Экологический проект по теме: «Русская краса»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Цитович Екатерина Васильевна

Экологический проект "Русская краса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beryozka_wecompress.com_.docx107.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Экологический проект по теме: «Русская краса»

Разработала:

воспитатель первой

квалификационной категории

Цитович Екатерина Васильевна

2015 г.

Экологический проект по теме: « Русская краса» используется для занятий с детьми старшей группы.

По количеству участников проект является коллективным.

Возраст детей: 6 лет

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: творческий - исследовательский.

Длительность: среднесрочный- 2 недели.

Автор проекта: воспитатель старшей группы Цитович Екатерина Васильевна

Актуальность проекта:

 Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы я разработала проект о берёзе. Ни в одной стране не растет столько берёз, как в России, поэтому деревом россиян является русская береза. Белоствольная, величавая, изящная она очень напоминает невесту. «Во поле берёзонька стояла…» О ней со старины поют песни, складывают сказки, стихи и рассказы. Она является символом нашей Родины.

В основе моей работы с детьми по данной теме лежит развитие у них познавательных навыков и умения самостоятельно высказывать свои взгляды, с целью углубления знаний дошкольников о берёзе и воспитания у них экологического самосознания.

Маленькие дети любят действовать: наблюдать, рассматривать и это необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быть не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Движения на свежем воздухе во время прогулки, игры, сочинение рассказов о берёзе и о природе.

Я решила разработать проект «Люблю березу русскую» для того, чтобы познакомить детей символом нашей страны берёзой, и воспитать желание беречь и любить русскую красавицу. Ведь для русского человека нет дерева роднее, чем берёза. Ведь когда-то на Руси берёзу считали священным деревом.

 Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, но и понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.

Цель проекта:

 Приобщение детей к русской культуре, посредством экологического воспитания, формировать познавательный и исследовательский интерес детей, воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке – символ России.

Задачи:

  1. Дать представления о самом почитаемом дереве в России- берёзе, о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. О её взаимосвязях с окружающей средой.
  2. Познакомить с рассказами, со стихами, песнями, загадками о берёзе;
  3. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки. Расширять кругозор детей, знакомя с деревом - берёза.
  4. Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.
  5. Продолжать учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники и поэты; видеть богатство и гармонию цветовой гаммы природы, чувствовать её звуки, запахи и формы

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 половина дня

Берёза –символ России(презентация).

Беседа: «С кем ты дружишь берёзка?».

Художественное творчество-  пластилинография «Берёзка».

Экологическое путешествие к берёзке.

Подвижная игра «Прятки с деревом».

Просмотр иллюстраций и репродукций берёзы. (беседа о прочитанном)

2 половина дня

Д/и «Когда это бывает»

Разучивание стихотворения «Во поле берёза стояла»

Подвижная   игра «Какой листок лети ко мне».

Чтение рассказа

 В. Бианки «Волшебная берёза».

Вечер загадок.

Работа с родителями

Папка-передвижка: «Люблю берёзку русскую»

Подбор и выставка художественной литературы о берёзе.

Предложить принести фотографии к фотовыставке.

Консультация для родителей: «Целебное лукошко.»

Предложить сделать вместе с детьми поделку берёзы или из берёзы.

1 неделя.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1 половина дня

Циклические наблюдения за берёзой.

Сбор листьев для гербария.

Художественное творчество-  рисование «Люблю берёзку русскую».

Беседа: «Воспетое дерево».

Слушание музыкального произведения «Во поле берёза стояла».

(беседа о прочитанном)

Беседа «Что нового и интересного узнали о берёзе».

Д/и: «Что лишнее».

2 половина дня

Подвижная игра: «Раз, два, три- к берёзе беги».

Чтение стихотворе

ний о берёзе.

Д/и: «Что сначала, что потом».

Чтение пословиц и поговорок о берёзе.

Выучить понравившую

ся.

Д/и: «Составь картинку».

Работа с родителями

Предложить родителям с детьми вспомнить интересные факты, связанные с берёзой и составить рассказ.

Сделать альбом с детскими рисунками берёзы: «Какой я вижу берёзу».

Консультация: «Как научить ребёнка любить и охранять родную природу»

Фотовыставка: «Русская краса».

