Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Водные ресурсы Земли». Старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Седова Оксана Александровна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Водные ресурсы Земли». Старшая группа.

Провела Седова О. А. 15.03.2021.

 

Литература. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.

 

Программное содержание.

 

Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды.

Закреплять знания о водных ресурсах родного края, о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

 

Предварительная работа.

 

Просмотр мультфильма «Беги ручеек!». Беседы о водных ресурсах. Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей. Дидактические игры по ознакомлению с морскими животными и растениями. Народная игра «Ручеек». Подвижная игра «Море волнуется раз!». Чтение стихотворения Бальмонта К. «Ручеек».

Материал и оборудование.

 

Слайды (или картинки) с изображением рек и морей, ноутбук, проектор, глобус; картинки с изображением обитателей рек и морей; бумага формата А2 (лист ватмана); картинки с изображением морских и речных обитателей (вырезанные из журналов), ножницы, клей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnye_resursy_zemli.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Водные ресурсы Земли». Старшая группа.

Провела Седова О. А. 15.03.2021.

Литература. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.

Программное содержание. 

Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды.

Закреплять знания о водных ресурсах родного края, о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

Предварительная работа. 

Просмотр мультфильма «Беги ручеек!». Беседы о водных ресурсах. Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей. Дидактические игры по ознакомлению с морскими животными и растениями. Народная игра «Ручеек». Подвижная игра «Море волнуется раз!». Чтение стихотворения Бальмонта К. «Ручеек».

Материал и оборудование. 

Слайды (или картинки) с изображением рек и морей, ноутбук, проектор, глобус; картинки с изображением обитателей рек и морей; бумага формата А2 (лист ватмана); картинки с изображением морских и речных обитателей (вырезанные из журналов), ножницы, клей.

                                     

                                      Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по водным просторам нашей планеты Земля и узнаем много интересного. Скажите, что вы знаете о воде? (Ответы детей)

Ребята, а вы знаете, что это такое?

Дети: Глобус. Модель Земли.

Воспитатель: Посмотрите на него. (Дети вместе с воспитателем рассматривают глобус - модель Земли). Из космоса наша планета видится голубой. Почему? Какая часть планеты покрыта водой? Как изображена на глобусе вода(Ответы детей) Тоненькие линии – это реки, небольшие пятнышки – озера, большие – моря и океаны. Жизнь есть только там, где есть только там, где есть вода! Вот как велико значение воды. (Слайд 1)

И так наше путешествие начинается! Путешествие нам поможет совершить волшебный экран. Занимайте, пожалуйста, места.

Отгадайте загадку:

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручеек) (Слайд 2)

Остановка «Ручеек»

Воспитатель: Откуда же берет начало ручей? (Ответы детей) Правильно, из родника. Вы знаете, откуда берёт своё начало родник? Он бьёт из-под земли. В роднике вода чистая, прозрачная её можно пить. Беседует о значении ручьев в жизни человека и животных. Воспитатель рассказывает детям, что ручеек начинается из родника.

Проводится игра «Ручеек»

Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Игрок, которому не досталась пара, идет к «истоку» ручейка, и проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется – чем больше участников, тем веселее проходит игра, особенно под музыку.

И вот бежит, торопится ручеёк. Чем же хорош ручей в лесу? Как же хорошо в жаркий летний день посидеть у ручья. Животные и птицы удаляют жажду. (Слайд №3)

Воспитатель загадывает детям еще одну загадку:

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

Дети: Река.

Воспитатель: А вот и наш знакомый бежит на встречу со своими друзьями. Вспомните, когда ручьи слились в единое целое, то, что потекло дальше? (Слайд №4)

Дети: Река.

Остановка «Река»

Воспитатель: Ребята давайте вспомним с вами слова из детской песни «С голубого ручейка начинается река»(Беседуют о значении рек в жизни человека и животных).

Воспитатель: А кто из вас знает названия рек, назовите названия реки, которые вы знаете? Какие реки протекают в Москве, в нашем городе?

(Ответы детей)

Дидактическая игра «Кто живет в реке?».

Взрослый показывает картинку с изображением речных обитателей и задает вопросы«Кто это?» назовите характерные особенности внешнего вида (жабры, плавник, чешуя и т. д.)». За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет большее количество фишек.

Реки играют большую роль в жизни человека и животных. Какую? (Слайд № 8–11)

Дети: Питание, перевозят грузы по реке, строят гидроэлектростанции. Воспитатель: Ребята отгадайте еще одну загадку:

Кругом вода,

А с питьем беда! (Слайд №12)

Дети: Море.

