Экологический проект "Люблю березку русскую..."
проект по окружающему миру (младшая группа)

Одной из глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на современном этапе своего развития является рациональное использование природных ресурсов, сохранение разнообразия и уникальности природы. Безразличное отношение человека к природе, пагубное воздействие на нее может привести к возникновению экологической катострофы, способной уничножить все живое на Земле.

Вместе с тем, именно в «наших» руках находится судьба сохранения природных богатств. Правильное поведение в природе, воспитание личнымпримером служит решаюшим фактором в формировании основ экологической культуры у подрастающего поколения. В процессе получения новых знаний о природном мире, его составляющих, формирования умений созерцать удивительный природный мир во всем его многообразии, способностей оберегать его, как особую ценность, происходит формирование важнейшей составляющей экологической культуры ребенка - «экологического» мировоззрения.

Экологическое воспитание подрастающего поколения начинается со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми дети сталкиваются каждый день. По пути в детский сад или домой, играя во дворе или на даче — всюду можно найти множество интересных для изучения объектов живой природы. Одним из таких природных объектов для детей нашей группы стало дерево береза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 163»

Образовательный проект

«Люблю березку русскую ...»

для детей младшего дошкольного возраста

Выполнила: воспитатель

МДОУ «Детский сад № 163»

Карпова Светлана Борисовна

I квалификационная категория

г.Ярославль, 2019 г.

Паспорт проекта:

Продолжительность проекта: 1 неделя (20.05.2019 г — 24.05.2019 г.)

Тип проекта: краткосрочный; познавательно-творческий.

Авторы проекта: Карпова С.Б.

Участники проекта: дети второй младшей группы (3 - 4 года), воспитатели, родители.

Актуальность: одной из глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на современном этапе своего развития является рациональное использование природных ресурсов, сохранение разнообразия и уникальности природы. Безразличное отношение человека к природе, пагубное воздействие на нее может привести к возникновению экологической катострофы, способной уничножить все живое на Земле.  

Вместе с тем, именно в «наших» руках находится судьба сохранения природных богатств. Правильное поведение в природе, воспитание личным примером служит решаюшим фактором в формировании основ экологической культуры у подрастающего поколения. В процессе получения новых знаний о природном мире, его составляющих, формирования умений созерцать удивительный природный мир во всем его многообразии, способностей оберегать его, как особую ценность, происходит формирование важнейшей составляющей экологической культуры ребенка - «экологического» мировоззрения.

Приобщение к природе, как и познание окружающего мира ребенком, происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста.  Именно поэтому так важно способствовать развитию интереса к миру природы, бережному отношению к нему уже на этапе дошкольного детства. Важнейшей задачей деятельности педагога становится оказание помощи ребенку в понимании природного мира, формировании отношения к природе как живому организму, которому требуется забота.

Экологическое воспитание подрастающего поколения начинается со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми дети сталкиваются каждый день. По пути в детский сад или домой, играя во дворе или на даче — всюду можно найти множество интересных для изучения объектов живой природы. Одним из таких природных объектов для детей нашей группы стало дерево береза.

Проблема:  Недостаточный уровень развития представлений о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о её эстетическом, хозяйственном, оздоровительном значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения в природе.

Цель: формирование элементарных представлений детей младшего дошкольного возраста о значимости берёзы в природе и жизни человека, развитие бережного отношения к живой природе, к деревьям.

Задачи для детей: 

образовательные:

  • формировать у детей потребность соблюдать правила поведения в природе;
  • содействовать обогащению представлений детей о березе, как об объекте живой природы;
  • формирование бережного отношения к растениям;
  • развитие представлений о роли дерева березы в культуре русского народа;

развивающие:

  • развивать коммуникативную культуру детей;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать познавательный интерес и творческие способности детей  средствами проектной деятельности;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к русской природе и бережное отношение к ней;

Задачи для педагогов:

  • формировать проектную культуру;

Задачи для родителей:

  • привлекать родителей к участию в жизни группы и организации воспитательно-образовательного процесса.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: 

Развлечение для детей

Название итогового мероприятия проекта: «Подарок от Старичка-Лесовичка»

Продукты проекта: 

для детей:

  •  создание и творческое оформление лэпбука «Моя березка»;
  •  творческая работа совместно с родителями: оформление альбома «Все о березке»;
  • посадка саженца березы на территории прогулочного участка дошкольного учреждения;
  • развлечение для детей «Подарок от Старичка-Лесовичка».