Итог работы над проектом: «Выставка поделок».

2 неделя.

Предполагаемый результат: У детей:

  1. Сформируется представление: о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьях и берёзы в частности, о бережное отношение к природе.
  2. Расширится кругозор, обогатится и активизируется словарный запас.
  3.  Познакомятся с произведениями великих русских мастеров, воспевших берёзу.

 У родителей:  

  1. повысится заинтересованность в помощи детям. Ведь во время совместной работы дети учились собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы и делать соответствующие выводы.

Список литературы

1.  Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.  - Программа "От рождения до школы".-  "Мозаика-синтез" М.,  2014г.

 

2.   Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду.-  «Мозаика-синтез» М., 2014г.

 3. Давыдова О.В.  Ознакомление с предметным и социальным окружением. - «Мозаика-синтез»  М., 2014г.

4.  Комарова Т.С.    Изобразительная деятельность в детском саду..-  «Мозаика-синтез»  М., 2014г.

5. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. -  «Мозаика-синтез» М., 2014г.

6.  Соломенникова  О.А.  Ознакомление с природой.- «Мозаика-синтез» М., 2014г.

Приложение

«Берёзовая роща»
Белее снега чистого
И месяца лучистого,
Как в белых платьях девицы,
Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,
Как будто струны звонкие.
Лишь ветер к ним притронется —
И всё поёт вокруг.

При ясном свете месяца
Вся роща точно светится.
И реже сумрак вечера,
Светлее ночи тень.

И лес могучий, кряжистый
Глядит на рощу радостно:
Всегда теперь с ним рядышком
Сияет светлый день.

***

«Берёзы»
…Порой белы, порой белёсы,
Над полем, шляхом иль рекой,
Великодушные берёзы,
Какой вы нации? Какой?

Да никакой.
Ведь вы – деревья.
И радовать должны сердца
Тем, что чужды высокомерья
И не меняете лица…

***

«Берёза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

***

«Берёзка»

Её к земле сгибает ливень,
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо –
И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.

Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются…Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.

***

«Берёзы»

Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать,
Если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день,
Хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,
И груды изувеченной коры…

Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!

***

«Печальная береза»

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей

***

«Берёза»

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

***

«Люблю берёзку русскую»

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

***

«Берёза»

Береза родная, со стволом серебристым,
О тебе я в тропических чащах скучал.
Я скучал о сирени в цвету, и о нем, соловье голосистом,
Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал.
Я был там далеко,
В многокрасочной пряности пышных ликующих стран.
Там зловещая пума враждебно так щурила око,
И пред быстрой грозой оглушал меня рев обезьян.
Но, тихонько качаясь,
На тяжелом, чужом, мексиканском седле,
Я душою дремал, и воздушно во мне расцвечаясь,
Восставали родимые тени в серебряной мгле.
О, весенние грозы!
Детство с веткой сирени, в вечерней тиши соловей,
Зыбь и шепот листвы этой милой плакучей березы,
Зачарованность снов — только раз расцветающих дней!

***

«Березка тонкая, подросток меж берез…»

Березка тонкая, подросток меж берез,
В апрельский день любуется собою,
Глядясь в размытый след больших колес,
Где отразилось небо голубое.

***

«Берёзы»

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю — и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви…

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез…

***

«Я последний поэт деревни»

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.

Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

***

«Первый снег»

Серебро, огни и блёстки –
Целый мир из серебра!
В жемчугах стоят берёзки,
Чёрно-голые вчера…

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

***

«С добрым утром!»

… Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы…

***

«Первый лист»

Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны березы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым…
Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, –
И вот живые эти грезы
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной…

***

«Золотая трава»
В летний день
За целебными травами
Мы идем
По опушке лесной.
Помоги нам,
Березка кудрявая,
Ты нам тайну
Лесную открой:
Где достать нам
Целебного сока?
Где найти
Золотую траву?

И шепнула
Березка высокая,
Словно в сказке
И как наяву:
«Ищите и в дубравах
И в рощах
Всей гурьбой,
И вас попросят травы,
Чтоб взяли их с собой».

