Картотека совместной деятельности "Свет и тень"
опыты и эксперименты по окружающему миру

Панкрашкина Инна Анатольевна

Опытно-экспериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_sovmestnoy_deyatelnosti_svet_i_ten.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека совместной деятельности с детьми

Тема "Свет и тень"

Цель. Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных.

Игра "Догони свою тень"

В солнечный день обратите внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше.) На что похожи тени детей? Предложите детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?

Наблюдения на прогулке

1. Все ли тени от предметов одинакового оттенка? Сравните, например, зимой тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

2. Меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Чтобы выяснить это, очертите палочкой на песке или на снегу (на асфальте мелом) тень дерева или другого неподвижного объекта во время утренней прогулки, а затем днем и вечером. Сравните положения тени в разное время суток.

3. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратите внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

Моделирование и сказка

Попробуем смоделировать ситуацию, которую наблюдали на улице. Вместо солнца у нас будет настольная лампа, вместо облака "летающая тарелка" (обычная бумажная или пластмассовая), вместо людей игрушечные человечки. Итак, человечки живут в некотором царстве-государстве, где всегда светит солнце. Поставили игрушки под включенной лампой. Но вот однажды на небе появилась необычная летающая тарелка располагаем тарелку между лампой и человечками. И тогда накрыла большая тень всю их страну... Предложите детям сочинить сказку о том, что же потом случилось.

Театр теней

Театр теней -- это богатейшая возможность для развития воображения ребенка. Кроме того, это возможность показать обычный предмет под неожиданным углом зрения. Например, с детства знакомая чайная ложка может выглядеть совершенно по-новому как небольшая линия или коротенькая черточка. Все зависит от того, как вы разместите за экраном сам предмет. К тому же дети испытывают в этом случае радость открытия новых свойств знакомого предмета. Предложите детям стать актерами театра теней.

1. Во время прогулки в солнечный день дети могут показывать при помощи рук разные фигурки на стене здания.

2. Устроить настоящий театр теней, повесив на улице обычную простыню (как можно ближе к земле). Дети-актеры будут двигаться по одну сторону простыни (и их тень будет падать на белую ткань), зрители по другую. Можно предложить детям попробовать узнать по тени имя актера (это не так-то просто, как кажется) или игрушку, которую покажет воспитатель.

3. Можно создать театр теней и в помещении. Для этого подберите достаточно яркий источник света, расположив его за экраном. Если дети будут стоять вблизи экрана, они могут превратиться в великанов, так как их тени будут очень большими. Чем дальше вы отходите от экрана, тем меньше размеры теней на нем. Эта особенность театра теней также дает простор фантазии и воображению.

4. Перед началом просмотра слайдов, когда проектор уже включен, но слайд в него еще не вставлен, дети всегда стараются показать при помощи рук разные фигуры на освещенном экране. Это тоже своеобразный театр теней.

Игра "Прятки"

В теплое время года предложите детям найти как можно больше тенистых мест и спрятаться в них. Обратите внимание на пятнистость теней под листвой деревьев и кустарников. Зимой такие световые пятна могут давать ветви старых деревьев, особенно когда они качаются.

Беседа "Для чего тигру полоски"

Цель. Показать значение пятнистой (полосатой) окраски в жизни животных и ее связь с "пятнистым" освещением.

Оборудование и материал. Фотографии, рисунки с изображением жирафа, тигра, леопарда, косули, щуки и других полосатых и пятнистых животных. Обязательно включите в этот список соответствующие виды вашей местности.

Ход беседы

Попросите детей вспомнить, какими пятнистыми были тени под деревьями, кустарниками, когда они играли в прятки. Были светлые (больше света) и темные (меньше света) полоски, пятна. Земля под растениями становилась как бы пятнистой. Таких "пятнистых", "полосатых" участков в лесу или в зарослях кустарников бывает очень много. Предложите детям подумать, как должно быть окрашено животное, которое хочет спрятаться в таком месте? Затем раздайте картинки различных животных, в том числе и с полосатой, пятнистой окраской, и попросите детей отобрать тех, кто прячется в лесу под деревьями, кустарниками. Пусть они объяснят свой выбор. Подчеркните, что яркое африканское солнце и тени от колышущихся листьев кустарников, деревьев мешают понять, то ли детеныш леопарда спрятался, то ли это играют в прятки солнечные зайчики. Полоски тигру нужны для того, чтобы быть незаметным охотнику, а пятна косуле чтобы спрятаться от своих врагов. А для чего полоски щуке или окуню? Ведь они живут не в лесу, а в реке. Выслушайте ответы детей, а затем объясните, что эти рыбы хищники. Они, как и тигр, прячутся в "подводном лесу" зарослях водорослей. Так что и тигру, и щуке полоски нужны для одинаковых целей.

Наблюдения в группах

"Пятнистость" освещения можно наблюдать и на примере колышущихся занавесей из плотного тюля .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека совместной деятельности воспитателя с детьми с целью развития конструктивных умений.

Я работаю по программе "Развитие" УЦ им. Венгера. Здесь представлен вариант планирования игр по конструированию в средней группе....

Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»

Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...

Картотека совместной деятельности взрослых и детей «Сборник волшебных рецептов»

Методическая разработка «Картотека совместной деятельности взрослых и детей «Сборник волшебных рецептов» воспитателя Куркиной Елены Сергеевны  призвана привлечь родителей к совм...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Знакомство со светом и тенью»

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача с...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы ДОУ "Свет и тень"

Предлагаю вам конспект СОД по экспериментированию в средней группе ДОУ. Здесь дети помогают сказочному герою Патрику узнать, что такое тень и как она появляется....

Картотека совместной деятельности детей и педагогов в утренний отрезок времени и для организации Утреннего сбора в подготовительной группе детского сада

Основной целью Утреннего сбора является создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, проявления детской инициативы и самостоятельности.А так же можно выделить...

Картотека совместных игр «Играем вместе» для родителей и детей старшего возраста.

Формат совместных игр для родителей и детей дает ребенку опыт действия на основе сложившегося отношения к ценности, нравственного поступка, опыт ошибок и их преодоления. Такие игры позволяют родителям...