Остановка «Море»

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, чем отличается река от моря. (Ответы детей). А названия каких морей вы знаете? Что больше океан или море?

Воспитатель предлагает рассказать свои впечатления о море (если дети были на море).

Игра «Море волнуется раз!»

Выбирается водящий: Он отворачивается и говорит:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура замри!

В этот момент каждый игрок должен замереть в позе, изображающей животное, которое он задумал. Водящий поворачивается, обходит всех играющих, рассматривает получившиеся фигуры. Выбирает понравившиеся, дотрагивается до них - и дети начинают двигаться, изображая задуманных морских обитателей. Зрители стараются отгадать их. Ведущим назначается тот, кто показал самую интересную фигуру.

Воспитатель: Морской воздух очень полезен, поэтому на берегах морей построено много здравниц, санаториев, домов отдыха. Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное, у него есть свое настроение, оно меняется как у человека. Наверное, поэтому оно обладает каким-то удивительным магическим свойством. В солнечный день, оно спокойное, искрится, сине-зеленого цвета. И мы говорим, что на море – штиль. Вы слышите, как оно спокойно шумит? Давайте закроем глаза. Какие картины рисует ваше воображение(Слайд №13)

Иногда дует легкий ветерок, и тогда по морю плывут белые барашки – волны. (Слайд №14)

В плохую погоду море становится мрачным. Дует сильный ветер, огромные серые волны бьются о берег. И действительно, опасно море во время шторма – сильного ветра с дождем, когда тонут даже большие корабли. Давайте закроем ещё раз глаза. Какие картины сейчас рисует ваше воображение(Слайд №15)

Дидактическая игра

В подводном мире кипит своя жизнь. Назовите характерные отличия обитателей рек и земноводных животных(Слайд 16,17)

Дети: Жабры, плавники, чешуя.

Морские обитатели хотят проверить, узнаете ли вы их, готовы отвечать на загадки?

Настоящий он циркач —

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн:

Любит поиграть. (Дельфин) Слайд №18

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит —

Так живет на свете. (Кит) Слайд №19

Эта рыба — хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно. (Акула) Слайд №20

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза) Слайд №21

Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей. (Краб) Слайд №22

На лошадку так похоже,

А живет-то в море тоже.

Вот так рыбка! Скок да скок —

Прыгает морской. (Конёк) Слайд №23

Ей не страшен зверь любой —

Панцирь носит за спиной.

Триста лет живет без страха.

Кто же это? (Черепаха) Слайд №24

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь рук и ног!

Это чудо (Осьминог) Слайд №25

Голова в нём есть и хвост,

Удлиняет шею рост.

Клешни острые для драк –

Приготовил в речке (Рак) Слайд №26

Воспитатель: Какие вы молодцы, всё отгадали.

Физкультминутка

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Воспитатель: Скажите, какие же свойства воды мы знаем?

Дети: Прозрачная, бесцветная, растворимая, изменяет при нагревании и охлаждении свою структуру.

Воспитатель: Как человек использует воду? (Ответы детей) Вода используется для мытья и питья. Водой орошают поля, сады. Любое производство без воды невозможно. Поэтому воду нужно беречь.

Не умыться, не напиться без воды!

Листику не распуститься без воды!

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда,

Всем везде нужна вода!

А знаете ли вы, что 22 марта - Всемирный день водных ресурсов. Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что вам понравилось? (Ответы детей)

Скажите ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Как нужно относиться к водным богатствам нашей планеты?

Что для этого нам всем нужно делать?

Воспитатель предлагает создать плакат «Берегите воду!» в технике коллажа. Дети коллективно работают над созданием плаката. Затем все вместе рассматривают плакат, беседуют по его содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в старшей группе.

Конспект занятия для воспитателей старших групп.  Тема: "История возникновения тарелки"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «Незнайка в стране насекомых»

Цель: сформирование обобщённого понятия «насекомые».Задачи:Образовательные:·         расширять и закреплять знания детей о насекомых;·...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (старшая группа) по теме: "Профессии"

Интегрировнное занятие в старшей группе с здержкой психического развития по ознакомлению с окружаюим миром и развитию речи....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Россия — огромная страна» старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Россия — огромная страна» старшая группа.Провела Седова О. А. 19.04.2021. Литература. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)Образовательная: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Без воды нет жизни на Земле.»

уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря…);- дать представления об источниках загрязнения воды, его последс...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебный крахмал» в старшей группе.

Самый распространенный способ для определения крахмала в продуктах - это добавление капли йода на продукт, если крахмал в продукте присутствует, капля окрашивается синим цветом, если крахмала нет - ос...