***

Из стихотворений Е.Трутневой

…Берёзы, как в праздник,
Серёжки надели.
Цвести и расти
Собралась бузина.
Куда же, скворцы,
Воробьишек вы дели?
Да вон они!
Снова в гнезде у окна…

…В гуще сада на берёзке
Ветка дрогнула слегка, —
Там таится горихвостка
Под листком от ястребка…

…Осторожные берёзы
Прячут листья от мороза:
Вдруг опять придёт старик!
Он, мороз, шутить привык…

…И листок с берёзы
Золотистой пчёлкой
Вьётся и летает
Над колючей ёлкой…

Загадки про берёзу


Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.

Как распустит кудри золотые —
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то —
Счастье и удачу принесёт.
Ответ: берёза

Разбежались по опушке,
В белых платьицах подружки.
Ответ: берёза

Сама бела, зелёную шапку надела.
Ответ: берёза

Высока росточком,
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
Ответ: берёза

В белом наряде стоит при параде.
Летом мохнатенька, зимой суковатенька.
Ответ: берёза

Стоит Федосья,
Распустив волосья.
Приглашали девочки
Завивать веночки,
Завивать веночки,
На тёплые денечки.
Ответ: берёза

В белом сарафане стала на поляне.
Летели синицы, сели на косицы.
Ответ: берёза

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Ответ: берёза

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.
Ответ: берёза

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней май сережки дарит ей.
Ответ: берёза

Стоят столбы белёны, на них шапки зелёны.
Ответ: берёза

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
Ответ: берёза

С бел-белой корой стоит под горой.
Ответ: берёза

Летом цветёт, зимой греет,
Настанет весна – потечёт слеза.
Ответ: берёза

Избы белёны, маковки зелёны.
Ответ: берёза

Есть деревья-доктора,

В них полным-полно добра.

Это дерево весною

Соком поит нас с тобою,

Лечит листьями болезни,

Почки дерева полезны.

Из обычной бересты

Можешь сделать короб ты.

Белый ствол и ветки-косы

Только у родной ... (БЕРЁЗЫ).

Азбука в загадках (растения): Березки

Стройны, кудрявы, белокоры,

И любят русские просторы.

Весной сережки надевают

И вкусным соком угощают.

Берёза

Белые платьица, длинные косы,

Делает ветер девчонкам начёсы.

Водят они хороводы повсюду,

Тихие скромницы нравятся люду.

Лишь по утрам ты увидишь их слёзы…

Плачут от радости наши ... (БЕРЁЗЫ).

Весною даст попить свой сок

Весною даст попить свой сок,

Весной роняет в траву слёзы.

Попарит в жаркой бане бок

Вам веник из ветвей 

                                   (берёзы).

Береза

Белый ствол. Чернеют пятна –

где такое ты встречал?

Будто кто-то аккуратно

на стволе их рисовал.

 

Словно косы распустила

и стоит во всей красе,

ветками качая мило –

вот её и любят все!

                                 (Берёза)

Зелёные серёжки

Зелёные серёжки,

Да белый сарафан

Одет на тонкий стан

У дерева

             (Берёзки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Люблю березку русскую»

Экологический проект «Люблю березку русскую»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 48» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познават...

Экологический проект "Люблю березку русскую"

Экологический проект "Люблю березку русскую"...

Экологический проект "Люблю березку русскую"

Экологический проект для детей 3-5 лет....

Экологический проект "Люблю березку русскую..."

Одной из глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на современном этапе своего развития является рациональное использование природных ресурсов, сохранение разнообразия и уникальност...

Экологический проект "Люблю березку русскую"

Экологический проект разработат для детей старшего возраста.Материал предназначен для воспитателей, старших воспитателей и родителей....

экологический проект " Люблю берёзку русскую" с учётом реализации регионального компонента с детьми старшего дошкольного возраста Автор Чикунова Валентина Александровна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 103" г Владимир

На основе этого проекта дать детям знания о самом почитаемом в России символе-русском  дереве-берёзе. В проекте определены: цель, задачи, изменения в предметно-развивающей среде, составлена паути...

Проект по тема: "Варвара – краса, длинная коса."

Проект по тема: "Варвара – краса, длинная коса."Воспитатель младшей группы: Игнатова Любовь НиколаевнаДата проведения: НоябрьПрограммное содержание: Знакомить детей с трудом мамы, дать...