для педагогов:

  • методическое обеспечение реализации проекта;
  • презентация проекта;

для родителей:

  • творческая работа с детьми: оформление альбома «Все о березке»;
  • участие в практической деятельности с детьми по посадке саженца березки на территории прогулочного участка;

Ожидаемые результаты по проекту: 

для детей:

  • сформирована осознанная потребность в соблюдении правил поведения в природе;
  • сформированы представления о березе, как объекте живой природы;
  • развиты представления о роли березы в жизни человека, ее практическое и эстетическое предназначение;
  • развито желание детей участвовать в познавательной и творческой деятельности;
  • развито стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенных видах деятельности (познавательная, продуктивная, коммуникативная, игровая)

для педагогов:

  • совершенствование проектной культуры;

для родителей:

  • установление эмоционального контакта с детьми в процессе выполнения совместной деятельности;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс.

Этапы работы над проектом:

1 этап - подготовительный

Участники проекта

Задачи этапа

Средства решения, мероприятия

Дети

Выяснить уровень развития представлений детей о деревьях, правилах поведения в природе

1.Наблюдение на прогулке «Деревья на нашем участке»;

2.Дидактические игры:

  1.  «Составь картинку и назови дерево»;
  2. «С какого дерева листок?»;
  3. «Разрешается — запрещается»;

3.Игра-викторина «Загадки о деревьях» (с использованием ИКТ-технологии)

Родители

Познакомить со структурой проекта, привлечь к участию в проекте

1.Информирование родителей о цели, задачах, продуктах и ожидаемых результатах проекта;

2.Привлечение родителей к оказанию посильной помощи в процессе реализации образовательного проекта

Педагоги

Разработать методическое обеспечение реализации проекта

1.Подбор, изучение теоретической и методической литературы по теме проекта;

2.Оформление лэпбука «Моя березка»;

3.Разработка методического обеспечения проекта (конспекты ООД, сценарий развлечения, конспекты бесед с детьми, мультимедийные продукты).

4.Подбор художественной литературы по теме проекта.

2 этап – основной

Понедельник

Участники

Цели и задачи

Виды деятельности

Дети

Формирование представлений о растительном мире, осознанной потребности в соблюдении правил поведения в природе

1.Дидактические игры по теме проекта (Приложение № 1):

  1. «Четвертый лишний»;
  2. «Угадай дерево по описанию»;
  3. «С какого дерева листок?»;
  4. «Собери дерево»;

2.Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в лес» с использованием мультимедийной презентации (Приложение № 2);

3.Пальчиковые игры (Приложение № 3):

  1. «Деревья»;
  2. «Ветер дует нам в лицо...»;
  3. «На что похожи листья?»

4.Экскурсия по территории детского сада «Какие деревья растут на территории детского сада?» ;

5.Подвижные игры для детей:

  1. «Кто быстрее добежит до дерева»;
  2. «У медведя во бору»

6.Чтение художественной литературы:

В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», Н.Чупрова «Под весенним солнышком во дворе у нас...».

Родители

Оказание помощи в приобщении детей к миру природы средствами творческой деятельности

1.Совместная деятельность с детьми по созданию странички в альбом «Все о березке» (иллюстрация, интересный факт о березке, загадка или пословица о березке).


Педагоги

Творческое оформление продукта проекта

1.Оформление альбома «Все о березке» в группе.

