Занятие "Наши имена и фамилии".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Аксененко Светлана Викторовна

Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_imena_i_familii.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада

«Наши имена и фамилии» (право ребенка на имя, отчество, фамилию).

Цель:

Формирование представлений о необходимости законов в современном      обществе, ознакомление с основными документами о правах и свободах детей, с правами и обязанностями гражданина своей страны.

 Задачи:

- дать представление о Конституции РФ и других законодательных документах;

- формировать знания детей о том, что у каждого человека есть свое имя и фамилия, которые отличают его от других людей;

- воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России, повышать самооценку ребенка.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.  

Материалы и оборудование: основные нормативные документы, сердечки.

Формы и методы: беседа, диалог, игра, обсуждение, рассказ.

Ход НОД.

  1. Вводно-организационный этап.

Встали все мы дружно в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Актуализация.

Беседа-диалог «Права и обязанности гражданина РФ».

- Однажды люди со всей Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

- Кто из вас знает, в каких документах отражены основные права человека? (Конституция РФ, Конвенция ООН по правам ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка – идет показ наглядного материала).

- Гражданами какой страны мы являемся? (РФ)

- Основной закон, по которому живет наша страна – это Конституция РФ. Этот документ принимается всенародным голосованием. В Конституции РФ прописаны права и обязанности граждан России.

Права – это правила, по которым живет человек и окружающее его общество людей.

- Основные права: на жизнь, имя и фамилию, равенство. Как вы их понимаете? (ответы детей).

  1. Расширение имеющихся представлений.

Беседа «Имена людей».

- В основных законодательных документах ( ст.7 Конвенции о правах ребенка, ст.58 Семейного кодекса РФ, ст.23 Конституции РФ) обозначено право ребенка на имя, отчество, фамилию.

Игра «Найди свое сердечко».

    На стене висят разноцветные сердечки, на обратной стороне которых написаны имена присутствующих детей. Каждый ребенок выбирает 1 сердечко. Если написанное имя совпадает с его собственным, то оставляет себе, если нет, то отдает «истинному владельцу».

- У каждого из вас в руке сердечко, на котором написано ваше имя. Имя – это слово, которое с первого до последнего дня жизни остается с человеком. Ваши имена вам выбрали ваши родители. Есть имена мягкие, есть жесткие, но все они хороши – плохих не бывает. С древних времен считается, что имя нам дано не случайно, и смысл имени связан с судьбой и характером человека. Говорят, когда рождается человек, на небе загорается звездочка, которая помогает ему всю жизнь.

- Ребята, назовите известные вам имена.

- Есть имена женские, а есть мужские. Какими именами называют девочек, а какими – мальчиков?

- Есть полные и неполные имена ( привести примеры ).

Игра «Назови ласково.»

Дети по кругу передают друг другу мягкую игрушку, при этом называя имя своего соседа ласково.

Рассказ «Наши имена, фамилии, отчества.»

- У каждого человека есть не только имя, но и отчество, фамилия.

Когда вы станете взрослыми, вас будут называть по имени-отчеству, так, как вы сейчас называете своих воспитателей. Например, Ульяна Андреевна, Иван Витальевич, Екатерина Николаевна и т.д.

Что же такое отчество, откуда оно? Отчество человеку дается по имени его отца. Если моего папу зовут Виктор, то мое отчество Викторовна.

Еще у человека есть фамилия. Назовите свои фамилии. У членов одной семьи может быть одна фамилия, а могут быть разные. В старину на Руси фамилии людям давались по роду их деятельности или по каким-то приметам. Например, Плотников ( тот, кто занимается плотницким делом ), Кузнецов ( в роду были кузнецы ), Рыжиков ( в семье все были рыжими ).

Беседа об именах, отчествах, фамилиях родственников.

- Ребята, расскажите, как зовут ваших пап, мам, бабушек, дедушек, сестричек, братиков и других родственников.

Отгадывание загадок.

- Сейчас мы будем отгадывать загадки, в которых звучат имена.

                        У маленькой Катюшки

                        Уселся на макушке

                        Не мотылек, не птичка –

                        Держит две косички.

                                                (Бант)

                        Стоит Алена – платок зеленый,

                        Тонкий стан, белый сарафан.

                                                (Береза)

                        Стоит Федосья,

                        Распустив волосья.

                                                (Береза)

                        Стоит Егорка

                        В красной ермолке,

                        Кто ни пройдет,

                        Всяк поклон отдает.

                                                (Земляника)

                        На лесной поляне

                        Красуется Татьяна;

                        Сарафанчик аленький

                        Да в белые крапинки.

                                                (Земляника)

                        Под бережком сидит Тарас –

                        Громко он кричать горазд.

                                                (Лягушка)

                        Рыжие Витали

                        По щелям удрали.

                                                (Тараканы)

                        Стоит Филат,

                        На нем сто лат.

                                                (Капуста)

                        Желтый с черненьким Демид

                        Весь день на солнышко глядит.  

                        (Подсолнух)

Стоит Антошка

На одной ножке,

Сам маленький,

А шляпа большая.

                        (Гриб)

        

  1. Рефлексия.

- Наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир, дружба. Когда мы будем соблюдать права и обязанности, прописанные в Конституции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД с детьми 5-7 лет Тема: «Наши имена и фамилии»

учить детей называть своё полное имя, фамилию и отчество, полные имена и отчества родителей...

Конспект НОД "Наши имена и фамилии"

Конспект занятия по теме "Имена и фамилии" для детей подготовительной группы детского сада...

НОД "Наши имена и фамилии"

НОД "Наши имена и фамилии"...

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Наши имена и фамилии»

Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей.Задачи:Образовательные:познакомить детей с историей возникновения и образования...

Беседа с детьми «Наши имена и фамилии»

Дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий, повышать самооценку....

Конспект образовательной деятельности "Наши имена и фамилии"

Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают его от других людей.Задачи:Образовательные:Ø познакомить детей с историей возникновения и обра...