверх и заполняет шарик, и шарик надувается.
- А что же будет, если бутылку с шариком опустить в холодную воду? (Ответы детей). Давайте проверим! (Воспитатель опускает бутылку с шаром в ведро с холодной водой).
- - Что происходит? (Ответы детей)
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
В-ль: Итак, воздух при охлаждении сжимается, выходит из шарика, поэтому шарик сдувается. Так зачем же нужна горелка воздушному шару? (Чтобы шар полетел)
При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Шар поднимается вверх. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается и опускается на землю. Итак, мы познакомились с еще одним свойством воздуха: он может нагреваться и охлаждаться. (Символ) Ребята, также мы узнали, что теплый воздух поднимается вверх. (Символ) Ребята, подумайте и скажите, а как человек использует это свойство теплого воздуха подниматься вверх? (для отопления помещений: батареи ставятся внизу, около пола, а не на потолке).
- Ребята, а как вы думаете, двигаться воздух может? (Ответ детей)
А мы сейчас проверим. (Воспитатель предлагает детям взять лист белой бумаги и сложить его гармошкой) А теперь помашите сделанным веером.
- Что вы чувствуете? (Ветер)
- Как он возник? (Это движется воздух)
- Значит, воздух вокруг нас, он движется и возникает ветер. А какой бывает ветер?
Ребенок читает ст-е:
Знаем, что бывает ветер тихий, нежный,
А бывает грозовой и снежный.
И такой, что резво с травами играет,
И такой, что с силой волны поднимает.
Шумный и холодный,
Теплый и ласковый,
Ветер – ветерочек,
Разный – разный…
Физ.минутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
В зал под музыку влетает Карлсон.
В-ль: Кого же к нам ветром занесло?
К: Меня! Самого умного, самого красивого, самого доброго Карлсончика! Я к вам в гости прилетел!
В-ль: Дети знакомятся со свойствами воздуха. Присоединяйся к нам, и ты узнаешь много нового и интересного!
К: А я и так все знаю! Я же по воздуху летаю!
В: Тогда ответь на вопрос: А у воздуха есть запах?
К: Конечно есть! Я всегда чувствую, когда пахнет плюшками, вареньем и без труда их нахожу!
В-ль: Ребята, как вы думаете, прав ли Карлсон? (Ответы детей) Сейчас проверим.
Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином)
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат?
(Этот запах идет от корки) (Дети вытирают руки влажной салфеткой)
Воспитатель давит дольку чеснока.
- Вы чувствуете запах?
- Чем пахнет? (Чесноком) Значит, запах передается по воздуху. Сам воздух запаха не имеет, он передает запахи других веществ. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья и плюшек. Скажите еще раз: воздух имеет запах? (Нет). Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем). Карлсон, найди, пожалуйста, символ, обозначающий, что воздух не имеет запаха и прикрепи его к воздушному шару. Правильно сделал Карлсон?
В-ль: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей)
В-ль: давайте проверим !
. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик. Что же происходит?
К: Я знаю! Я знаю! В стакане поднялась сильная буря!
В: В стакане появились пузырьки. Откуда же они взялись? (Мы выдыхаем воздух, и он выходит наружу)
- Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да)
В-ль предлагает детям еще раз подуть в трубочки, чтобы «побежали пузырьки»
- Скажите, ребята, а что тяжелее: вода или воздух? (ответы детей)
- Как это проверить? (Ответы детей) Нужно опустить в воду тяжелый предмет, например, камень. Опускайте. Что с ним случилось? (Опустился на дно, утонул)
Камень тяжелый, и он утонул. Значит, камень тяжелее воды. А как же воздух, который выходит из трубочек? Он утонул? (Нет, он поднялся вверх) Значит, воздух легче воды.(повторяют Карлсон и 2-3 ребенка). – Установить символ, обозначающий что воздух легче воды.
В-ль: Конечно, воздух легче воды. А вообще – то воздух имеет вес, как вы думаете? (Ответы детей) Мы все проверяем, и все узнаем научным путем. Поэтому мы проведем следующий опыт. Для опыта нам понадобятся: шарик надутый воздухом, шарик не надутый и весы. Прикрепляю на весы шарик с воздухом и шарик без воздуха. Посмотрите, что тяжелее: шарик с воздухом или шарик без воздуха? (Ответы детей) Правильно, ребята, шарик с воздухом тяжелее. Значит, воздух имеет вес, только очень – очень маленький. (Прикрепить символ, обозначающий, что воздух имеет вес).
В-ль: Ребята, а теперь давайте вспомним свойства воздуха, о которых мы сегодня говорили. Подойдите сюда и посмотрите внимательно на символы. Итак, мы узнали, что воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, только передает чужие. Воздух легче воды. Воздух может быть теплым и холодным, теплый воздух поднимается вверх. Воздух нужен для жизни людям, животным, растениям.
Карлсон: А мне воздух нужен еще и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе много интересного. Я обо всем расскажу своему другу Малышу. До свидания, ребята!
В-ль: Наша научная лаборатория закрывается, но очень скоро мы придем в нее опять и продолжим изучение воздуха, потому что:
Мы любопытные ребята,
Желаем много в жизни знать.
Давайте изучать природу,
Беречь ее и уважать.
До свидания! (Дети уходят.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»
Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....
Конспект занятий по экологическому воспитанию с элементами опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Путешествие в страну чудес....
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида» в средней группе...
конспект занятия по экологическому развитию "Волшебница-вода"
Конспект занятия по экологическому развитию «Вода-волшебница» Цель:• Формирование знаний у детей о свойствах воды, о ее значении для человека.Задачи:Образовательные:1. Познакомить детей со свойст...
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»
Конспект занятия по экологическому развитию «Экологическая пирамида»...
Конспект занятие по экологическому развитию в средней группе на тему «Путешествие Капитошки»
Конспект занятие по экологическому развитию в средней группена тему «Путешествие Капитошки»Образовательная область: Познание.Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигат...
Конспекты занятий по экологическому развитию дошкольников «Свойства воздуха» (опытно-экспериментальная деятельность)
Знакомство детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх; закрепить знания детей о значении воздуха для...