Вторник

Дети

Формирование представлений дошкольников о березе, как символе России

1.Чтение и разучивание стихотворения И.Агеевой «Белоствольная березка»;

2.Дидактические игры с детьми по теме проекта (Приложение № 1):

  • Игра-лото «Дерево - листок»;
  • «Бусы для березки»;
  • «Листики березки»;

3. Отгадывание загадок о березе (Приложение № 4);

4.Беседа с детьми «Пословицы и поговорки о березе»;

5.Организованная образовательная деятельность по рисованию «Березка» (Приложение № 5)

6.Чтение художественной литературы: А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую», И. Ищук "Береза", И. Наумов "Российская березка", Н. Чупрова "К березке"

Родители

Информирование родителей о значимости экологического воспитания дошкольников

1.Оформление папки-передвижки по теме проекта «Белая березка — символ Родины моей»

Среда

Дети

Формирование представлений о значении березы в жизни человека

1.Тематическая беседа с детьми «Береза в жизни человека» с использованием ИКТ-технологии;

2.Дидактические игры по теме проекта (Приложение № 1):

  • «Что из чего сделано»;
  • «Что хорошо для березы и что плохо?»;

3.Прослушивание музыкальных композиций: «Во поле березка стояла...», «Мы вокруг березки встали в хоровод», «Ай, да березка» (Т.Потапенко);

4.Рассматривание лэпбука «Моя березка» (Приложение № 6)

5.Подвижные игры для детей:

  • «Кто быстрее добежит до дерева»;
  • «Найди, где спрятано»;

6. Чтение художественной литературы:  «Как коза избушку построила»;  М.Скребцова «Разговорчивая березка»,  К.Паустовский «Подарок», Л.И. Горошкина «Березка»,  Л.Н. Сурнина «Песнь березе».

Родители

Приобщение родителей к формированию экологической культуры детей

1. Создание информационного буклета для родителей: «На прогулке и дома расскажите детям про берёзу»

Четверг

Дети

Формирование представлений детей о значении березы в жизни человека

1.Беседа с рассматриванием иллюстраций «Береза для пользы и красы»;

2.Повторение стихотворения И.Агеевой «Белоствольная березка»;

3.Составление рассказов на тему «Жила-была березка...»;

4.Подвижные игры для детей:

  • «Найди пару»;
  • «Кто быстрее добежит до дерева»;

5.Дидактические игры для детей (Приложение № 1):

  •  «Угадай дерево по описанию».
  • «С какого дерева листок»

6.Рассматривание лэпбука «Моя березка» (Приложение № 6);

7.Чтение художественной литературы: Н.Субботина «Всем береза нравится», В.Бианки «Волшебная береза», Э.Шим «Березовый кувшинчик».

3 этап - заключительный

Пятница

Дети

Обобщение представлений детей о березе

1.Беседа с детьми «Что мы узнали о березке?» (с рассматриванием альбома «Все о березке»);

2.Пальчиковые игры для детей (Приложение № 3):

  • «Деревья»;
  • «На что похожи листья?»

3.Дидактические игры по теме проекта  (Приложение № 1):

  • «Угадай дерево по описанию»;
  • «Собери дерево»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Что из чего сделано?»;

4.Развлечение для детей «Подарок от Старичка-Лесовичка» (Приложение № 7)

5.Подведение итогов проекта.

Родители

Приобщение родителей к выполнению совместной деятельности с детьми

1.Участие в развлечении «Подарок от Старичка-Лесовичка», оказание помощи в доставке саженцев березы в детский сад.

Педагоги

Подведение итогов реализации проекта

1.Создание презентации проекта «Люблю березку русскую...»;

2.Оформление продуктов проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический КВН «Люблю березку русскую»

Привлечь родителей к активному участию в воспитательно - образовательном процессе . Через малые формы фольклора , художественное слово , пение вызывать у детей и родителей чувства радости , восхишение...

Экологический проект «Люблю березку русскую»

Экологический проект «Люблю березку русскую»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 48» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познават...

Экологический проект для дошкольников «Люблю березку русскую»

Проблема: 1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.2. Несоблюдение правил экологически грамотно...

Экологическая папка-передвижка "Русская березка"

В папке собран материал для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с русской березкой.  Как детям, так педагогам и родителям будет полезен данный материал: история березки, загадки и ...

Экологический проект "Люблю березку русскую"

Экологический проект "Люблю березку русскую"...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Люблю березку русскую"

Конспект занятия является примерным для занятий в старшей и подготовительной группах и направлен на формирование  у детей культуры общения с природой и эстетического отношения к ней, уточняет ...